Урок по русской литературе Лелеющая душу гуманность сказок Пушкина. .. (5 класс)

Урок построен по методу мозгового штурма, класс поделен на 4 группы: команда «ДА», команда «НЕТ» (в каждой по 5-7 человек), болельщики, которые помогают своим командам, хранитель времени. На обсуждение каждого вопроса дается 1 минута. Затем представители команды «НЕТ» и «ДА» высказывают точку зрения на данную проблему (с опорой на текст художественного произведения), болельщики дополняют. Учитель подводит итог. Далее учитель вновь задает вопрос.  
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по русской литературе Лелеющая душу гуманность сказок Пушкина...(5 класс)Урок по русской литературе Лелеющая душу гуманность сказок Пушкина...(5 класс)Николаева И.Е.

Уфа, Татарская гимназия № 65

Открытый урок «Лелеющая душу гуманность сказок Пушкина»

Оформление доски

Активный словарь

Добро

Зло

Гордость

Гордыня

Гуманность

Достоинство

Дух

Душа

Духовный

Любовь

Малодушие

Милосердие

Мораль

Мужество

Нравственность

Справедливость

я + они -

я - они +

я + они +

я - они -

И чувства добрые я лирой пробуждал ... А.С.Пушкин

Весь мир

копится в тех

кого обидели

с трудом

просачивается

сквозь них

как верблюд

через игольное ушко

обиженные

злобные

узкое место

мира

вдруг раз

и вообще

перекроют

кислород

через добрых

мир

свободно идет

Людмила Петрушевская

ЦЕЛЬ УРОКА:

-ознакомить с содержанием всех сказок А.С. Пушкина;

-продолжить развитие творческого толерантного мышления учащихся;

-воспитывать в детях «лелеющую душу гуманность».

Урок построен по методу мозгового штурма, класс поделен на 4 группы: команда «ДА», команда «НЕТ» (в каждой по 5-7 человек), болельщики, которые помогают своим командам, хранитель времени. На обсуждение каждого вопроса дается 1 минута. Затем представители команды «НЕТ» и «ДА» высказывают точку зрения на данную проблему (с опорой на текст художественного произведения), болельщики дополняют. Учитель подводит итог. Далее учитель вновь задает вопрос.

ХОД УРОКА.

Учитель. «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма». Так говорил

А.С. Пушкин о сказках, которые ему рассказывала няня Арина Родионовна. Пушкин придумал и свое сказочное Лукоморье, в котором тоже много чудесного.

Приложение №1. Фрагмент фильма «Руслан и Людмила» (пролог).

Учитель. Кто любит читать сказки? Поднимите руку. Послушайте сочинение Лианы, в котором ученица доказывает, что сказки читать вредно. «Сказки детям рассказывать нельзя, это очень вредно. Ребенок может убежать из дома или будет представлять себе, что он рыцарь или принцесса. Рыцари будут брать нож и могут кого-нибудь задеть, а принцесса может лечь в гроб. Особенно нельзя рассказывать детям страшные сказки, дети будут бояться оставаться дома одни. Короче говоря, сказки - это плохо». Это сочинение - приглашение к литературной игре по сказкам Пушкина. У нас 2 команды, сейчас мы выясним, какой команде быть «ДА», какой - «НЕТ» (жеребьевка). Итак, команда «ДА» доказывает, что сказки рассказывать необходимо, а команда «НЕТ» убеждает нас в обратном.

Выступление представителей команд, болельщиков, подведение итогов учителем, счет после первого вопроса-ответа.

Учитель. Сказки детям рассказывать необходимо, и, наверное, поэтому

А.С. Пушкин отдал дань этому жанру - написал 7 сказок. Одна из них начинается так:

Царь с царицею простился,

В путь - дорогу снарядился,

И царица у окна

Села ждать его одна…

К нам на урок пришла героиня сказки, да не одна, а с волшебным зеркальцем. Сценка.

Царица: Я ль, скажи мне, всех милее,

Всех румяней и белее?

Зеркальце: Ты прекрасна, спору нет;

Но царевна всех милее,

Всех румяней и белее.

Царица: Ах, ты, мерзкое стекло!

Это врешь ты мне назло

Как тягаться ей со мною?

Я в ней дурь-то успокою,

Ишь какая подросла!

И не диво, что бела

Мать брюхатая сидела

Да на снег лишь и глядела!

Но скажи: как можно ей

Быть во всем меня милей?

Признавайся: всех я краше,

Обойди все царство наше,

Хоть весь мир; мне равной нет. Так ли?

Зеркальце: А царевна все ж милее,

Все ж румяней и белее.

Учитель. Делать нечего. Она

Черной зависти полна…

Бросив зеркальце под лавку,

Позвала к себе Чернавку.

Прозвучало ключевое слово «ЗАВИСТЬ», т.е. чувство досады, вызванное благополучием, успехом другого. Всегда ли это чувство вызывает негативные последствия?

Команда «ДА», доказывает что данное чувство всегда «черное», а команда «НЕТ» - не всегда, «белая зависть» часто благотворно влияет на человека.

Обсуждение. Выступление представителей команд, болельщиков. Итог, счет.

