Рабочая программа по русскому языку

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа д. Леваны

Фалёнского района Кировской области

«Утверждаю»

Заместитель директора школы по УВР

______________ Н.Г. Краева



Учебная рабочая программа

по русскому языку

для 8 класса





Составила

учитель русского языка и литературы

Соколова Н.А.

Леваны -2013


Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования, Примерной программы основного общего образования и программы по русскому языку к учебному комплексу для 5-9 классов (авторы программы В.В. Бабайцева, А.П. Еремеева, А.Ю. Купалова, и др. // программно-методические материалы: Русский язык 5-9 классы/ Сост.Л.М. Рыбченкова, - М: ДРОФА 2004/ - C/ 63-110)

Изучение русского языка в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

  • освоение знаний о русском языке, его устройстве; об особенностях функционирования русского языка в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; об особенностях русского речевого этикета;

  • формирование умений опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации, сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Реализация указанных целей достигается в процессе формирования и развития следующих предметных компетенций: коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой.

Коммуникативная компетенция предполагает овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции предполагают освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литератур-ного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция предполагает осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Учебный предмет «Русский язык» в школе с русским (родным) языком обучения выполняет цели, обусловленные ролью родного языка в развитии и воспитании личности ребенка, а также ролью родного языка в усвоении всех изучаемых предметов в школе.

Требования к уровню подготовки 8 класса.

Учащиеся должны знать, понимать определения основных изученных в 8 классе языковых, явлений, речеведческих понятий.

Уметь:

речевая деятельность:

аудирование:

  • Дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию прослушанного текста;

  • Фиксировать информацию прослушанного текста в виде тезисного плана, полного и сжатого пересказа;

  • Определять принадлежность аудируемого текста к типу речи и функциональной разновидности языка;

  • Рецензировать устный ответ учащегося;

  • Задавать вопросы по прослушанному тексту;

  • Отвечать на вопросы по содержанию текста;

  • Слушать информацию теле- и радиопередачи с установкой на определение темы и основной мысли сообщения;

Чтение:

  • Прогнозировать содержание текста, исходя из анализа названия, содержания эпиграфа и на основе знакомства с иллюстративным материалом текста - схемами, таблицу на основе текста;

  • Используя просмотровое чтение, ориентироваться в содержании статьи по ключевым словам, а в содержании книги, журнала, газеты, по оглавлению и заголовкам статей;

  • При необходимости переходить на изучающее чтение;

  • Читать и пересказывать небольшие по объему тексты о выдающихся отечественных лингвистах;

говорение:

  • пересказывая текст, отражать сове понимание проблематики и позиции автора исходного текста;

  • ввести репортаж о школьной жизни;

  • строить небольшое по объему устное высказывание на основе схем, таблиц и других наглядных материалов;

  • создавать связанное монологическое высказывание на лингвистическую тему в форме текста-рассуждения, текста доказательства, текста-описания;

  • составлять инструкции по применению того или иного правила;

  • принимать участие в диалогах различных видов;

  • адекватно реагировать на обращенную устную речь, правильно вступать в речевое общение поддержать или заканчивать разговор и т.п.

письмо:

  • пересказывать фрагмент прослушанного текста;

  • пересказывать прочитанные публицистические и художественные тексты, сохраняя структуру и языковые особенности исходного текста;

  • создавать сочинение-описание архитектурного памятника, сравнительную характеристику, рассуждение на свободную тему, сочинение повествовательного характера с элементами повествования или рассуждения, репортаж о событии;

  • писать заметки, рекламные аннотации, уместно использовать характерные для публицистики средства языка (выразительную лексику, экспрессивный синтаксис: расчлененные предложения (парцелляцию), риторические вопросы и восклицания, вопросно-ответную форму изложения, ряды однородных членов, многосоюзие и т.д.);

  • составлять деловые бумаги: заявление, доверенность, расписку, автобиографию;

текст:

  • находить в журналах, газетах проблемные статьи, репортажи, портретные очерки, определять их тему, основную мысль, заголовок;

  • распознавать характерные для художественных и публицистических текстов языковые и речевые средства воздействия на читателя;

фонетика и орфоэпия:

  • правильно произносить слова с учетом вариантов произношения;

  • оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;

морфемика и словообразование:

  • разъяснить значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и типичные морфемные модели слов;

  • разбирать слова, иллюстрирующие разные способы словообразования;

  • пользоваться разными видами морфемных и словообразовательных словарей;

лексикология и фразеология:

  • разъяснять значение слов общественно-политической тематики, правильно их определять;

  • пользоваться разными видами толковых словарей (словарь иностранных слов, словарь лингвистических терминов и т.п.) ;

  • оценивать уместность употребления слов с учетом стиля, типа речи и речевых задач высказывания;

  • находить в художественном тексте изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка;

морфология:

  • распознавать части речи и их морфемы;

  • соблюдать морфологические нормы формообразования и употребления слов, пользоваться словарем грамматических трудностей;

  • опираться на морфологический разбор слова при проведении орфографического, пунктуационного и синтаксического анализа;

орфография:

  • применять орфографические правила, объяснять правописания труднопроверяемых орфограмм, опираясь на значение, морфемное строение и грамматическую характеристику слов;

синтаксис и пунктуация:

  • опознавать, правильно строить и употреблять словосочетания разных видов;

  • различать простые предложения разных видов, использовать односоставные предложения в речи с учетом их специфики и стилистических свойств;

  • правильно и уместно употреблять предложения с водными конструкциями и однородными, обособленными, членами;

  • правильно строить предложения с обособленными членами;

  • проводить интонационный анализ простого предложения;

  • выразительно читать простые предложения изученных конструкций

  • проводить интонационный и синтаксический анализ простого предложения при проведении синтаксического и пунктуационного разбора;

  • использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи;

  • владеть правильным способом действия при проведении изученных правил пунктуации, устно объяснить пунктуацию предложений изученных конструкций, использовать на письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы простых предложений, самостоятельно, подбирать примеры на пунктуационные правила.

Формы промежуточной и итоговой аттестации в 8 классе: объяснительный, выборочный, графический, цифровой, предупредительный, словарный, свободный диктанты, диктант с грамматическим заданием, тесты, подробное и выборочное изложение, изложение с элементами сочинения, сочинение на свободную на свободную тему, сочинение рассуждение на морально-этическую тему, сочинение на грамматическую тему, сочинение по данному началу, проверочная работа с выбором ответа, индивидуальный контроль (карточки), работа с перфокартами, комплексный анализ текста.

Содержание изученного курса

Содержание курса

Требования к уровню подготовки по теме

Что учащийся должен знать

Что учащийся должен уметь

Повторение изученного в 5-7 классах

Синтаксис и пунктуация. Словосочетание.

Словосочетание как одна из основных единиц синтаксиса. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова (глагольные, именные, наречные). Способы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Нормы сочетания слов. Грамматическая форма зависимого слова при согласовании и управлении.

Основные признаки словосочетания. Виды словосочетаний по характеру выражения глагольного слова: глагольные, именные, наречные. Виды словосочетаний по способу образования слов: согласование, управление, примыкание. Нормы сочетаний слов при согласовании и управлении.

Распознавать, вычленять в предложении, моделировать словосочетания всех видов. Определять способ связи слов в словосочетании. Схематически изображать структуру словосочетания. Заменить словосочетание синонимичным. Правильно употреблять форму зависимого слова при согласовании и управлении.

Простое предложение

Предложение как основная синтаксическая единица и как минимальное речевое высказывание. Структура простого предложения. Грамматическая (предикативная) основа. Особенности связи подлежащего и сказуемого. Порядок слов в предложении, интонация. Логическое ударение.

Основные признаки предложения и его отличие от других языковых единиц. Структурные, семантические, коммуникативные и интонационные признаки предложения. Основные типы грамматических основ. Правила согласования подлежащего и сказуемого. Прямой и обратный порядок слов, его влияние на смысл предложений. Использование инверсий в текстах разных стилей. Интонационные средства, элементы интонации (темп, паузы, логические ударения).

