Мастерская по драме А. Н. Островского Гроза

Данная разработка посвящена творчеству  А. Н.Островского. Форма урока - мастерская. На данном уроке учащиеся работают над содержанием драмы "Гроза". Форма работы - групповая. На уроке формируются речевые компетенции учащихся, их стремление работать в группе, что означает умение слышать и слушать друг друга. Формируется навык работы с текстом и словом, умение отбирать главное, формулировать свою мысль в устной и письменной форме. А творческое задание развивает креативное мышление. Рефлексия позво...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Автор: Жулидова Надежда Иосифовна

Название образовательного учреждения: МАОУ- лицей 88, г. Екатеринбург

Предмет: Русский язык

Разработка урока по литературе в 10 классе.

Тема: Мастерская построения знаний и творческого письма по драме А.Н.Островского «Гроза».

Цель:

- формировать речевую компетенцию обучающихся;

- показать новаторство А.Н.Островского в изображении конфликта;

- работать с лексическим значением слова.

Тип урока: урок-мастерская (время - 2 урока).

Мастерская проводится на втором уроке по творчеству писателя, если на первом уже проговорен сюжет, поставлены вопросы об особенностях конфликта, смысле названия.

Участников мастерской можно сразу посадить по группам ( 4 группы по 5-7 человек вокруг столов).

При выступлениях групп нужно обязательно предусмотреть повторы, потому что все скажут об одном и том же по-разному - значит, появятся оттенки значений, лучше запомнят , и все успеют записать.

Занятие помогает осмыслить название драмы, понять и почувствовать причины и особености конфликта, объясняет необходимость «беседы» с критиком.

Домашнее задание перед проведением мастерской:

  1. Подумайте о значениях слова «гроза», о смысле названия драмы А.Н.Островского.

  2. Отметьте закладками те страницы, где появляются разные значения слова «гроза» или разные понимания этого явления.

  3. Перечитайте несколько указанных фрагментов пьесы. Подумайте: хотелось бы вам быть жителем или гостем города Калинова? Объясните устно свой ответ.

Ход мастерской.



  1. Вы когда-нибудь попадали под сильный дождь в грозу? Когда изо всех сил гремит гром и сверкают молнии… Вспомните и запишите свои впечатления и желания, возникшие в этот момент (3-4 минуты).

  2. В группах прочитайте друг другу, что вы записали.

Все записывают возможные впечатления (6-8 минут).

В это время на доске пишется эпиграф: «Где ты, гроза - символ свободы? Промчись поверх невольных вод» А.С.Пушкин.

2.1. Обсудите в группах, и пусть каждый запишет, какие значения и оттенки слова «гроза» вам знакомы. Учтите и найденные примеры (по домашнему заданию) из текста пьесы (5 минут).

2.2. Приготовьтесь выступить от группы: опишите возможные впечатления от грозы, возможные значения слова «гроза» (2 минуты).

2.3. Выступления групп (8-10 минут). Предупреждение: повторять уже названные значения обязательно - так , как записано в группе.

Записи в тетрадях могут быть, например, такими:

- Гроза - атмосферное явление, бурное ненастье с громом и молнией (словарь);

- бурные события, потрясене, беда;

- кто-то наводящий ужас, внушающий сильный страх;

- «смерть моя» (Катерина);

- «наказание посылается, чтобы мы чуствовали» (Дикой);

- Божий гнев;

- душевное смятение, буря чувств;

- символ свободы (см. у Пушкина);

- очищающая стихия, символ обновления, очищения и т.д.

3. «Темное царство» в «Грозе» А.Н.Островского.

3.1.). Перечитайте предложенные группе фрагменты и обсудите: прав ли был Н.А.Добролюбов, назвавший город Калинов «темным царством», и почему? Где признаки «темного царства» (или почему вы не соглашаетесь с критиком)? Перечислить свои аргументы - «микроцитаты».

Предлагаются следующие фрагменты:

1 группа. Кудряш и Шапкин (действие 1, явл. 1). Кулигин и Борис (действие 1, явл. 3; действие 3, сцена 1, явл. 3). Кулигин и Дикой (действие 4, явл.2).

2 группа. Дикой и его домашние, Дикой и гусар (действие 1, явл. 3 - в середине: Борис о нем). Дикой и Борис (действие 1, явл. 2). Кабаниха и Дикой (действие 3, сцена 1, явл. 2).

3 группа. Кабаниха и Катерина (действие 1, явл. 5 - в конце; действие 2, явл. 7). Кабаниха и Тихон (действие 1, явл. 1).

4группа. Феклуша и Глаша (действие 2, явл. 1). Феклуша и Кабаниха (действие 3, явл. 1). Жители Калинова на берегу Волги у галереи (действие 4, явл. 1).

При чтении фрагментов в группе можно использовать чтение в парах или тройках: каждый перечитывает только часть предложенных амтериалов, а другие лишь заглядывают, чтобы вспомнить. При обсуждении же записываются выводы по всем материалам (5-7 минут). (Получается по 3-5 цитат у каждого).

3.2.). Задание классу: запишите, что такое «темное царство» в городе Калинове (определение или краткое рассуждение с указанием признаков: это «темное царство», потому что…») (3 минуты).

3.3.). Предложения прочитываюся в группах и составляется одно общее определение или рассуждение (5 минут).

3.4.). Группы представляют свое определение, подкрепляя его кратким цитированием. Участники других групп (самое оригинальное, отсутствующее у них) дописывают (5-7 минут).

