Практическое занятие по литературе Анализ авторской позиции и средств её выражения в пьесе М. Горького «На дне»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Практическое занятие 1

Анализ авторской позиции и средств её выражения в пьесе М.Горького «На дне»

Цели:

- на основе идейно-художественного анализа пьесы помочь выявить позицию писателя;

-развивать навыки анализа драматического текста,

- развитие исследовательских умений и навыков в области литературы,

- воспитывать в себе эстетически развитого, вдумчивого читателя.

Критерии оценки. Если вы выполнили правильно 1. задание, то вы получаете « 3», если выполнили 1.2. заданий, то получаете « 4»,а правильное выполнение 3 заданий оценивается « 5».

Вариант 1

Задание 1

Вспомните известные вам пьесы: «Гамлет», «Мещанин во дворянстве», «Недоросль», «Горе от ума», «Борис Годунов», «Ревизор», «Гроза», «Вишневый сад» и др.

Можно ли сказать, что название пьесы Горького традиционно? Обоснуйте свое мнение.

Заглавие «На дне» впервые появилось на афишах Художественного театра. Горький долго искал своему произведению подходящее название. Известны такие варианты: «Ночлежка», «В ночлежном доме», «Без солнца», «Дно», «На дне жизни».

1.1 Как вы думаете, почему писатель остановил свой выбор на названии «На дне»? Литературовед Л. А. Смирнова считает, что словосочетание «На дне» рождает чувство перспективы... оттеняет не конкретные «где» или «как», а емкое, сложное «что».

1.2 Что происходит «на дне»? «"На дне" - чего, только ли жизни?» Попробуйте ответить на поставленный вопрос.

Задание 2

Действующие лица

На вопрос, почему он «взял именно "бывших" людей и заставил именно их говорить то, что они говорят в пьесе», Горький в 1928 году отвечал так: «Потому, что эти люди оторвались от класса своего, свободны от мещанских предрассудков, им уже ничего не жалко, - но в этом и все их лучшее. К восстанию ради свободы труда они не способны. Ничего нового внести в жизнь не могут...»

2.1 Во всем ли вы согласны с точкой зрения автора на персонажей «На дне»? Если да, то как объяснить феноменальный успех пьесы у первых зрителей и читателей, десятки разноречивых откликов в прессе? Одному из своих корреспондентов М. Горький писал: «...русский босяк - явление более страшное, чем удалось сказать, страшен человек этот прежде всего отчаянием своим, тем, что сам себя отрицает, извергает из жизни».

2.2 Подтверждает ли содержание драмы «На дне» характеристику босяка как человека отчаявшегося, отрицающего самого себя? Есть ли в пьесе персонажи, которым, на ваш взгляд, «тесно в жизни»? Интервью с Л. Толстым по поводу «На дне»: «Вы говорите, что босяки жестоки. Это неправда. Не прав и Горький, подчеркивая в них эту черту. Разумеется, есть между ними озлобленные, коварные люди. Но основная черта босячества заключается не в этом. ...Надо было еще показать, что у босяков нет ложного страха, что нет пропасти под ними и что если захотят они встать на ноги, то встанут без малейшего усилия, потому что почва у них под ногами...»

2.3 Согласны ли вы с тем, что Горький подчеркивает в босяках жестокость? Как вы думаете, о какой «почве под ногами» босяков говорит Л. Толстой? Почему великий русский писатель настаивает на возможности - и «без малейшего усилия» - подняться? В чем, по-вашему, причина того, что Горький не прислушался к совету Толстого? Кто из ночлежников, на ваш взгляд, способен возродиться?

Задание 3

Даже при беглом просмотре списка действующих лиц заметны кое-какие особенности. Одни персонажи названы полным (трехчленным) именем, другие - только по имени или по фамилии, третьи представлены кличками. У большинства персонажей возраст обозначен с точностью до года. Сатин и Актер, объединенные в списке действующих лиц фигурной скобкой, «приблизительно одного возраста: лет по 40». Кривой Зоб и Татарин тоже объединены фигурной скобкой, но уже по профессиональному признаку; это как бы персонажи «без возраста». Попробуйте объяснить причины «забывчивости» автора.