Характеризовать предложения по цели высказывания, интонации. Определять границы предложений. Ставить знаки препинания в конце предложения. Использовать в качестве экспрессивно-стилистических средств риторические вопросы и восклицания. Выделять грамматическую основу. Производить синтаксический разбор простого предложения. Анализировать порядок слов в предложении, использовать в текстах разных стилей инверсии. Интонационно правильно произносить предложения, выделяя наиболее значимое с помощью логического уравнения и порядка слов.

Главные и второстепенные члены предложения и способы их выражения.

Главные члены предложения. Способы выражения подлежащего. Виды сказуемых: простое глагольное сказуемое, составное глагольное, составное именное сказуемое. Способы их выражения. Синтаксическая структура простого предложения. Особенности связи подлежащего и сказуемого. Тире между подлежащим и сказуемым. Второстепенные члены предложения. Дополнения и способы их выражения. Прямое и косвенное дополнения. Определение и способы их выражения. Согласованное и несогласованное определения. Приложение как разновидность определения. Знаки препинания при предложении. Обстоятельство и способы его выражения. Основные виды обстоятельств по значению (времени, места, причины, цели, образа действия, условия, уступительное). Сравнительный оборот, знаки препинания при ней.

Функцию главных членов предложения. Способы выражения подлежащего. Структуру сказуемых разных типов и способы выражения сказуемых. Правила согласования подлежащего и сказуемого. Правила постановки тире между подлежащим и сказуемым. Определение дополнения, способы его выражения, виды дополнений (прямые и косвенные). Функции определения, способы его выражения, виды определений (согласованное и несогласованное), роль определений-эпитетов как средства выразительности речи. Приложение как разновидность определения. Правила постановки знаков препинания при приложении. Определение обстоятельств по значению. Роль обстоятельств для придания речи точности, ясности, выразительности. Сравнительный оборот, правила его обособления, роль в текстах разных стилей.

Находить и характеризовать подлежащее и сказуемое в предложении. Производить синонимическую замену разных видов сказуемого. Согласовать подлежащее и сказуемое. Ставить знаки препинания между сказуемым и подлежащим, интонационно правильно произносить предложения, содержащие тире между главными членами. Находить дополнения, определять их разновидность (прямые или косвенные), разграничивать подлежащее и прямое дополнение. Находить и разграничивать согласованные и несогласованные определения, определять способы их выражения. Уметь использовать в речи согласованные и несогласованные определения как синонимы. Использовать определения для характеристики предмета, явления. Распознавать предложения, ставить знаки препинания при предложении. Находить обстоятельства, различать их виды, использовать сравнительный оборот в собственной устной или письменной речи с целью придания ей выразительности, грамотно ставить знаки препинания в предложениях со сравнительными оборотами.

Предложения двусоставные и односоставные.

Предложения двусоставные и односоставные. Главный член односоставного предложения. Основные группы односоставных предложений. Односоставные предложения с главным членом-сказуемым. Определенно личные, безличные предложения, их структура и смысловые особенности. Вопрос об обобщенно-личных предложениях, их структуре и смысловых особенностях. Односоставные предложения с одним главным членом-подлежащим. Назывные предложения, их структурные и смысловые особенности. Особенности употребления односоставных предложений в устной и письменной речи. Синонимия двусоставных и односоставных предложений.

Структурные особенности двусоставных и односоставных предложений. Структурных предложений. Структурные особенности определенно-личных, обобщенно-личных, назывных предложений. Способы выражения, грамматическая форма сказуемого в них. Правила постановки знаков препинания в сложном предложении, в состав которого входит односоставное предложение. Роль односоставных предложений разных видов в устной и письменной речи.

Разграничивать двусоставные и односоставные предложения, опознавать односоставные предложения в роли одной из частей сложного предложения. Правильно ставить знаки препинания в сложном предложении, в котором одна из частей - односоставное предложение. Обнаруживать в тексте определенно-личные, безличные, обобщенно-личные, назывные предложения, анализировать способы выражения и грамматическую форму главного члена в них. Пользоваться двусоставными и односоставными предложениями как синтаксическими синонимами. Характеризовать сферу употребления односоставных предложений каждого вида. Употреблять односоставные предложения в собственных устных и письменных высказываниях.

Предложения полные и неполные.

Предложения полные и неполные. Тире в неполном предложении. Употребление неполных предложений в устной и письменной речи.

Общее понятие неполных предложений. Правила постановки знаков препинания в неполном предложении. Назначение неполных предложений в разговорной речи и письменных текстах. Отличие односоставного предложения и неполного двусоставного предложения.

Находить в тексте неполные предложения. Грамотно ставить знаки препинания в неполном предложении. Наблюдать за употреблением неполных предложений в устной речи. Грамотно употреблять их в собственных высказываниях. Разграничивать односоставные и двусоставные неполные предложения.

Однородные члены предложения.

Предложения с однородными членами. Средства связи однородных членов в предложении. Интонационные особенности и пунктуационные особенности предложения с однородными членами. Однородные и неоднородные предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами при отсутствии союзов. Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них. Обобщающие слова и знаки при них. Стилистические особенности предложений с однородными членами. Синонимия простых предложений с однородными членами и сложносочиненных предложений.

Понятие однородных членов предложения. Средства связи однородных членов. Правила постановки знаков препинания при отсутствии союзов и в ряду однородных членов, соединенных сочинительными союзами. Правила постановки знаков препинания в предложениях с несколькими рядами однородных членов. Правила постановки знаков препинания в предложениях с обобщающими словами. Роль предложений с однородными членами как средство выразительности. Правила согласования сказуемого с однородными подлежащими.

Опознавать однородные члены. Соблюдать перечислительную интонацию в предложении с однородными членами. Конструировать предложения с однородными членами. Разграничивать простые предложения с однородными членами и сложными предложениями. Различать однородные и неоднородные определения. Грамотно ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами, связанными сочинительными союзами. Составлять схемы предложений с однородными членами. Находить обобщающие слова при однородных членах, определять их место по отношению к однородным членам. Грамотно ставить знаки в предложениях с обобщающим словом. Заменять предложения синонимичными синтаксическими конструкциями. Определять роль предложений с однородными членами в текстах разных стилей.

Обособленные члены предложения.

Понятие об обособлении второстепенных членов. Обособление определений и приложений. Правильное построение предложений с причастными оборотами. Обособленное обстоятельство. Правильное построение предложений с деепричастиями и деепричастными оборотами. Обособление обстоятельств, выраженных существительным с предлогами. Уточняющие, поясняющие, присоединительные члены предложения, их смысловые предложения, их смысловые и интонационные особенности, знаки при них.

Понятие обособленных членов предложения. Смысловое, грамматическое, интонационное и пунктуационное обособление. Правила обособления согласованных и несогласованных распространенных и нераспространенных определений и приложений. Правила обособления обстоятельств, выраженных деепричастиями, деепричастными оборотами, существительными с предлогами. Сравнительный оборот и его роль в текстах разных стилей. Эмоционально-выразительные функции обособленных членов предложения. Синтаксические синонимы обособленных членов предложения. Понятие уточняющих, поясняющих, присоединительных членов предложения. Роль в устной и письменной речи.

Находить грамматические условия обособления определений и обстоятельств. Интонационно правильно произносить предложения с обособленными членами. Определять изобразительно-выразительные функции обособленных членов. Заменять предложения с обособленными членами синонимичными синтаксическими конструкциями. Использовать предложения с обособленными членами в собственных высказываниях. Опознавать уточняющие члены на основе семантико-интонационного анализа высказывания. Производить смысловой анализ предложений с уточняющими, присоединительными, поясняющими членами. Соблюдать интонацию уточнения.

Обращения.