Учитель. Если вспомнить героев других сказок Пушкина: старуху из «Сказки о рыбаке и рыбке», повариху, ткачиху со сватьей бабой бабарихой из «Сказки о царе Салтане», Додона из «Сказки о золотом петушке», то мы еще раз убедимся в том, что зависть - черное, разрушительное чувство. Всегда жизнь людей, попавших в «сети» зависти, начинает развиваться по жизненному сценарию неудачника (я -плохой, они - хорошие), или по самому тяжелому сценарию ого потенциального убийцы (я - хороший, они - плохие).

Царица из «Сказки о мертвой царевне» жила по этому сценарию, зависть толкнула ее к убийству падчерицы.

Царица - отрицательный персонаж, но не всегда так просто разобраться, кто есть кто, а «Сказка о рыбаке и рыбке» нам поможет. Впрочем, слово сначала Старику и Старухе.

Приложение №2. Фрагмент «Сказки о рыбаке и рыбке».

Учитель. Итак, положительный или отрицательный герой Старик?

Обсуждение, выступления представителей команд, болельщиков. Итог, счет.

Учитель. Эта сказка не столько о жадности, сколько о самом страшном «рабстве» - зависимости от злого человека. Старик - действительно малодушный человек (смотри активный словарь), которому недостает стойкости, мужества, твердости духа, достоинства, наконец. Именно с его молчаливого согласия Старуха решила занять не подобающее ей место - стать владычицей морскою.

Приложение №3. Фрагмент «Сказки о попе и работнике его Балде».

Учитель. Итак, мы видим, что Балда обманул чертенка. Правильно ли поступил Балда, можно ли его поступок назвать нравственным?

Обсуждение, выступления представителей команд, болельщиков. Итог, счет.

Учитель. Обратимся к эпиграфу урока, строчкам Людмилы Петрушевской.

(Зачитывается).

Учитель. Здесь два ключевых слова, имеющих отношение и к Старику, и к Старухе, и к Царице, и к Додону, и к Звездочету, и к Чернявке, и к Бабарихе… Какие это слова? Обиженные, злобные - в одном ряду. Задумайтесь. Обратим наше внимание на 4 жизненных сценария. Какой из них, по-вашему, самый лучший?

Правильно, я+ они + -сценарий счастливых людей, у которых в жизни все удается. Он формируется, если вы общаетесь с хорошими людьми, читаете хорошие книги. Какие персонажи из сказок Пушкина живут по этому сценарию?

Следующая сказка «Сказание о Медведе, у которого убили медведицу». «Это уже что-то милое и умиленное в его, Пушкина, созерцании народа» - так отозвался об этой сказке Ф. Достоевский.

Действительно, мы с умилением читаем о том, как звери приходят утешить «вдовца печального», «вдовца горемычного».

В ту пору звери собиралися

Ко тому ли медведю, к большому боярину,

Приходили звери большие,

Прибегали тут зверушки меньшие.

Прибегал тут волк-дворянин,

У него-то зубы закусливые,

У него-то глаза завистливые.

Приходил тут бобр, торговый гость,

У него-то бобра, жирный хвост.

Приходила ласточка-дворяночка,

Приходила белочка-княгинечка,

Приходила лисица-подъячиха,

Подъячиха-казначеиха,

Приходил скоморох-горностаюшка,

Приходил байбак тут игумен,

Живет он, байбак, позадь гумен.

Прибегал тут зайка-смерд,

Зайка беленький, зайка серенький.

Приходил целовальник-еж.

О чем эта сказка? Эта сказка о единстве всего живого (сбор зверей), о милосердии, о бесценности жизни, но речь сейчас не о том…

Вы наверняка заметили, что во всех сказках Пушкина герой жестоко не наказывается. Сравните, например, финал народной немецкой сказки «Снегурочка», сюжетно похожей на «Сказку о мертвой царевне» Пушкина.

Читает ученица. Но были уже поставлены для нее на горячие угли железные туфли, их принесли, держа щипцами, и поставили перед нею. И она должна была ступить ногами в докрасна раскаленные туфли и плясать в них до тех пор, пока, наконец, не упала, мертвая, наземь».

Учитель. Нужно ли наказывать злых героев или отпускать их с миром, как делает это Пушкин?

«ДА» - нужно наказывать, «НЕТ» - не нужно. Обсуждение, выступления, итог.

Учитель. «Есть две вещи, которые управляют действиями людей. Сила, власть и милосердие. Проявление власти - необходимое проявление эгоизма. Милосердие - это само небо, чтобы быть хорошими, мы должны быть милосердными», - писал индийский философ Вивекананда.

Итак, что же такое сказки Пушкина? Это размышления о добре и зле, мире и жизни. А жизнь служит человеку, если в нем чудесная сила, и отвергает, если ее нет.

Что же это за чудесная сила? Отвечая на этот вопрос,

8 человек написали доброта,

4 - честность,

3 - любовь,

2 - мужество.

Далее, по одному человеку чудесной силой назвали милосердие, трудолюбие, терпение, ум, дружбу.

Учитель. Вы назвали те качества, которые лелеют (воспитывают) гуманность в душе ребенка. Завершая урок, давайте поблагодарим Пушкина, ведь именно его сказки помогли сделать еще один шаг навстречу самому лучшему жизненному сценарию (я +, они + ). Сказка - ложь, да в ней намек… Урок окончен.

Д/З: Дома напишите небольшое сочинение на тему: «Чему учат сказки Пушкина?»

7


© 2010-2022