3.1 Почему список действующих лиц открывает Михаил Иванов Костылев, а закрывают несколько босяков без имен и речей (и можно добавить - без возраста)?

3.2 Насколько актуальна проблема имени для понимания художественной идеи «На дне»? Аргументируйте свой ответ, обратившись к тексту пьесы.





Практическое занятие 1

Анализ авторской позиции и средств её выражения в пьесе М.Горького «На дне»

Цели:

- на основе идейно-художественного анализа пьесы помочь выявить позицию писателя;

-развивать навыки анализа драматического текста,

- развитие исследовательских умений и навыков в области литературы,

- воспитывать в себе эстетически развитого, вдумчивого читателя.

Критерии оценки. Если вы выполнили правильно 1. задание, то вы получаете « 3», если выполнили 1.2. заданий, то получаете « 4»,а правильное выполнение 3 заданий оценивается « 5».



Вариант 2


Задание 1

Действующие лица

Васька Пепел, 28 лет. Справка: Василий [греч. «царь, царский, царственный»]; Васька - мальчик, служка; распространенная кличка для кота. Пепел - изгарь, зола, все пережженное и перегорелое в прах. Как вы думаете, почему автор использует в списке действующих лиц сокращенную форму? Как обращаются к Пеплу Барон, Сатин, Костылев, Медведев, другие персонажи?

1.2 Сопоставьте имя этого персонажа с именами других действующих лиц (в том числе с их прозвищами, звучащими в тексте пьесы). Есть ли у Васьки Пепла «двойники»? Чем, на ваш взгляд, вызвано это «двойничество»? Имена Василий и Василиса созвучны и образованы от одного корня. Попробуйте это объяснить. Сопоставьте свое мнение с точкой зрения В. Ю. Троицкого, считающего, что Васька тоже «царствующий», так как является любовником хозяйки.

Задание 2

Клещ Андрей Митрич, слесарь, 40 лет. Справка: Андрей [греч. «мужественный, храбрый»]; клещ - насекомое разных видов, впивающееся в кожу; кровосос.

2.1 Как вы считаете, почему в пьесе постоянно звучит мотив уподобления человека насекомому? В каком произведении вы уже встречались с подобным мотивом?Случайна ли эта перекличка?Докажите свое мнение, опираясь на текст.

2.2Какое имя (или кличка) закрепится за Клещом, когда он «привыкнет» к жизни на «дне»? Почему?

2.3 Клещ поначалу кажется единственным не смирившимся со своим положением обитателем «дна». Почему ему не удалось вырваться на волю? Что тому виной - внешние обстоятельства или он сам?

2.4 Как вы думаете, почему Клещ в конце пьесы заговорил словами Луки: «Ничего... Везде - люди... Сначала - не видишь этого... потом - поглядишь, окажется, все люди... ничего!»?

Задание 3
Анна, его жена, 30 лет.

Справка: Анна [др.-евр. «грация, миловидность»; милость»; «благодать»].

3.1 Случайно ли, что именно Анна становится первой из длинной череды умерших на протяжении пьесы?

















































Практическая работа 1

Анализ авторской позиции и средств её выражения в пьесе М.Горького «На дне»

Цели:

- на основе идейно-художественного анализа пьесы помочь выявить позицию писателя;

-развивать навыки анализа драматического текста,

- развитие исследовательских умений и навыков в области литературы,

- воспитывать в себе эстетически развитого, вдумчивого читателя.

Критерии оценки. Если вы выполнили правильно 1. задание, то вы получаете « 3», если выполнили 1.2. заданий, то получаете « 4»,а правильное выполнение 3 заданий оценивается « 5».



Вариант 3

Действующие лица

Задание 1

Настя, девица, 24 года. Справка: Анастасия [греч. «воскресшая, возрожденная»].
1.1 Связано ли с судьбой Насти значение ее имени? Если да, то как?
1.2 Как вы думаете, почему автор указывает - девица (в словаре это слово сопровождается пометой «книжн.» )?В. Ю. Троицкий считает, что упоминание студента-возлюбленного в рассказе Насти не случайно: «студенчество в глазах современников было живым олицетворением всего прекрасного», потому что именно на рубеже веков ширилось студенческое движение за социальную справедливость. При этом исследователь апеллирует также к реплике Наташи: «Видно, правду говорят, что студенты - отчаянные».