Обращение, его функции и способы выражения. Интонационные особенности предложений с обращениями. Знаки препинания в предложениях с обращениями. Употребление обращений в разговорной речи, языке художественной литературы и официально-деловой стиль.

Понятие обращения. Роль обращения в речи (звательная, оценочная, и изобразительная функция). Правила постановки знаков препинания в предложениях с обращениями. Различные формы обращений как прием публицистического и художественного стилей.

Характеризовать синтаксические, интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращениями. Интонационно правильно произносить предложения с обращениями, употреблять обращения в различных речевых ситуациях. Грамотно ставить знаки препинания в предложениях с обращениями. Различать обращения и предложения и подлежащие двусоставного предложения.

Вводные, вставные слова и конструкции.

Вводные конструкции (слова, словосочетания, предложения). Группы вводных конструкций по значению. Пунктуация при вводных конструкциях. Синонимия при вводных конструкциях. Синонимия вводных конструкций. Использование вводных конструкций в устных и письменных текстах. Вводные слова как средство связи предложений и смысловых частей текста. Вставные конструкции. Особенности употребления вставных конструкций, знаки препинания при них. Междометия «да», «нет», их обособление.

Группы вводных конструкций по значению. Роль вводных слов как средства субъективной оценки высказывания. Правила постановки выделенных знаков препинания при вводных конструкциях. Роль вводных предложений внесение добавочных сведений. Вставные конструкции, особенности их употребления в речи. Правила их обособления. Смысловые отличия вводных и вставных конструкций. Правила обособления междометий и слов-предложений.

Определять принадлежность вводных конструкций к смысловым группам. Употреблять в речи вводные конструкции с учетом речевой ситуации. Грамотно ставить выделительные знаки препинания в предложениях с вводными словами и предложениями. Соблюдать интонацию при чтении предложений с вводными конструкциями. Опознавать вставные конструкции, интонационно грамотно читать предложения, их содержащие, ставить в них знаки препинания. Разграничивать вводные и вставные конструкции.

Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная речь.

Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная речь. Знаки препинания в предложениях с прямой и косвенной речью. Синонимия предложений с прямой и косвенной речью. Цитаты и знаки препинания при них. Использования разных способов цитирования в собственных речевых высказываниях.

Основные способы передачи чужой речи. Правила постановки разделительных знаков в предложении с прямой речью. Понятие «косвенная речь», знаки препинания в предложениях с косвенной речью. Правила оформления цитат.

Выразительно читать предложения с прямой речью, интонационно разделяя слова автора и собственную прямую речь и косвенную. Заменять прямую речь косвенной и наоборот. Обосновывать постановку знаков. Вводить цитаты в собственное высказывание, грамотно поставить знаки в предложениях с цитатами.

Учебное и учебно-методическое обеспечение:

для учащихся:

Для учащихся:

  1. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5-9 классы. - М.: Дрофа, 2010

  2. Русский язык. Практика. 8 класс/ под ред. Пименовой С.Н. - М.: Дрофа,2009

  3. Никитина Е.И. Русская речь. Развитие речи. 8 класс. - М.: Дрофа,2009

для учителя:

Методические рекомендации к учебному комплексу по русскому языку. 8 класс./ под редакцией Ю.С.Пичугова. М. Дрофа, 2002г.

  1. БогдановГ. А. Уроки русского языка в 8 классе. М.Просвещение.2004.. Богданова Г. А.. Опрос на уроках русского языка. М. Просвещение.2000

  2. В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. Русский язык. Теория. 5-9 классы. М . Дрофа.2005г.

  3. В.В.Леденева. Н.В. Халикова. Тесты. Русский язык. 5-8 классы. Учебно-методическое пособие. Дрофа. 1998г.

  4. Е.И.Никитина. Русская речь. Развитие речи..8 класс. М. дрофа. 2005

  5. Кудинова.О.А Контрольные работы по русскому языку. 8 класс. М.ЭКСМО.2005

Учебно-тематическое планирование


Раздел программы

Количество часов

1

Общие сведения о русском языке

2

2

Систематизация изученного в 5-7 классах

7+2

3

Синтаксис и пунктуация

2

4

Словосочетание и предложение

9 + 4

5

Главные члены предложения

7 + 2

4

Второстепенные члены

8 + 2

5

Односоставные предложения

11 + 1

6

Простое осложненное предложение

32 + 11

7

Итоговое повторение

3

Всего

102

Программа рассчитана на 102 часов, из них на развитие речи - 22 часа.




ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Кол-

во

час-

ов

Наименование

раздела

программы

Тема урока

Тип урока

Элементы содержания

по ФГОС

Требования к уровню

подготовки обучающихся

Вид контроля,

вид самостоятельной работы


ИКТ

Дата

проведения

план

факт

1

2

3

5

6

7

8

9

1-2

2

Русский язык как государственный язык.

Русский язык - средство межнационального общения народов России.

Уроки усвоения нового материла

Роль русского языка в жизни общества. Русский язык - национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения.

Понимать статус русского языка как государственного, сферу использования как средства официального общения внутри Российской Федерации, понимать его функции интеграции (объединения) народов России, причину потребности в общении на русском языке

Ответить на вопросы: в каких сферах деятельности русский язык используется как государственный; сколько государственных языков может быть в одной стране.

презентация

3.09

5.09

3

1

Лексика и фразеология

Повторитель

но-обобщающий урок

Слово - основная единица языка. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Словарный состав языка с точки зрения происхождения, употребления и стилистической краски (исконно русские и заимствованные слова, лексика общеупотребительная и ограниченная в употреблении, синонимы, антонимы, омонимы). Фразеологизмы и их значение и употребление. Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Основные средства выразительности лексики и фразеологии. Словари: этимологический, словарь синонимов, словарь антонимов, фразеологический.

Уметь подбирать синонимы и антонимы к слову, выбирать из синонимичного ряда наиболее точное и уместное слово, использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора, оценивать собственную и чужую речь с точки зрения уместности использования стилистически окрашенной лексики в различных ситуациях речевого общения, осуществлять анализ значения, строения, написания разных видов омонимов, произносить заимствованные слова, соблюдая орфоэпические нормы, распознавать слова, с полногласным и неполногласным сочетанием.

Анализ текстов. Упр. 9, рассказать о связи предложений в тексте

презентация

7.09

4

Морфемика и словообразование. Орфография

Повторитель

но-обобщающий урок

Систематизация зна­ний по морфемике. Морфема - минимальная значимая единица языка. Виды морфем: корень, приставка, суффикс, окончание. Основа слова. Чередование звуков в морфемах. Основные способы образования слов. Основные выразительные средства словообразования. Словообразовательный словарь.

Морфемика и орфография.

Правописание орфограмм - гласных, орфограмм - согласных в корне слова

Уметь производить сопоставительный анализ слов, имеющих в корне омонимы, характеризовать языковые признаки слов на основе анализа морфемный разбор при проведении грамматических свойств слова, определять основные способы словообразования, безошибочно писать с опорой на морфемно - словообразовательный анализ, использовать лингвистические словари

Распределительный диктант, работа по карточкам

10.09

5

1

Морфемика и орфография

Повторительно-обобщающий урок

Уметь опираться на основной принцип написания морфем: сохранение единообразного их облика независимо от звучания, обнаруживать орфограммы в корне, группировать слова по видам орфограмм корня.

Выборочный диктант. План устного сообщения «Правописание согласных в корне»

12.09

6

1

Морфология и орфография

Повторитель

но-обобщающий урок

Система частей речи в русском языке. Принцип выделения частей речи. Самостоятельные части речи, их грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Служебные части речи.

Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи

Уметь различать части речи, производить из морфологический разбор, безошибочно писать НЕ с различными частями речи, аргументировать группировку частей речи в связи со слитным (раздельным) написание их с НЕ

Тема. Диктант «Проверяю себя»


14.09

7

1

Морфология и орфография

Повторитель

но-обобщающий урок

Буквы Н и НН в суффиксах имен прилагательных, причастий и наречий

Уметь познавать части речи с изученными орфограммами, безошибочно писать, группировать слова разной части речи, уместно их употреблять

Взаимодиктант

17.09

8

1

Синтаксис и пунктуация

Повторитель

но-обобщающий урок

Знаки препинания при однородных членах, причастных и деепричастных оборотах. Грамматическая основа предложения.

Уметь определить смысловые отношения между словами, видеть связь слов в предложении, выделять грамматическую основу предложения и выполнять синтаксический разбор простого предложения, расставлять знаки препинания в осложненном простым предложении

Объяснительный диктант

19.09

9

1

Контрольная работа

Урок контроля

Гласные и согласные в корне слова. Правописание Н и НН, в разных частях речи. Правописание НЕ с разными частями речи. Знаки препинания в простом предложении.

Уметь воспроизводить текст, записывая под диктовку, соблюдать на письме орфографические и пунктуационные нормы, опознавать части речи, определять в них морфемы, выявлять смысловые отношения между словами в предложении, подбирать синонимы и антонимы к указанным словам.

Диктант с грамматическим заданием

21.09

10-11

2

Р/Р Изложение, близкое к тексту.

К.Г. Паустовский «Михайловские рощи»

Уроки развития речи

Текст как продукт речевой деятельности. Признаки текста. Функционально-смысловые типы текста. Повествование, описание, рассуждение, их признаки. Структура текста. Микротема. Микротекст.

Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли; основной и дополнительной, явной и скрытой информации, структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу, определённой разновидности языка. Слушание текста. План текса. Изложение подробное прослушанного текста.

Знать признаки текста, понятия «микротекст», «микротема»; понимать на слух содержание текста, его тему, понимать отношение автора к поставленной в тексте проблеме, излагать подробно текст в соответствии с планом, составлять сложный план, извлекать главную информацию из текста, соблюдать нормы построения текста, нормы письма.

Написание изложения, близкого к тексту, составление простого или сложного плана текста изложения

24.09

26.09

Синтаксис и пунктуация

12

1

Синтаксис как раздел грамматики.

Урок усвоения нового материала

Синтаксис - раздел науки о языке. Словосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса. Синтаксическая роль частей речи в предложении

Уметь определять границы предложений, выделять словосочетания, используя смысловые и грамматические связи словосочетаний и предложений в тексте

Синтаксический разбор предложений. Работа с текстом

28.09

13

1

Пунктуация как система правил правописания предложений.

Урок усвоения нового материала

Пунктуация как раздел лингвистики. Знаки препинания и их функции. Одиночные и парные знаки препинания. Знаки препинания в конце предложения, в простом и сложном предложении, при прямой речи, диалоге, цитировании. Сочетание знаков препинания.

Понимать смыслоразличительную роль знаков препинания, взаимосвязь смысла, интонации и пунктуации предложения, устанавливать связи и отношения между словами предложений, грамотно расставлять знаки препинания (определительные, разделительные, выделительные)

Пунктуационный разбор. Взаимодиктант.

1.10

14

1

Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.

Урок усвоения новых знаний

Словосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса. Синтаксические связи слов в словосочетании и предложении.

Знать интонационные средства, понимать их грамматическую и смыслоразличительную роль: логическое ударение, пауза, тон, темп, мелодичный рисунок; использовать синтаксические средства: форму слов, смысловую и грамматическую связь их в составе словосочетания и предложения, служебные слова;

уметь определять виды связи словосочетании, находить в них средства синтаксической связи, определять тип предложения

Самостоятельная работа (по вариантам). Творческая работа по сюжетным картинкам. Выразительное чтение поэтического и прозаического текстов

3.10

15.

1

Р/Р Текст как единица синтаксиса

Урок развития речи

Текст как продукт речевой деятельности. Функционально-смысловые типы текста. Повествование. Описание, рассуждение, их признаки. Структура текста. Смысловая связь частей текста

Уметь определять смысловую связь частей текста, способы сцепления предложения, характеризовать синтаксические конструкции, порядок слов, создавать текст, учитывая речевую ситуацию, характер адресата речи, выбирать способ воздействия адресата.

Проанализировать свои сочинения, определить какие признаки текста в них присутствуют

5.10

16.

1

Виды словосочетаний по характеру выражения главного слова

Урок усвоения новых знаний

Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний по характеру выражения главного слова.

Знать основные виды словосочетаний (именные, глагольные, наречные), признаки словосочетания всех видов, разделять словосочетания на сочинительные и подчинительные

Составление словосочетаний по схемам, распределение по группам в зависимости от главного слова

8.10

17.

1

Способы подчинительной связи

Уроки усвоения нового материала

Способы подчинительной связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание.

Знать способы подчинительной связи: управление, согласование, примыкание; средства связи слов, используемых в каждом типе, нормы сочетания слов и причины их нарушения,

уметь моделировать словосочетания всех видов, выделять их из предложения, определять вид связи.

Цифровой диктант. Синонимичная замена словосочетаний

10.10

18.

1

Способы подчинительной связи.

Урок закрепления изученного

Нормы сочетания слов и их нарушение в речи. Выбор падежной формы управляемого слова, предложно-падежной формы управляемого существительного.

Уметь использовать в речи синонимичные по значению словосочетания, видеть нарушение в сочетании слов, исправлять ошибки, соблюдать орфоэпические, грамматические и лексические нормы при строении словосочетаний разных видов.

Тест. Редактирование текста.

12.10

19.

1

Основные виды словосочетаний. Цельные словосочетания

Урок усвоения нового материала

Словосочетание. Основные признаки словосочетания: смысловая и грамматическая связь. Основные виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова Цельные словосочетания

Уметь определять основные признаки словосочетания - смысловую и грамматическую связь слов; различать словосочетания; моделировать словосочетания; моделировать словосочетания всех видов, правильно употреблять в речи, соблюдая нормы при строении словосочетании разных видов

Записать текст, выделить предложения с цельными словосочетаниями, подчеркнуть их как члены предложения

15.10

20.

1

Р/Р Сочинение на грамматическую тему «Что я знаю о словосочетании»

Урок развития речи

Основные признаки текста-рассуждения, структура. Рассуждение в научном стиле. Сочинение-рассуждение на грамматическую тему «Что я знаю о словосочетании»

Уметь писать сочинение на грамматическую тему, осуществляя выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, свободно и правильно излагать свои мысли в письменной форме

Сочинение

17.10

21.

1

Предложение как основная единица синтаксиса.

Урок повторительно-обобщающий

Предложение как основная единица синтаксиса и как минимальное речевое высказывание. Основные признаки предложения и его отличие от других языковых единиц. Виды предложений

Знать основные признаки предложения и его отличие от других языковых единиц, сферу использования изучаемых конструкций,

уметь анализировать и характеризовать предложения.

Объяснительный диктант.

19.10

22.

1

Основные виды простого предложения

Урок усвоения нового материала

Простое предложение. Основные виды простого предложения.

Знать понятия «односоставные» и « двусоставные» предложения,

уметь анализировать и характеризовать предложения, производить синтаксический разбор, определять грамматические основы в простом и сложном предложениях,

Разбор предложений по членам.

22.10

23

1

Логическое ударение и порядок слов в предложении. Интонация.

Урок закрепления изученного нового

Прямой и обратный порядок слов в предложении. Логическое ударение. Интонация.

Уметь интонационно правильно произносить предложения, выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важные слова ,выразительно читать предложения, использовать в текстах разных стилей прямой и обратный порядок

Ответить на вопрос: с какой целью используется инверсия.

