- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Приложение 1 к теме
Приложение 1 к теме
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Глущенко Л.В. |
Дата | 01.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Тема: Антонимы. Словарь антонимов.
Задачи урока:
Образовательные:
-
повторить и систематизировать понятия: лексическое значение слова, синонимы;
-
познакомить учащихся со словами, противоположными по значению, ввести понятие «антоним»;
-
научить подбирать антонимы к словам и находить их в тексте;
-
расширить лексический запас учащихся;
Развивающие:
-
развивать речь учащихся, обогащать словарный запас детей;
-
развивать умение работать в группах, парах;
-
развивать сообразительность, мышление, внимание, память.
Воспитательные:
-
создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность;
-
воспитывать культуру речи, любовь и внимание к слову, бережное отношение к родному языку;
-
воспитывать внимание, доброе отношение друг к другу.
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование: карточки, Словарь антонимов Н.П. Колесникова
Ход урока
І. Организационный момент. Речёвка
Запись числа (объясняется написание числительного), классная работа.
ІІ. Актуализация опорных знаний.
-
Работа с классом
Игра «Да - нетка» (выскажите своё согласие/несогласие с данными утверждениями):
-
Синонимы - это слова одной и той же части речи, близкие или тождественные по значению, но разные по звучанию и написанию.
-
Синонимы не могут обозначать одно и то же.
-
Синонимы чаще всего отличаются друг от друга оттенками значения.
-
Все синонимы объединяются в синонимический ряд.
-
В речи фиксируются общеязыковые и контекстуальные синонимы.
-
Синонимы одного ряда не могут отличаться лексической сочетаемостью.
2. Индивидуальная работа по карточкам:
Карточка № 1.
Подбери синонимы к рисунку. Какие синонимы помогут охарактеризовать этих воинов?
Объясни разницу между глаголами
надевать и одевать.
Карточка 2.
В каждом из приведённых ниже словосочетаний слово ВЕРНЫЙ имеет различные значения. Докажи это, подбирая к нему синонимы.
Верный друг, верное средство, верный расчёт, верный глаз, верный ответ.
ІІІ. Сообщение темы урока и цели.
Ребята, на прошлом уроке мы познакомились с синонимами, т. е. со словами близкими по значению, но разными по звучанию и написанию.
Русский язык необыкновенно богат и разнообразен. В нашем языке есть и такие слова, которые имеют противоположное значение - это антонимы. Сегодня мы с вами поговорим об антонимах, о их роли в нашей речи, научимся подбирать антонимы к словам, правильно употреблять в речи, познакомимся со словарём антонимов.
Запишите тему сегодняшнего урока: «Антонимы».
-
Этимологическая минутка.
Почему эти слова получили такое название?
Антонимы - анти - «против», оним - «имя» (греч.)
Антонимические пары
- Что же такое антонимы? (Антонимы - слова, противоположные по лексическому значению).
ІУ. Изучение нового материала.
1. Работа с учебником.
- Проверим свои выводы по учебнику стр.168 (теория)
- Прочитайте шуточное стихотворение Г. Сапгира «Яблоко» (выразительное чтение подготовленным учеником).
Задание: выпишите слова - антонимы.
Проверка.
- Ребята, а вы обратили внимание, что употребление антонимов, как и синонимов, делает речь более яркой, богатой, выразительной. Но не все слова могут иметь антонимы. Например: железо, доска, мел, дом.
Необходимо помнить, что антонимические пары возможны лишь у таких слов, значения которых соотносительны. Например: здоровый - больной, высокий - низкий, радость - горе и т.д.
Минутка здоровья.
Руки поднять - опустить
Присесть - встать
Наклониться - выпрямиться
Глаза закрыть - открыть
Громко захлопать - тихо сесть.
-Учитель. Антонимы могут быть (ученики записывают слова):
- однокорневые: счастье - несчастье, радостный - безрадостный, правда - неправда, дело - безделье.
- разнокорневые : день-ночь (учащиеся приводят свои примеры), друг - враг, белый - чёрный, верх - низ
- При выборе антонимов необходимо также учитывать возможность многозначности слова. Так, слово низкий может быть антонимом не только к слову высокий (низкий дом - высокий дом), но и к слову благородный (низкий поступок - благородный поступок), возвышенный (низкая цель - возвышенная цель).
2. Работа в парах. Задание на доске:
Подберите антонимы к слову свежий в словосочетаниях:
Свежий воздух - (душный)
Свежий хлеб - (чёрствый)
Свежая газета - (вчерашняя, старая)
Свежее полотенце - (грязное)
Свежее лицо - (уставшее, утомленное)
Проверка
-
Знакомство со словарём антонимов.
Ребята, мы с вами уже знакомы с некоторыми словарями: толковым, орфографическим, орфоэпическим, словарем синонимов и др. А сегодня я вам предлагаю взять в друзья ещё один словарь. Словарь антонимов. (Ученица рассказывает о словаре антонимов).
Перед вами "Словарь антонимов" Н.П. Колесникова. В нём собрано более 1300 пар слов. Как и в любом словаре, слова в нем расположены в алфавитном порядке. Так выглядит словарная статья в этом словаре:
Добрый - злой
Добрый - относящийся к людям с расположением, проникнутый сочувствием к ним, готовый помочь, отзывчивый.
Злой - исполненный недоброжелательства, враждебности
Учитель: Я надеюсь, что вы подружитесь со словарём и по необходимости будете к нему обращаться.
-
Творческая работа в группах.
Подберите к данным словам антонимы. Если вы выполните эту работу правильно, то из первых букв слов антонимов сможете сложить слово, которое станет наградой за ващ труд на уроке:
Широкий - Узкий
Твёрдый - Мягкий
Старый - Новый
Скучный - Интересный
Бесполезный - Ценный
Неряшливый - Аккуратный
У. Рефлексия.
-
Какие слова мы будем называть антонимами? Какова этимология данного слова?
-
Какими знаниями об антонимах вы поделитесь дома, с товарищами?
Оцените свою работу на уроке смайликом (дети рисуют смайлики в тетрадях на полях). Выставление оценок за урок.
УІ. Домашнее задание: параграф 35, упр. 157