Статья по русскому языку в 5-9 классах на тему Любите ли вы сказки на уроках?

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Любите ли вы сказки на уроках?

Котлова И.Н.,

учитель русского языка МОУ «СОШ с. Мизино-Лапшиновка»

Татищевского района Саратовской области

Одна из серьезнейших проблем сегодняшней школы - резкое падение грамотности у учащихся и снижение интереса к русскому языку и, как следствие, неумение правильно, логично выразить свою мысль, написать яркую творческую работу. Может ли преподаватель-словесник что-нибудь изменить в создавшейся в современной школе ситуации? Может и должен! Но как сделать урок русского языка интересным, изрядно поднадоевшие правила - доступными и запоминающимися? Этот вопрос каждый день задают себе учителя русского языка. У каждого из нас свой ответ на поставленный вопрос. Кто-то активно применяет компьютер, кто-то использует новый дидактический материал, но практически все учителя едины в том, что интерес к предмету возможен только тогда, когда учитель активно применяет нестандартные формы урока.

Нестандартный урок - понятие очень широкое. Главным отличительным признаком нестандартных уроков от традиционных является их непосредственная связь с творческой деятельностью учащихся.

Даже трудный материал запоминается без особого труда, если при его объяснении на уроке использовать принцип занимательности и разнообразные игровые моменты, вызывающие у учеников положительную мотивацию к изучению русского языка. Различные опорные схемы, таблицы, занимательные истории, сказки вызывают интерес у ребят к русскому языку как к учебному предмету, способствуют развитию у них наблюдательности, фантазии, зрительной памяти.

Сказки на уроках русского языка можно использовать по-разному:

1. в качестве дидактического материала;

2. как средство, помогающее организовать объяснение нового материала и воспроизведение усвоенного ранее (лингвистическая сказка);

3. как вид работы по развитию речи (сочинение детьми лингвистических сказок при прохождении той или иной темы).

Научность и глубина излагаемого на уроках теоретического материала, показ его практической значимости нельзя оторвать от увлекательной формы подачи этого материала, эмоциональности и живости преподавания. Занимательность создаёт положительный фон всего урока, является опорой для развития памяти.

Учитель на уроке должен быть другом, соучастником поисков, для которого ход рассуждений так же и нов, как он познавателен и нов для самих школьников. Ведь ребенок не может мыслить творчески, если он боится ошибиться, допустить оплошность.
«Сказочный» материал придает уроку необычность, иллюстрируя правила учебника. Итак, сказка повышает эффективность урока на всех этапах изучения материала. Лингвистическая сказка сразу же приковывает внимание учащихся к теме, помогает им увидеть основное в изученном явлении, легко запомнить главное. Проблемный вопрос, поставленный перед сказкой, нацеливает учеников на активное ее восприятие, так как нужно не просто прослушать, но и искать ответ. Какова же роль учителя на подобных уроках? Без учителя, без его поддержки многие интересные начинания учащихся могут оказаться трудными и неосуществимыми. Учитель должен стать не только организатором игры, но и её участником. Учитель должен положить начало творческой работе учащихся, умело ввести их в игру. Речь учителя яркая и образная, на таких уроках может звучать музыка. Урок часто начинается с эпиграфа, подбором которого занимается учитель или специально подготовленная творческая группа.

Для учащихся 5-7 классов очень важно, чтобы их деятельность на уроке не была монотонной и однообразной. При обобщающем повторении по темам «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Местоимение», «Глагол» настоящим открытием для учащихся станут уроки-экскурсии, уроки-путешествия: «В гостях у Существительного», «Путешествие по стране Прилагательных», «Путешествие в страну Глаголию», «По следам великих Наречий» и др.

Живейший интерес вызывает у ребят подбор эпиграфов к предложенным темам, творческая группа готовит материал по заданию учителя.

Например, эпиграфами к урокам могут стать выражения:

«Имя существительное - хлеб языка». (Л. Успенский.)

«Глаголы - самая огнепышущая, самая живая часть речи…»(А. Югов.)

Одарённые учащиеся предлагают свои варианты в стихах:

Существительное - имя, Имя прилагательное -

Существительное - друг, Часть речи замечательная.

И предметами своими

Называет всё вокруг.

Кто всё делает на свете? Где, куда, когда и как?

Кто играет с нами в футбол? Задаёт народ вопросы вечные.

Кто всё знает на планете? Не дадут попасть впросак

Работяга наш Глагол. Наши любимые наречия.

Сказки на лингвистическую тему хорошо запоминаются, так как языковые понятия персонализируются в образах сказочных героев. Так, при изучении темы "Синтаксис" в 5 классе одним из основных героев цикла уроков может стать добрый волшебник Синтаксис, который помогает словам с помощью заклинаний соединяться в слова и предложения; для того чтобы передвигаться по стране Грамматике, нужно знать священные законы Пунктуации, книги, хранящейся высоко в горах в замке Синтаксиса. А на склонах этой горы приютились помощники Синтаксиса - Члены Предложения.

В литературе, ориентированной на формирование интереса к урокам русского языка, большое внимание уделяется лингвистическим сказкам.