24.10

24-25

2

Р/Р Основные способы и средства связи предложений в тексте

Уроки развития речи

Данное и новое в текстах. Цепная и параллельная связь предложений в тексте. Заглавие как средство связи предложений в тексте. Порядок слов в предложении

Уметь подбирать из печатных источников или составлять самим такие фрагменты, тексты, в которых для цепного соединения предложений использовались бы лексические средства связи, морфологические средства, анализировать тексты с параллельной связью, озаглавливать их, аргументировать свой выбор, определять роль заглавия.

Пересказ текста. Наблюдение над средствами и способами связи смысловых частей текста. Описать в художественном стиле какое-либо понятие.

26.10

26.

1

Повторим орфографию: орфограммы в корне

Урок повторительно-обобщающий

Правописание безударных гласных в корне слова. Правописание корней с чередованием

Уметь безошибочно писать гласные в корнях слов, объяснить выбор орфограмм, группировать слова по видам орфограмм в корне, формулировать обобщение правило, приводить свои примеры, подбирать проверочные слова на основе толкования слов

Объяснительный диктант. Устное сообщение о правописании гласных в корне.

29.10

Главные члены предложения (7 + 2 час)

27.

1

Главные члены предложения. Подлежащее и способы его выражения

Урок усвоения нового материала

Подлежащее. Способы его выражения. Особые случаи согласования подлежащего и сказуемого

Знать и пояснять функцию главных членов предложения, характеризовать подлежащее и сказуемое, определять способы выражения подлежащего, уметь согласовывать сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием или сложносокращенными словами

Конструирование предложений. Составить таблицу «способы выражения подлежащего».

7.11

28.

1

Сказуемое, его основные типы.

Урок усвоения новых знаний

Виды сказуемого: простое глагольное, составное именное. Способы выражения простого глагольного сказуемого

Знать типы сказуемых, понимать их лексическое и грамматическое значение,

уметь находить и характеризовать сказуемые в предложении, согласовывать подлежащее и сказуемое, учитывая в ряде случаев существующих в речи варианты согласования, определять морфологические способы выражения простого глагольного сказуемого

Составить план теоретического материала параграфа, подготовить устное сообщение.

9.11

29

1

Составное глагольное сказуемое. Способы его выражения

Урок усвоения новых знаний

Составное глагольное сказуемое. Способы его выражения

Знать структуру составных глагольных сказуемых, опознавать их в тексте; по составу, по способу выражения лексического и грамматического значений различать простые и составные глагольные сказуемые

Составить план параграфа, проиллюстрировать каждый пункт плана своими примерами

12.11

30-31

2

Р/Р Изложение с элементами сочинения

Уроки развития речи

Тип речи. Повествование. Заголовок. Тема. Основная мысль текста. Композиция рассказа.

Уметь точно и полно понимать содержание прочитанного текста, его главную мысль, тип речи, подробно передавать содержание повествовательного текста в жанре

рассказа. Сохраняя на письме его композицию, создавать собственное высказывание на основе исходного текста, давая оценку поступкам героев, делая выводы, соблюдать на письме нормы русского языка

Изложение с элементами сочинения

14.11

32.

1

Составное именное сказуемое. Способы его выражения

Урок усвоения нового материала

Составное именное сказуемое. Способы его выражения

Знать структуру составного именного сказуемого, различать составное глагольное и составное именное сказуемые, определять способы выражения именной части составного именного сказуемого, сопоставлять предложения с омонимичными сказуемыми разных видов.

Устное сообщение Комментирован-ное письмо

16.11

33.

1

Тире между подлежащим и сказуемым

Урок усвоения нового материала

Особенности связи подлежащего и сказуемого. Тире между подлежащим и сказуемым

Знать основные случаи постановки тире между подлежащим и сказуемым, уметь определять способы выражения подлежащего и сказуемого, безошибочно ставить тире между ними

Составление предложений со сказуемым с нулевой связкой. Диктант «Проверяю себя»

19.11

34.

1

Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым

Урок повторительно-обобщающий

Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым

Уметь определять морфологические способы выражения главных членов предложения, различать виды сказуемых, ставить тире между подлежащим и сказуемым, производить синонимичную замену разных видов сказуемых.

Конструирование предложений по определенным моделям. Осложненное списывание

21.11

35.

1

Контрольная работа

Урок контроля

Главнее члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Знаки препинания конца предложения

Уметь безошибочно воспроизводить текст, воспринятый на слух, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы

Диктант

23.11

Второстепенные члены предложення (8 + 2 час)

36.

1

Определение согласованное и несогласованное. Способы выражения определений

Урок усвоения нового материала

Второстепенные члены предложения. Определения: согласованные, несогласованные. Трудное случаи согласования определяемым словом. Способы выражения определений

Уметь определять и различать согласованные определения, способы их выражения, устанавливать связь между определяемыми словами при помощи вопроса, использовать определение для характеристики предмета, явления, определения-эпитеты как средства выразительности речи

Творческая работа (подбор к определяемым словам нужных определений)

26.11

37.

1

Определение согласованное и несогласованное. Способы выражения определений

Урок закрепления изученного

Определения: согласованные, несогласованные. Трудные случаи согласования определения с определяемым словом. Способы выражения определений

Уметь производить синонимичную замену согласованных и несогласованных определений, понимать двойное значение отдельных второстепенных членов, находить в тексте согласованное и несогласованное определение

Творческое списывание

28.11

38.

1

Приложение как разновидность определения. Знаки препинания при приложении

Урок усвоения изученного

Приложение как разновидность определения. Знаки препинания при приложении.

Знать, что приложении - это разновидность определения, использовать его как средство выразительности уметь правильно пунктуационно оформлять приложения.

Составление плана теоретического материала.

30.11

39.

1

Дополнение. Способы его выражения

Урок усвоения нового материала.

Дополнение как второстепенный член предложения. Способы его выражения. Дополнение прямое и косвенное

Знать особенности второстепенного члена предложения- дополнения, способы выражения дополнений.

уметь различать дополнение прямое и косвенное, определять способы их выражения. Опознавать в предложении и тексте.

Осложнённое списывание. Разбор предложений по схемам

3.12

40-41

2

Сжатое изложение с элементами сочинения

Уроки развития речи

Тема. Основная мысль текста Микротема. Микротекст. Заголовок. План текста.

Уметь дифференцировать главную и второстепенную информацию текста, сжато передавать его содержание, вычленять ключевые опорные предложения и раскрывать их, создавать собственное высказывание на основе исходного текста

Выборочное изложение

5.12

7.12

42

1

Обстоятельство. Виды обстоятельств.

Урок усвоения нового материала

Обстоятельство. Способы выражения обстоятельств.

Знать виды обстоятельств,

уметь различать виды обстоятельств по значению, определять способы их выражения, использовать обстоятельства для предания речи точности, ясности, выразительности, как средство связи предложений в повествовательных текстах.

Выборочный диктант с творческим заданием Заполнить таблицу « Виды обстоятельств» своими примерами.

10.12

43

1

Систематизация и обобщение изученного по теме

« Главные и второстепенные члены предложения»

Урок повторительно-обобщающий

Главные и второстепенные члены предложения

Уметь определять грамматические основы в простом и сложном предложение, различать разные виды сказуемых, второстепенные члены предложения и их виды, ставить тире между подлежащим и сказуемом, знаки препинания при приложении.

Взаимодиктант

12.12

44

1

Повторим орфографию. Орфограммы в приставках

Повторительно-обобщающий урок

Орфограммы в приставках. Различение приставки НЕ и частицы НЕ

Уметь безошибочно писать приставки с опорой на морфемно - словообразовательный анализ слова

Выборочный диктант. Осложнённое списывание

14.12

45

1

Контрольная работа.

Урок контроля

Главные и второстепенные члены предложения

Уметь определять грамматические основы в простом и сложном предложениях, морфологические способы выражения главных и второстепенных членов, различать разные виды сказуемых, второстепенные члены предложения и их виды, ставить тире между подлежащим и сказуемым, знаки препинания при приложении.

