Урок родного языка для 10 класса

Урок родного языка «Имя существительное в языке и тексте» Парадоксы грамматических категорий рода, имени, падежа   Семинар в гимназии № 3 по проблемам преподавания родного русского языка   Виды работ учителя: 1) беседа 2) анализ этимологической структуры 3) исторический обзор 4) выразительное чтение   Виды работ учащихся: 1) самостоятельные творческие проекты по концептам слов 2) анализ тропов и стилистических фигур по стихотворению 3) исследование динамики рода, числа, падежа 4) участие в обсуждении 5) иллюстративное обоснование парадокса Цели урока: 1)                обучающая – расширение представлений учащихся об имени существительном как части речи 2)                развивающая а) углубленное изучение грамматических категорий рода, числа б) представление взаимосвязи языка и культуры 3) воспитательная – воспитание любви к языку и слову 4) дидактическая – отрабатывание навыка самостоятельной работы с текстом  5) коррекционная – повторение тропов и стилистических фигур
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок родного языка

«Имя существительное в языке и тексте»

Парадоксы грамматических категорий рода, имени, падежа

Семинар в гимназии № 3

по проблемам преподавания родного русского языка


Виды работ учителя:

1) беседа

2) анализ этимологической структуры

3) исторический обзор

4) выразительное чтение

Виды работ учащихся:

1) самостоятельные творческие проекты по концептам слов

2) анализ тропов и стилистических фигур по стихотворению

3) исследование динамики рода, числа, падежа

4) участие в обсуждении

5) иллюстративное обоснование парадокса

Цели урока:

  1. обучающая - расширение представлений учащихся об имени существительном как части речи

  2. развивающая

а) углубленное изучение грамматических категорий рода, числа

б) представление взаимосвязи языка и культуры

3) воспитательная - воспитание любви к языку и слову

4) дидактическая - отрабатывание навыка самостоятельной работы с текстом

5) коррекционная - повторение тропов и стилистических фигур

Оборудование урока: ТСО (магнитофон с записями морского прибоя)

словари русского языка

учебники, тетради,

эпиграфы

таблица «План работы над концептом»

раздаточный материал: стихотворение «Родной язык» К. Бальмонта

Формы работ:

  1. групповая (обзор динамики рода, числа, падежа)

  2. индивидуальная (работа в тетрадях, доклады по темам групп, иллюстрированное обоснование парадокса)

Эпиграфы: слова В. Брюсова, Ф. Достоевского

Ход урока:

  1. Целеполагание: углубленное представление о роде, числе, падеже существительных

  2. Грамматическая задача - заполнить таблицу

кУрок родного языка для 10 классаатегория


род

число

падеж

1) возникновение на историческом этапе

м.

ж.

ед.

мн.

дв.

7 п.

2) формальн. показатели

оконч.

оконч.

оконч.

скл.

3) состояние на современном этапе

форм.

кат.

форм.

кат.

6 п.

(заполнение по ходу урока как закрепление представлений учащихся)


  1. Словарная работа «парадокс» - 1) странное мнение, расходящееся с научным положением

2) мнение, против здравового смысла

  1. Разбор «парадоксов» рода

а) разбор Людмилы Петрушевской «Пуськи бятые»

б) иллюстративное обоснование

в) литературные переводы Г. Гейне (Ф. Тютчев, М. Лермонтов)

г) демонстрация раздаточного материала о лебеде (лебеди)

д) обоб. - в таблице итог


  1. Разбор «парадокса» числа

а) беседа

б) историография двойственного числа (сообщение)

в) сообщение о частотном окончании а

г) иллюстрированное обоснование

д) итог - в таблице обобщения


  1. Разбор «парадокса» падежа

а) сообщение о вариат. форм родительного, винительного падежа

б) сообщение о зват. наз.

в) итог в таблице обобщения


  1. Релаксация-разминка: прослушивание музыки с записями морского прибоя

  2. Ассоциация с музыкой

  3. Разбор стихов А. Фета, К. Бальмонта с ассоциативным полем слов-предметов

  4. Проверка творческих проектов: «Слов-концептов русской культуры»

  5. Разбор плана работы с иллюстрированным чтением этапов работы

  6. Прослушивание концепта «грусть» в литературе и тексте

  7. Обобщение и итоги (эпиграф Ф. Достоевского и В. Брюсова)

  8. Оценки за урок и д.р.: закончить концепт в 6 п. (сравнение с другими языками)

© 2010-2022