Урок русского языка в 6 классе «Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка в 6 классе

«Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных»

УМК: М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.

Цели деятельности учителя: познакомить обучающихся с образованием прилагательных от существительных с помощью суффиксов -Н-, -ОНН-, -ЕНН- .Образование прилагательных от существительных с помощью суффиксов -ИН-, -АН-, -ЯН-. Правописание Н и НН в суффиксах имен прилагательных.

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Цели деятельности ученика:

-пользоваться учебником, словарем, добывать информацию из разных источников, соотносить и осмысливать её;

-договариваться о совместной деятельности, высказывать свою точку зрения, принимать чужую, развивать связную монологическую речь;

Планируемые результаты:

Предметные: Знать условия выбора одной и двух Н в суффиксах прилагательных, понимать значения прилагательных с суффиксами -ОНН-, -ЕНН. Уметь применять правило на практике, обнаруживать слова с орфограммой, опознавать структуру слова, графически обозначать орфограмму, безошибочно писать. Знать значение и правописание суффиксов -ИН-, -АН-, -ЯН-, уметь применять правило на практике, обнаруживать слова с орфограммой, опознавать структуру слова, графически обозначать орфограмму, безошибочно писать.

Метапредметные:

Познавательные УУД - самостоятельно формулируют познавательные цели; применяют методы информационного поиска; обосновывают выбор эффективных способов решения задач; применяют приемы смыслового чтения; анализируют единицы языка, сопоставляют языковые единицы; строят логическую цепь рассуждений;

Регулятивные - формулируют учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно; составляют план и последовательность действий; контролируют, сверяя способ действия и его результат с заданным эталоном; оценивают правильность выполнения действия, адекватно воспринимают оценку учителя.

Коммуникативные - учитывают позиции других людей, участвуют в коллективном обсуждении проблемы, умеют работать в парах, формулировать собственное мнение, задавать вопросы.

Личностные - уважительное отношение к русскому языку, осознание его эстетической ценности, адекватная самооценка учебной деятельности, осознание границ собственного знания и незнания, стремление к речевому самосовершенствованию, развитию творческих способностей.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания

1.Оргмомент. Мотивация

Слово учителя:

Проверка домашнего задания

Личностные результаты:

1.интерес к изучению русского языка.

2.Достаточный объем словарного запаса и грамматических средств для выражения мыслей

2.Актуализация знаний, пробное действие

Учитель: Запишите число, классная работа

«Угадай-ка»

Поверхность стекля(н,нн)ая, рама деревя(н,нн)ая, ручка оловя(н,нн)ая.

- Отгадайте загадку, о чем идет речь? (окно)

-Знаете ли вы наверняка, как пишутся слова

с пропусками?

-Почему?

-Предположите, сколько Н может быть на месте пропуска?

В какой части слова находится орфограмма?

-А мы продолжаем знакомство с именем прилагательным.

2) Запишите тему урока

«Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных»

Познавательные УУД

1.Анализировать, сравнивать, группировать

Регулятивные УУД

1.Высказывать предположение на основе наблюдения

3.Выявление места и причины затруднения

Слово учителя:

- Итак, разберемся с темой урока.

- Предположите, когда пишется одна, а когда две буквы Н в суффиксах прилагательных? Каковы условия выбора и от чего зависят?



Для ответа проанализируйте стихотворение:



ВетрЕНый юноша, ветрЕНый день!

Запомнить можно без труда:

Одну лишь Н пишу всегда!

БезветрЕННые утро, день иль ночь!

Не применяя правил знанья,

Пиши две Н без колебанья!

Легко ли теперь ответить на вопрос? (нет, еще достаточно неясностей в теме).

Познавательные УУД

1.Анализировать, сравнивать, группировать

Регулятивные УУД

1.Высказывать предположение на основе наблюдения

4.Формулирование цели и построение проекта выхода из затруднения

Учитель: Определите цели урока.

-Сформулируйте вопросы, на которые вы бы хотели получить ответы на нашем уроке.

Составьте план (проект) урока.

Регулятивные УУД

1.Высказывать предположение на основе наблюдения

2. Определять цель урока

3.Осуществлять познавательную и личностную рефлексию

5. Открытие нового знания

(реализация построенного проекта)

1.Работа с учебником

чтение и анализ параграфа 64, стр.29, выводы

-совпали ли ваши предположения с тем, что узнали?

- Каковы условия выбора и от чего зависит написание -Н-и -НН- в суффиксах прилагательных?

- Сколько Н пишется в кратких прилагательных? Приведите примеры.

Урок русского языка в 6 классе «Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных»

- А теперь давайте вернемся к загадке про окно и вставим нужное количество Н.

-Обратите внимание на графическое обозначение данной орфограммы.

(ученик у доски комментирует верное написание).

Что это за слова- стеклянный, деревянный, оловянный? А есть ли еще слова- исключения из правила? (они в стихотворении, которое также было в начале урока).

2. Составление кластера или схемы

Познавательные УУД:1.Выделять главное, свертывать информацию до ключевых слов.

2.Анализировать , сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности.

3.Пользоваться разными видами чтения, опираясь на механизмы и приемы читательской деятельности

6.Развитие учебно-языковых и речевых умений, творческая и практическая деятельность

1. Выполнение упр.365 с комментариями, по цепочке:

Урок русского языка в 6 классе «Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных»

+1 чел. у доски составляет словосочетания

2. Синтаксический разбор предложения:

Лебедиными перьями писали редко, а бекасиными чертили.

-объяснить постановку знаков препинания, выбор Н и НН в прилагательных;

-дать характеристику, составить схему;

-произвести фонетический разбор слова редко.

3. Лексическая работа. Знакомство со словами ветряной и ветреный (стр.31учебн.)

Урок русского языка в 6 классе «Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных»

Составьте по 2 словосочетания для различения значений данных слов.

4.Самостоятельная работа

(по вариантам)

Образовать от существительных имена прилагательные, записать:

1-й вар. выписывает слова с Н

2-й вар. - с НН

Урок русского языка в 6 классе «Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных»

5. Проверка самостоятельной работы в парах, сравнение с эталоном (на слайде)

6. Выставление оценок

Регулятивные УУД

1.Искать пути решения проблемы

2.Осуществлять познавательную и личностную рефлексию

Коммуникативные УУД

1.Слушать других, быть готовым корректировать свою точку зрения

2.Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль

7.Итоги. Рефлексия

Устный рассказ (Ответили ли вы в ходе урока на проблемные вопросы? и т.д.)

Дайте оценку вашей работе на уроке.

Коммуникативные УУД

1.Строить связное монологическое высказывание

Регулятивные УУД

Соотнести цели и результаты своей деятельности

8.Домашнее задание

П.64, правило, упр.370 или составить словарную диктовку из 20 слов на данное правило.







© 2010-2022