текст

17.12

Односоставные предложения (11 + 1 час)

46

1

Понятие об односоставных предложениях. Основные группы односоставных предложений.

Урок усвоения нового материала

Понятие об односоставных предложениях. Основные виды односоставных предложений по строению и значению

Знать, что такое односоставное предложение, его структурные особенности, группы односоставных предложений по способу выражения главного члена,

уметь различать односоставные и двусоставные предложения, опознавать односоставные предложения в тексте и структуру сложного предложения

Взаимодиктант. Разбор предложений по теме.

19.12

47

1

Определенно - личные предложения.

Урок освоения нового материала

Определенно - личные предложения. Их структура и смысловые особенности

Знать структурно - грамматические особенности определенно - личных предложений, уметь различать односоставные и двусоставные предложения, находить определенно - личные предложения по их значению и структурным особенностям, правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях, в состав которых входят определенно - личные предложения

Составить диалоги, употребляя формы 1-2 лица глаголов

21.12

48

1

Неопределенно - личные предложения

Урок усвоения нового материала

Неопределенно - личные предложения и их особенности

Знать значение и строение неопределенно - личных предложений, сферу употребления, способы выражения сказуемых в них, уметь находить неопределенно - личные предложения по их значению и структурным особенностям стилях речи, заменять двусоставные предложения синонимичными односоставными

Объяснительный диктант

24.12

49

1

Вопрос об обобщенно - личных предложениях

Урок усвоения нового материала

Вопрос об обобщенно - личных предложениях

Знать функции обобщенно - личных предложениях в речи, способы выражения сказуемого в них, опознавать данные предложения в тексте, употреблять их собственных высказываниях

Конструирование предложений.

26.12

50

1

Безличные предложения

Урок усвоения нового материала

Безличные предложения и их особенности

Знать общие и отличительные признаки двусоставных и безличных предложений, синонимичных по значению; способы выражения сказуемых в безличных предложениях; уметь находить безличные по значению и структурным особенностям, употреблять безличные предложения в речи.

Объяснительный диктант. составить таблицу « Способы выражения сказуемого безличном предложении»

28.12

51

1

Безличные предложения

Урок закрепление изученного

Безличные предложения и их особенности

Уметь определять структурные типы безличных предложений, морфологические средства выражения сказуемого в них, различать односоставные и двусоставные предложения, сопоставлять личные и безличные предложения, включать безличные предложения в текст

Включить в связный текст безличные предложения

14.01

52

1

Назывные предложения

Урок освоения нового материала

Назывные предложения и их смысловые и структурные особенности

Знать смысловые и структурные особенности назывных предложений; уметь находить их в тексте, отличать от двусоставных, определять роль назывных предложений в художественной литературе, в газетных очерках, статьях.

Анализ фрагментов из художественного произведения определение роли назывных предложений. мысли

16.01

53

1

Употребление односоставных предложений в речи.

Повторительно обобщающий урок

Употребление односоставных предложений в устной и письменной речи. Синтаксический разбор односоставных предложений. Синонимия односоставных и двусоставных предложений

Уметь производить устный и письменный синтаксический разбор односоставных предложений, производить сопоставительный анализ двусоставных и односоставных предложений, использовать синонимию односоставных и двусоставных предложений, односоставные предложения с обобщенным значением в пословицах, афоризмах, крылатых выражениях

Анализ образцов текстов разных стилей.

18.01

54

1

Систематизация и обобщение изученного по теме

« Односоставные предложения»

Урок повторительно- обобщающий

Односоставные предложения, их грамматические признаки. Виды односоставных предложений. Морфологические средства выражения главных членов.

Уметь различать основные виды односоставных предложений по смысловым и грамматическим признакам, проводить синтаксический разбор односоставного предложения, расставлять знаки препинания в сложном предложении путём определения особенностей грамматических основ, использовать двусоставные и односоставные предложения как синтаксические синонимы.

Сочинения- миниатюры с включением односоставных предложений.

21.01

55.

1

Особенности строения полных и неполных предложений.

.

Урок усвоения нового материала

Понятие о неполных предложениях. Предложения полные и неполные. Неполные предложения в диалоге и сложном предложении.

Знать общее понятие неполных предложений, сферу их употребления; уметь опознавать их в тексте, заменять полными, различать назывные и неполные двусоставные предложения, правильно ставить знаки препинания в неполных и сложных предложениях, в составе которых неполные.

Преобразовывать полные двусоставные предложения в неполные.

23.01

56.

1

Контрольная работа.

Урок контроля

Виды односоставных предложений. Употребление односоставных и неполных предложений

Уметь различать виды односоставных предложений, полные и неполные двусоставные, определять способы выражения сказуемого в односоставных предложениях, правильно расставлять знаки препинания

Зачет

25.01

57.

1

Р/Р Риторический вопрос как средство выразительности речи.

Урок развития речи

Риторический вопрос как средство выразительности речи

Уметь сравнивать близкие по смыслу повествовательные предложения и риторические вопросы, понимать строение риторических вопросов, правильно пунктуационно оформлять, использовать риторический вопрос как одно из синтаксических средств выразительности речи

Наблюдение над тексами. Творческое списывание. Запись по памяти.

28.01

Простое осложнённое предложение (32 + 11 час)


58.

1

Однородные члены предложения, союзы при однородных членах.

Урок усвоения нового материала.

Предложения с однородными членами. Средство связи однородных членов предложений. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с однородными членами.

Знать особенности однородных членов предложения; уметь опознавать однородные члены, выраженные различными частями речи, ряды однородных членов, правильно ставить знаки препинания, при чтении соблюдать перечислительную интонацию с однородными членами, составлять схемы предложений, различать простые предложения с однородными членами и предложения

Выборочное письмо с составлением схем.

30.01

59.

1

Однородные члены, связанные с сочинительными союзами.

Урок усвоения нового материала.

Однородные члены, связанные с сочинительными союзами и пунктуация при них.

Уметь правильно ставить знаки препинания при однородных членах, связанных сочинительными союзами, составлять схемы предложения, определять оттенки.

Комментирован-ное письмо, составление схем. Конструирование предложений по схемам.

1.02

60.

1

Однородные члены, связанные с сочинительными союзами.

Урок закрепления материала.

Однородные члены, связанные сочинительными союзами и пунктуация при них

Уметь пользоваться предложениями с однородными членами в речи, различать простые предложения с однородными членами и ССП, применять правила пунктуации

Составление предложений с данными рядами однородных членов. Графический диктант.

4.02

61.

1.

Обобщающие слова при однородных членах предложения.

Урок усвоения нового материала

Обобщающие слова в предложениях с однородными членами. Знаки препинания при них.

Знать, что такое обобщающие слова; уметь находить обобщающие слова при однородных членах, определять их место по отношению к однородным членам, правильно ставить знаки препинания при обобщающих словах, составлять схемы предложений с обобщающими словами при однородных членах, употреблять обобщающие слова в текстах разных стилей.

Составить схемы, вставить в предложение обобщающие слова.

6.02

62

1

Обобщающие слова при однородных членах предложения.

Урок закрепления изученного

Обобщающие слова в предложениях с однородными членами. Знаки препинания при них.

Уметь различать предложения с обобщающими словами при однородных членах и предложения с именным составным сказуемым, правильно расставлять знаки препинания, использовать предложения с обобщающими словами при однородных членах в текстах разных стилей.

. Составить связанное высказывание, включив в него изученные синтаксические конструкции.

8.02

63

1

Р/Р Разновидность рассуждения - сравнения.

Урок развития речи.

Сочинение - рассуждение. Композиция текста, языковые средства сцепление его частей, выражение сходства и различия сопоставляемых понятий

Уметь создавать текст- рассуждение на лингвистическую тему, текст-сравнение, сохранять композицию текста этого типа, подбирать языковые средства для сцепления его частей выражения сходства и различия сопоставляемых языковых явлений

Сочинение

11.02

64

1

Р/Р Однородные члены предложения как средство выразительности речи.

