Научная работа Специально не придумаешь или смешные ошибки в сочинениях пятиклассников

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Научные работы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Научно-исследовательская работа




«Специально не придумаешь» или «смешные» ошибки в школьных сочинениях пятиклассников



Автор: Чубарев Илья

Россия, г. Иркутск

МБОУ г. Иркутска СОШ №12

5 класс


Руководитель: Лазарева Наталья Вячеславовна

учитель русского языка и литературы

МБОУ г. Иркутска СОШ №12



г. Иркутск

2015 г.


Содержание:

1. Введение. ……………………………………………………………………….3

2. Глава 1. Грамматические, стилистические и речевые ошибки. Причины их возникновения. ……………………………………………………………………5

3. Глава 2. Примеры «того, что специально не придумаешь». ………………..7

4. Глава 3. Как бороться с «небылицами» в творческих работах? …………..11

5. Заключение. …………………………………………………………………..13

6. Список литературы. ………………………………………………………….14

Введение.

Русский язык - один из наиболее распространенных и богатых языков мира. Именно на русском языке были написаны общепризнанные шедевры мировой литературы, такие как: "Евгений Онегин" А.С. Пушкина, "Война и мир" Л.Н. Толстого, «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского и многие другие известнейшие произведения.

Ни в одном из языков нет такого богатства слов как в русском. Русский язык богат на синонимы, омонимы, антонимы и различные образные средства выражения, например: сравнения, метафоры, эпитеты и многие другие. Это даёт возможность очень точно выражать свои мысли. Ни один язык не обладает таким разнообразием оттенков смыслов слов как русский, что делает этот язык очень красивым, лаконичным и мелодичным.

Русский язык вызывает восхищение не только у русских, но и у мировых классиков. «Русский язык - язык, созданный для поэзии, он необычайно богат и примечателен главным образом тонкостью оттенков», - такое определение дал известный французский писатель Проспер Мериме.

На наш взгляд, именно «тонкость оттенков» не позволяет нам, пятиклассникам, выразить достойно свою мысль в наших творческих работах, в частности, в сочинениях. Нам хочется красиво выразиться, блеснуть умением красочно сравнить один предмет или явление с другим, подобрать красочное прилагательное или метафору, но это, к сожалению, не всегда получается на практике. «Красивое» превращается в «то, чего не может быть». Например: «Тенек сидит, протянув ноги», «прежде чем рисовать, надо было сфотать», «лес затих от глаз до ушей». Такие ошибки мы еще называем «смешными», «смешными небылицами» или «специально не придумаешь», хотя по правилам русского языка они называются речевыми, стилистическими и грамматическими. Но научиться красиво и точно выражать свою мысль, мы все-таки хотим. Этим обусловлена актуальность нашего исследования.

В связи с вышесказанным цель нашей работы - проанализировать грамматические, стилистические и речевые ошибки школьников пятых классов, понять каких больше и почему.

К задачам, стоящим на пути к достижению цели, относятся:

- дать определение и понять, какие ошибки называются «грамматическими», «речевыми» и «стилистическими»;

- рассмотреть их, приведя примеры из работ школьников;

- предложить методы борьбы с ними.

Объект исследования - умение уместно употреблять слова, в том числе и различные образные средства языка в письменных работах учащихся пятых классов.

Предмет исследования - ошибки «специально не придумаешь» в сочинениях пятиклассников.

Гипотеза - ошибки под названием «то, что специально не придумаешь» или «смешные» относятся к стилистическим, речевым и грамматическим.

Методы исследования - анализ, классифицирование, сравнительный анализ.

Новизна предлагаемой работы состоит в том, что примеры взяты из сочинений самих учащихся, моих ровесников, то есть носителей языка, близких мне по уровню его владения.










Глава 1. Грамматические, стилистические и речевые ошибки. Причины их возникновения.

