Внутренний мир главной героини и его представление в повести Илги Понорницкой «Эй, рыбка!»

Наши дети сейчас не ценят школьные годы, а напротив мечтают побыстрее повзрослеть. К тому же, сегодня в школьной программе по литературе довольно редко встречаются произведения о школьных годах. Современная повесть «Ой, Рыбка!» Илги Понорницкой 2011 года позволяет окунуть детей в мир горестей и радостей школьной поры и тем самым позволяет соотнести с самим собой, помогает задуматься об этой уходящей поре и привнести в нее много нового и интересного. Эта повесть о 5 классе и их учителе русского я...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Е.М.Медведева,

ВНУТРЕННИЙ МИР ГЛАВНОЙ ГЕРОИНИ И ЕГО ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

В ПОВЕСТИ ИЛГИ ПОНОРНИЦКОЙ «ЭЙ, РЫБКА!»

Действие в повести происходит в наше время в провинциальном маленьком городке. Героиня кажется наивной и простодушной, ее искренность вызывает насмешки одноклассников и недоумение взрослых. Однако эти качества помогают ей быть «настоящей» - защищать справедливость, бороться за себя и за своих друзей [Детская библиотека: электронный ресурс].

Имя главной героини на протяжении повести остается неизвестным читателю. Всего лишь «Рыбка», как называет ее сторож Генсаныч. Именно от ее лица ведется повествование о нелегкой школьной поре.

Шестой «А» класс, в котором учится Рыбка представляет собой разрозненный коллектив со своими шалостями и совсем не детскими шутками. Достаточно вспомнить происшествие на перемене, когда все портфели оказались выброшенными в окно. И лишь единственная ученица Катя Павлова вызывается на помощь Сашке Боброву принести рюкзаки в класс. Эта ситуация не может оставить Рыбку равнодушной. Ее сердце переполняется обидой и даже завистью: «Никогда не смогу я так сказать при всех: - можно я пойду помогу? Горечь разрастается внутри меня, на уровне груди, на уровне горла, выше, выше. Нет надежды. Катя вне конкуренции» [Понорницкая: электронный ресурс]. Она догадывается, что инцидент произошел по вине Боброва: «Кто бы еще так ловко оттянул начало урока?» [Понорницкая: электронный ресурс]. От особой растерянности учитель русского языка и литературы Григорий Деевич, по прозвищу Кирпич, забыл с чего он собирался начать на уроке и случайно называет Катю Павлову на «вы», что не меньше задевает чувства главной героини.

Еще ребенок, она начинает рассуждать о таких понятиях, как любовь и дружба: «В детстве любовь сродни дружбе, дружба сродни любви, и выбор предмета не зависит от пола, а может быть, от возраста и от чего угодно. Кто-то за нас выбирает, к кому нам привязаться всем сердцем, да и вообще всем, что у нас там есть внутри, и сколько бы лет ни прошло, мы никогда не усомнимся в том, что выбор был правильным» [Понорницкая: электронный ресурс]. Илга Понорницкая наделяет эту девочку чуткостью и богатым воображением. Никто из героев повести не ведет внутренний монолог так образно и лаконично, как это делает сама Рыбка.

«И я чувствую, как моя любовь разливается чем-то тяжелым и мне становится трудно двигаться. Вся я - только вместилище этой любви» [там же]. По мнению Дж. Байрона, «дружба - это любовь без крыльев». [Афоризмы. 1999: 230]. Так и для героини дружба и любовь - неразделенные понятия, не существующие отдельно. Такие чувства она испытывает к Ирке, ее подруге.

Обида и детская неприязнь по отношению к Кате Павловой не покидает Рыбку, не зря существует высказывание, что инициатива наказуема. Ирка и Рыбка желают наказать Катю, задумывая наловить в спичечные коробки тараканов, чтобы незаметно сунуть в портфель Кате Павловой, ну и заодно подкинуть их неуклюжему Гене Минаеву, Ване Корневу и Кирпичу.

В теплице, где обычно ученики сортируют семена и поливают рассаду, или подметают пол, невероятно скучно главной героине, если бы не единственная радость - золотые рыбки в аквариуме на столе в углу. Эти рыбки привносят в жизнь главной героини иной смысл. Внутреннее состояние ее заметно меняется, когда она рассказывает о рыбах: «…и я рассказываю друзьям про рыб. И сразу становится легко, как будто рыбы в запущенном аквариуме жили где-то внутри меня, и мне было тяжело носить их в себе. А теперь о рыбах знают Ирка с Бобровым. Неужто от этого может быть так хорошо?» [Понорницкая: электронный ресурс]. Чувства радости переполняют душу девочки. Теперь забота о них была главной целью посещения столь ненавистной теплицы. Но однажды, придя в теплицу, Рыбка, Ирка и Бобров видят ошеломляющую картину: в аквариуме нет ни воды, ни рыбок. Ребята начинают все обдумывать, пытаются понять, кто мог поливать водой цветы из аквариума…

Вылитые из аквариума рыбки вызывают в героине чувство отчаяния и даже оцепенения. «Дальше, наверно, я перестала соображать. Была минута, когда не было ничего. Не было меня, и не было друзей, стоявших рядом. Не было моих родных, ждавших меня дома с ужином. Были мои рыбки, телескопы, умершие в жирной, все время удобряемой земле. Не думая, что это стыдно я громко плакала, понимая, что ничего не смогу сделать» [Понорницкая: электронный ресурс]. Ведь без них Рыбка не представляла своей жизни. Совсем не осознавая ситуацию, Ирка предлагает раскидать семена.