.

Урок развития речи

Однородные члены предложения как средство выразительности речи. Бессоюзие. Многосоюзие параллелизм

Уметь на примерах художественного текста выявлять функции однородных членах предложения как синтаксического средства выразительности речи, определять параллелизм предложений; находить данные средства выразительности в художественном тексте

Выборочный диктант, творческая работа: описание картины.

65

1

Однородные и неоднородные определения.

Урок усвоения нового материала

Однородные и неоднородные определения.

Знать однородные и неоднородные определения; уметь различать однородные и неоднородные определения на основе смыслового, интонационного, грамматического анализа предложений и правильно ставить знаки препинания.

Списывание с грамматическим заданием. Структурировать теоретический материал § (схема, план, конспект)

13.02

66.

1

Однородные и неоднородные определения.

Урок закрепления изученного материала

Однородные и неоднородные определения

Уметь различать однородные и неоднородные определения, употреблять слова в переносом и прямом значении в качестве однородных и неоднородных определений, правильно пунктуационно оформлять на письме

Предупредитель-ный диктант

15.02

67

1

Систематизация и обобщение изученного по теме «Однородные члены предложения».

Повторительно-обобщающий урок

Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах предложения. Особенности предложений с однородными членами

Уметь опознавать предложения с однородными членами, правильно ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами при обобщающих словах и без них, составлять схемы этих предложений, употреблять предложения с однородными членами в текстах разных стилей, читать их, соблюдая интонационные особенности.

Графический диктант. Взаимодиктант.

18.02

68

1

Контрольная работа.

Урок контроля

Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах предложения. Средства связи однородных членов предложения..

Уметь опознавать предложения с однородными членами, правильно ставить знаки препинания, составлять схемы предложений с однородными членами, анализировать текст: определять тему, основную мысль, количество микротем, стиль, тип речи, выделять характерные для стиля языковые средства и стилистические приемы, анализировать правописание отдельных слов и пунктуацию в предложении.

Комплексный анализ текста.

20.02

69.

1

Повторим орфографию. Орфограммы в суффиксах.

Урок повторительно-обобщающий

Правописание гласных О, И, Е после шипящих в суффиксах. -Н- и -НН- в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных, в суффиксах прилагательных

Уметь делать обобщающие сообщения о правописании суффиксов в разных частях речи, проводить собственные примеры, применять правила на письме, работать в группе

Устные сообщения на основе обобщающих таблиц

22.02

70.-71

2

Р/Р Рассуждение на литературную тему.

Уроки развития речи

Композиция сочинения-рассуждения. Рассуждение на основе литературного произведения

Уметь создавать текст-рассуждение, сохраняя его композиционные элементы, отбирать аргументы с целью обогащения речи, умело включать цитаты из художественного текста, обосновывать свое мнение.

Отбор материала к сочинению -рассуждению на литературную тему

25.02

27.02

72.

1

Понятие об обособлении второстепенных членов предложения.

Урок усвоения нового материала.

Понятие об обособлении второстепенных членов предложения

Иметь представление об обособлении; уметь выделять интонационно обособленные члены, проводить их синонимическую замену, правильно ставить знаки препинания при обособленных членах

Комментированное письмо.

29.02

73

1

Обособление согласованных определений.

Урок усвоения изученного

Обособление согласованных определений.

Знать общие условия обособления согласованных определений; уметь находить грамматические условия обособления определений, интонационно правильно произносить их и оформлять на письме.

Конструирова

ние предложений.

3.03

74

1

Обособление согласованных определений.

Урок закрепления нового материала.

Обособление согласованных определений.

Уметь выявлять обособленные определения, интонационно правильно читать предложения с обособлениями и правильно пунктуационно оформлять на письме.

Объяснительный диктант, Составить план устного сообщения «Условия обособления согласованных и несогласованных определений»

5.03

75

1

Обособление несогласованных определений.

Урок усвоения нового материала.

Несогласованные определения и их обособление

Знать условия обособления несогласованных определений, интонационно правильно произносить предложения с обособленными определениями, при пунктуационном оформлении письменного текста правильно ставить знаки препинания, использовать обособленные определения в текстах разных стилей и типов

Выразительное чтение примеров. Оценка случаев обособления и необособления определений

7.08

76-77

2

Р/Р Изложение с грамматическим заданием.

Заглавие как средство связи предложений в тексте.

Урок развития речи

Изложение с грамматическим заданием. Заглавие как средство связи предложений в тексте.

Знать роль заглавия как средства связи в тексте, роль композиционного стыка; уметь художественно, эмоционально, выразительно передавать содержание услышанного текста, самостоятельно подбирать заголовок, использовать заглавие и родовидовые слова как средства связи микротекстов, предложений в тексте обособленные определения, соблюдать при пересказе нормы русского языка

Изложение с грамматическим заданием

10.03

12.03

78.

1

Обособление определений с обстоятельственным оттенком.

Урок закрепления изученного

Обособление определений с обстоятельственным оттенком.

Уметь выявлять грамматические условия обособления определений с обстоятельственным оттенком, интонационно правильно читать предложения, понимать и определять изобразительно -выразительные функции обособленных определений в речи

Сформулировать вывод об общих правилах обособления согласованных и несогласованных определений. Диктант «Проверяю себя»

14.03

79.

1

Обособленные приложения.

Урок закрепления изученного

Обособление предложений.

Знать условия обособления приложений; уметь обособлять приложения, графически объяснять условия обособления приложений, выразительно читать предложения с обособлением, правильно ставить знаки препинания при выделении обособленных приложений.

Цифровой диктант, выборочный диктант

17.03

80.

1

Обособленные приложения.

Урок закрепления изученного

Обособление приложений

Обособленные приложения в официально-деловом стиле: расписка, доверенность, автобиография.

Уметь опознавать приложения в тексте, правильно ставить знаки препинания, интонационно правильно произносить предложения с обособленными приложениями, использовать их в разных стилях речи.

На основе опорных словосочетаний составить предложения с обособленными и необособленными приложениями. Взаимодиктант.

19.03

81.

1

Обособление дополнений.

Урок усвоения нового материала

Обособление дополнений

Знать условия обособления дополнений; уметь узнавать опознавательные признаки уточняющих дополнений (производные предлоги), производить синонимичную замену предлогов при обособленных дополнениях, выразительно читать предложения с обособленными дополнениями, пунктуационно правильно оформлять

Распределительный диктант.

21.03

82

1

Обособление обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом и одиночным деепричастным.

Урок усвоения нового материала

Обособление обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами и одиночными деепричастными

Знать условия обособления обстоятельств, выраженных одиночными деепричастными оборотами; уметь находить деепричастный оборот, определять его границы, правильно ставить знаки препинания при обособлении обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями, деепричастными оборотами, использовать в речи, уметь заменять конструкциями

Объяснительный диктант

2.04

83

1

Обособление обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом и одиночным деепричастием.

Урок закрепления изученного

Обособление обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом и одиночным деепричастием

Уметь определять границы деепричастного оборота, ставить знаки препинания при обособлении, конструировать предложения с причастным оборотам, исправлять ошибки в предложениях, интонационно правильно произносить их, опознавать обособленные обстоятельства как изобразительно-выразительные средства в художественной речи.

Придумать и записать предложения, используя в них одиночные деепричастия, фразеологические обороты.

4.04

84

1

Отсутствие и наличие запятой перед союзом КАК.

Повторительно-обобщающий

урок

Отсутствие и наличие запятой перед союзом КАК. Сравнительный оборот

Уметь опознавать синтаксические конструкции с КАК, правильно ставить знаки препинания в предложениях со сравнительным оборотом и синтаксическими конструкциями с КАК, использовать сравнительный оборот в текстах разных стилей и типов речи.

Синтаксический и пунктуационный разбор предложений

7.04

85.

1

Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами.

