Колпакова Т. А. Урок русского языка 5 класс

Урок русского языка в 5 классе коррекционной школы VIII вида. Тема: «Род и число имён существительных». Цель урока: «Закрепление и обобщение знаний по теме. Задачи:                                         - формировать умение определять род и число имени существительного в речи; - тренировать умение изменять число имени существительного; - уточнить и закрепить знания учащихся об  имени существительном, связи с другими словами; - совершенствовать точность в воспроизведении словесного материала (...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное образовательное учреждение Республики Хакасия для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Черногорская специальная (коррекционная) школа-интернат»

Колпакова Татьяна Альбертовна , учитель русского языка

Урок русского языка 5 класс.


Тема: «Род и число имён существительных».

Цель урока: «Закрепление и обобщение знаний по теме.

Задачи:

- формировать умение определять род и число имени существительного в речи;

- тренировать умение изменять число имени существительного;

- уточнить и закрепить знания учащихся об имени существительном, связи с другими словами;

- совершенствовать точность в воспроизведении словесного материала (правильность формулировок, умение дать точный, правильный ответ);

- развивать наблюдательность, внимание, память;

- воспитывать навыки коллективной работы, взаимопроверки.

Оборудование: доска; доска магнитная; карточки со словами, записи на доске; таблица; офтальмотренажёр, музыкальное сопровождение, ёлка, игрушки

ХОД УРОКА.


  1. Орг. момент. Учитель объявляет о начале урока.

Эмоциональный настрой детей на урок (чтение загадки учителем).

Запорошила дорожки, разукрасила окошки.

Радость детям подарила и на санках прокатила.

- О чём загадка?

- Сколько всего зимних месяцев вы знаете? Назовите их.

- Какая зимой бывает погода?

- На Руси всегда любили зиму, ждали её. Поэтому на эту тему много поговорок, загадок.

2. Постановка учебной задачи.

На доске написаны поговорки.

В зимний … всякий молод.

не велик, да стоять не велит.

Плоха … да нужа, а всё лучше худого мужа.

- Что пропущено в этих поговорках? (холод, мороз, стужа). (вставить карточки)

- Как вы понимаете смысл этих поговорок?

- Какая это часть речи? (существительное).

- Определите род этих существительных.

- Значит, о чём мы будем сегодня говорить? (об имени существительном)

3. Пальчиковая гимнастика.

- Зимой часто бывает снегопад (движения рук вместе с учителем)

Снег летает, порхает, кружится,

На одежду, на плечи ложится.

Мороз. Погреем руки (дышим на руки), надеваем рукавицы.

4. Упражнение в чистописании.

- Запишите число. Двадцатое декабря. Желаю успеха!

- Спишите поговорки с доски. Постарайтесь запомнить их.

5. Зрительная гимнастика.

Падение снежинки (тренажёр с использованием фонарика).

6. Работа по теме урока.

1). - Отгадайте загадки. Отгадки записываем на доске (цепочкой) и в тетради в столбик с большой буквы.

На прогулке бегуны одинаковой длины,

Через луг бегут к берёзке, тянут ровные полоски. (лыжи)

Две плетёнки, две сестрёнки из овечьей пряжи тонкой.

Как гулять - так надевать, чтоб не мёрзли 5 да 5. (варежки)

Что за звёздочки такие на пальто и на платке?

Все сквозные, вырезные, а возьмёшь - вода в руке? (снежинки)

В таких башмаках неудобно ходить,

Но очень удобно по льду в них скользить. (коньки)

Детки сели на карниз,

И растут всё время вниз. (сосульки)

- Какой темой объединены все эти слова? (зима, зимние забавы).

- Какие ещё зимние забавы вам знакомы? (снежки, снежная крепость и т. д.).

- Сколько предметов обозначает каждое слово? В каком числе стоят все эти слова?

- Можно ли определить их род?

- Поставьте слова в единственном числе и определите род. (рядом через чёрточку).

Лыжи - лыжа (ж. р.).

Варежки - варежка (ж.р.)

Снежинки - снежинка (ж. р.)

Коньки - конёк (м. р.)

Сосульки - сосулька (ж. р.)

ВЫВОД:

- Какие слова-помощники помогают определить род существительного? У каких существительных мы не можем определить род? Какого рода могут быть существительные?

