Урок по литературе А. С. Пушкин Сказка о спящей царевне и семи богатырях

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

А. С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Добро и зло. Красота внешняя и внутренняя

Цель: подвести учащихся к пониманию различия между добром и злом, красотой внешней и внутренней на примере сказки А.С. Пушкина "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях".

Задачи:

Образовательные: учить различать положительных и отрицательных героев; учить давать краткую характеристику главным героям, оценку их поступкам; обучать умению работать с текстом учебника, давать ответы, опираясь на текст.

Коррекционно-развивающие: способствовать развитию познавательных возможностей учащихся, внимания, восприятия, памяти, развивать умение анализировать; обогащать словарный запас учащихся; отрабатывать навыки выразительного и беглого чтения; активизировать слова ломлива, своенравна, горделива, кротка; развивать творческие способности учащихся; при помощи музыки и эмоционально-экспрессивной окраски слов обогащать чувственный опыт учащихся через умение сопереживать и эмоционально выражать свое отношение к героям литературного произведения.

Воспитательные: способствовать формированию представлений о нравственных и безнравственных поступках; воспитывать интерес к литературному творчеству и урокам чтения.

Основные знания: в сказке добро всегда побеждает зло.

Основные термины и понятия: положительный герой; отрицательный герой; красота внешняя и внутренняя.

Ход урока:

Вступительное слово учителя

-Здравствуйте, ребята! У нас с вами пошел уже четвёртый урок по расписанию, поэтому предлагаю сейчас наш с вами урок начать с таких упражнений, которые помогут вам немного снять напряжение, усталость и, самое главное, такие упражнения, как говорят китайские медики, развивают нашу память. Итак, все встали и начинаем тереть ладошки, затем проводим вверх по щечкам, далее проводим по волосам назад, идем к шее, вперед и ручки встряхиваем. И так проделываем с вами 3 раза.

2-е упражнение - массаж головы. Слегка согнули пальцы рук и начинаем несильно стучать себе по голове.

3 - е упражнение для шеи, т.к наша с вами голова связана именно с шеей. Делаем лёгкие круговые движения головой сначала в одну сторону, потом в другую …

И в завершении встряхнули ручками и потопали ножками. А теперь садимся, чтоб начать наш с вами урок. Ну что, погружаемся?

- Ребята, откройте тетради по литературе, запишите число и тему сегодняшнего урока.

А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Это тема широкая. Её мы запишем в тетрадочках. У нас с вами на уроке еще будет одна узкая тема, которую мы запишем с вами чуть позже. Но эту тему уже поможете сформулировать мне вы. Хорошо?

Дома вы должны были прочитать сказку Пушкина. Для начала предлагаю вам поиграть. Я читаю строки из сказки, а вы должны дополнять …

Царь с царицею простился,
В путь-дорогу ….(снарядился),
И царица у окна
Села ждать его одна.

Вот в сочельник в самый, в ночь
Бог дает царице … (дочь)

Издалеча наконец
Воротился царь-отец.
На него она взглянула,
Тяжелешенько вздохнула,
Восхищенья не снесла,
И к обедне … (умерла)

Долго царь был неутешен,
Но как быть? и он был грешен;
Год прошел как сон пустой,…
(Царь женился на другой)
Правду молвить, молодица
Уж и впрямь была царица:…….
(Высока, стройна, бела),
И умом и всем взяла;
Но зато …(горда, ломлива,
Своенравна и ревнива.)
Ей в приданое дано
Было ….(зеркальце одно);
Свойство зеркальце имело:…
(Говорить оно умело.)
С ним одним она была
Добродушна, весела,
С ним приветливо шутила
И, красуясь, говорила:…….
("Свет мой, зеркальце! скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?")
И ей зеркальце в ответ:…..
("Ты, конечно, спору нет;
Ты, царица, всех милее,
Всех румяней и белее".)
И царица…( хохотать),
И плечами… (пожимать),
И подмигивать глазами,
И прищелкивать перстами,
И вертеться подбочась,
Гордо в зеркальце глядясь.
Но царевна молодая,
Тихомолком расцветая,
Между тем росла, росла,
Поднялась - и расцвела,
Белолица,…( черноброва),
Нраву…( кроткого) такого.
И жених сыскался ей,…
(Королевич Елисей)

