Рефлексивный отчёт по одному уроку из запланированной серии последовательных уроков

Рефлексивный отчёт по одному уроку из запланированной серии последовательных уроков. Педагогические подходы,  известные как «преподавание и обучение на основе диалога» (Мерсер, 1995; Александер, 2008) и метасознание,  или «Обучение тому, как учиться» служат в качестве важных современных интерпретаций социоконструктивистких идей. Несмотря на то, что идеи, рассматриваемых во всех семи модулях, по сути, являются новыми подходами в преподавании и обучении, лишь «Обучение через диалог» и «Обучение то...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ерекина Жанна Шортанбаевна Портфолио учителя Отчет В2

Филиал АО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР Уровень 3

по Костанайской области» 14.05.2014 год

Город Костанай

Рефлексивный отчёт по одному уроку из запланированной серии последовательных уроков.

Педагогические подходы, известные как «преподавание и обучение на основе диалога» (Мерсер, 1995; Александер, 2008) и метасознание, или «Обучение тому, как учиться» служат в качестве важных современных интерпретаций социоконструктивистких идей. Несмотря на то, что идеи, рассматриваемых во всех семи модулях, по сути, являются новыми подходами в преподавании и обучении, лишь «Обучение через диалог» и «Обучение тому, как обучаться» позиционированы в Программе в статусе новых подходов, поскольку находятся в тесной взаимосвязи с идеей социоконструктивисткой теории. (Руководство для учителя, стр 116.) Модуль «Новые подходы в преподавании и обучении» предусматривает то, как учащимся можно помочь понять и взять на себя ответственность за собственное обучение таким образом, чтобы они могли обучаться самостоятельно. Исходя из этого, я должна была продумать такие задания, которые они могли выполнить сами. А так как у меня в классе есть менее уверенные в себе учащиеся, нужно было организовать такой вид работы, в котором были бы задействованы все ученики класса. Таким образом, на первом уроке из серии запланированных четырех уроков на тему «Слепой музыкант» В.Г.Короленко, целью которого было совершенствовать умения давать собственную оценку прочитанному и письменно излагать мысли по прочитанному, научиться анализировать эпизоды текста я организовала групповой вид работы.

В начале урока, с целью вызвать положительные эмоции и создании коллаборативной среды, провела тренинг «Дерево достижений»Рефлексивный отчёт по одному уроку из запланированной серии последовательных уроков.

На каждом уроке я старалась формировать группы с учетом индивидуальных психологических особенностей, в зависимости от уровня обученности и активности учащихся.

Я продумала стратегии распределения детей в группах, чтобы сохранить доброжелательную атмосферу в классе.

Деление на группы

Стратегия «Пазлы»Рефлексивный отчёт по одному уроку из запланированной серии последовательных уроков.

Детям очень понравилась такая форма разделения на группы. У них оживились глаза, появился интерес к дальнейшей работе. До обучения на курсах и прохождения практики на всех уроках цели и задачи урока формулировались мною. А из «Руководства для учителя» мне стало известно, что учитель должен стремиться создать такие условия, при которых ученики имеют «самоцель». (Чиксентмихайи, 2008). То есть учитель должен включать учеников в рабочий процесс, благодаря чему ученики получают удовольствие от планирования и достижения какого-либо результата. Исходя из этого, так как мои ученики раньше самостоятельно не ставили цели перед собой, на первый урок я подготовила для них опорную карту, в котором они должны были определить сами для себя, что бы хотели узнать новое и чему научиться на уроке. Таким образом, если на первом уроке я помогла им сформулировать цели, то на последующих уроках они научились самостоятельно ставить цели перед собой. Необходимости опорной карты уже не было.

Ученики по опорной карте выделили и озвучили целиРефлексивный отчёт по одному уроку из запланированной серии последовательных уроков.

Дети с удовольствием озвучивали свои цели. И я осознала, что раньше они были объектами моей работы, а сейчас они стали личностями, которые могут ставить цели перед собой и решать задачи для их достижения.

Обучение критическому мышлению

Ведущим современным педагогическим понятием, актуальным для преподавания и обучения Казахстана является критическое мышление. Знания того, что критическое мышление - подход к осмыслению оценке, анализу и синтезу информации, полученной в результате наблюдения, опыта, размышления или рассуждения, что служит основанием для дальнейшего действия, было очень мало. Для того, чтобы применить на своем уроке приемы критического мышления я не раз обращалась к «Руководству для учителя», просила помощи у коллег, которые ранее прошли курсы, искала информацию на страницах интернета. Вооружившись знаниями из разных источников, на первом же уроке я применила приемы критического мышления. На стадии вызова при работе с эпиграфом к уроку я применила прием ассоциации, когда учащиеся должны были ответить на вопрос: какие ассоциации возникают у них со словом «счастье».

Акбота пишет ассоциации к слову «счастье»Рефлексивный отчёт по одному уроку из запланированной серии последовательных уроков.

