Труд души по стихотворению Н. А. Заболоцкого «Не позволяй душе лениться»

"Описание материала: "Урок по русской литературе для 8 класса казахской школы. "Тема урока: «Труд души по стихотворению Николая Андреевича Заболоцкого «Не позволяй душе лениться». На уроке была организована научно-исследовательская деятельность учащихся с применением имеющихся у учеников знаний принципов анализа стихотворного художественного произведения в единстве содержания и формы для выявления авторской позиции Н. А. Заболоцкого. Ученики учились анализировать, выделять главное, обосновывать...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КГУ «Школа- гимназия №43 имени Кумаша Нургалиева»

акимата города Усть-Каменогорск.

учитель русского языка и литературы

Кауменова Гуляим Мухтарбековна

Русская литература 8 класс

Тема: Труд души по стихотворению Н.А. Заболоцкого «Не позволяй душе лениться»

Тип урока: Урок-проект по лирике Н.Заболоцкого

Цели урока:

  • Обучающая - применение имеющихся у учеников знаний принципов анализа стихотворного художественного произведения в единстве содержания и формы для выявления авторской позиции Н. А. Заболоцкого.

  • Развивающая - развитие умений анализировать, выделять главное, обосновывать свои суждения.

  • Воспитательная - формирование собственной нравственной позиции.

Тип урока: Урок-проект по лирике Н.Заболоцкого

Оборудование: Портрет Н.Заболоцкого, сборники стихов Н.Заболоцкого, итоговые работы каждой группы: исследовательские работы, интерактивная доска, постеры, карточки, презентации.

Ход урока - проекта

I Мотивация.

Вступительное слово учителя.

Преданность своему делу была характерной чертой Н. Заболоцкого, и, несмотря на трудную жизнь и неблагоприятные условия для развития и проявления его таланта, он сумел вписать новое, весомое слово в русскую поэзию. Его литературное наследие сравнительно невелико - оно включает томик стихотворений и поэм, несколько томов поэтических переводов, произведения для детей, немногочисленные статьи и заметки о литературе. И за каждой его строкой встаёт образ сдержанного, не терпящего никакой позы, требовательного к себе, верного своим убеждениям, немного ироничного, проникновенного человека. А тем, кто пристальнее вглядится в личность Заболоцкого и вчитается в строки его стихотворений, откроется упорная работа мысли, преодоление страданий и сомнений, скрытая игра страстей и вдохновения.

- Мы с вами провели большую предварительную работу. При подготовке к уроку работали две отдельные группы. И сегодня вы поделитесь своими мыслями и выводами, к которым пришли в ходе исследования жизни и творчества поэта.

Цели проектов:

1. Изучить основные вехи биографии Н.А.Заболоцкого; дать обзор его поэзии, остановившись на главных темах творчества.

Выявить в творчестве поэта традиции русской классической поэзии; совершенствовать навык анализа лирического произведения, обобщения накопленных наблюдений над стилем и другими особенностями сравниваемых текстов.

2. Формировать у учащихся умения и навыки исследовательской деятельности с использованием материалов литературных источников; учить осуществлять отбор необходимой информации, строить гипотезы, обобщать, делать выводы. Осознать и оценить красоту и значимость поэтического дара Н.Заболоцкого; обратить внимание на мысль об ответственности каждого за сотворение в себе человеческого; о необходимости утверждения идеалов красоты, чести, совести.

В процессе работы над проектом были созданы группы учащихся по разным направлениям.

Группа 1.

Изучить основные вехи биографии поэта, дать обзор поэзии, используя различные источники.

Найти высказывания писателей и современников о личности и творчестве Н.Заболоцкого.

Группа 2.

Исследуя творчество поэта, представить в письменном виде исследовательскую работу по данному вопросу

Сообщение группы 1.

Жизненный путь Н. Заболоцкого (презентация)

Сообщение группы 2.

Творческий путь Н. Заболоцкого (презентация)

Слово учителя: Николай Алексеевич жил и творил в первой половине прошлого века. Мы живем в век научно-технического прогресса. Повезло нам? Безусловно, да. Сотовые телефоны, электронная почта, компьютеры и т.п. Живых собак заменяют роботы- собаки. В Японии одинокие люди покупают себе робота - друга, с которым можно сыграть в шахматы, излить душу, а если надоест, можно отключить и поставить в уголок. С одной стороны, вроде бы и неплохо, человек не одинок, но с другой, может ли робот заменить общение с живым человеком? Что отличает живого человека от робота? (Душа)

Душа… А что такое душа? Великие умы человечества бились над этим вопросом. Давайте и мы внесем свой вклад. Какие слова притягиваются к слову "душа" и создают его окружение? Возможно, это будут не только слова, но и звуки, жесты, цвета.

2) Индивидуальная работа.

3) Проверка результатов. Запись ассоциаций на доску.

4) Работа со значением слова.

Сделайте попытку сформулировать, что такое душа, используя те слова, которые мне удалось записать на доске.

Составляется одно общее определение.

5) Чтение работ. Группа предлагает свое определение.

Чтение учителем своего "определения" или подобранных .

А) Душа - поле борьбы добра и зла. (Л.Н. Толстой)
Б) Душа - внутренний, психологический мир человека, его сознание. (С.И.Ожегов. Толковый словарь русского языка)
В) Душа - это человек.

6) Работа со словом.

