- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока по русской литературе ФОТОГРАФИЯ, НА КОТОРОЙ МЕНЯ НЕТ ( 8 класс)
Конспект урока по русской литературе ФОТОГРАФИЯ, НА КОТОРОЙ МЕНЯ НЕТ ( 8 класс)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 8 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Ефремова М.К. |
Дата | 19.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ФОТОГРАФИЯ, НА КОТОРОЙ МЕНЯ НЕТ
ЦЕЛИ УРОКА:
Триединая дидактическая цель как темы, так и урока - создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации.
Образовательная цель - провести детальный анализ художественного текста, опираясь на задания и вопросы; способствовать формированию потребности читать внимательно и вдумчиво художественную литературу.
Развивающая - создать условия для самостоятельной творческой деятельности учащихся, способствовать формированию аналитического мышления и эмоционального потенциала, интеллектуальных навыков обобщения, структурирования, развитию речевых навыков.
Воспитательная - способствовать процессу духовного развития, формированию нравственных ценностей, обращаясь к памяти исторической, памяти человеческой. Воспитание самостоятельности, сотрудничества, коллективизма, коммуникативности
План урока:
I. Вступление:
1.Организационный момент.
2.Вступительное слово учителя
3.Тема,цель урока
II. Основная часть:
Ход урока:
I. Вступление:
. Эпиграф на доске.
Как много желтых снимков на Руси
В такой простой и бережной оправе!
И вдруг открылся мне и поразил
Сиротский смысл семейных фотографий:
Огнем, враждой
Земля полным-полна,
И близких всех душа не позабудет...
(Н. Рубцов)
. Вступительное слово учителя :
Древние римляне говорили:
"Времена меняются, и мы меняемся вместе с ними". Время необратимо идет вперед, оставляя позади события, судьбы, нас вчерашних. Но память о прошлом живет в людях, без нее жизнь человека не может быть полноценной.
Об этом напоминает нам и художественная литература.
В романе Гарсиа Маркес "Сто лет одиночества" нарисована картина мира, лишенного памяти. И это страшный мир.
В повести другого писателя Чингиза Айтматова "И дольше века длится день" есть легенда о Манкурте, человеке, который потерял память. И он теряет человеческий облик, утрачивает нравственность, становится убийцей собственной матери.
Литература предупреждает нас, заставляет задуматься о том, что мы не должны быть "Иванами, не помнящими родства", что слово "память" должно быть священно.
Прошлое не проходит бесследно, оно возвращается к нам через воспоминания, предметы, произведения искусства, фотографии.
Итак, разговор сегодня на уроке у нас пойдет о памяти, о памяти исторической, о памяти человеческой. Запишем тему урока, слова Г. Гейне "Прошлое - родина души человека".
-
Прочитайте определение слова "память" в толковом словаре. Выпишите еще слова.
Подумайте над высказываниями великих писателей, мыслителей, философов о памяти. Выберите то, которое вы бы оставили для себя. Почему? Дополните свое информационное поле.
Высказывания писателей, философов, политиков о прошлом, о памяти, о времени (раздаточный материал).
-
Память - единственный рай, из которого нас не могут изгнать. (Жан Поль)
-
Все жалуются на свою память, но никто не жалуется на свой разум. (Франсуа Ларошфуко)
-
Воспоминания о прошедшем всегда кажутся выше того, что мы можем ждать от будущего. (Стендаль)
-
Боюсь не смерти я. О, нет!
Боюсь исчезнуть совершенно.
(М. Лермонтов)
-
Бенджамин Франклин, американский ученый и политик, писал, что "время - это ткань, из которого состоит жизнь. А единственной мерой времени является память".
-
Слово учителя
Виктор Астафьев родился в 1924 году в селе Овсянка Красноярского края, семи лет лишился матери (Лидия Ильинична утонула в 1931 году в Енисее). И только заботами бабушки Екатерины Петровны было скрашено его сиротское детство. Но как ни тяжело было детство, главные трудности были впереди. Впереди будущего писателя ожидала и беспризорность, и детский дом, и интернат, и фронт.