В настоящее время, как известно, нет единого подхода к классификации грамматических ошибок и речевых недочетов. Поэтому здесь требуется оговорка. Поскольку грамматика - раздел лингвистики, изучающий «строй языка», т.е. систему «морфологических категорий и форм, синтаксических категорий и конструкций, способов словопроизводства» [3], то, соответственно, к грамматическим ошибкам мы будем относить такие, которые связаны с нарушением структуры языковой единицы: слова, словосочетания, предложения, - то есть нарушение словообразовательных, морфологических и синтаксических норм.

То есть, говоря языком пятиклассника, грамматические ошибки - это такие ошибки, которые появляются при неправильном сочетании слов в словосочетании или словосочетаний в предложении.

Приведем пример: это придает картине большего смысла и понимание; грибы лежал в корзине.

В первом примере неправильно использовано согласование прилагательного с существительным (смысл не может быть большим или меньшим, правильно бы было употребить больше смысла) и нет соответствия в падеже существительных (в Р.п. и И.п., соответственно, верным будет: смысла и окончания).

Во втором - нет соответствия в числе существительного и глагола. (Если, конечно, это ни лицо кавказской национальности произносит.) К тому же, мы думаем, что при описании картины используется настоящее время глагола.

Сделаем поправку и на то, что точно разграничить грамматические и речевые ошибки эксперту сложно, потому что он не может установить причину нарушения норм. Не зная детей, писавших работу, в ряде случаев нельзя быть полностью уверенным в том, чем вызвано появление той или иной ошибки: особенностями речи данного носителя или незнанием языковых норм. Так, например, второй приведенный пример грамматической ошибки, можно посчитать за, так называемую, «описку». Ведь все знают, что гриб - лежит, а грибы - лежат.

Основными причинами появления подобных грамматических ошибок, на наш взгляд, являются:

  1. Торопливость (на уроке боятся не успеть дописать и переписать с черновика на чистовик, дома - не успеть погулять или позаниматься другими «более интересными» делами).

  2. Невнимательность.

  3. Нежелание проверить себя лишний раз.

  4. Не умение задать вопрос от главного слова к зависимому (для совпадения окончаний в роде, числе и падеже).

  5. Путаница при склонении слов, при образовании форм единственного и множественного чисел, употреблении времен.

Речевая ошибка - ошибка, связанная с неверным или не с самым удачным употреблением слов или фразеологизмов. [1, a]

Основные причины речевых ошибок:

1. Непонимание значения слова;

2. Лексическая несочетаемость (то есть слова не сочетаются по смыслу);

3. Употребление синонимов, омонимов, многозначных слов;

4. Многословие;

5. Лексическая неполнота высказывания;

6. Неправильное употребление новых слов или устаревших слов, слов иноязычного происхождения, диалектов, разговорных и просторечных слов, профессиональных и тому подобные.

Например: На пейзаже нарисована картина, на которой стоит береза, в окружении своих подружек. Однако картина и пейзаж в данном случае являются синонимами. А картины не рисуют, их пишут. А слово «нарисовать» в среде художником является оскорбительным, то есть один собеседник, произнося его, сомневается в способностях или одаренности другого.

Если человек стремится в полной мере овладеть всеми возможностями языка и типами речевой культуры, то он должен освоить все стили речи, причём не допускать не только орфографических, пунктуационных, орфоэпических и т.д., но и стилистических ошибок.

Стилистические ошибки - это, с одной стороны, употребление неуместных в данном стиле языковых средств, а с другой - нарушение требований ясности, точности, краткости, богатства и выразительности. [1, d]

Приведем примеры. Если учесть то, что школьное сочинение относится к книжному художественному стилю, то в предложении: «Игорь Грабарь ходил по лесу и наткнулся на белоствольную красавицу-березу», - слово «наткнулся» уместно заменить синонимами «увидел», «и вдруг предстала пред ним» или другими подходящими по стилю.

К причине появления таких ошибок относится незнание или неумение определять стили речи, видеть их отличительные особенности и знать их функции.

Вывод по главе.