Делать нечего. Она,
Черной зависти полна,
Бросив зеркальце под лавку,
Позвала к себе… ( Чернавку)
И наказывает ей,
Сенной девушке своей,
Весть царевну в глушь лесную
И, связав ее, живую
Под сосной оставить там…
(На съедение волкам).

Вот так развивается сюжет сказки... О дальнейшей судьбе наших главных героинь нам хорошо с вами известно. Но не об этом мне хочется с вами поговорить. Мне хочется с вами поговорить о другом.

- Давайте вспомним, какие герои в сказке главные, без которых не было бы всех описанных событий. (Главные герои - царица и царевна).

Учитель просит давать полные ответы, а также просит высказывать свое мнение других учащихся.

- На карточках слова, значение которых мы сейчас повторим - они понадобятся нам для дальнейшей работы: Запись в тетрадях.

Нрав - характер, душевные качества.

Кроткий - незлобливый, покорный, смирный.

Гордый - сознающий свое превосходство.

Ломлива - от слова "ломаться", т.е. кривляться, воображать о себе слишком много.

Своенравный - упрямый, капризный, поступающий так, как вздумается.

Ревнива - здесь: мучительно желающая быть лучшей.

- Что же вы можете сказать о царевне? Подтвердите свои слова примерами из текста.

- Царевна молода, очень красива, скромна, добра, застенчива; она верна данному слову.

Учащиеся подтверждают сказанное примерами из текста.

- Замечательно! А что можно сказать о царице-мачехе?

- Царица-мачеха красивая, умная, ревнивая, упрямая, капризная; она поступает так, как хочется ей и совсем не думает о других; еще она хочет всегда оставаться самой красивой - от этого полностью зависит ее настроение и вся ее жизнь.

- Молодцы, правильно! Найдите в тексте подтверждение своим словам.

Учащиеся зачитывают отрывки из текста, подтверждающие сказанное о царице.

- Очень хорошо! А теперь подумайте, кто из наших героев положительный герой, а кто - отрицательный?

Царица - отрицательная героиня, а царевна - положительная.

- Итак, мы выяснили, что главные герои, вернее, героини, совершенно разные, противоположные по характеру, хотя обе очень красивы.

Одна из них и представляет добро, а другая зло.

В сказке все время идет борьба между добрыми и злыми героями, между добром и злом.

- Скажите, ребята, а как мы можем определить, злой человек или добрый?

- По его поступкам! Если человек совершает добрые поступки, от которых другим хорошо, то этот человек добрый, хороший. А если поступки человека причиняют другим боль, страдания, то этот человек злой, недобрый.

- А почему царица злая, что же плохого она делает?

- Царица любыми способами хочет погубить царевну, чтобы та не мешала ей быть прекрасней всех на свете.

- Найдите в тексте отрывок, подтверждающий это.

Итак, чем же , на ваш взгляд, сходство и различие царицы с царевной (обе красивы, но царевна в отличие от царицы, красива не только внешне, но и внутренне.)

Итак, давайте, вернемся ко второй части нашей темы и сформулируем её.

(Записываю под их диктовку продолжение темы «Красота внешняя и внутренняя»

Давайте поговорим о внешней и внутренней красоте человека. За что ценят или любят человека? За его внешнюю красоту или внутреннюю? Народная пословица говорит: "Встречают по одежке, а провожают по уму". "Не красна изба углами, а красна пирогами".

Конечно же, первое впечатление у нас формируется о человеке по его внешности, во что он одет, какова у него фигура, прическа, манера ходить, говорить, и т.д. А уж потом… Не даром народная мудрость гласит, что чтобы узнать человека, с ним нужно съесть пуд соли. Иногда внешность обманчива.