В 1957 году, опираясь на воспоминания прошлого, Астафьев начинает писать цикл автобиографических рассказов от 1-го лица о собственном детстве, о тех впечатлениях, которые им были вынесены из той поры. Впоследствии эти рассказы составили книгу "Последний поклон".
Подробнее остановимся на одном рассказе
"Фотография, на которой меня нет", который вы читали дома.
-
План рассказа
-
Приезд фотографа
-
«Мы - люди пропащие»
-
Расплата
-
Настоящий друг
-
Бабушкина забота
-
Важный гость
-
Учитель, учительница и деревенские жители
-
Случай на Лысой горе.
-
Размышления о деревенских фотографиях.
-
Анализ рассказа. Сюжет прост: событие, положенное в его основу. Нельзя назвать ярким, необычным.
-
Что же тогда главное в рассказе. Это в финале: Деревенская фотография - своеобычная летопись нашего народа, настенная его история».
-
Объясните смысл фразы. История - не только перевороты, войны, эпохальные события; история страны, её судьба складывается из историй и судеб отдельных людей. Писателю дорого время его детства, ставшее историей. Фотография тех лет - часть этой истории. Не только фотография способна запечатлеть эпоху, создать её портрет, но и память человека, а если этот человек - писатель, то его воспоминания становятся художественным произведением. В этом смысле рассказ В. Астафьева тоже своеобразный портрет довоенной эпохи, созданный средствами словесного искусства.
-
В какое время и где происходят события глухой зимой примерно в середине 1930х гг. в Сибири, в дер. Овсянка.
-
Комментированное чтение от слов «Деревенское окно, заделанное на зиму…» до «…порадовать людей надеждами на близкое лето».
-
Что мы узнаем из рассказа Астафьева о жизни сибир. деревни 30-з гг? (О трудной, полной лишений жизни деревни, и о нравах её жителей, и о народных приметах, и о «таинстве расцветания» деревьев и цветов.)
-
Как воспринимают жители деревни приезд фотографа? Чем вы объясните такое отношение людей к этому событию?
-
Почему в деревне все жители были так озабочены вопросом - где поселить фотографа на ночь? (Всем хотелось угодить фотографу, чтобы он оценил заботу о нём и снимал бы ребят как полагается, хорошо снимал». Астафьев не раз в рассказе скажет о проявлении человеческой заботы как естественном состоянии деревенских людей)
-
Как характеризует ребят их поведение? (Полезли в драку, стали кататься с обрыва, ухарски гикая, ругаясь… - захлестнула обида, что не в пользу будет решён вопрос о «распорядках». Обида не лучший советчик в деле.)
-
Почему Саньки и героя не оказалось на фотографии? (Санька поступил как настоящий друг, решив тоже не сниматься; он чувствовал свою вину: ведь катались с горы вместе. Кроме того, мы помним, что именно Санька был причиной всех несчастий героя повести «Последний поклон»)
-
Как выглядят ребята на школьной фотографии? О чём это говорит?
-
Бабушка. Этот образ является центральным всей книги. Ей, хранительнице семьи, защитнице детства, бьёт земной поклон автор. Главный смысл своего произведения В. Астафьев объяснял так: «Бабушка, бабушка! Виноватый перед тобою, я пытаюсь воскресить тебя в памяти, рассказать о тебе людям… Непосильная это работа… Согревает меня лишь надежда, что люди, которым я рассказал о тебе, в своих бабушках и дедушках, в своих близких и любимых людях отыщут тебя и будет твоя жизнь беспредельна и вечна, как сама человеческая доброта…»)
Составьте связный рассказ о бабушке героя, включив в него цитаты, свои наблюдения, выводы.
Как бабушка относится к внуку и как это ее характеризует?
Обратите внимание на речь бабушки, богатую народными выражениями, разговорными, просторечными словами. Приведите примеры. С какой целью автор в точности воспроизводит речь бабушки, не заменяя ее правильной литературной речью? Он восстанавливает своё детское восприятие бабушки, оживляет его, хочет, чтобы читатель услышал живую, яркую и эмоциональную разговорную речь простого человека.)
