Внеклассная работа по предмету: интеллектуальный марафон

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Внеклассная работа по предмету как аспект формирования рефлексивной деятельности: "Интеллектуальный марафон по литературе"

Цели:

  • создать условия для развития мотивации, углубления знаний по предмету;

  • способствовать формированию аналитического и креативного мышления, интеллектуальных навыков, умения выделять главное, ставить перед собой вопросы;

  • способствовать воспитанию культуры умственного труда.

Материал для работы*:

1. Бланки с заданиями для 9-х (Приложение 1), 10-х (Приложение 2), 11-х классов (Приложение 3).

Мы предлагаем учащимся задания трёх уровней различной сложности: третий уровень включает 15 заданий, каждое из которых оценивается в 1 балл, второй уровень - 5 заданий, каждое из которых оценивается в 4 балла, первый уровень - 3 задания, каждое из которых оценивается в 15 баллов. Соответственно, и выполняются задания по-разному: в заданиях первого уровня нужно выбрать правильный ответ, на вопросы второго уровня нужно ответить одним-двумя словами, задания первого уровня требуют более объёмного развёрнутого ответа. Максимальное количество баллов за все выполненные задания - 80.

2. Оценочный лист участника (Приложение 4).

3. Рейтинговый лист участника (Приложение 5).

Работа проводится в несколько этапов:

1 этап.

В течение урока предлагаем учащимся на оценочном листе (Приложение 4).

выполнить задания. Обозначаем цель: за 40 минут нужно выполнить любое количество заданий любого уровня с тем, чтобы набрать как можно больше баллов.

2 этап.

Специальная комиссия проверяет работы, на каждом оценочном листе выставляется полученное количество баллов.

3 этап.

Высчитывается рейтинг каждого учащегося по классу, по параллели, по школе. Школьники получают рейтинговые листы (Приложение 5). Победители вместе с рейтинговыми листами получают призы.

===============================================================================

Приложение 1

Интеллектуальный марафон по литературе 9 класс

Задания третьего уровня (каждое оценивается в 1 балл - всего 15 баллов)

1. Науки юношей питают,

Отраду старым подают,

В счастливой жизни украшают,

В несчастный случай берегут;

В домашних трудностях утеха

И в дальних странствах не помеха.

Науки пользуют везде:

Среди народов и в пустыне,

В градском шуму и наедине,

В покое сладки и в труде…

Кто автор этих строк?

А. Пушкин А.С. б. Лермонтов М.Ю. в. Ломоносов М.В. г. Державин Г.Р.

2."Слово о полку Игореве» повествует:

а. о походе на древлян б. о походе на хазар в. о походе на половцев

г. о Куликовской битве

3. Слово Библия в переводе с греческого означает:

А. правда б. слово в. книги

4.Басней называется:

А) рассказ в стихах о каком-либо событии, случае;
Б) короткое нравоучительное произведение, в котором есть иносказание и специально выделенная автором мораль;
В) короткое стихотворение, в остроумной форме высмеивающее какое-либо лицо, реже группу лиц или общественное явление.

5.Мораль басни «Свинья под дубом» - обличение невежд:

А) которые с неуважением относятся к просвещению и злом отвечают на добро ;
Б) которых устраивает их запас знаний;
В) которые отрицают активную деятельность для пользы государства

6. Значенье слова «согласье» в басне «Лебедь, Щука и Рак» означает:

а) единство цели и способа действий б) мир, мирные отношения в) готовность к сотрудничеству

7. Во фразах из стихотворения «Бородино» «французы двинулись, как тучи», «носились знамена, как тени» используются:

а) метафоры б) сравнения в) антитеза

8. Стиль речи, к которому можно отнести фразы «у наших ушки на макушке», «постой-ка брат мусью»:

а. разговорный б.художественный в. деловой

9. Жанр произведения «Метель» А.С.Пушкина:

а. рассказ б. роман в. повесть

10. Тема произведения «Станционный смотритель»:

а. трагедия «маленького человека» б. любовь истинная и ложная в. отношения между родителями и детьми

11. Картинки, украшавшие обитель смотрителя, являются:

а. свидетельством религиозности и набожности хозяев

б. скромным украшением небогатого жилища

в. предзнаменованием будущих трагических обстоятельств

12.Какое произведение М.Ю. Лермонтова открывается следующим эпиграфом из Библии "Вкушая вкусих мало меду и се аз умираю"?