«Из-за цветов они убили рыбок. Как ненавижу я цветы!» - произносит главная героиня. Какая бы злоба не переполняла героиню за рыбок, она не сразу дает клятву Ирке и Боброву не работать в школьной теплице. За это время героиня успела «прикипеть» к рыбкам, полюбить их, поэтому вычеркивать их из своей жизни ей не хотелось. Спустя некоторое время Рыбка, Бобров и еще полкласса завели рыбок.

Но даже когда Кирпич сообщает Рыбке, что никто из учеников в ближайшее время не будет проходить практику, потому что Светлана Павловна в больнице, она с трудом сдерживает радость, но радость эта не из-за чужого несчастья, а из-за того, что с этих пор не придется работать в теплице. Конечно любви к учительнице биологии никто не испытывал из учеников.

Как-то случайно героиня проговаривается учителю, что рыбок в теплице выплеснули не они. И здесь, казалось бы, расспросить ее о семенах не составит труда, но Кирпич понимает положение своей ученицы и просит не называть, с кем она разбросала семена. Рыбка испытывает огромное чувство благодарности Григорию Деевичу: «Я обнимаю Кирпича и целую его в обе щеки. Кирпич - самый лучший человек на свете. Как я этого раньше не знала?» [Понорницкая: электронный ресурс].

Все физиологические изменения у подростков, она замечала сразу. Постепенно каждое явление для нее получало свое назначение и овладевало своим смыслом. «Вот тогда я и задумалась по-настоящему об отношениях полов. Запах ацетона приобрел новый глубокий смысл. Так же как и то, что у всех девчонок под кофточками, стоит только ускорить шаг. У одной меня фигура оставалась детской, но мама говорила, что всему свое время - и мое время тоже когда-нибудь придет. Все вдруг приобрело смысл!» [Понорницкая: электронный ресурс].

В конце повести мы видим совершенно повзрослевшую девочку. Героиня переживает грядущие изменения, опасается за свою жизнь, поэтому ее размышления приобретают такой философский смысл. «Мы - выпускники. Нас выпускают на все четыре стороны. Выплескивают, как рыбок из аквариума. Пусть не на грядку, в рассаду помидоров, где мы бы сразу задохнулись. Нас выплеснут в более подходящую среду. В какую-нибудь захламленную речку, куда сливаются отходы с нашего завода. Там по воде будут плыть радужные нефтяные пятна, и мы сквозь них будем смотреть на солнце. Не каждая рыбка выживет в такой реке. Но некоторые все же ухитряются там жить» [Понорницкая: электронный ресурс]. Девочка настолько сблизилась с рыбками, слилась с ними, что, рассуждая о своей дальнейшей жизни, ассоциирует себя с ними.

Даже тот учитель, которого постоянно обзывали и над которым шутили, останется в сердце героини. «Кирпич пришел не к нам. Он будет вести уроки у шестиклассников. У этих малышей. …Так что будут дразнить его, еще как будут. Эти малявки - что они в жизни понимают!» [Понорницкая: электронный ресурс]. Последняя фраза доказывает, что в отличие от них (шестиклассников), ребята считают себя взрослыми и понимающими жизнь.

Таким образом, очень важно уметь сохранить себя в жестком и порой жестоком школьном мире. Эта повесть заставляет читателя поразмышлять о том, как порой бывает непросто искреннему и открытому человеку, особенно подростку, в ситуациях, где правят законы безнравственности и жестокости. Несмотря на все приключения и передряги, в которых оказывалась Рыбка, ей удалось пройти путь школьницы, не потеряв своих лучших качеств: ее живое неравнодушное сердце умеет ценить дружбу, уважать учителей, сочувствовать и сопереживать другим людям.

Примечания

  1. Афоризмы мыслителей XIX века / сост. Л.Е. Лавренева. - СПб. : Паритет, 1999. - 352 с

  2. Детская библиотека. Понорницкая Илга «Эй, рыбка!» [Электронный ресурс]/ Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Светловская централизованная библиотечная система» Режим доступа: svtlib.ru/?q=node/379

  3. Понорницкая Илга «Эй! Рыбка» [Электронный ресурс]/ Читать онлайн "Эй, Рыбка!" автора Понорницкая Илга - RuLIT.Net. Режим доступа: rulit.net/books/ej-rybka-read-225165-1.html

4


© 2010-2022