Как любовь бабушки к цветам и украшению зимних окон характеризует ее? (стр. 2-6).
Чем бабушка главного героя напоминает бабушку Алеши Пешкова из повести М. Горького "Детство"?
Начните свой рассказ со слов: "Главное, что рисует писатель крупным планом, - это человеческие характеры...".
В конце сделайте вывод: "Повесть, в которую включен рассказ, называется "Последний поклон". Много лет спустя автор низко кланяется своей бабушке, потому что..."
-
Составьте связный рассказ об учителе Овсянской начальной школы, включив в него цитаты, свои наблюдения, выводы. «А в какой школе начали работу наши учителя!
В деревенском доме с угарными печами. Парт не было, скамеек не было, учебников, тетрадей, карандашей тоже не было. Один букварь на весь первый класс и один красный карандаш. Принесли ребята из дома табуретки, скамейки, сидели кружком, слушали учителя, затем он давал нам аккуратно заточенный красный карандаш, и мы, пристроившись на подоконнике, поочередно писали палочки. Счету учились на спичках и палочках, собственноручно выструганных из лучины. Учитель как-то уехал в город и вернулся с тремя подводами. На одной из них были весы, на двух других ящики со всевозможным добром. На школьном дворе из плах соорудили временный ларек <Утильсырье>. Вверх дном перевернули школьники деревню. Чердаки, сараи, амбары очистили от веками скапливаемого добра - старых самоваров, плугов, костей, тряпья.
В школе появились карандаши, тетради, краски вроде пуговиц, приклеенные к картонкам, переводные картинки. Мы попробовали сладких петушков на палочках, женщины разжились иголками, нитками, пуговицами.
Учитель еще и еще ездил в город на сельсоветской кляче, выхлопотал и привез учебники, один учебник на пятерых. Потом еще полегчение было - один учебник на двоих. Деревенские семьи большие, стало быть, в каждом доме появился учебник. Столы и скамейки сделали деревенские мужики и плату за них не взяли, обошлись магарычом, который, как я теперь догадываюсь, выставил им учитель на свою зарплату.
Учитель вот фотографа сговорил к нам приехать, и тот заснял ребят и школу. Это ли не радость! Это ли не достижение!»
Обратите внимание на внешность учителя. Что можно сказать о человеке по выражению глаз, деталям внешности? «Лицо учителя, хотя и малоприметное, я не забыл до сих пор. Было оно бледновато по сравнению с деревенскими, каленными ветром, грубо тесанными лицами. Прическа под <политику> - волосы зачесаны назад. А так ничего больше особенного не было, разве что немного печальные и оттого необыкновенно добрые глаза»
Как характеризуют учителя его поступки, отношение к людям:
а) забота о школе;
б) отношение к детям и деревенским жителям;
в) случай со змеей. Этот эпизод раскрывает лучшие качества учителя: он был способен на подвиг, он мог пожертвовать жизнью, спасая своих учеников от змеи.
Г) Эта история дополняет рассказ о том, что сделали для жителей деревни эти люди - учитель и его жена, тоже учительница. Их жизнь можно назвать подвигом: они приехали в глухую сибирскую деревню, из города, где учились; они молоды, у них маленький ребёнок, но они не побоялись трудностей.
Какое отношение к учителю в деревне, приведите примеры. Почему? («Уважение к нашему учителю и учительнице всеобщее, молчаливое. Учителей уважают за вежливость, за то, что они здороваются со всеми кряду, не разбирая ни бедных, ни богатых, ни ссыльных, ни самоходов. Еще уважают за то, что в любое время дня и ночи к учителю можно прийти и попросить написать нужную бумагу. Пожаловаться на кого угодно: на сельсовет, на разбойника мужа, на свекровку. Дядя Левонтий - лиходей из лиходеев, когда пьяный, всю посуду прибьет, Васене фонарь привесит, ребятишек поразгонит. А как побеседовал с ним учитель - исправился дядя Левонтий. Неизвестно, о чем говорил с ним учитель, только дядя Левонтий каждому встречному и поперечному радостно толковал:
- Ну чисто рукой дурь снял! И вежливо все, вежливо. Вы, говорит, вы... Да ежели со мной по-людски, да я что, дурак, что ли? Да я любому и каждому башку сверну, если такого человека пообидят!