А. «Демон» б. «Мцыри» в. «Герой нашего времени»

13. Исключите лишнее:
А) "Ася" Б) "Бежин луг" В) " Барышня-крестьянка" Г) "Бирюк"

14. Правдин, Стародум, Скотинин, Простакова - это герои пьесы

А. А.С. Грибоедова б. Н.В.Гоголя в. Д.И.Фонвизина

15. В сказке М.Е. Салтыкова - Щедрина «один мужик двух генералов»

а. удивил б. прокормил в.обманул г. встретил

Задания второго уровня (каждое оценивается в 4 балла - всего 20 баллов)

1. Один из литературоведов так писал о недостатках комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль": "В силу этих правил действие комедии протекает в продолжение одних суток. Подобная ограниченность во времени... заставляет... строить сюжетную интригу на сцеплении случайностей".
Напишите термин, обозначающий направление в литературе, правилам которого следовал драматург.

2. Что стало грозным предзнаменованием беды в «Слове о полку Игореве»?

3.В левом столбике расположены отрывки из поэтических текстов, в которых использованы тропы, в правом - даны их названия, но порядок перепутан. Восстановите правильный порядок.

1. Дрожа, холодная рука Подушку жаркую объемлет

а) сравнение

2. Но почто ж рекой катятся Слезы из моих очей

б) метонимия

3. И жизнь уж нас томит, Как ровный путь без цели,
Как пир на празднике чужом

в) гипербола

4. Европа ныне восхищена, Внимая, смотрит на Восток.

г) эпитет

4. Определите жанр этого стихотворения .



На Каченовского

Хаврониос! ругатель закоснелый,
Во тьме, в пыли, в презренье поседелый,
Уймись, дружок! к чему журнальный шум
И пасквилей томительная тупость?
Затейник зол, с улыбкой скажет глупость.
Невежда глуп, зевая, скажет ум.

А.С. Пушкин.

5.Как называется традиционная часть басни, в которой заключен основной авторский вывод?

Задания первого уровня (каждое оценивается в 15 баллов - всего 45 баллов)

1. Герой повести Л. Н. Толстого "Детство" Николенька Иртеньев, роясь в бумагах своего учителя немца Карла Ивановича, обнаружил стихотворение, "принадлежащее, должно быть, собственно его перу":

Помните близко,
Помните далеко,
Помните моего
Еще отнине и до всегда,
Помните еще до моего гроба,
Как верен я любить имею.

Как характеризуют Карла Ивановича эти написанные им стихи? В каких ещё произведениях для детей или взрослых есть персонажи, которые сочиняют стихи (или художественную прозу - рассказы, романы и проч.) и их сочинение пересказывается, цитируется или приводится целиком? Назовите как можно больше таких произведений. Зачем, как вы думаете, это нужно писателям? (Рассмотрите каждый случай отдельно).

2. Вещь занимает очень важное место в гоголевском мире, она может стать смыслом жизни, причиной вечной вражды, определять сущность человека. Докажите этот тезис на любом примере.

3.На экзамене перед Правдиным Митрофан демонстрирует свои знания по всем наукам. О какой из них Простакова отзывается: « Наука-то не дворянская»!И почему?

