«Развитие познавательной активности на уроках русского языка»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Статья

«Развитие познавательной активности на уроках русского языка».

Деятельность учителя направлена на постоянное совершенствование учебного предмета, поиска приемов обучения языку. Без активного вовлечения детей, трудно достичь результата от учебного процесса (урока). Прочность знаний тесно связана с тем, насколько самостоятелен ученик в решении учебных задач. Осмысление и усвоение материала происходит тогда, когда активная роль в приобретении знаний отводится самому ученику.

На данный момент урок остается основной формой организации учебной работы. Хотелось бы остановиться на следующих приемах, которые, на мой взгляд, являются наиболее эффективными, помогающими активировать мыслительные способности учащихся.

В начале урока учитель предлагает образцы предложений - моделей, а также тексты. Это могут быть высказывания выдающихся писателей. Учащиеся могут завести отдельную тетрадь под названием: «Ни дня без мудрой мысли». Каждый учитель может выбрать тексы из художественной литературы с учетом возможностей класса. Каждый последующий урок можно возвращаться к тексту и повторять на его основе грамматические темы. Дети на очередном уроке пишут тексты по памяти и тем самым запоминают. Образцы высокохудожественных текстов обогащают речь учащихся и учат быть внимательней к слову. Выученные тексты дают возможность школьникам чувствовать себя на уроке участниками общего дела.

Для индивидуальной работы с классом учитель должен иметь представления о пробелах в знаниях. Поэтому ребёнок на уроке заводит карточку, где записывает слово, в котором была допущена ошибка в контрольной работе. Таким образом, ученик готовить карточку со словарной диктовкой, которая может быть использована им на последующих уроках, проводя с учащимися словарную диктовку.

Учащиеся часто допускают ошибки, т.к. не видят в какой морфеме трудное место. На мой взгляд, надо проводить как можно чаще с ребятами работу по выделению морфем и говорить об опасных случаях правописания. Для этого в готовых текстах ребятам предлагается выделить, например, корни в самостоятельных частях речи. На следующем этапе цифрами обозначить орфограммы, заранее проговорить какие орфограммы могут встретиться в тексте. Можно в дальнейшем задачу усложнить: на слух определяют орфограмму и записывают цифры в виде цифрового диктанта. Работу учитель может разнообразить, но эффективность, на мой взгляд, несомненна.

Учителя часто используют прием самопроверки на уроках русского языка. Я думаю, эта работа приносит пользу в случае системности. Проверить себя можно по-разному: по орфографическому словарю, по готовому тексту, по учебнику. Ученик сам проверяет и сам ставить себе оценку. Ребёнок дает рефлексию своей деятельности, более критично относится к работе и мотивирует себя к безошибочному написанию.

Проводя анализ контрольных работ, важно не только объяснить ошибку, но и привести примеры свои. Этому нужно учить детей. Чем чаще дети приводят свои примеры, тем осознаннее они усваивают орфограммы. Ученики становятся в позиции исследователя, а это и создает ту активность, без которой немыслим процесс обучения.

Учитель задает вопросы по теме урока и ребята отвечают на них. Но для развития самостоятельности значительно полезнее будет, если они сами будут задавать вопросы. Тем самым учитель учит детей творчеству и учит управлять своими мыслительными процессами, подготавливая их к самообучению.

Если позволит время на уроке, желательно проводит комплексный анализ текста. Этот вид работы учит детей систематизировать знания, что поможет им при подготовке к экзаменам.

В начале урока традиционно проверяется домашнее задание. Широко используется взаимопроверка, когда учитель или заранее подготовленный ученик дает правильный вариант выполнения задания, а остальные исправляют неверное написание, оценивают работу, делают запись «проверено в класс». Ученик может выбрать, на свой взгляд, трудные случаи и провести диктовку. Это интересная работа, потому что можно проследить работу над материалом ученика. Если проверяется творческое задание, остальные могут дать рецензию на ответ.

Объяснение материала составляет его главную часть. Учитывая возрастные особенности школьника и целям урока, будут использоваться разные методы. Учитель может использовать проблемное обучение, объяснительно-иллюстративный метод, исследовательский, частично-поисковый. (по терминологии И.Я. Лернера).

Эффективно проходит изучение нового по заранее подготовленной на доске программе (что надо делать - что надо знать). Прописывается практика и теория на доске. Во второй части доски записываются вопросы к параграфу, на которые учащиеся должны ответить по мере изучения материала. Задания могут иметь градацию разной сложности. Те, кто раньше справится с заданиями, могут сделать творческую работу.

Примерно на 25-30 минуте начинается закрепление изученного материала. При первоначальном закреплении идем от простого к сложному, по схеме: воспроизведение, тренировка, творческое закрепление. Формы закрепления могут быть разные, вот некоторые из них: выполнение упражнений учебника дифференцированно; составление учеником карточки для проверки знаний своего соседа по парте или класса; комментированное письмо; разного вида диктанты:свободный,предупредительный,объяснительный, восстановленный, творческий,выборочный,выборочнораспределительный,буквенный;сочине ния-миниатюры, комплексный анализ текста и др.

Домашнее задание только тогда будет приносить пользу, если оно будет четко и дифференцированно осмысленно учителем и учеником.





© 2010-2022