Отличительной особенностью художественного стиля является использование образных средств выражения мысли, а функцией - воздействие на воображение читателя или слушателя. И, казалось бы, школьники это знают и понимают. Во всяком случае, на устные вопросы учителя по стилям, их особенностям, функциям и области применения, может ответить каждый ученик. Но, исходя из высказывания Мериме, приведенного нами во введении, это всё богатство слов, их значений и оттенков, а также форм, и является основной причиной исследуемых в этой работе ошибок пятиклассников в сочинениях.

Глава 2. Примеры «того, что специально не придумаешь».

Мы считаем, что такие ошибки, как речевые, стилистические и грамматические наиболее часто встречаются в таких творческих школьных работах, как сочинение.

Сочинение само по себе - это вид письменной школьной работы, представляющий собой изложение своих мыслей, знаний на заданную тему. В учебном процессе чаще всего используются сочинения по литературе (по тексту), сочинения-миниатюры, сочинения-рассуждения на заданные темы («Особенности сюжета русской народной сказки в произведении А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»), сочинения-описания по картинам («Летом» А. Пластова, «Цветы, фрукты, птица» Ф. Толстого, «Февральская лазурь» И. Грабаря), сочинения-описания какого-либо предмета. Все перечисленные выше виды работ мы выполняли в первом полугодии обучения в пятом классе и именно их возьмем в качестве примеров в нашем исследовании.

Традиционно допуском к экзамену по русскому языку является написание сочинения по литературе на предложенные Министерством Образования темы. Поэтому считаем актуальным на сегодняшний день анализ изучаемых ошибок.

Мы изучили интересующие нас ошибки 30 учащихся пятого классе в двух сочинениях-описаниях, упомянутых выше. Отразили некоторые из них (наиболее интересные с точки зрения «невероятности происхождения») в таблицах и прокомментировали предполагаемые причины их появления, предположили правильные варианты, сравнили, каких ошибок больше.

Речевые ошибки

Примеры

Комментарий

«Когда Грабарь ходил по лесу в поисках вдохновения, то у него упала палка».

Нет причинно-следственных отношений между простыми предложениями в составе сложного. Получается, что палка упала из-за того, что Грабарь ходил по лесу и искал вдохновения.

«Поэт нагнулся и увидел белокурую красавицу. Это была береза».

Между предложениями нет логики, не понятно: то ли береза очень маленькая, то ли человек - великан.

«Морозный воздух ощущается, глядя на снег. Он кажется свежим ароматным и чистым».

Глядя на снег, невозможно ощутить морозность воздуха. Не понятно, что кажется ароматным и чистым - снег или воздух.

«День ясный, и такой чистый. Что даже ни одного облачка на небе. Воздух создает ощущение весны».

Даже если слово «чистый» употреблено как метафора, то смысла в предложении всё равно нет, нет лексической сочетаемости. Между 1 и 2 предложениями нет логической связи. Последнее предложение очень коротко, нет полноты высказывания, поэтому - некрасиво.

«Хотя изображен февральский день, но на картине мало цветов снега», «Воздух был морозный от него шел природный запах», «Праздничный воздух придает свободы».

Не правильно и бессмысленно употреблены слова (лексическая несочетаемость слов, нет смысла): каких цветов мало и почему, какой такой «природный запах воздуха», как воздух придает свободу. Возникает много вопросов, на которые нет логичных ответов.

«А так же возле прозрачной вазы свисает красная смородина».

Не понятно, как такое может быть: сама по себе свисает? На картине веточка свисает с края стола.

«На пейзаже нарисована картина, на которой стоит береза, в окружении своих подружек».

Пейзаж - это и есть картина (незнание синонимов); неверное употребление слова «нарисована» - картины пишут.

Грамматические ошибки

Примеры

Комментарий

«Это картина с ярко рыжим фоном».

Правильнее было бы « фон картины ярко-рыжего цветы». Неправильное построение слов в предложение, неуместное употребление предлога «с».

«Листья винограда зеленые, насыщенные цветом».