Урок усвоения нового материала

Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами.

Знать условия обособления обстоятельств, выраженных существительными с предлогами; уметь интонационно правильно произносить предложения с обстоятельствами уступки и причины, выраженными существительными с предлогами, правильно расставлять знаки препинания при них.

Творческий диктант

9.04

86-87

2

Р/Р Киносценарий как одна из композиционных форм сочинения.

Урок развития речи

Киносценарий как одна из форм сочинения

Знать особенности композиции сочинения в виде киносценария, киноведческие термины; уметь анализировать творческие работы и создавать свои, писать сочинения в форме киносценария, правильно оформляя диалоги, используя речь литературных персонажей как одно из средств характеристики.

Составление фрагментов киносценария на основе 5 главы повести. А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

11.04

88

1

Обособление уточняющих членов предложения.

Урок усвоения нового материала

Обособление уточняющих членов предложения

Знать, что такое уточняющие, уточняемые члены предложения, условия их обособления; уметь отличать уточняющие члены предложения от обособленных оборотов, опознавать уточняющие члены предложения от обособленных оборотов, опознавать уточняющие члены на основе семантико-интонационного анализа высказывания, выделять на письме запятыми

Выразительное чтение предложений. Составление предложений. Синтаксический разбор.

14.04

89.

1

Уточняющие, поясняющие присоединительные члены предложения.

Урок закрепления изученного

Уточняющие, поясняющие, присоединительные члены предложения, их смысловая и интонационная особенность.

Уметь производить смысловой анализ предложений с уточняющими, поясняющими, присоединительными членами предложения, соблюдать интонацию уточнения, пунктуационно оформлять на письме

Диктант. «Проверяю себя»

16.04

90.

1

Повторим орфографию.

Урок усвоения нового материала

Слитное, раздельное, дефисное написание разных частей речи

Уметь правильно определять условия выбора орфограммы, опознавать части речи орфограммой, объяснять написание разных частей речи (слитное, раздельное, дефисное), группировать слова по видам орфограмм

Сформулировать правило на основе примеров (упр.406,408,411). Осложненное списывание

18.04

91.

1

Систематизация и обобщение изученного по теме «Обособленные члены предложения»

Урок усвоения нового материала

Обособление второстепенных членов предложения. Постановка знаков препинания при обособлении. Наблюдения при употреблении предложений с обособленными членами в устной и письменной речи

Уметь определять и выделять на письме обособленные второстепенные члены, определять сходство и различия между обособленными согласованными определениями, создавать тексты с включением различных случаев обособления, обосновывать синтаксические нормы построения предложений с обособленными членами и выразительно их читать

Предупредитель

ный диктант. Редактирование текста

21.04

92

1

Контрольная работа по теме «Обособленные члены предложения»

Урок контроля

Обособленные члены предложения. Знаки препинания при них

Уметь воспроизводить аудируемый текст на письме под диктовку, соблюдать орфографические и пунктуационные нормы.

Диктант

23.04

93.

1

Предложения с вводными, вставными словами и конструкциями.

Урок усвоения изученного

Предложения с вводными, вставными словами и конструкциями

Знать группы вводных конструкций по значению, понимать роль вводных слов как средства выражения субъективной оценки высказывания; уметь выражать определенные отношения к высказываемому с помощью вводных слов, правильно ставить знаки препинания при вводных словах, различать вводные слова и члены предложения

Заполнить таблицу «Значения вводных слов» своими примерами.

25.04

94.

1

Предложения с вводными, вставными словами и конструкциями.

Урок закрепления изученного

Предложения с вводными, вставными словами и конструкциями. Знаки препинания.

Уметь употреблять в речи вводные слова с учетом речевой ситуации, правильно расставлять знаки препинания при вводных словах, словосочетаниях и предложениях, соблюдать правильную интонацию при чтении, использовать вводные слова как средство связи предложений и смысловых частей текста, производить синонимичную замену вводных слов

Взаимодиктант

28.04

95

1

Вводные предложения. Знаки препинания при них

Урок закрепления изученного

Вводные предложения. Знаки препинания при них. Вставные конструкции. Особенности употребления вставных конструкций

Уметь употреблять в речи вводные слова с учетом речевой ситуации, правильно расставлять знаки препинания при вводных словах, словосочетаниях и предложениях, соблюдать правильную интонацию при чтении, использовать вводные слова как средство связи предложений и смысловых частей текста, приводить синонимичную замену вводных слов

Составление связанных тестов на заданные темы с включением вводных слов, предложений, определяющих отношения между отдельными мыслями и отдельными частями

2.05

96.

1

Обращение, его функции и способы выражения.

Урок закрепления изученного

Обращение, его функции и способы, выражения. Выделительные знаки препинания при обращении

Знать синтаксическую сущность обращения, возможные позиции обращения в предложениях; уметь расставлять знаки препинания при обращениях, пользоваться различными видами обращений в собственных устных и письменных высказываниях, характеризовать синтаксические, интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращениями

Предупредитель

ный диктант

7.05

97.

1

Обращение, его функции и способы выражения.

Урок закрепления изученного

Обращение, его функции и способы выражения. Выделительные знаки препинания при обращении. Наблюдение за употреблением обращения в разговорной речи, языке художественной литературы и официально-деловом стиле

Уметь интонационно правильно произносить предложения с обращением, употреблять формы обращения в разных речевых ситуациях, различать обращения и подлежащие двусоставного предложения

Упр.443. Объяснить постановку знаков препинания в предложениях с обращениями.

12.05

98.

1

Р/Р Обращение как средство связи предложений в тексте. Публичное выступление.

Урок развития речи

Обращение как средство связи предложений в тексте. Публичное выступление на общественно значимую тему

Знать требования к устному выступлению, понимать значение понятий «публичный», «публицистический», уметь использовать характерные для публицистического стиля средства языка, обращения, риторические обращения и вопросы, самостоятельно отбирать, обрабатывать и структурировать информацию, исследовать и анализировать важные современные проблемы общества.

Подготовка рабочего материала (выбор темы, определение аудитории, цели своего выступления)

14.05

99-100

2

Р/Р Психологический портрет. Сочинение-описание.

Урок развития речи

Психологический портрет.

Уметь находить характерные особенности, главные во внешности конкретной личности и передавать это описание словами, составлять письменные высказывания - описание внешности человека с учетом его психологического состояния.

Сочинение -психологический портрет на основе репродукции

16.05

19.05

101

1

Систематизация и обобщение изученного.

Повторительно-обобщающий урок

Главные и второстепенные члены предложения. Односоставные предложения. Осложненное простое предложение. Знаки препинания в простом предложении.

Уметь выделять грамматическую основу предложения, различать односоставные и двусоставные предложения, выбирать из синонимического ряда тот способ выражения членов предложения, который подходит по смыслу и цели высказывания; целесообразно использовать различные виды предложений в соответствии с содержанием и условиями высказываний; различать неполные и односоставные предложения, правильно строить предложения с однородными и обособленными членами, использовать в речи обращения, вводные слова, словосочетания и предложения с учетом содержания, стиля высказываний; соблюдать синтаксические и пунктуационные нормы.

Взаимодиктант

21.05

102

1

Контрольная работа.

Урок контроля

Главные и второстепенные члены предложения. Односоставные предложения. Осложненное простое предложение. Знаки препинания в простом предложении.

Уметь выделять грамматическую основу предложения, различать односоставные и двусоставные предложения, выбирать из синонимического ряда тот способ выражения членов предложения, который подходит по смыслу и цели высказывания; целесообразно использовать различные виды предложений в соответствии с содержанием и условиями высказываний; различать неполные и односоставные предложения, правильно строить предложения с однородными и обособленными членами, использовать в речи обращения, вводные слова, словосочетания и предложения с учетом содержания, стиля высказываний; соблюдать синтаксические и пунктуационные нормы.

Тест.

23.05

32

© 2010-2022