2). Группировка существительных.

(учитель выставляет на доске таблички М. Р., Ж. Р., С. Р.)

- Найдите глазами расклеенные на стенах класса карточки разного цвета. Уч-ся 1 ряда должны взять карточки жёлтого цвета, уч-ся 2 ряда - синего. На обратной стороне надо прочитать слово, определить его род и поместить в один из столбиков на доске.

(буран, варежка, кормушка, снегопад, облако, каток, хоккей, солнце, карандаш, книга, ёлка, мороженое).

- Проверка: я читаю слова в каждом столбике, а вы хлопайте в ладоши, если найдёте ошибку.

- Какие слова здесь лишние? Почему? (карандаш, книга - т. к. они не о зиме).

- Придумайте предложение с любым словом (устно).

ФИЗМИНУТКА.

Я мороза не боюсь, (шагаем)

С ним я крепко подружусь. (хлопаем)

Подойдёт ко мне мороз, (шагаем)

Тронет пятки, тронет нос, (приседаем)

Значит, надо не зевать, (хлопаем)

Прыгать, бегать и играть. (прыгаем)

3). Самостоятельная работа по карточкам.

- На столе лежат карточки. Прочитайте задание.

Вставить пропущенные слова. Определить их род.

За окном завывает____________________.

Намело высокие______________________ .

Скрипит под ногами сухой_____________ .

Трещит по ночам сильный_____________ .

Пришла настоящая____________________ .

- Что заметили? (пропущены слова).

- Можно ли догадаться, какие слова пропущены?

(для слабых - на карточке даны слова для справок).

Вставить пропущенные слова. Определить их род.

За окном завывает____________________.

Намело высокие______________________ .

Скрипит под ногами сухой_____________ .

Трещит по ночам сильный_____________ .

Пришла настоящая___________________ .

Слова для справок: сугробы, вьюга, снег, мороз, зима.

- Прочитайте, как будут звучать ваши предложения.

- Впишите слова, определите самостоятельно их род.

4). Взаимопроверка.

- Поменяйтесь карточками с соседом по парте, проверьте их и поставьте оценку друг другу.

- Я проверю ваши работы позже и поставлю оценки в журнал.

7. Закрепление.

- Вы хорошо работали.

- Приближается один из самых любимых праздников у взрослых и детей. Какой? Какие главные приметы праздника вы знаете? (Дед Мороз, Снегурочка, ёлка, подарки).

Мы уже украсили класс, а сейчас давайте подготовим к празднику самую главную красавицу. Какую?

- Чтобы её украсить, найдите игрушки под крышкой парты. Игрушки не простые, а с заданием. Их можно повесить на ёлку, только подобрав к существительному прилагательное и определив род существительного. Проверять правильность будем мы с Максимом.

(уч-ся берут по игрушке и вешают на ёлку под тихую музыку).

Сугроб высокий - он, мой - м. р.

Зимушка - она, моя - ж. р.

Мороженое - оно, моё - с. р.

Снегопад - он, мой - м. р.

Стужа - она, моя - ж. р.

Ветер - он, мой - м. р.

Иней - он, мой - м. р.

Вьюга - она, моя - ж. р.

Каток - он, мой - м. р.

Облако - оно, моё - с. р.

8. Диалог на зимнюю тему (начальные фразы вывесить на доске).

Мне нравится кататься на коньках. А что ты любишь?

Я мечтаю научиться ходить на лыжах. А ты?

Я хотел бы получить в подарок клюшку для хоккея. А чего ждёшь ты?

9. Итог урока.

- Вспомните, над какой темой мы работаем?

- Что обозначают имена существительные?

- Какие вопросы у имени существительного?

(формулировка правила по таблице)

Оценки.

Задание на дом: карточки с заданием.

Продолжи перечисление:

м. р. ж. р.

Зимой часто бывают: иней, метель, … , … , … , … , … , … ,

Определи род имён существительных.

- Из волшебного домика я дарю вам заготовки для новогодней открытки. Это раскраски, которые вы можете превратить в красочные открытки. Потом мы будем учиться писать на них адрес. Желаю вам хорошего зимнего настроения! Спасибо за урок!


© 2010-2022