1.3 Согласны ли вы с этим мнением? Отвечая на вопрос, вспомните образ Пети Трофимова («Вишневый сад» написан годом позже пьесы «На дне»). Подумайте также, почему реплика Наташи сопровождается авторской ремаркой: «грызет семечки».

1.4 Почему, рисуя портрет Гастоши, Настя «упирает» на тот факт, что он «в лаковых сапогах ходил»? Заметьте: на эту деталь обращает внимание и Лука.

1.5 Чем, на ваш взгляд, вызвана необходимость рассказывать выдумки и убеждать в их реальности слушателей?

1.6 Как вы думаете, почему Настя, несмотря ни на что, сожительствует именно с Бароном? Почему именно эта пара так явно демонстрирует, так сказать, «скандально-кандальную» нерасторжимость? Отвечая на этот вопрос, обратите внимание на «зеркальные» сцены неверия в рассказах о прошлом.

О. Л. Книппер-Чехова, первая исполнительница роли Насти, вспоминала: «..."зерно" роли... Горький объяснил мне так: "...у нее ничего нет, совсем ничего, она почти гола и внутренне опустошенная - осталась только мечта о Рауле". Мне хотелось раскрыть в Насте ее полную душевную опустошенность, потерянность. На ней какая-то старая, драная ночная кофточка, сквозь которую виднеется голое тело, и ничего больше у нее не осталось - ни пуговки, ни бантика, ни шпилечки - ничего, чем хотелось бы прельстить клиента. <...> Вот эта крайняя, последняя опустошенность Настенки-то и есть, казалось мне, выражение главной темы пьесы, то самое "дно", о котором она написана»

1.7 Почему актриса отказалась от подчеркивания «сохранившихся черт» Настиной «профессии», ее прошлого? А какой вы представляете себе Настю?

1.8 Как вы считаете, почему именно Настя завершает пьесу?

Задание 2

Бубнов,картузник,45 лет. Справка: прозвище Бубен давали: 1) мастеру, делающему ударный музыкальный инструмент; 2) тому, кто беспрерывно болтает, неразборчиво бубнит, говоруну, вруну, мошеннику; 3) промотавшемуся или проигравшемуся в карты (перенос на основе названия карточной масти) или разорившемуся бедолаге; 4) глупцу (бубны в голове - без царя в голове), лентяю, прихлебателю. Ср. также выражение забубенная головушка, т. е. пропащий человек.

2.1 Бубнова и Анну зритель видит только в пределах костылевской ночлежки. Даже в III акте, когда все остальные ночлежники оказываются «на воле» (на «пустыре»), он остается в подвале, выглядывая оттуда в окно. Почему? «В любимом вся душа» - с этим утверждением Луки не согласиться нельзя. У картузника Бубнова «любимое» - острожная песня, которую он самозабвенно распевает с Кривым Зобом, - та, которую «испортил» Актер.Что вы можете сказать о душе Бубнова, судя по этой песне?

2.2 В ответ на замечание Луки: «Погляжу я на вас, братцы, - житье ваше - о-ой!..» -Бубнов отвечает:«Такое житье, что как по утру встал, так и за вытье».Картузник при этом переиначивает пословицу: «Без правды житье - вставши, да и за вытье». В чем смысл такого изменения?



Практическая работа 1

Анализ авторской позиции и средств её выражения в пьесе М.Горького «На дне»

Цели:

- на основе идейно-художественного анализа пьесы помочь выявить позицию писателя;

-развивать навыки анализа драматического текста,

- развитие исследовательских умений и навыков в области литературы,

- воспитывать в себе эстетически развитого, вдумчивого читателя.

Вариант 4

Действующие лица

Задание 1
1.1 Просмотрите авторские ремарки, относящиеся к тону, которым Бубнов произносит свои реплики. Какой «алгоритм речевого поведения» этого персонажа вы заметили? Как его объясните?