Слова поменяны местами, нет сочетания прилагательного с существительным. Пример: «Листья винограда насыщенного зеленого цвета».

«Это придает картине большей жизни».

Неуместное употребление прилагательного «большей», правильнее наречие «больше».

«Головка у птицы светло-голубого цвета, переливаются с коричнево-бордового».

Неправильное употребление слов (нет грамматической связи со словом «переливаются»), неправильное построение предложения. Пример: «Головка у птицы переливается разными оттенками: от светло-голубого до коричнево-бордового».

Стилистические ошибки.

Примеры

Комментарий

«Игорь Грабарь ходил по лесу и вдруг наткнулся на березу».

Неуместное употребление слова «наткнулся» (разговорное), можно заменить «увидел», «предстала во всей красе» и т.п..

«Федор Толстой начал свое художество с работы воском».

Создается впечатление, что автор данного предложения умаляет творческие способности художника(профессиональное, разговорное, обидное). Правильно было бы употребить слово «творчество».

«Глядя на эту картину, так хочется глотнуть воду из вазы».

Неудачное сравнение (смешение разговорного и художественного стилей).

Вывод:

Из представленных нами таблиц с примерами разных видов ошибок «специально не придумаешь» можно сделать следующее заключение: примерно 65% - занимают речевые ошибки, 20% - грамматические и 15% стилистические.

Почему же речевых ошибок гораздо больше, чем грамматических и стилистических? Ответить на этот вопрос со 100%-ой уверенностью сложно. Поэтому у нас есть только предположение.

Допустим, что 30 испытуемых пятиклассников в большей или меньшей степени умеют различать стили речи, и знают, какие слова в них уместно или неуместно употреблять. Пусть даже на уровне интуиции.

Грамматические ошибки им помогает избегать (по их мнению) знание падежей и чисел существительных и прилагательных, что последние сочетаются с первыми в одной и той же форме, знание морфологических и синтаксических разборов.

На вопрос: «Как вы думаете, почему в ваших работах встречаются речевые ошибки?», были даны следующие варианты ответов по предложенным вариантам:

  1. «Мы еще только пятиклассники и всего не знаем, только учимся». (18 человек)

  2. «Словарный запас не достаточно большой, чтобы выразить свою мысль». (3 человек)

  3. «Не научились в полной мере пользоваться образными средствами языка». (5 человек)

  4. «Не всегда знаем, когда и как правильно употреблять то или иное слово или их сочетание». (2 человека)

  5. Свой вариант ответа. («Лень» - 1 человек, «Мне это не интересно» - 1 человек).

На вопрос: «Готовы ли вы бороться с речевыми, грамматическими и стилистическими ошибками и почему?», мы получили следующие ответы:

  1. Готовы из-за оценки (8 человек - 27%).

  2. Готовы, чтобы быть грамотными (9 человек - 30%).

  3. Готовы, чтобы быть грамотными и из-за оценки (11 человек - 37%).

  4. Мне все равно (2 человека - 6%).

Общий процент неравнодушных к грамотности своей речи составил 28 человек, то есть 93%.

Можно предположить, что ответы учащихся обдуманы и правдивы, так как опрос был анонимным, и на раздумье давалось 10 минут.









Глава 3. Как бороться с «небылицами» в творческих работах?

На этот вопрос мы искали ответа у родителей, одноклассников и учащихся старших классов. Мы не прибегали к классическим рекомендациям специалистов, так как нас интересует именно мнение обычных людей, желающих улучшить качество устной и письменной речи, в чем они видят решение данной проблемы.

Как свести речевые ошибки до минимума или не допускать их вообще:

  1. Надо больше разговаривать, выступать перед классом или аудиторией больше;

  2. Стараться больше читать и пополнять свой словарный запас;

  3. Смотреть познавательные передачи;

  4. Не смотреть «тупые» мультфильмы и художественные фильмы;

  5. Если не знаешь лексического значения слова, то не стоит его употреблять в речи, не посмотрев значение в словаре;

  6. Самостоятельно тренировать в подборке синонимов и применении метафор, не бояться экспериментировать;

  7. Стараться полностью высказывать свою мысль;

  8. Не использовать слова-паразиты (есть, короче, вот так вот и другие);

  9. Уметь отличать многозначные слова и омонимы;

  10. Всегда выполнять домашнее задание;

  11. Стараться самостоятельно писать сочинения;

  12. Обязательно прочитывать написанное.