============================================================================

Приложение 2

Интеллектуальный марафон по литературе 10 класс

Задания третьего уровня (каждое оценивается в 1 балл - всего 15 баллов)

1. Действие сказки М.Е. Салтыкова - Щедрина «Как один мужик двух генералов прокормил « происходит …

а. в департаменте б. на одной из улиц Петербурга в. в фантастическом городе Глупове

в. на необитаемом острове

2. Один из героев Гоголя утверждал, что он с Пушкиным на дружеской ноге. Это …

А.Чичиков б. Ноздрёв в. Хлестаков г. Манилов д. майор Ковалёв

3. Основная черта Манилова - …

А. грубость б. пустая мечтательность в. Скупость г. Хвастовство

4. «Мы все глядим в Наполеоны» … - это цитата из …

а. «Преступления и наказания» Ф.М.Достоевского

б. «Героя нашего времени» М.Ю.Лермонтова

в. « Войны и мира « Л.Н.Толстого

г. «Евгения Онегина» А.С.Пушкина

5. В пьесе А.Н.Островского «Гроза» изображена жизнь …

а.Дворянства б. купечества в.чиновничества

6. Найдите среди толкований определение аллитерации.

А) Мерное повторение сходных элементов стихотворной речи: слогов, слов и строк, интонационной мелодии и пауз.
Б) Звуковое совпадение последних слогов.
В) Звуковая организация речи: повторение согласных звуков.

7. «Слово о полку Игореве» повествует:

а) о походе на древлян б) о походе на хазар в) о походе на половцев

г) о Куликовской битве

8. Кому из перечисленных ниже персонажей подходит определение «маленький человек»?

а) Самсон Вырин б) майор Ковалев в) Грушницкий г) Сильвио

9. Как называется тип композиции в романе «Евгений Онегин» А.С. Пушкина?

а) кольцевая б) последовательная в) зеркальная г) циклическая

10. Какой из русских князей в "Слове о полку Игореве" изображён так:

"Бьёшься ты впереди, прыщешь на воинов стрелами, гремишь о шлемы мечами булатными. Куда, Тур, поскачешь, своим золотым шлемом посвечивая, - там лежат поганые головы половецкие"?

а. Игорь б. Всеволод в. Владимир г. Святослав

11. Ниже приведены слова одного из героев комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума". Кому из героев принадлежит эта реплика?

А все Кузнецкий мост и вечные французы.
Оттуда моды к нам, и авторы, и музы:
Губители карманов и сердец!

А. Чацкому б. Репетилову в. Фамусову г. Хлестовой

12. О чем мечтает в начале поэмы А.С. Пушкина "Медный всадник" ее герой Евгений?

А. о счастливой семейной жизни б. о высоком общественном поприще
в. о славе поэта г. о богатстве и власти

13. В какой форме ведется повествование в "Капитанской дочке" А.С. Пушкина (на это дано указание в тексте)?

А. дневниковые записи б. повествование от автора
в. историческая хроника г. семейные записки

14. Ниже перечислены включенные в роман М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" повести:

А) "Тамань" Б) "Княжна Мери" В) "Бэла" Г) "Фаталист" Д) "Максим Максимыч"

Укажите порядок следования повестей в романе.

А. Б, В, А, Г, Д
б. В, Д, А, Б, Г
в. В, Б, Д, Г, А
г. Д, А, Б, В, Г

15. Ознакомьтесь с фрагментом стихотворения Ф.И. Тютчева:

Еще природа не проснулась,
Но сквозь редеющего сна
Весну послышала она
И ей невольно улыбнулась...


Какой прием использован поэтом?

А.гротеск

б.олицетворение

в.антитеза

г.сравнение

Задания второго уровня (каждое оценивается в 4 балла - всего 20 баллов)

1. Есть место около Симонова монастыря под Москвой «близ пруда, под мрачным дубом», которое стало местом паломничества. С каким событием это связано? Назовите автора и произведение.

2. Соотнесите авторов и названия их произведений.