Этот прием был интересен тем, что всем хотелось написать свое понимание слова «счастье», и ученики осознали, что счастье это не просто одно слово, а понятие, которое имеет глубокий смысл. На этапе актуализации опорных знаний применила еще один прием критического мышления «Горячий стул», когда учащиеся на каждое записанное слово на доске формулировали вопросы, а ученик, сидящий на «горячем стуле» должен был угадать это слово. Почему я применила именно этот прием критического мышления? Потому что, этот прием дает возможность не просто повторить содержание, еще и увидеть, кто и на каком уровне готовился к домашнему заданию.

Так же на первом уроке (В.Г.Короленко «Слепой музыкант») на стадии осмысления для работы в группе я применила прием критического мышления «Тонкие и толстые вопросы». Если раньше на уроках при постановке вопроса отдельному ученику не всегда получалось получить развернутый, осмысленный ответ или вообще ответа не следовало, то обсуждая эти вопросы в группе ученики приводили примеры, спорили, записывали ответы и приходили к общему выводу, и, наконец, озвучивали тот ответ, который, по их мнению, был наиболее правильным.

Этот прием был эффективен тем, что при формулировке ответа на вопрос «высокого порядка» учащиеся обменивались мнениями, рассуждали, и при каждом ответе на такой вопрос у них развивалась речь. После этого задания я проследила за тем, как они в группе анализируют художественный текст («Слепой музыкант», глава 1, часть 4). Для этого я ввела прием «Дневник двойной записи». Учащиеся должны были подобрать цитату из текста и добавить к нему комментарий. Этот прием помог мне понять, в какой степени мои учащиеся могут анализировать, делать выводы. Так же на стадии осмысления для групповой работы я дала задание (защита постера) ответить на вопрос «Кто повлиял, и что повлияло на судьбу Петра?». Так как класс был разделен на две группы, соответственно ответ был разным. Первая группа выступила с ответом о том, что на судьбу Петра повлияла любовь: любовь Эвелины, любовь матери, и любовь самого Петра к музыке, а вторая же группа озвучила другой ответ. Они считали, что на судьбу Петра повлияло его воспитание: Иохим, дядя Максим и мать. После выступления, несмотря на небольшое расхождение во мнениях, пришли к выводу, что ответы обеих групп были правильными. Самое главное в этом задании было то, что учащиеся обменялись информацией, высказывали собственное мнение, аргументировали свои ответы и понимали, что их мнение важно и нужно.

Возрастающее количество современных исследований подтверждает, что дети обучаются эффективнее, и их интеллектуальные достижения выше при условии активного их вовлечения в обсуждения, диалог и аргументацию. (Руководство для учителя, стр 156). Поэтому использование модуля «Обучение критическому мышлению» на уроках помогает анализировать, синтезировать, делать выводы не только ученикам, а так же помогает учителю на основе рефлексии планировать дальнейшую работу.

Модуль оценивание для обучения и оценивание обучения.

Так же на стадии осмысления я апробировала идеи модуля «Оценивание для обучения и оценивание обучения». Для формативного оценивания использовала стикер одного цвета, а для взаимооценивания стикеры трех цветов: зеленый-«5», оранжевый -«4», «красный»-3, а для самооценивания таблицу самооценивания. В итоге урока учащиеся научились не только оценивать друг друга, но и оценивать свою работу, что является немаловажным в процессе обучения. Правда, за некоторыми учениками наблюдалось то, что они завышали самооценку, но это было поправимо так как, наряду с самооцениванием было еще взаимооценивание и оценивание учителем. И в конце урока, когда я суммировала результаты их работ, поняла, что при использовании формативного оценивания вывести суммативную оценку и комментировать их очень легко. И после проведения серии последовательных уроков я совершенно согласна с тем, что когда учителя используют оценивание для обучения в равной степени, как и оценивание обучения, то оценивание становится инструментом весьма полезным в обучении.

Модуль «Использование ИКТ в преподавании и обучении»

Современный урок невозможно представить без информационно-коммуникационных технологии. Применение информационно-коммуникационных технологии позволяет нам разнообразить наш урок, активизировать внимание учащихся. ПК дает нам возможность заранее подготовить весь материал к уроку: таблицы, иллюстрации, тесты и многое другое. Если учитель может сочетать объем большой информации, грамотно подбирать и представить информацию в различном виде - результат гарантирован. С развитием образовательной системы видеофильмы на уроках становятся очень важным, так как позволяет нам выбирать самые различные эпизоды по литературным и другим темам. Занятия с компьютерными технологиями относятся к развивающим формам обучения, которые способствуют самостоятельной активной познавательной деятельности учащихся.

Поэтому, серию последовательных уроков я проводила с широким применением информационно-коммуникационных технологии. На первом уроке из серии последовательных я применила слайдовую презентацию, на котором была информация о новой теме, также задания, которые ученики должны были выполнить. Анимационные физминутки мы также проводили при помощи интерактивной доски.

