Урок развития речи в 10 классе

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок развития речи в 10 классе. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ

По тексту Д. Гранина «О чести».

Цель урока: обучение написанию сочинения в соответствии с предъявляемыми экзаменационными требованиями.

Задачи:

Образовательные:

написать сочинение по предложенной модели;

восстановить знания о структуре сочинения;

знать возможные модели вступления к сочинению;

обогатить речь учащихся, раскрыть значение слова «честь»;

Развивающие:

Развитие коммуникативных способностей;

Развитие мыслительной деятельности на основе работы с исходным текстом;

Развитие монологической письменной речи, устной речи в диалоге с учителем или учащимися;

Развитие творческих способностей учащихся;

Воспитательные:

Способствование духовному росту, личностному становлению учеников. Воспитание осознанной потребности в знаниях.

Тип урока: комбинированный.

Метод: словесно-наглядно-практический.

Форма урока: урок-практикум.

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.

На уроке формируются компетенции: информационные, коммуникативные, личностно-ориентированные, общекультурные.

Оборудование: презентация POWER POINT о Д. Гранине, печатные тексты из пособия для подготовки к ЕГЭ «Самое полное издание типовых вариантов ЕГЭ: 2011:Русский язык/авт.-сост. И.П. Цыбулько, А.Ю. Бисеров и др. - Москва АСТ: Астрель, 2010, дидактические карточки с образцами вступления к сочинению, толковые словари, доступ в Интернет.

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Вступительное слово учителя: постановка целей и задач урока, слово о Д. Гранине показ слайдов презентации о писателе.

  3. Работа с текстом. Чтение учащимися исходного текста (про себя, вслух).

  4. Определение темы текста: «О чести человека».

  5. Работа со словарями в группах по истолкованию слова «честь», поиск «ключевых» слов в определениях, запись в рабочие материалы собственного толкования значения этого слова с использованием «ключевых» слов, взятых из определений.

  6. Обсуждение проблем текста, их формулирование, запись в таблицу; определение позиции автора, запись в таблицу:

    Проблемы текста

    Позиция автора

    Проблема сохранения в современном мире понятия «честь», проблема верности своему слову.

    Чувство чести - это чувство собственного достоинства, это нравственный стержень человека; для человека порядочного важно быть честным, прежде всего, перед самим собой, хранить верность данному слову.

  7. Насколько актуально то, о чем пишет автор? Каково ваше мнение? Обсуждение вопроса в группах. Высказывание мнения группы.

  8. Работа над структурой сочинения. Из каких композиционных частей должно состоять сочинение? Повторение по презентации.

  9. Работа над вступлением к сочинению. Анализ дидактических карточек в группах. Итог работы: выявление трех приемов при написании вступления: «именительный темы», «задавание вопросов», «картина».

  10. Работа в группах по написанию вступления с использованием одного из трех приемов; зачитывание получившихся вступлений, обсуждение, выявление лучших образцов.

  11. Работа над аргументацией собственного мнения. Обсуждение вопросов об источниках аргументов, подбор аргументов к сочинению в группах, обсуждение предложенных аргументов группами в классе.

  12. Создание собственного текста на черновике.

  13. Подведение итогов урока. Самооценка своей деятельности в группе. Оценка учителя.

  14. Домашнее задание: дописать сочинение, отредактировать, записать чистовой вариант.



© 2010-2022