"Двойник", "Портрет", «Моцарт и Сальери», «Обломов»

Гоголь

"Шинель", "Село Степанчиково и его обитатели", "Арап Петра великого",

Достоевский

"Обрыв", "Каменный гость", "Обыкновенная история"

Гончаров

Пушкин

3.В «Слове о полку Игореве» приводятся слова Бояна и Ходына Святославова: «Тяжко ведь голове без плеч, горе и телу без головы». Далее следует сравнение: «Так и Русской земле без …». Допишите недостающее слово.

4. Напишите название произведения М. Шолохова, героем которого является Андрей Соколов.

5. Напишите, к какому жанру принадлежат произведения В.А. Жуковского "Светлана", "Кубок", "Лесной царь".

Задания первого уровня (каждое оценивается в 15 баллов - всего 45 баллов)

1.В мировой литературе есть множество произведений, где не важно точное место действия - события происходят в городе, деревне, замке с вымышленным названием или вовсе без названия. Но есть и такие, в которых содержание и идея, а нередко и название или подзаголовок тесно связаны с каким-либо конкретным географическим местом. Назовите несколько произведений второго типа объясните, насколько важно в каждом из них конкретное место действия.

2."Поэма для маленьких детей" "Крокодил" К. И. Чуковского насыщена словесными и ритмическими перекличками со "взрослой" русской поэзией. Вот несколько отрывков.

1.
Жил да был
Крокодил.
Он по Невскому ходил,
Папиросы курил,
По-немецки говорил, -
Крокодил, Крокодил, Крокодилович

2.
О, этот сад, ужасный сад!
Его забыть я был бы рад.
Там под бичами сторожей
Немало мучится зверей...

3.
Подавай-ка нам подарочки заморские
И гостинцами порадуй нас невиданными...

4.
И грянул бой! Война, война!
И вот уж Ляля спасена.

5.
Вы помните, меж нами жил
Один весёлый крокодил.
А ныне там передо мной,
Измученный, полуживой,
В лохани грязной он лежал...

C какими известными поэтическими произведениями перекликаются эти отрывки? Как вы думаете, как можно объяснить эти переклички? Что они могут дать детям, что - взрослым читателям?

3. Из какого произведения взят этот отрывок? Чей портрет описан в отрывке? От чьего лица дается это описание?

Он был среднего роста; стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение, способное переносить все трудности кочевой жизни и перемены климатов… Пыльный бархатный сюртучок его, застегнутый только на 2 нижние пуговицы, позволял разглядеть ослепительно чистое белье, изобличавшее привычки порядочного человека; его запачканные перчатки казались сшитыми по его маленькой аристократической руке, и когда он снял одну перчатку, то я был удивлен худобой его бледных пальцев. его походка была небрежна и ленива; на я заметил, что он не размахивал руками - верный признак некоторой скрытности характера…

================================================================================

Приложение 3

Интеллектуальный марафон по литературе 11 класс

Задания третьего уровня ( каждое оценивается в 1 балл - всего 15 баллов)

1. Один из героев Гоголя утверждал, что он с Пушкиным на дружеской ноге. Это …

А.Чичиков б. Ноздрёв в. Хлестаков г. Манилов д. майор Ковалёв

2. Место действия драмы А.Н.Островского «Гроза» - …

а. Замоскворечье б.Петербург в. городок на Волге г.русская деревня

3. Долохов, Несвицкий, Ипполит Курагин, Берг - персонажи романа …

а. «Преступление и наказание» б. «Отцы и дети» в. «Обломов» г. «Война и мир»

4. «Кстати, он быль замечательно хорош собою, с прекрасными тёмными глазами, темнорус, ростом выше среднего, тонок и строен», - это портрет героя романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» …

а. Разумихина б.Раскольникова в. Порфирия Петровича г.Лужина

5. «Жил - дрожал и умирал - дрожал». Эти слова характеризуют персонажа сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина …

а. «Орёл - меценат» б. «Коняга» в. «Премудрый пескарь» г.»Карась - идеалист»

6.«Русские женщины « - это …

а стихотворение А.С.Пушкина б поэма Н.А.Некрасова в. роман Л.Н.Толстого

7. Найдите среди толкований определение аллитерации.