Уроки литературы- это уроки жизни. Поэтому, я считаю, что целесообразно если учитель по мере возможности показывает примеры из жизни, чтобы ученики более глубже понимали и принимали позицию автора. С этой же целью при помощи интерактивного оборудования я представила вниманию учащихся песню в исполнении Дианы Гурцкой. И это помогло моим ученикам по иному растолковать значение слова «счастье» и написать 3-минутное эссе. Так же интерактивная доска пришла ко мне на помощь, когда я проводила устную рефлексию.

Модуль «Обучение талантливых и одаренных»

На 178 странице «Руководства для учителя» я познакомилась с максимально надежными критериями, основанными на исследованиях и по которым можно выявить наиболее успешных учеников. Это-

- память и знания: у них превосходная память; они не только знают, но и умеют использовать информацию;

- самообразование: они лучше других знают, как проходит процесс обучения и умеют регулировать свое обучение;

- быстрота мышления: они отводят больше времени на планирование, но быстрее приходят к реализации планов;

- решение проблем: они пополняют информацию, выявляют несоответсвия, быстрее достигают суть;

- гибкость: несмотря на мышление, более организованное, чем у других, они могут видеть и принимать альтернативные решения в обучении и решать проблемы иным способом;

- Любовь к сложности: для стимулирования интереса они стремятся к более сложным играм и заданиям.

- концентрация: они обладают исключительной способностью концентрировать волю на продолжительный период времени, продолжая с раннего возраста;

- ранняя символическая деятельность: они могут говорить, читать и писать с раннего возраста (Фриман, 1998).

Учитывая эти критерий, я стала наблюдать за своими учениками. И особое мое внимание привлекли мои ученицы Аймекен, Тамилла и Данна. Раньше, проводя уроки, я никогда не задумывалась о том, к чему какой ученик склонен. Обучившись на первом этапе «Лицом к лицу» и пройдя практику, я поняла, что все дети разные и если хорошенько к ним присмотреться у каждого есть своя индивидуальная сторона. И поэтому на первом же уроке я разработала такие задания, которые соответствовали бы уровню мышления моих одаренных учеников. Опережающие домашние задания выполняли у меня так же они. И в итоге их выступлении я увидела, что они были удовлетворены своей работой и тем, что их задача была намного усложнена. Но вместе с этим, у меня учащихся возникали трудности. Так как у нас район отдаленный от областного центра и все школы с государственным языком обучения, в библиотеке не было книг, по которым они могли бы выполнить эти задания, а доступа к интернету иногда не было.

Модуль «Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями»

У меня в классе 12 человек. И все они одного возраста 13-14 лет. И поэтому все задания по литературе я выбирала учитывая их возрастные особенности. Поэтому выполнение этих задании не вызывали трудностей.

Модуль «Управление и лидерство в обучении»

Сущность лидерства заключается в том, что учителя должны:

  • Взять инициативу на себя по совершенствованию практики;

  • Принимать стратегические решения с коллегами для внесения изменений;

  • Собирать и использовать факты совместной деятельности;

  • Вносить вклад в создание и распространение профессиональных знаний. (Руководство для учителя).

Из всего этого я поняла, что лидерство является главным для учителя. Поэтому я строго планировала свои уроки, поэтапно готовила задания, консультировалась с коллегами, внедряла все семь модулей, которые взаимосвязаны между собой. И для своевременного достижения поставленных задач, на уроке я вводила регламент по выполнению каждого задания, устанавливала таймер на определенное время.

И именно введение определенного регламента помогло ученикам собраться, быстрее выполнять задания и разделить между собой роли: спикера, тайм-спикера, оформителя и т.д.

Работа в группе по установленному регламентуРефлексивный отчёт по одному уроку из запланированной серии последовательных уроков.

Чему научилась я? Что у меня получилось?

Научилась:

- разрабатывать такие стратегии, которые способствуют саморегулированию учащихся на уроке;

- планировать урок таким образом, чтобы все учащиеся были вовлечены в процесс обучения;

- организовывать такой вид работы, при котором учащиеся могли совместно обсуждать поставленную проблему, вести активный диалог;

- при оценивании учитывать мнение учащихся.

Чему научились ученики?

Научились:

- самостоятельно работать;

- быстрому запоминанию информации;

- ассоциировать одно понятие с другим;

- находить и выделить главное в произведений;

- формулировать вопросы низкого и высокого порядка

- мыслить по-разному.

- совместно работать;

- самооцениванию, взаимоцениванию

- выявлять положительные и отрицательные моменты урока.

Что у меня не получалось и почему?

- рационально использовать время

- добиться желаемого результата / непонимание некоторых заданий учениками/

Что я планирую делать в дальнейшем?

Совершенствовать практику внедрения 7 модулей программы в процесс обучения и преподавания, обмениваться опытом с коллегами.


© 2010-2022