Конспект урока по теме Придаточные предложения условия и причины (9 класс)

Вашему вниманию представлен конспект урока по теме «Придаточные предложения условия и причины» (9 класс). Цель:  - формирование умений определять структуру сложноподчиненных предложений с придаточными условными и причины и отличать указанные виды придаточных от других; - создание условий для успешного обучения и развития обучающихся с разными учебными возможностями. Особенностью данного урока является использование внутренней дифференциации, так как класс имеет разный уровень знаний (ребята с ра...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Придаточные предложения

условия и причины



Урок русского языка в 9 классе


Составитель: Костина С. В., учитель

русского языка и литературы











Русский язык, 9 класс

Тема: Придаточные предложения уступительные и причины.

Цель: - формирование умений определять структуру сложноподчиненных предложений с придаточными условными и причины и отличать указанные виды придаточных от других;

- создание условий для успешного обучения и развития обучающихся с разными учебными возможностями.

Задачи:

1. Образовательная:

  • познакомить со сложноподчиненными предложениями с придаточными условными и причины;

  • научить отличать указанные виды придаточных от других;

  • научить определять стилистические особенности союзов, связывающих придаточные предложения с главным;

  • продолжать формировать умение правильно расставлять знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с изученными придаточными, составлять их схемы

2. Развивающая:

  • развивать навыки монологической речи, умение анализировать, строить и употреблять в речи сложноподчиненные предложения с придаточными условными и причины;

  • развивать интонационный слух и пунктуационную грамотность.

3. Воспитывающая:

  • воспитывать уважение к родному языку, толерантное отношение к мнению собеседника, умение работать сообща в разных социальных группах.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы обучения:

1. По характеру познавательной деятельности:

 репродуктивный;

 частично-поисковый.

2. По источнику знаний:

 словесный;

 наглядный.

3. По степени активности обучающихся:

 продуктивный.

4. Контроля и самоконтроля:

 письменный контроль.

Оборудование:

технологическая карта работы (таблица, которая заполняется в ходе урока)

карточки с текстом для исследования (информационные листовки)

учебник

раздаточный материал (тест, тест-диагностика, сигнальные карточки)



Ход урока:

  1. Организация класса.

Учитель: Здравствуйте, ребята. Садитесь. Я рада новой встрече с вами. Начинаем урок русского языка.

  1. Целеполагание и мотивация обучающихся.

Учитель: Мы с вами продолжаем изучение сложноподчиненных предложений с придаточными обстоятельственными. Сегодня сделаем еще один твердый шаг на пути познания русского языка. Цель нашего урока: познакомиться с новыми видами придаточных обстоятельственных.

Разложить все по полочкам,

Все расставить по клеточкам,

Направление по струнке задать,

Без качанья, без хаоса,

Без излишнего пафоса,

Без свободы надуманной

Путь умей продолжать.

Итак, в путь за знаниями

На расстояние в 30 минут!

Успеха! Удачи!


  1. Актуализация опорных знаний.

1. Устный диктант (работа с сигнальными карточками)

На доске схемы предложений. Перед вами карточки с предложениями. Задание: с помощью сигнальных карточек определить, какому номеру схемы соответствуют записанные на карточках предложения.

  1. Часа через два, когда всё на пристани умолкло, я разбудил своего казака.

  2. Я узнал, что ты вчера ночью ходила на берег.

  3. Пробираясь вечером к своей хате, я невольно всматривался в ту сторону, где накануне слепой дожидался ночного пловца.

1. [… глаг.], (союз что…).

2. [указ. слово + сущ.], (союз. слово где…).

3. […, (когда…), …глаг.].

Учитель: Молодцы, ребята. Большинство из вас верно соотнесли предложения со схемами.

2. Повторение теоретического материала:

Учитель: К какой группе сложных предложений относятся данные предложения?

Ученики: Это сложноподчиненные предложения, потому что состоят из главного и придаточного.

Учитель: Почему первое предложение отнесли к 3-ей схеме?

Ученики: Потому что части предложения соединяются союзным словом «когда». К придаточному предложению можно задать вопрос «когда?»

Учитель: Определите вид придаточного во втором предложении. При помощи чего придаточное предложение присоединяется к главному?

Ученики: Второе предложение - сложноподчиненное с придаточным изъяснительным. Придаточное предложение относится к глаголу речи «узнал» и присоединяется при помощи союза «что».

Учитель: Что вы можете сказать о третьем предложении?

Ученики: Это СПП с придаточным определительным. Придаточное предложение относится к существительному с указательным словом и присоединятся при помощи союзного слова «где». Можно задать вопрос «Какую именно?»

Учитель: В предложениях встретились союзы и союзные слова. А как их различать?

Ученики: Союзы не являются членами предложения, союзные слова являются; союз заменяется союзом, а союзное слова заменяется знаменательной частью речи. Союз можно опустить, союзное слово - нельзя.

  1. Изучение нового материала.

Учитель: Сегодня мы познакомимся с новыми видами придаточных предложений: условными и причины.

Итак, записываем в тетрадях: шестнадцатое января, классная работа. Придаточные предложения условные и причины.

Ребята первого ряда (1 группа), у вас на столах лежат карточки с предложениями. Ваша задача: сформулировать теоретический материал, сделать краткий конспект, подобрать собственные примеры. Пронаблюдать за средствами придаточного с главным. Постараться подобрать вопросы к придаточным условным и причины. Определить, для чего служат указанные придаточные.

СПП с придаточными….

СПП с придаточными….

Так как нет подходящего помещения, гимнасты вынуждены тренироваться в школьном коридоре.

Любое живое дело можно погубить, если делать его равнодушными руками.