А) Мерное повторение сходных элементов стихотворной речи: слогов, слов и строк, интонационной мелодии и пауз.
Б) Звуковое совпадение последних слогов.
В) Звуковая организация речи: повторение согласных звуков.

«Слово о полку Игореве» повествует:

а) о походе на древлян

б) о походе на хазар

в) о походе на половцев

г) о Куликовской битве

8. Кому из перечисленных ниже персонажей подходит определение «маленький человек»?

а) Самсон Вырин б) майор Ковалев в) Грушницкий г) Сильвио

9. Как называется тип композиции в романе «Евгений Онегин» А.С. Пушкина?

а) кольцевая б) последовательная в) зеркальная г) циклическая

10. О чем мечтает в начале поэмы А.С. Пушкина "Медный всадник" ее герой Евгений?

А. о счастливой семейной жизни
б. о высоком общественном поприще
в. о славе поэта
г. о богатстве и власти

11. Ниже перечислены включенные в роман М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" повести:

А) "Тамань" Б) "Княжна Мери" В) "Бэла" Г) "Фаталист" Д) "Максим Максимыч"

Укажите порядок следования повестей в романе.

А. Б, В, А, Г, Д б. В, Д, А, Б, Г в. В, Б, Д, Г, А г. Д, А, Б, В, Г

12. Какой датой обозначено начало действия романа И.С. Тургенева "Отцы и дети"?

А.1848 г. б. 1859 г. в. 1861 г. г.1862 г.

13.Какова судьба Фирса в финале пьесы А.П. Чехова "Вишневый сад"?

А. уезжает с Раневской за границу б. забыт в оставленном доме
в.отвезен в больницу г. переходит на службу к Лопахину

14.Ознакомьтесь с фрагментом стихотворения Ф.И. Тютчева:

Еще природа не проснулась,
Но сквозь редеющего сна
Весну послышала она
И ей невольно улыбнулась...

Какой прием использован поэтом?

А. гротеск
б.олицетворение
в. антитеза
г. сравнение

15.Ниже приведен портрет одного из героев поэмы Н.В. Гоголя "Мертвые души":

"Это был среднего роста, очень недурно сложенный молодец с полными румяными щеками, с белыми, как снег, зубами и черными, как смоль, бакенбардами. Свеж он был, как кровь с молоком; здоровье, казалось, так и прыскало с лица его".
Чей это портрет?

А. Манилова
б. Собакевича
в. Ноздрева
г. Плюшкина

Задания второго уровня (всего 20 баллов)

Задание1 (2 баллов).

Роману М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" предпослан следующий эпиграф:

...так кто ж ты, наконец?
Я - часть той силы,
что вечно хочет
зла и вечно совершает благо.
Гёте "Фауст".

Напишите имя героя романа Булгакова, к которому могут быть отнесены эти слова.

Задание 2 (6 баллов).

2. Из трех стихотворений (символиста, акмеиста и футуриста) выписали все существительные и записали их в три столбика. Какой столбик "символистский"? "Акмеистский"? "Футуристский"? Объясните свой ответ.

1.

2.

3.

Солнце

Хам

бобэоби

тень

стадо

повар

сон

гора

У -

лица

звуки

камни

науки

цветы

жираф

ремесло

воздух

фелюга

шашлык

мечта

Гомер

чебуреки

воплощенье

мраморный

вывеска

луна

тростинки

скрипка

черта

мачты

человек

тайна

хрусталь

крылышкуя

Задание 3 (4 баллов).

