- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа элективного курса по русскому языку
Рабочая программа элективного курса по русскому языку
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Желихажева А.Р. |
Дата | 09.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Настоящая программа представляет собой систему подготовки к ЕГЭ по русскому языку, составлена на основе действующих образовательных стандартов по предмету, плана экзаменационной работы по русскому языку, спецификатора и кодификатора элементов содержания в полном соответствии с демонстрационным вариантом КИМ а ФИПИ за 2015 год.
Программа охватывает задания всех уровней. содержит отобранную в соответствии с критериями ЕГЭ систему понятий, норм, а также определяет целый ряд умений из области орфоэпии, лексики и фразеологии, словообразования, морфологии, синтаксиса, стилистики, культуры речи, которыми должны овладеть учащиеся в процессе подготовки к ЕГЭ по русскому языку.
Цель курса - обеспечение качественной подготовки учащихся 11 классов к итоговой аттестации в формате ЕГЭ.
Задачи преподавания курса. Курс «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку» способствует корректировке и углублению знаний учащихся по содержанию базового курса «Русский язык»; имеет познавательно - практическую направленность: способствует совершенствованию знаний учащихся из области разделов науки о русском языке, формирует речевые умения, а также языковую, коммуникативную и лингвистическую компетенции учащихся, которыми необходимо владеть для успешного выполнении заданий ЕГЭ.
Структура курса. Программа построена с учётом принципов преемственности, последовательности, системности и научности. Учебный материал сгруппирован в блоки по разделам, соответствующим структуре теста ЕГЭ. Это позволяет учащимся наиболее эффективно обобщать и систематизировать материал.
Новизна данной программы заключается в системной, блоковой подаче материала, в широком охвате и глубине изучения представленных тем, интеграции речеведческого и лингвостилистического подходов.
Средствами обучения являются: сборники учебно - справочных материалов, КИМы для подготовки к ЕГЭ по русскому языку, изданные ФИПИ, а также различные лингвистические словари.
Программа предназначена для учителей - словесников, работающих в 11 классах общеобразовательных школ, и рассчитана на 34 учебных часа.
Требования к уровню усвоения предмета.
По завершении курса «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку в 11классе » учащиеся должны овладеть следующими умениями:
-
оценивать языковые факты с точки зрения нормативности;
-
анализировать, классифицировать языковые факты с целью обеспечения различных видов речевой деятельности;
-
анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
-
оценивать письменные высказывания с точки зрения их языкового оформления, эффективности поставленных коммуникативных задач;
-
проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
-
создавать собственное речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
-
осуществлять речевой самоконтроль.
Учебно-тематический план
№
Тема
Количество
часов
Дата проведения
1
Орфоэпические нормы
2
04.09,11.09
2
Лексические нормы.
2
18.09, 25.09
3
Грамматические нормы
2
02.10, 09.10
4
Анализ текста. Смысловая и композиционная целостность текста
2
16.10, 23.10
5
Умение анализировать, классифицировать языковые факты, определять грамматическую (предикативную) основу предложения, виды и способы выражения главных членов предложения.
2
30.10, 13.11
6
Умение определять принадлежность предложения к определённой синтаксической модели по его смыслу и грамматическим признакам.
2
20.11, 27.11
7
Умение определять принадлежность слова к определённой части речи по его грамматическим признакам.
2
04.12, 11.12
8
Орфографические нормы.
2
18.12, 25.12
9
Умение определять принадлежность предложения к определённой синтаксической модели. Умение проводить пунктуационный анализ предложения.
2
15.01, 22.01
10
Умение адекватно понимать информацию (основную и дополнительную, явную и скрытую) письменного сообщения. Умение использовать приёмы сжатия текста.
2
29.01, 05.02
11
Умение определять основные способы образования слов.
2
12.02, 19.02,
12
Отработка умения определять принадлежность слова к определённой части речи по его морфологическим признакам.
2
26.02, 04.03
13
Умение проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения.
2
11.03, 18.03
14
Умение находить в тексте определённые синтаксические конструкции по их грамматическим признакам.
2
01.04, 08.04
15
Умение находить выразительные языковые средства и экспрессивные синтаксические конструкции и определять их роль в тексте.
2
15.04, 22.04
16
Написание сочинения - рассуждения
2
29.04, 06.05
17
Практическая работа по тестам в формате ЕГЭ
2
13.05, 20.05
Итого
34
Перечень литературы и средств обучения.
Литература для учителя
1. Арефьева, С. А. Синтаксические и стилистические ошибки в письменной речи учащихся. -М.: Прометей, 1997.
2. Головин, Б. Н. Основы культуры речи: [Учеб. для вузов по спец. «Рус. яз. и лит.»]. 2-е изд., испр. - М.: Высшая школа, 1988.
3. Гольцова, Н. Г., Шамшин, И. В. Русский язык в таблицах. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2010. - 112 с.
4. Горбачевич, К. С. Нормы современного литературного языка. 3-е изд., испр. - М.: Просвещение, 1989.
5. Изотов, А. И. и др. Лексическая и синтаксическая синонимика. - М.: Московский лицей, 1994.
6. Ипполитова, Н. А. Упражнения по грамматической стилистике при изучении частей речи: пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1980.
7. Кайдалова, А. И., Калинина И. К. Современная русская орфография. - М.: ЭКСМО-пресс, 1998. (Уроки русского языка).
8. Тестовые технологии в итоговой аттестации выпускников школы. Готовимся к экзаменам по русскому языку (11 класс). Выпуск первый. Автор-составитель И. В. Пасичник. Челябинск: НП ИЦ «РОСТ», ООО «ЮжУралИнформ», 2009, 140 с.
Литература для обучающихся.
-
Гольцова, Н. Г., Шамшин, И. В. Изучение русского языка в 10 -11 классах. - М.: «Русское слово», 2010.
-
Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения ЕГЭ по русскому языку.-Научно-методический совет ФИПИ.- М,2015
-
«Организация поэтапной текстовой деятельности учащихся на уроках словесности»/ Редколл.: Белова Н. А., Кашкарева Е. А./ Мордов. гос. пед. ин-т; Саранск, 2009.
-
Розенталь Д. И. Пишите, пожалуйста, грамотно! Пособие по русскому языку. - М.: Астра, 2010.
-
Русский язык. Справочник для учащихся. - М.: Дрофа, 2011.
-
Русский язык.Типовые экзаменационные варианты ЕГЭ. Пособие под редакцией Цыбулько И.П.- М.:Национальное образование,2015.
-
Сенина, Н.А. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ. Учебно- методическое пособие.-Ростов-на-Дону.:Легион,2015.