Игровые формы могут быть использованы как элемент урока, они легко подбираются по тематическому принципу для каждого раздела школьного курса. Игровые технологии используются как для изучения нового материала, так и для уроков совершенствования знаний, умений и навыков, обобщения и систематизации знаний.

КОПИЛКА» ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ СКАЗОК

На моих уроках часто звучат лингвистические сказки, которые сочиняю сама. В самом начале своей работы в школе на уроке русского языка в 5 классе «Правописание корней с чередованием» я написала лингвистическую сказку, которая очень понравилась моим пятиклассникам.

«В далёкой-далёкой стране Грамматика царила неразбериха и суета: слова не узнавали друг друга, на каждой улице были свои законы и правила. И вот однажды дело дошло до ссор и обид.

Парами шли к трону повелителя (правителем в том городе был Великий и Могучий Русский Язык) глаголы-братья Соберу и Собирал, Запер и Запирал, Блестел и Блистал и др. Обратились они к повелителю с речью:

- О великий и могучий! Рассуди нас, ведь мы хотим, чтобы люди научились писать правильно.

Задумался Русский Язык, а затем произнёс:

- Я помогу вам. Дарю вам первую букву нашего Алфавита, волшебную букву «а», которая укажет вам, в каких случаях писать «и», в каких - «е».

С тех пор жители страны Грамматика запомнили это правило. А вы, ребята, знаете его?»

При изучении темы «Категория состояния» придумала вот такую сказку. На мой взгляд, тема достаточно сложная и интересная.

САМОЗВАНЦЫ

В государстве Морфология царил строгий порядок. Все Части речи жили на своих улицах, имели паспорта и прописку. Однажды после проверки паспортов возникли вопросы к словам холодно (Завтра будет холодно), тихо (В саду тихо), жаль (Мне очень тебя жаль), стыдно (Ей, думаю, стыдно за свой поступок) и т.п.

- Провести расследование, - в один голос требуют жители страны. - Какое право на жизнь имеют эти слова? Кто им дал такое право? Есть ли у них соответствующие документы?

И вот начинается заседание суда. Вопрос судьи прозвучал строго:

- Потрудитесь объяснить свое житьё-бытьё. Кто ваши родственники? Растерялись обвиняемые, робко посмотрели вокруг. И вдруг заметили, что им ободряюще улыбаются Наречия и Краткие Прилагательные:

- Обвиняемые - наши ближайшие родственники, - промолвили Наречия.

- Нас даже частенько путают, - обиженно пробормотали Краткие Прилагательные среднего рода.

- Самозванцы! - зашумели жители города. - У них и имени порядочного нет, придумали себе прозвище - Категория состояния, а никак подтвердить его не могут. Кто встанет на их защиту?

Суд вынес оправдательный приговор. На защиту новых жителей встала правительница - Морфология.

Вопрос к учащимся: почему оправдали Самозванцев?

«Правописание корней с чередованием» - тема, несомненно, необходимая, но изрядно надоевшая. Дети путают корни, забывают правила. Предлагаю сказку, которая поможет разъяснить правописание корней -ГОР-/-ГАР-.

ПРАВОПИСАНИЕ КОРНЕЙ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ

У подножия горы Грамматика бьются дубинками братцы ГОР и ГАР.

- Я - главный! Я - старший! - кричит ГОР.

- Нет, я! - кричит ГАР. - Меня все знают, даже школьники меня без ошибок пишут.

- Нет, я - главный! - рассердился ГОР и со всей силы ударил братца ГАР по голове дубинкой. А дубинка была не простая, а волшебная, Ударением зовётся, его каждый школьник знает.

Все проблемы одним махом решились: братцы помирились, путать их перестали. Путают их до сих пор только те, кто не слушал нашу сказку. А мудрая Гора из нашей сказки промолвила:

- А я вашим законам не подчиняюсь. Наша семья по своим законам живёт.

Вопрос к учащимся: какому правилу подчиняются члены семьи мудрой Горы?

Эта сказка может быть инсценирована. Слова с чередующимися гласными спроецированы на доску.

ЧТО ДАЮТ ТАКИЕ УРОКИ?

1) нестандартный урок - эффективное средство воспитания познавательных интересов и активизации деятельности учащихся;

2) такой урок хорошо тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки, стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;

3) нестандартные уроки помогают преодолеть пассивность учеников;

4) если это конкурс или соревнование, то в составе команды каждый ученик несёт ответственность за весь коллектив, каждый заинтересован в лучшем результате своей команды, каждый стремится как можно быстрее и успешнее справиться с заданием, и значит, такой урок способствует усилению работоспособности всех учащихся.

А в результате наши ученики будут ещё больше любить наш предмет и радовать своими знаниями.


Библиографический список

Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? - М.,1988.

Дейкина А.Д. Обучение и воспитание на уроках русского языка. - М.,1990.
Милославский И. Г. Зачем нужна грамматика? - М.,1988.
Пташкина В.Н. Игровые технологии на уроках русского языка. - Волгоград, 2009.


© 2010-2022