Конспект урока по русской литературе на тему Обзор литературы 18 века. Классицизм и сентиментализм

Обзор литературы 18 века. Классицизм и сентиментализм.   Цели: 1)дать общий обзор литературы 18 века; познакомить с литературными направлениями, сложившимися в 18 веке, с их особенностями в России; научить разбираться в особенностях данных направлений.             2)обогащать словарный запас, пополнить новыми терминами, учить выделять главное, сопоставлять задачи писателей двух направлений, находить общее и различия.             3)приобщать к русской культуре; на примерах отношения писателей к ... 18 век   Начало века           1730-1750гг.                          1760-1770гг.                 конец века Появление                 к    л    а    с    с    и    ц    и    з    м           сентиментализм светской л-ры
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Обзор литературы 18 века. Классицизм и сентиментализм.

Цели: 1)дать общий обзор литературы 18 века; познакомить с литературными направлениями, сложившимися в 18 веке, с их особенностями в России; научить разбираться в особенностях данных направлений.

2)обогащать словарный запас, пополнить новыми терминами, учить выделять главное, сопоставлять задачи писателей двух направлений, находить общее и различия.

3)приобщать к русской культуре; на примерах отношения писателей к Родине развивать чувство ответственности за свою страну, честность, порядочность.

План: 1) обзор литературы 18 века;

2) классицизм;

3) сентиментализм;

4)д/з

Ход урока.

1. Обзор литературы 18 века.

Словесность наша явилась вдруг в 18 веке.

А.С.Пушкин.

Лекция учителя с элементами беседы.

-Чем интересен с исторической точки зрения 18 век?

-На чем базируется литература 18 века, какие традиции она уже имела? (от древнерусской литературы переняла)

-На что опирались писатели 18 века, на какие человеческие качества делали акцент в своих произведениях, как относились к Родине?

Древнерусская литература 18 век 19 век

11-17 вв.

Ломоносов Золотой век русской

Фонвизин литературы

Державин

Радищев

Карамзин

Дмитриев

18 век

Начало века 1730-1750гг. 1760-1770гг. конец века

Появление к л а с с и ц и з м сентиментализм

светской л-ры

Феофан Кантемир Майков Радищев

Прокопович Ломоносов Новиков Крылов

Сумароков Фонвизин Карамзин

Державин Дмитриев

Вывод: литература 18 века обращает свое внимание на поступки ярких исторических персон, влиявших на судьбы стран, писатели указывают на их положительные качества. Авторы не были в стороне от событий, пытались указать пути развития страны, как действовать на благо Отечества, какими быть. Литература имеет гражданственную направленность.

2. Классицизм.

Лекция.

Рассмотрим, как это отразилось в литературе классицизма.

Литературное направление- сложившаяся система взглядов на роль, задачи, особенности литературы среди группы писателей.

Классицизм ( с лат. Classicus) - «образец», «образцовый».

Возник в Европе в 17 веке, впервые во Франции, во времена короля Людовика 14 .

В России - в 18 веке.

Представители классицизма ставили своей задачей создать гармоною в произведении. Если в жизни гармонии нет, значит, она должна быть в произведении.

Черты искусства классицизма:

Показать жизнь такой, какой она должна быть согласно разуму (а не такой, какая она есть).

Герой обычно воплощает какую-то определенную черту характера (положительную или отрицательную).

Идеалом является человек долга, приносящий пользу обществу, патриот, гражданин.

Ясность и четкость языка героев, часто говорят «одинаковым языком» (нет социальной характеристики через речь).

Простота сюжета (нет фантастики).

Стройность композиции ( 1 сюжет, нет разных сюжетных линий).

Правило трех единств: времени, места и действия, т.е. одно действие должно происходить в одном месте в одно время. Не должно быть героев, которые не играют на сцене.

Внимание к произведениям античности, которые использовались в качестве образцов.

Строгость в жанровом делении ( высокие жанры- трагедия, ода, поэма;

Низкие жанры- комедия, сатира, басня).

10.Рационализм (требование соразмерности частей произведения, гармонии).

Литература: Мольер (Франция), Сумароков, Кантемир, Тредиаковский, Фонвизин, Княжнин,

Державин, Ломоносов.

Живопись: Левицкий, Рокотов, Лосенко (парадные портреты).

Архитектура: Баженов, Казаков.

Музыка: Боротнянский.

Скульптура: Шубин, Гордеев.

Вывод: особенностями русского классицизма являются: а) гражданственность,

б) интерес к личности.

в) сатирическая направленность.

-Подумайте и приведите примеры из русской литературы.

3. Сентиментализм.

-Что нового привнес сентиментализм? Рассмотрим и ответим на этот вопрос.

Сентиментализм ( от фр. Sentiment)-чувство. Сентиментализм противоположен классицизму, где на первом плане выступал разум, а не чувства. Задача писателей-сентименталистов - заставить читателя сопереживать, сочувствовать героям, вызвать слезы умиления.

Сентиментализм- направление в искусстве, возникло в 18 веке. В Англии это писатель Лоренс Стерн, во Франции - Жан - Жак Руссо.

В России сентиментализм появился в 60-70 гг. 18 века.

Черты искусства сентиментализма:

В центре внимания - мир чувств героя.

Идеал- добродетельный герой с богатым духовным миром, умеющий сочувствовать окружающим.

Интерес к жизни простых людей, идеализация этой жизни.

Особо внимание к природе. Восхищение ею (пейзаж иллюстрирует чувства героя, человек должен жить в гармонии с природой).

Духовное равенство всех людей, независимо от их социального положения.

Речь не является средством характеристики героев (как и в классицизме), все говорят на разговорном языке дворянского сословия.

Важное место в произведении занимает личность автора, который делится с читателем своими чувствами, мыслями (повествование от первого лица).

Жанры: эпистолярный роман (письма, дневники, путевые заметки), повесть, элегия, роман, мемуары, лирические песни.

Литература: Гете ,Ричардсон (Англ.), Карамзин, ранний Жуковский, Радищев.

Живопись: В.Л.Боровиковский.

Архитектура: А.Н.Воронихин.

Вывод: особенностями русского сентиментализма являются:

а) сильная дидактическая установка;

б) выраженный просветительский характер;

в) введение в литературный язык разговорных форм.

-Приведите примеры из прочитанных вами произведений.

4.Домашнее задание: 1.Выучить лекцию,

2. Выразительное чтение оды Ломоносова «На день восшествия на престол…».

3. Найти черты классицизма в оде Ломоносова «На день восшествия на престол…».


© 2010-2022