Скоро пойдет снег, потому что небо затянуло серыми тучами.

Раз обещал не опаздывать, приходи вовремя.

Всякий труд важен, ибо облагораживает человека.

Если ты хочешь стать живописцем, то рисовать не спеши.

Вторая группа: познакомьтесь с теоретическим материалом на ваших информационных листовках. Составьте план. На каждый пункт плана приведите примеры.

Третья группа: познакомьтесь с теоретическим материалом по плану. Подготовить устные ответы. Подобрать из учебника (с. 70-71).

Вопросы:

- На что указывают придаточные условные и причины?

- На какие вопросы отвечают придаточные условия и причины?

- При помощи каких союзов присоединяются к главному придаточные причины и условные?

- В каких текстах можно использовать сложноподчиненные предложения с данными придаточными?

- Приведите собственные примеры предложений с придаточными условными и причины.

  1. Закрепление изученного материала

  1. Упражнение на соответствие (устно у доски):

Задание: подберите к главному предложению соответствующее придаточное. Определите вид придаточных предложений.

Мама закрыла штору

так как болота уже начали замерзать.

Первыми тронулись на юг болотные птицы

если вы не возражаете.

Мне бы хотелось с вами встретиться вновь

потому что свет мешает малышу спать

Запишите понравившееся предложение, расставьте знаки препинания, начертите схему предложения.

  1. Домашнее задание.

Повторить изученный теоретический материал.

  • 1 группа: составить текст с использование предложений с придаточным причины и условными на тему «Моё впечатление от сегодняшнего урока».

  • 2 группа: по схемам упр. 160 составить предложения на тему «Зима»

Если будите испытывать затруднение при выполнении предложенных заданий, то выполните упражнение 158 (по заданию учебника).


  1. Проверка результатов усвоения материала.

Выполнить рисуночный тест.

Задание: перед вами тест с рисунком. Выбрав правильный ответ на вопрос теста, отметьте его на рисунке.

Тест.

  1. К какой группе придаточных предложений относятся придаточные условные и причины?

А. Обстоятельственные.

Б. Изъяснительные.

В. Определительные.

2. Придаточные предложения причины отвечают на вопрос

А. Когда?

Б. Почему?

В. Какой?

3. Какой из союзов может связывать придаточное условное с главным предложением в СПП?

А. Чтобы.

Б. Ежели.

В. Потому что.

4. Определите вид придаточного в предложении Где нет любви к искусству, там нет и критики.

А. Места.

Б. Причины.

ВКонспект урока по теме Придаточные предложения условия и причины (9 класс). Времени.

Конспект урока по теме Придаточные предложения условия и причины (9 класс)Конспект урока по теме Придаточные предложения условия и причины (9 класс)

1 2 3 4

Конспект урока по теме Придаточные предложения условия и причины (9 класс) А  

Б  

В


  1. Итог урока

Подведем итог:

- Что нового вам дал наш сегодняшний урок?

- По каким признакам вы будете отличать придаточные условные и причины от других придаточных в составе сложноподчиненного.

А теперь соедините точки на рисунке и посмотрите, что у вас получилось?

Если вы дали правильный ответ, ваш рисунок ожил: на нем появилась улыбка. Это говорит о том, что вы удачно сегодня поработали, у вас все получилась. Если у кого-то улыбка немного исказилась - ничего страшного: в следующий раз у вас обязательно все получится. Давайте улыбнемся друг другу. Урок окончен. Спасибо за работу. Удачи!





Приложения

Конспект урока по теме Придаточные предложения условия и причины (9 класс)

Маршрут 1-ой группы

  1. Познакомьтесь с предложениями на карточках.

  2. Сформулируйте теоретический материал.

  3. Сделайте краткий конспект (можно в виде схемы, таблицы).

  4. Приведите собственные примеры по изученному материалу.

Конспект урока по теме Придаточные предложения условия и причины (9 класс)

Маршрут 2-ой группы

  1. Познакомьтесь с теоретическим материалом на ваших информационных листовках.

  2. Составьте план.

  3. На каждый пункт плана приведите примеры из учебника (с. 70-71).


Конспект урока по теме Придаточные предложения условия и причины (9 класс)

Маршрут 3-ой группы

Познакомьтесь с теоретическим материалом по вопросному плану:

  1. На что указывают придаточные предложения условные и причины?

  2. На какие вопросы они отвечают?

  3. При помощи каких союзов присоединяются к главному?

  4. Приведите примеры сложноподчиненного предложения с придаточными условными и причины из учебника на с. 70-71.


Информационная листовка

В сложноподчиненные предложения с придаточными причины и условия содержится объяснение того, почему, при каких условиях происходит или будет происходить то, о чём говорится в главном предложении.

Придаточные причины содержат указания на причину того, о чём говорится в главном предложении. Они отвечают на вопросы ПОЧЕМУ? ОТЧЕГО? ПО КАКОЙ ПРИЧИНЕ? и присоединяются ко всему главному предложению при помощи союзов потому что, оттого что, благодаря тому что, вследствие того что, так как, поскольку, ибо и др.

Союзы благодаря тому что, вследствие того что, ибо имеют книжную окраску.

Сложноподчиненные предложения с придаточными условными служат для выражения условия, при котором возможно то, о чём говорится в главном. Они отвечают на вопрос ПРИ КАКОМ УСЛОВИИ? КОГДА? и присоединяются ко всему главному предложению союзами если (если… то), если бы, в случае если, при условии если, ежели, коли (коль), раз и др.

Союзы если, если бы нейтральны; в случае если, при условии если - характерны для книжного стиля; ежели, коли (коль),раз - чаще используются в разговорной речи.


© 2010-2022