4.1. В сюжете драмы «Гроза» - гибель главной героини. А Н.А.Добролюбов писал, что в пьесе есть что-то «освежающее и ободряющее» (словосочетание записывается на доске и в тетрадях). Обсудите в группе и запишите все возможные вопросы к этой мысли Добролюбова (4-5 минут). Влпрос часто требует раъяснения.

Можно сформулироватьзадание и так: о чем бы вы спросили у критика, если бы услышали такое высказываение?

4.2. Чтение созданных в группах вопросов (запись вопросов ведется в тетрадях (можно и на доске) (6 минут).

4.3. Выберите один из всез записанных вопросов и ответьте на него в группе (3 минуты).

4.4. Выступление со своим ответом от группы (5 минут).

5.1. На специальных отдельных листах - создание текста-миниатюры на одну из тем по выбору (10 минут):

А) «Июль я провел(а) в городе Калинове…» (Продолжите письмо гимназиста однокласснику в Петербург. Год 1859-й.)

Б) Почему они такие? (Размышление о жителях города Калинова.)

В) Гроза бы здесь не помешала…(Размышления о нравах жителей города Калинова.)

5.2. Чтение написанных текстов по желанию - вслух (читают автор или педагог). Остальные можно развесить на стене, чтобы можно было подойти и прочитать. (Так можно начать и следующий урок.)

6. Рефлексия.

(Устно или письменно.) Просмотрев свои записи и вспомнив, как проходила мастерская, отметьте моменты, когда было трудно, было радостно, когда (чему?) удивлялись, когда хотелось спорить. Допишите еще 1-2 предложения - свои размышления о прошедшей мастерской. Можно предложить нарисовать отзыв.

Десятиклассники впервые работали на таком уроке, поэтому большинство отзывов связано с реакцией на этот тип занятия.

7. Домашнее задание после проведения мастерской.

«Как, девушка, не бояться! Всякий должен бояться», - говорит Катерина Варваре о грозе. Она боится и речей старой барыни, боится явиться грешницей перед Богом…)

На отдельном листе напишите развернутый ответ на вопрос: «Чего не боится Катерина?»

Методический комментарий

Что проявляется на мастерской?

1 задание. Вспоминая свои переживания, участики мастерской «оживляют» слово, делают его своим, приближаются к самочувствию героев драмы. Осмысляют, слушая друг друга, что каждый человек своеобразен и имеет на это право. Все оказываются друг другу интересны, каждый - ценен.

2 задание. Работа над словом. Собирая значения слова «гроза», постараться учесть как можно больше оттенков значения.

3 задание. Работа с текстом произведения. Осмысление понятий. Предлагается работа с осмыслением метафоры «темное царство». На основе конкретных прочитанных фрагментов текста делается самостоятельный вывод о причинах появления слов Добролюбова. Есть возможность и не согласиться с критиком, что некоторые и сделали. Вступая таким образом в диалог с критиком, мы собираем единую и противоречивую картину жизни в городе Калинове, где рядом с прекрасной Волгой несчастны люди. И отмечаем это противоречие.

Просим выписывать отдельные цитаты - минимальные необходимые части текста, что твердо и точно подтверждает вашу мысль о признаках «темного царства» - или их отсутствии.

Выполняя задания в группе, придется объяснять другим, зачем эта мысль нужна, о чем она свидетельствует. Тем самым оттачивается умение аргументировать свое мнение, выслушивать и оценивать чужое, дополнять свои выводы, анализируя свои и чужие умозаключения, опираясь больше всего на текст художественного произведения.

4 задание. Введение нового текста. Предлагаемая мысль Добролюбова о том, что в драме, где гибнет героиня, есть нечто «освежающее и ободряющее», вызывает в группах недоумение. Одновременно учимся задавать вопросы, что оказывается довольно сложно.

5 задание. Творческий этап перенесения в другую эпоху (творческое письмо). Названия тем для небольших текстов ориентированы на разные возможности, умения и предпочтения учащихся. Многих привлекает игровая форма - жанр письма от лица гимназиста 19 века.

6 задание. Рефлекия. Обязательно нужно предложить прочитать свою работу в классе, а потом высказаться о мастерской. Достаточно выслушать желающих. Остальные работы (в зависимости от наличия времени)могут быть прочитаны вслух, вывешены в классе на следующем уроке или вынесены на классный час. Они могут стать предметом для общего разговора о нравственных ценностях.

Материалы к мастерской.

  1. Материал (указание фрагментов) выдается для выполнения домашнего задания перед мастерской.

  2. Материал испльзуется при выполнении задания № 3 для работы в 4 группах.

1 группе.

Кудряш и Шапкин (действие 1, явл. 1). Кулигин и Борис (действие 1, явл. 3; действие 3, сцена 1, явл. 3). Кулигин и Дикой (действие 4, явл.2).

2 группе.

Дикой и его домашние, Дикой и гусар (действие 1, явл. 3 - в середине: Борис о нем). Дикой и Борис (действие 1, явл. 2). Кабаниха и Дикой (действие 3, сцена 1, явл. 2).

3 группе.

Кабаниха и Катерина (действие 1, явл. 5 - в конце; действие 2, явл. 7). Кабаниха и Тихон (действие 1, явл. 1).

4группе.

Феклуша и Глаша (действие 2, явл. 1). Феклуша и Кабаниха (действие 3, явл. 1). Жители Калинова на берегу Волги у галереи (действие 4, явл. 1).





© 2010-2022