Лиза, Фамусов, Кузьма Петрович, Мадам Розье, Молчалин. Определите каждому из перечисленных персонажей комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» род занятий и служебные обязанности («секретарь», «управляющий в казенном месте», «служанка», «гувернантка», «камергер»).

Задание 4 (4 баллов).

4.Один из литературоведов так писал о недостатках комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль": "В силу этих правил действие комедии протекает в продолжение одних суток. Подобная ограниченность во времени... заставляет... строить сюжетную интригу на сцеплении случайностей".
Напишите термин, обозначающий направление в литературе, правилам которого следовал драматург.

Задание 5 (4 баллов).

5.Барон Филипп («Скупой рыцарь» А.С. Пушкина) имел отменное здоровье («Барон здоров. Бог даст - лет десять, двадцать//И двадцать пять и тридцать проживет он»), поединок между ним и сыном не состоялся, отчего же умер Барон?

Задания первого уровня (всего 45 баллов)

Задание1 (20 баллов).

Филолог В. Николаенко написал шуточные стихи по мотивам известных литературных произведений и назвал их "хокку".


Только глупый человек
Может спутать столичного франта
С императорским чиновником.


Неверная жена
Бросилась под грохочущую колесницу.
Боги мстят.


Женщина в вышитом кимоно
Отвергает бравого самурая,
Которого любила когда-то.


Не радуйся, отважный послушник,
в одиночку задушивший тигра!
Смерть подстерегает на всех путях.


Трудно невысокому рюкюсцу
Втащить даже маленькое колечко
По склонам Фудзи!


Убивший старую женщину
Должен много раз переродиться,
Прежде чем взойдёт на гору Фудзи.


Боги покарают
Того, кто не сеет рис,
А режет лягушек.


Зря гордится спесивый самурай,
Сидящий на городской стене!
Неизбежны - сперва сон, потом падение.

Cюжеты каких произведений вы узнали? (Укажите названия и авторов.) Что такое "хокку"? Почему приведённые хокку неправильные? Сочините своё хокку на какой-нибудь известный литературный сюжет.

Задание2 (25 баллов).

Рифма.

Эхо, бессонная нимфа, скиталась по брегу Пенея.
Феб, увидев её, страстию к ней воспылал.
Нимфа плод понесла восторгов влюблённого бога;
Меж говорливых наяд, мучась, она родила
Милую дочь. Её приняла сама Мнемозина.
Резвая дева росла в хоре богинь-аонид,
Матери чуткой подобна, послушна памяти строгой,
Музам мила; на земле Рифмой зовётся она.
А. С. Пушкин, 1830 г.

Что такое рифма? Какие особенности рифмы отразились в истории Рифмы - дочери нимфы Эхо и Феба (Аполлона, бога искусства и вдохновения), рождённой рядом с наядами (нимфами - хранительницами вод), выросшей среди муз (или аонид) - богинь поэзии, искусств и наук, дочерей богини памяти Мнемозины?

Как вы думаете, что перед вами - стихотворное изложение древнегреческого мифа, перевод из древнегреческого поэта или оригинальное произведение? Докажите свою точку зрения.

===============================================================================

Приложение 4

Интеллектуальный марафон по литературе

Оценочный лист участника

Фамилия, имя участника _______________________________________

Класс ________________________

Задания третьего уровня (каждое оценивается в 1 балл - всего 15 баллов)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

а




б




в




г




д






Задания второго уровня (каждое оценивается в 4 балла - всего 20 баллов)

1

2

3

4

5

6

Задания первого уровня (каждое оценивается в 15 баллов - всего 45 баллов)

===============================================================================

Приложение 5

Рейтинговый лист участника интеллектуального марафона по литературе

Внеклассная работа по предмету: интеллектуальный марафон

___________________________________

Индивидуальное количество баллов

_______

Максимальное количество баллов

80 баллов

Рейтинг по классу ____

Рейтинг по школе ____

Зам. директора:

___ ____________ 2006 г.







© 2010-2022