Учитель. Внутренний мир человека. Что может происходить в душе каждого из нас? Попытайтесь с помощью глаголов описать состояние души (по 2-3 глагола в каждый столбик)

Для работы предлагается заполнить два столбика: первый со знаком "+", второй со знаком "-".

+

-

радуется

страдает

ликует

тревожится

7) Чтение глаголов и их запись на доске.

Учитель. Я позволю себе добавить в каждый столбик по одному слову. В первый "трудится", во второй "ленится". Первое слово помогает нам самосовершенствоваться, а второе приближает нас к бездушным роботам. Сегодня мы поговорим с вами об этих состояниях души.

Учитель. Известный поэт Николай Алексеевич Заболоцкий тоже размышлял, как и вы, над словом "душа". У него есть стихотворение "Не позволяй душе лениться". С ним мы и будем работать в нашей мастерской. Почему, на ваш взгляд, "нельзя позволять душе лениться"? (до знакомства со стихотворением)

"Не позволяй душе лениться". Читает подготовленный ученик.

Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!

Гони ее от дома к дому,
Тащи с этапа на этап,
По пустырю, по бурелому,
Через сугроб, через ухаб!

Не разрешай ей спать в постели
При свете утренней звезды,
Держи лентяйку в черном теле
И не снимай с нее узды!

Коль дать ей вздумаешь поблажку,
Освобождая от работ,
Она последнюю рубашку
С тебя без жалости сорвет.

А ты хватай её за плечи,
Учи и мучай дотемна,
Чтоб жить с тобой по-человечьи
Училась заново она.

Она рабыня и царица,
Она работница и дочь,
Она обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!

  • К кому обращено это стихотворение? (Не только к читателям, но и к себе самому. Писал его уже смертельно больной человек, подводящий итоги своего жизненного пути и размышляющий об огромном смысле человеческого существования на земле).

  • В чем же заключается этот смысл для Заболоцкого? (В неустанном труде души). Как вы понимаете выражение "труд души"? (Воспитание в себе неравнодушия к страданию ближних, не примиряться с подлостью, несправедливостью, нечестностью). Запись в тетрадь: "Не позволяй душе лениться".

Учитель. А теперь приступим к работе в группах. У каждой группы есть задание, выполнять их вы будете вместе, обсуждая между собой. Каждая группа должна будет представить свой вариант ответа. Отвечать может один человек или несколько, все зависит от того, как вы решите представить ваш ответ. Итак, пусть ваша душа потрудится.

  • Задания для групп:

1 группа

  • Объясните значение слов и выражений.

  • 1) 1 строфа "чтоб в ступе воду не толочь".

  • 2) 2 строфа "тащи с этапа на этап", " пустырь", "бурелом", "ухаб".

  • 3) Найдите в тексте глаголы в повелительном наклонении. Перечислите их. Почему их так много?

2 группа

  • Объясните значение слов и выражений.

  • 1) 3 строфа "держи лентяйку в черном теле и не снимай с нее узды"

  • 2) 4 строфа "дать поблажку", "последнюю рубашку сорвет".

  • 3) Обратите внимание на то, какие знаки препинания преобладают в стихотворении. Как вы думаете, какова их роль в тексте?

Выступления групп.

  • Задание. О чем это стихотворение?

  • Какое настроение вызывает? С помощью каких средств создается это настроение?

  • О чем заставляет задуматься стихотворение? К чему призывает автор?

  • Какие мысли посетили вас после прочтения стихотворения?

Задание. Если бы вас попросили нарисовать иллюстрацию к этому стихотворению, что бы вы изобразили? Какие бы краски использовали? Какие образы и картины возникают в вашем воображении?



  • В группах ученики работают над постерами.



  • Защита постеров

Итоги урока:

  • Почему автор считает труд души необходимостью? ( Ответ в предпоследней строфе: иначе ты перестанешь быть человеком, именно наличие души делает нас людьми. Чтоб не стать людьми с "холодными мертвыми лицами", необходим этот постоянный, тяжелый внутренний труд).

  • - Какой прием лежит в основе стихотворения? (олицетворение).

  • Какие еще приемы использованы автором? (фразеологические обороты, повторы).

  • Какова роль последней строфы? (она является своеобразным итогом, заключением). Как построены две первые строфы? (на антитезе). Как ее понимать? (Душа - главное в человеке, растишь в себе душу, как ребенка, но рост этот возможен только путем неустанного труда, иначе душа умрет).

  • Сравните первую и последнюю строфы. Как называется такая композиция? (Кольцевая). В чем ее функция? (подчеркнуть идею стихотворения

Даже вопреки трагическим обстоятельствам жизни человек у Заболоцкого поднимается, если он сохранил "душу живу".

III Рефлексия

Учитель. Итак, ребята, ваша глубокая исследовательская работа помогла раскрыть ясность и гармоничность одного из самых загадочных поэтов XX века. Вы прекрасно потрудились, научились осуществлять отбор необходимой информации, строить гипотезы, обобщать, делать выводы. Всю это вы выполняли в процессе сотрудничества, в коллективной работе. И теперь, я думаю, пришёл момент, когда вы можете проявить себя каждый индивидуально.

Домашнее задание. 1. Стихотворение Н.А.Заболоцкого выучить наизусть.

2. Написать по желанию сочинение на тему «Труд души».











© 2010-2022