Человек красив как бог, а внутри одно гнилье. Иногда бывает и наоборот, невзрачный, серый по внешности человек, внутри - глыба!

Есть одна замечательная притча о красоте внешней и внутренней. Послушайте её внимательно, пожалуйста…

Притча "Внешняя и внутренняя красота"

Однажды ученик спросил у Учителя, что важнее в человеке: внешняя красота или внутренняя. В ответ на это Учитель спросил ученика:

- Скажи, если бы тебе понадобилось купить дом, а денег хватало бы либо на красивый внешне, но неуютный дом, либо на невзрачный, но теплый и надежный. Что бы ты выбрал?

- Я бы предпочел простой внешне, но удобный внутренне дом.

- А если бы дом покупал человек тщеславный, гордящийся своим положением, но не имеющий достаточно средств для покупки красивого и уютного дома? - снова задал вопрос Учитель.

- Наверное, он предпочел бы внешнюю красоту и блеск удобствам, - ответил Ученик.

- Думаю, ты прав, - сказал Учитель и добавил: - Да только вот вне зависимости от вашего выбора однажды каждый из вас бы понял, что ему не хватает либо красоты, либо уюта, и начал бы к этому стремится.

- Так, значит, внешняя и внутренняя красота по сути своей равнозначны и ценны лишь в гармонии? - спросил ученик.

- Можно сказать и так, - ответил улыбаясь Учитель, - но я думал прежде всего о том, что, обладая половиной, всегда стоит стремится к целому, не теряя при этом того, что уже имеешь. Ведь половина, какой бы она ни была, всегда будет лишь половиной.

Никакая внешняя прелесть не может быть полной, если она не оживлена внутренней красотой. Красота души разливается подобно таинственному свету по телесной красоте. (Виктор Мари Гюго)

Внешняя и внутренняя красота - это две половинки единого целого, из чего должен состоять человек. Точно так же внешняя красота или внутренняя красота, это две половинки, две составляющие человека. Чтобы человек был полноценным, у него должны быть две половинки в гармонии. Не редко человек заботится только о внешней красоте, забывая о внутренней. А иногда из-за невзрачной, или безобразной внешней красоты, трудно увидеть внутреннюю красоту человека. Давайте стремится к гармонии! Давайте развивать в себе как внешнюю, так и внутреннюю красоту! Давайте учиться любить, уважать друг друга, видеть в друг друге только доброе и светлое. И учиться мы этому начнем прямо сейчас.
- Есть замечательная пословица: «От доброго слова и лед тает», у меня есть волшебная шляпа. Она содержит очень много хороших и добрых слов. Тот, кто ее надевает, тот теряет все свои плохие качества и у него остается только хорошее, доброе и красивое. Чтобы увидеть это, нужно смотреть волшебными глазами на того, на ком надета эта шляпа. (Ребята называют хорошие качества).

- Молодцы, ребята, спасибо вам за игру. В заключении урока я хочу вам прочитать одно маленькое стихотворение…

Добрым быть совсем, совсем не просто.
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта - не пряник, не конфета.
Только надо, надо добрым быть
И в беде друг друга не забыть
И завертится земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.
Учитель приглашает учеников встать в круг «От сердца к сердцу» ,
взяться за руки и сказать друг другу по одному комплименту…

Домашнее задание - Каждому человеку приятно услышать о себе хорошие слова. Вы сегодня очень хорошо работали, и мне хочется подарить каждому из вас волшебную золотую рыбку из сказки Пушкина. Я очень надеюсь, что эта рыбка исполнит все ваши желания, а ваши желания всегда будут только добрыми. Дома вам предстоит ответить на вопрос «Что значит быть хорошим человеком?», а ответ нужно будет записать на этой золотой рыбке. Мы с вами помним, что рыбка исполняет все желания. Поэтому все качества, которые вы напишите, будут присущи вам и вашим близким людям.



© 2010-2022