Задание 2

Барон, 33 года. Справка: барон - носящий звание, достоинство баронства, низшей ступени именитого (титулованного) дворянства, которая у нас жалуется иногда и неслужащим, напр. именитым торговым людям. Баронить - важничать, величаться, пускать пыль в глаза, корчить вельможу. Лишь в последнем акте Барон рассказывает о своей родословной: его предком был Густав Дебиль. Справка: Густав - немецкое имя из др.-герм, qunt' - «сражение», star - «жезл»; некоторые считают, что имя образовалось из перестановки слогов в имени Август - лат. «священный, величественный»; фамилию Дебиль (видимо, ее и носит Барон) можно истолковать как: фр. débile - «слабый, хилый, немощный»

2.1 Как значение фамилии Барона реализуется в пьесе? Почему зритель узнает родословной и биографии персонажа в самом конце пьесы?

Современный литературовед П. Басинский считает социальное происхождение Барона «весьма сомнительным»: слишком оно «похоже на пародию на мещанское представление о "благородной" породе людей XVIII-XIX веков. Не исключено, что он просто придумал свое прошлое; что на самом деле он был не барином, а, допустим, лакеем или чем-то вроде».

2.2 А как считаете вы - сочиняет Барон или нет? Отвечая на вопрос, стремитесь опираться не только на собственное восприятие образа Барона, но и на законы, по которым выстроена горьковская пьеса.

О главных этапах своей жизни Барон рассказывает как о постоянном переодевании. На «дне» он «одел вот это...».

2.3 Как вы представляете себе «это» - то, во что Барон оделся на «дне»? Как мотив «переодевания» реализуется в связи с другими персонажами? Обратите внимание на пунктуацию монолога Барона. Как вы считаете, что в данном случае обозначает такое обилие многоточий - размышление, волнение, чувство стыда или что-то еще?

Задание 3
Сатин, приблизительно одного возраста с Актером; лет под 40.Справка: Сатин - от Сата, Сатя - сокращенные варианты имени Сатир (в греческой мифологии сатиры - боги плодородия из свиты Диониса, бога виноделия; они задиристы, похотливы, влюбчивы, наглы, любят вино).

3.1 Как вы думаете, почему фамилия героя пьесы образована от уменьшительного, «домашнего» (уличного) варианта божественного имени? Фамилию Сатин связывают также с «князем тьмы» - Сатаной. Считаете ли вы оправданным такой подход, если «да», то почему?

Литературовед А. Новикова называет Сатина «новым Данко, превратившимся из романтика в реалиста», который «не может вести за собой людей, освещая дорогу лучами собственного сердца», ибо «у него нет сил» (1996).

3.2 Правомерно ли такое уподобление?

Задание 4

Г. Д. Гачев так характеризует речь Сатина: «...это огненная, зажигательная речь оракула, вождя, пророка, выражающаяся в лавине афоризмов. А афоризм есть мысль, подкрепленная и сращенная с волей, требующая своего принятия сразу, на веру, а не через доказательства, стремящаяся через мысль завоевать душу, сердце людей. Монологи Сатина - это стремление логики превзойти свои границы и выйти сразу в мир действия. Это своего рода заклинания и магические действия со словами. Волевой натиск этих афоризмов столь велик, что они сразу вбиваются в сознание, и нам и в голову не приходит задать, например, вопрос: а почему «человек - это звучит гордо», а не на самом деле - «горд»? В звучании ведь не живет истина!..» С этими размышлениями трудно не согласиться. Однако, кажется, критик чуть-чуть недоговаривает.

Давайте подумаем, почему на самом деле Сатин восторгается не только смыслом слова «человек», но и звучанием (более десяти раз оно звучит в его монологе, причем дважды - вразбивку по слогам: «чело-век» и «че-ло-век») и даже зрительным образом, в который оно вмещается (недаром босяк «очерчивает пальцем в воздухе фигуру человека»).