Тишком, бочком просочатся деревенские бабы в избу учителя и забудут там кринку молока либо сметанки, творогу, брусники туесок. Ребеночка доглядят, полечат, если надо, учительницу необидно отругают за неумелость в обиходе с дитем. Когда на сносях была учительница, не позволяли бабы ей воду таскать. Один раз пришел учитель в школу в подшитых через край катанках. Умыкнули бабы катанки - и к сапожнику Жеребцову снесли. Шкалик поставили, чтоб с учителя, ни Боже мой, копейки не взял Жеребцов и чтоб к утру, к школе все было готово. Сапожник Жеребцов человек пьющий, ненадежный. Жена его, Тома, спрятала шкалик и не отдавала до тех пор, пока катанки не были подшиты.
Учителя были заводилами в деревенском клубе. Играм и танцам учили, ставили смешные пьесы и не гнушались представлять в них попов и буржуев; на свадьбах бывали почетными гостями, но блюли себя и приучили несговорчивый в гулянке народ выпивкой их не неволить»).
Как рассказчик вспоминает учителей спустя годы? О какой почести», заслуженной деревенским учителем, пишет Астафьев? «Прошли годы, много, ох много их минуло. А я таким вот и помню деревенского учителя - с чуть виноватой улыбкой, вежливого, застенчивого, но всегда готового броситься вперед и оборонить своих учеников, помочь им в беде, облегчить и улучшить людскую жизнь. Уже работая над этой книгой, я узнал, что звали наших учителей Евгений Николаевич и Евгения Николаевна. Мои земляки уверяют, что не только именем-отчеством, но и лицом они походили друг на друга. <Чисто брат с сестрой!..> Тут, я думаю, сработала благодарная человеческая память, сблизив и сроднив дорогих людей, а вот фамилии учителя с учительницей никто в Овсянке вспомнить не может. Но фамилию учителя можно и забыть, важно, чтоб осталось слово <учитель>! И каждый человек, мечтающий стать учителем, пусть доживет до такой почести, как наши учителя, чтоб раствориться в памяти народа, с которым и для которого они жили, чтоб сделаться частицей его и навечно остаться в сердце даже таких нерадивых и непослушных людей, как я и Санька».
Учителя жили с народом и для народа, «чтобы сделаться частицей его и навечно остаться в сердце…», потому и «растворились», как пишет В. Астафьев, в народной памяти.
Вывод сделайте. Начните свой рассказ со слов: "В воспоминаниях о далеком детстве одно из главных мест занимает учитель..."
В конце сделайте вывод: "Благодарная память героя сохранила образ учителя, потому что...".
Чтение финала. «Школьная фотография жива до сих пор. Она пожелтела, обломалась по углам. Но всех ребят я узнаю на ней. Много их полегло в войну. Всему миру известно прославленное имя - сибиряк.
Как суетились бабы по селу, спешно собирая у соседей и родственников шубенки, телогрейки, все равно бедновато, шибко бедновато одеты ребятишки. Зато как твердо держат они материю, прибитую к двум палкам. На материи написано каракулисто: <Овсянская нач. школа 1-й ступени>. На фоне деревенского дома с белыми ставнями - ребятишки: кто с оторопелым лицом, кто смеется, кто губы поджал, кто рот открыл, кто сидит, кто стоит, кто на снегу лежит.
Смотрю, иногда улыбнусь, вспоминая, а смеяться и тем паче насмехаться над деревенскими фотографиями не могу, как бы они порой нелепы ни были. Пусть напыщенный солдат или унтер снят у кокетливой тумбочки, в ремнях, в начищенных сапогах - всего больше их и красуется на стенах русских изб, потому как в солдатах только и можно было раньше <сняться> на карточку; пусть мои тетки и дядья красуются в фанерном автомобиле, одна тетка в шляпе вроде вороньего гнезда, дядя в кожаном шлеме, севшем на глаза; пусть казак, точнее, мой братишка Кеша, высунувший голову в дыру на материи, изображает казака с газырями и кинжалом; пусть люди с гармошками, балалайками, гитарами, с часами, высунутыми напоказ из-под рукава, и другими предметами, демонстрирующими достаток в доме, таращатся с фотографий.