Как не допустить грамматические ошибки:

  1. Больше читать;

  2. Не лениться и быть внимательным;

  3. Выполнять домашние задания;

  4. Знать, как образуются слова (словообразование) и сочетаются друг с другом;

  5. Знать морфологические разборы всех частей речи;

  6. Не лениться учить орфографические и пунктуационные правила;

  7. Знать части речи и члены предложения.

Способы решения проблемы со стилистическими ошибками:

  1. Знать стили русского языка, их опознавательные приметы, функции и где используются;

  2. Обогащать словарный запас;

  3. Знать лексическое значение употребляемых слов;

  4. Тренироваться в создании текстов разных стилей;

  5. Читать литературу, относящуюся к разным стилям.

Вывод:

Как видно, методов, помогающих бороться с разными видами изучаемых ошибок, множество. И каждому человеку подходит свой определенный стиль. Однако все опрошенные согласны с тем, что надо больше читать художественную литературу, не стесняться выражать свое мнение, не лениться в выполнении домашних заданий (именно они закрепляют приобретенные нами знания и умения).











Заключение.

В своей работе мы поставили цель - проанализировать грамматические, стилистические и речевые ошибки школьников пятых классов, понять каких больше и почему. Благодаря решению определенных задач смогли ее достигнуть.

Мы выяснили, какие ошибки называются грамматическими, речевыми и стилистическими. Методом анализа и сравнения пришли к выводу, что речевые ошибки в творческих работах пятиклассников допускаются в три раза чаще грамматических и в четыре - чаще стилистических. Нашли тому подтверждение, исследовав два сочинения-описания школьников, наиболее «интересные» представили в таблицах.

Причем, стоит отметить, что именно эти разновидности ошибок специально не придумаешь.

Объясним: кажется, что голова думает правильно, и когда читаешь своё сочинение, то оно кажется тебе грамотным и красивым с точки зрения употребления слов. В то же время они вызывают улыбку или даже смех, когда после проверки учитель зачитывает некоторые фразы из наших работ. Таким образом, гипотеза - ошибки под названием «то, что специально не придумаешь» или «смешные» относятся к стилистическим, речевым и грамматическим - нашла свое подтверждение.

Интересен и тот факт, что школьники, в большинстве своем, понимают причины речевой безграмотности и готовы с нею бороться не только ради оценок, но и просто для того, чтобы грамотно пользоваться родным языком. Разные виды опроса показали, что процент равнодушных всего 7% (2 человека из 30). Мы понимаем, что в разных классах проценты могут распределяться по разному, но хочется надеется, что людей, стремящихся к грамотности своей речи, всегда больше, чем тех, которым все равно, как говорить («велосипед» или «лисапет», ведь он в любом случае мотоциклом не станет).




Список литературы:

  1. Орфографический словарь: Для учащихся сред. шк. - 41-е изд. / Д.Н. Ушаков, С.Е. Крючков - М.: Просвещение, 1990.

  2. Ресурсы интернет:

  1. 4brain.ru/blog/речевые-ошибки-виды-причины-примеры;

  2. licey.net/russian/culture;

  3. examen.ru/add/School;

  4. gramma.ru.

  1. Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. / Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М. Шанский}. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2014.

  2. Словарь русского языка: 70000 слов / С.И. Ожегов. Под ред. Н.Ю. Шведовой. - 21-е изд., перераб. и доп. - М.: Рус. яз., 1989.

  3. Языкознание. Большой энциклопедический словарь / Под ред. В.Н. Ярцевой. 2-е изд. М.: Большая Российская энциклопедия, 1998.







15


© 2010-2022