Слово «человек» заключает в себе идеи роста и деяния; человек (*kel - «расти», «возвышаться», «подниматься»; ueik - «делать», «работать», «побеждать») - обозначение жизненной силы или ее носителя. Безусловно, Горький придавал этому слову именно этот смысл - в этом легко убедиться, прочитав его поэму «Человек» (она написана чуть позже «На дне») с характерным рефреном, обращенным к человеку: «Вперед и - выше!».

4.1 Насколько и как эти идеи раскрываются в монологе Сатина о человеке?







Практическая работа 1

Анализ авторской позиции и средств её выражения в пьесе М.Горького «На дне»

Цели:

- на основе идейно-художественного анализа пьесы помочь выявить позицию писателя;

-развивать навыки анализа драматического текста,

- развитие исследовательских умений и навыков в области литературы,

- воспитывать в себе эстетически развитого, вдумчивого читателя.


Вариант 5

Действующие лица


Задание 1
П. Басинский сближает образы Луки и Сатина: «Кульминация второго (неявного) действия наступает, когда <...> встречаются две "правды" и одновременно две "лжи" - Сатина и Луки. Традиционно их принято считать враждебными; это не совсем верно. Собственно, "правда" и "ложь" Сатина и Луки почти совпадают. Оба считают, что "уважать надо человека" (акцент на последнем слове) - не его "маску", но расходятся в том, как следует сообщить людям свою "правду". Ведь она, если подумать, смертельна для тех, кто попадает в ее область». Горький страстно верил в то, что со временем «чувство уважения человека к человеку претворится в религию, ибо религией человечества должна быть прекрасная и трагическая история его подвигов и страданий в бесконечной, грандиозной борьбе за свободу духа и за власть над силами природы!»

1.1 Можно ли сказать, что в монологах персонажей пьесы звучит мысль о таком религиозном уважении к человеку? Действительно ли разногласия между Лукой и Сатиным почти формальны? Сравните реплики Луки и Сатина, прозвучавшие в самом начале пьесы («Мне все равно, я и жуликов уважаю. Ни одна блоха не плоха: все черненькие, все прыгают» и «Нет на свете людей лучше воров!»). Как они характеризуют тех, кто их произносит, и есть ли между ними разница?

П. Басинский пришел к следующему выводу: «Грандиозный миф о Человеке, который предлагает Сатин (очертив изображение Человека в пустоте, что очень важно), рождается на фоне духовной пустоты всего человечества. Никто никого не понимает; все заняты только собой; и мир на пороге катастрофы. Таким образом, Сатин тоже лжет. Но его ложь, в отличие от лжи Луки, имеет идеальное обоснование не в прошлом и настоящем, но в будущем - в перспективе свободного человечества, когда люди сольются воедино и преобразуют жизнь на разумных началах.
1.2 Согласны ли вы с такой интерпретацией монолога Сатина? Действительно ли босяк создает миф о Человеке и лжет?

Существует мнение, что Сатин - идеолог наподобие Раскольникова, для которого Наполеон и Магомет - образцы людей, право имеющих, - в том числе и на пролитие крови. Однако литературовед Б. А. Бялик, напротив, считал возможным воспринимать монолог Сатина «как опровержение "теории" Раскольникова о существовании двух "разрядов" людей: высшего, способного, как это делали Магомет и Наполеон, "преступать" все законы и создавать новые законы для человечества, и низшего, призванного лишь покоряться».

1.3 Какая точка зрения вам кажется более справедливой и почему? А нельзя ли иначе объяснить факт обращения Сатина к этим историческим деятелям?


Художественные особенности пьесы

Задание 2

В драме мы слышим несколько - более или менее правдивых - повествований босяков о прошлом.

2.1 С какой целью писатель столь активно использует этот элемент.
Задание 3

Одно из важнейших свойств пьесы «На дне» - «зеркальность»: зеркальны диалоги Насти и Барона в начале и в конце пьесы, притча Луки о праведной земле и эпизод самоубийства Актера.

3.1 Найдите в тексте, кроме указанных здесь, другие повторяющиеся эпизоды. Как они помогают понять идею пьесы? Отвечая на этот вопрос, вспомните об использовании такого приема в произведениях других писателей (например, «Горе от ума», «Ревизор», «Преступление и наказание» и др.).

16


© 2010-2022