Я все равно не смеюсь.
Деревенская фотография - своеобычная летопись нашего народа, настенная его история, а еще не смешно и оттого, что фото сделано на фоне родового, разоренного гнезда».
Рассматривая фото взрослым человеком, он видит все те же лица, но мысли сейчас у него совсем другие: о свойствах человеческой памяти и шире - памяти исторической. Это мысли человека, приобретшего жизненный опыт. Он рассматривает и другие фотографии тех лет, видит на них родные лица, иногда улыбается наивности людей, «снявшихся на карточку», но никогда он не смеётся над ними, потому что «деревенская фотография - своеобразная летопись нашего народа. Настенная его история». А история заслуживает внимания и уважения.
Задание 4.
Составьте связный рассказ о главном герое, включив в него цитаты, свои наблюдения и выводы.
Каким вы представляете главного героя? Охарактеризуйте его, проанализировав следующие эпизоды рассказа:
а) приезд фотографа;
б) болезнь;
в) наблюдение за цветком;
г) отношение к школьной фотографии.
Подберите определения. Какой он, герой рассказа?
Начните свой рассказ со слов: "Вспоминая свое далекое детство, автор рассказывает о человеческих характерах, человеческих взаимоотношениях, и по этим воспоминаниям мы можем судить и о самом рассказчике...".
В конце рассказа сделайте вывод: "Рассказ о далеком детстве нашел отклик в сердцах читателей, потому что..."
Герой Астафьева - человек благородный. Он помнит добро, ценит любовь и заботу. Это совестливый человек, который не прощает себе своих прошлых ошибок. Для него дорога память о прошлом, память истории народа, которая складывается из исторической памяти каждого отдельного человека.
Заканчивая разговор о рассказе Астафьева, я хочу зачитать цитату из рецензии Т. Шатской на книгу "Последний поклон": "Если вам легко и беззаботно в какое-то время, не беритесь за книги Виктора Астафьева, если вам трудно, найдите его: он умеет помогать умно, ненавязчиво, сердечно".
III. Заключение:
-
Закончите высказывание
Закончите предложение, написанное на доске: "Прошлое - родина души человека..." (2-3 минуты). Зачитаем вслух.
Генрих Гейне писал: "Прошлое - родина души человека. Иногда нами овладевает тоска по чувствам, которые мы некогда испытывали. Даже тоска по былой скорби" Как вы понимаете эти слова?
Сегодняшний урок заканчивается и уходит в прошлое, и, чтобы этот момент вашей жизни остался в памяти, я предлагаю всем сфотографироваться. И когда-нибудь ваши внуки, заинтересовавшись этим снимком, расспросят вас о нем, и через много лет вы снова переживете то приобщение ко времени, прошлому, памяти, которое вы испытали сегодня на уроке. Мы назовем этот снимок: "Фотография, на которой я есть..."
11. Рефлексия.
Сегодня на уроке я открыл..., почувствовал..., узнал..., понял..., задумался..., испытал..., приобщился.... и т. д. Закончите предложение.
12. Домашнее задание (на выбор).
Составить родословную своей семьи.
Прочитать книгу "Последний поклон" В.Астафьева.
Написать эссе "Возвращение в прошлое".
Вн. чт. Русские поэты о Родине, родной природе
И.Анненский. «Снег»; Д.Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н.Заболоцкий. «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок…»; Н.Рубцов «По вечерам», «Встреча», Привет, Россия…».
Цели урока: учить понимать поэтический язык;
Помочь осмыслить прочитанное;
Развивать навыки выразительного чтения, анализа поэтического текста.
Методические приёмы: сообщения учеников, выразительное чтение, беседа по вопросам, элементы анализа текста.
Оборудование: Презентация (портреты поэтов, пейзажи русских художников, аудиозаписи)