- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока по литературе на тему Этапы жизни и творчества А. П. Чехова
Конспект урока по литературе на тему Этапы жизни и творчества А. П. Чехова
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Кабакова Г.Ж. |
Дата | 24.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Тема: Этапы биографии и творчества А.П.Чехова.
Маленькая трилогия. Идейно-художественное своеобразие.
Рассказы «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»
Цель: знакомство с биографией писателя, рассмотреть
идейно-художественное своеобразие рассказов,
развитие умения анализировать и находить ответы на проблемные
вопросы.
Желание служить благу должно
непременно быть потребностью души,
условием личного счастья…
А. П. Чехов
Ход урока:
1.Сообщение учащихся по биографии писателя. Составление по ходу
сообщений хронологической таблицы- кластера.
17(29) января 1860 г. - родился в г. Таганроге в купеческой семье
1867 г - греческая школа.
1868 -1879 г г - таганрогская гимназия
1876 -1879 г г - самостоятельная жизнь в Таганроге (учеба, театр,
работа,начало творчества)
1879 - 1884 г г - Московский университет, медецинский факультет.
1890 г - А.П.Чехов на Сахалине
- Какая могучая, чисто стихийная сила - А.П. Чехов…
Вот теперь он уехал на Сахалин и шлет с дороги свои
корреспонденции, прочтешь и легче станет: не оскудели
мы, есть у нас талант, сделавший честь всякой бы эпохе
(В.АТихонов)
1891, 1894, 1897, 1901 г - поездка за границу.
1893 -1894 г г - книга « Остров Сахалин»
1892 г - поселился в приобретенной подмосковной усадьбе Мелихово
…Я опять участковый врач и опять ловлю
за хвост холеру, лечу амбулаторных, посещаю
пункты и разъезжаю по злачным местам.
Не имею права выехать из дому даже на 2 дня.
Холеры на моем участке еще не было.
А.П.Чехов - Н.А. Лейкину.
Определяется основная тема творчества - равнодушие, символом
которого стал «человек в футляре».
1898 г - пьеса «Чайка». Работа для Московского художественного
театра.
1899 г - пьеса «Дядя Ваня»
1901 г - пьеса Три сестры». Женитьба на актрисе О. Л.Книппер
1903 - 1904 г г - пьеса «Вишневый сад»
1904г - скончался в Баденвейлере (Германия). Похоронен в Москве.
-
Беседа
- Какие впечатления детских лет оказали влияние на формирование
личности Чехова?
- Каким темам посвящены ранние юмористические рассказы
А.П.Чехова? Каковы герои этих рассказов?
- С какой целью Чехов предпринял поездку на Сахалин? Как отрази-
лись сахалинские впечатления в зрелом творчестве писателя?
- Каковы темы и проблемы мелиховского периода творчества
А. П. Чехова?
Вывод: Художественный талант Чехова формировался в 80 - е годы
19 века, в эпоху переоценки ценностей. Все творчество Чехова -
призыв к духовному освобождению и раскрепощению человека.
Писатель не проповедует. Авторский голос в его произведениях
скрыт. Но эта чеховская недоговоренность дей ствует на чита-
теля сильнее громких слов.
Его афоризм: «Краткость - сестра таланта».
В коротких рассказах дает явление жизни, которым посвятили ро-
маны Н. В.Гоголь, И.С. Тургенев, А.Н.Толстой.
-
Работа над рассказами маленькой трилогии:
- Что объединяет эти рассказы в трилогию?
- Общий обзор человека в «футляре»
«Человек в футляре»
«Крыжовник»
«О любви»
Футляр защищает от жизни, это символ духовной инертности
Футляр - усадьба -
идеал покоя, бездушно-
го существования, крыжовник - символ плотского,физиологического счастья
Футляр для чувст-
ва, для любви. Этот
футляр до неба. Он символ страха жить не как все, гибели любви, личности.
-
Индивидуальные сообщения по рассказам:
1.Рассказ «Человек в футляре» (сообщение учащегося)
2.Беседа:
-Каким предстает перед нами Беликов (внешний вид ,обста-
новка в его квартире, вещи, окружающие его,речь)
- Что можно сказать о жизненных принципах Беликова? Что,
по вашему мнению, составляет основу его характера?
- Почему ничтожный Беликов «держал в руках» весь город?
- Какие эпизоды можно зачитать, чтобы доказать, что
Беликов умер, а беликовщина осталась?
- Как можно расскрыть понятие «беликовщина?» Есть ли ду-
ховное родство между Беликовым, Буркиным и др. учителями,
горожанами?
- Прав ли Буркин, когда определяет «футлярность» Беликова как
психологическую особенность отдельных личностей?
- Какой вывод делает Иван Иванович? Согласны ли вы с ним?
3. Рассказ «Крыжовник» (сообщение учащегося)
4. Рассказ «О любви» (сообщение учащегося)
Вывод: …Преодоление инерции «футлярной жизни», «футлярного
сознания» в рассказах Чехова - этапы на пути стремления
человека к совершенству и к будущему.
-
Вопросы для проверки понимания смысла рассказов:
- Почему рассказы «Человек в футляре», «Крыжовник»,
«О любви» называют « маленькой трилогией»?
- Есть ли что общего в образах Беликова, Николая Ивановича,
Алехина? Что именно?
- Кто выступает в роли рассказчиков в «маленькой трилогии,
как помогают образы рассказчиков понять смысл «маленькой
трилогии»?
- В чем вы видите связь между проблемами, поднятыми
Чеховым в этом произведении и современной жизнью России?
Итог урока. Дом. Зад: Сочинение - миниатюра
«Счастливые и несчастливые герои «маленькой трилогии»