Приложение 1 к теме

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Приложение 1 к темеТема: Антонимы. Словарь антонимов.

Задачи урока:

Образовательные:

  • повторить и систематизировать понятия: лексическое значение слова, синонимы;

  • познакомить учащихся со словами, противоположными по значению, ввести понятие «антоним»;

  • научить подбирать антонимы к словам и находить их в тексте;

  • расширить лексический запас учащихся;

Развивающие:

  • развивать речь учащихся, обогащать словарный запас детей;

  • развивать умение работать в группах, парах;

  • развивать сообразительность, мышление, внимание, память.

Воспитательные:

  • создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность;

  • воспитывать культуру речи, любовь и внимание к слову, бережное отношение к родному языку;

  • воспитывать внимание, доброе отношение друг к другу.

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: карточки, Словарь антонимов Н.П. Колесникова

Ход урока

І. Организационный момент. Речёвка

Запись числа (объясняется написание числительного), классная работа.

ІІ. Актуализация опорных знаний.

  1. Работа с классом

Игра «Да - нетка» (выскажите своё согласие/несогласие с данными утверждениями):

  1. Синонимы - это слова одной и той же части речи, близкие или тождественные по значению, но разные по звучанию и написанию.

  2. Синонимы не могут обозначать одно и то же.

  3. Синонимы чаще всего отличаются друг от друга оттенками значения.

  4. Все синонимы объединяются в синонимический ряд.

  5. В речи фиксируются общеязыковые и контекстуальные синонимы.

  6. Синонимы одного ряда не могут отличаться лексической сочетаемостью.

2. Индивидуальная работа по карточкам:

Карточка № 1.

Подбери синонимы к рисунку. Какие синонимы помогут охарактеризовать этих воинов?Приложение 1 к теме

Объясни разницу между глаголами

надевать и одевать.

Приложение 1 к теме

Карточка 2.

В каждом из приведённых ниже словосочетаний слово ВЕРНЫЙ имеет различные значения. Докажи это, подбирая к нему синонимы.

Верный друг, верное средство, верный расчёт, верный глаз, верный ответ.

ІІІ. Сообщение темы урока и цели.

Ребята, на прошлом уроке мы познакомились с синонимами, т. е. со словами близкими по значению, но разными по звучанию и написанию.

Русский язык необыкновенно богат и разнообразен. В нашем языке есть и такие слова, которые имеют противоположное значение - это антонимы. Сегодня мы с вами поговорим об антонимах, о их роли в нашей речи, научимся подбирать антонимы к словам, правильно употреблять в речи, познакомимся со словарём антонимов.

Запишите тему сегодняшнего урока: «Антонимы».

  1. Этимологическая минутка.

Почему эти слова получили такое название?

Антонимы - анти - «против», оним - «имя» (греч.)

Антонимические пары

- Что же такое антонимы? (Антонимы - слова, противоположные по лексическому значению).

ІУ. Изучение нового материала.

1. Работа с учебником.

- Проверим свои выводы по учебнику стр.168 (теория)

- Прочитайте шуточное стихотворение Г. Сапгира «Яблоко» (выразительное чтение подготовленным учеником).

Задание: выпишите слова - антонимы.

Проверка.

- Ребята, а вы обратили внимание, что употребление антонимов, как и синонимов, делает речь более яркой, богатой, выразительной. Но не все слова могут иметь антонимы. Например: железо, доска, мел, дом.

Необходимо помнить, что антонимические пары возможны лишь у таких слов, значения которых соотносительны. Например: здоровый - больной, высокий - низкий, радость - горе и т.д.

Минутка здоровья.

Руки поднять - опустить

Присесть - встать

Наклониться - выпрямиться

Глаза закрыть - открыть

Громко захлопать - тихо сесть.

-Учитель. Антонимы могут быть (ученики записывают слова):

- однокорневые: счастье - несчастье, радостный - безрадостный, правда - неправда, дело - безделье.

- разнокорневые : день-ночь (учащиеся приводят свои примеры), друг - враг, белый - чёрный, верх - низ

- При выборе антонимов необходимо также учитывать возможность многозначности слова. Так, слово низкий может быть антонимом не только к слову высокий (низкий дом - высокий дом), но и к слову благородный (низкий поступок - благородный поступок), возвышенный (низкая цель - возвышенная цель).

2. Работа в парах. Задание на доске:

Подберите антонимы к слову свежий в словосочетаниях:

Свежий воздух - (душный)

Свежий хлеб - (чёрствый)

Свежая газета - (вчерашняя, старая)

Свежее полотенце - (грязное)

Свежее лицо - (уставшее, утомленное)

Проверка

  1. Знакомство со словарём антонимов.

Ребята, мы с вами уже знакомы с некоторыми словарями: толковым, орфографическим, орфоэпическим, словарем синонимов и др. А сегодня я вам предлагаю взять в друзья ещё один словарь. Словарь антонимов. (Ученица рассказывает о словаре антонимов).

Перед вами "Словарь антонимов" Н.П. Колесникова. В нём собрано более 1300 пар слов. Как и в любом словаре, слова в нем расположены в алфавитном порядке. Так выглядит словарная статья в этом словаре:

Добрый - злой

Добрый - относящийся к людям с расположением, проникнутый сочувствием к ним, готовый помочь, отзывчивый.

Злой - исполненный недоброжелательства, враждебности

Учитель: Я надеюсь, что вы подружитесь со словарём и по необходимости будете к нему обращаться.

  1. Творческая работа в группах.

Подберите к данным словам антонимы. Если вы выполните эту работу правильно, то из первых букв слов антонимов сможете сложить слово, которое станет наградой за ващ труд на уроке:

Широкий - Узкий

Твёрдый - Мягкий

Старый - Новый

Скучный - Интересный

Бесполезный - Ценный

Неряшливый - Аккуратный

У. Рефлексия.

  • Какие слова мы будем называть антонимами? Какова этимология данного слова?

  • Какими знаниями об антонимах вы поделитесь дома, с товарищами?

Оцените свою работу на уроке смайликом (дети рисуют смайлики в тетрадях на полях). Выставление оценок за урок.

УІ. Домашнее задание: параграф 35, упр. 157Приложение 1 к теме



© 2010-2022