Разработка урока по теме В. П. Астафьев Васюткино озеро, 5 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературы в 5 классе.

В.П.Астафьев «Васюткино озеро». Человек и природа в рассказе.

Цель урока:

Обучение анализу прозаического текста, развитие навыков устного и письменного рисования и комментированного чтения, формирование навыка работы с интерактивной доской

Основное содержание темы, термины, понятия - пейзаж, комментирование, анализ, автобиографическая проза.

Планируемый результат.

личностные

регулятивные

познавательные

коммуникативные

Бережно относится к природе, понимает, что такое твердость духа.

Контролирует процесс и результаты своей деятельности

Делает вывод по прочитанному, умеет работать с текстом и дополнительной литературой.

Вступает в учебный диалог с учителем и одноклассниками

Оценивание содержания рассказа Астафьева

Умеет действовать по плану

Анализировать эпизод

Сотрудничает в группе, умеет высказывать свое мнение о прочитанном

Умение прогнозировать результат.

Умение структурировать знания по теме.

Развитие речи и творческих способностей учащихся

Умение оценивать собственную деятельность и деятельность партнера

Осознанное построение речевого высказывания в устной речи

Умение ставить вопрос

Умение точно выражать свои мысли

Ход урока.

I.Организационный момент


Эпиграф.


II. Актуализация знаний.

Тест по содержанию рассказа.



Взаимопроверка.

III. Этап усвоения новых знаний.

Работа в группах.

Устный ответ с подтверждением его текстом.

Устный ответ.

Инсценирование.

Работа с рисунками ребят.

Словарная работа.


Выразительное чтение эпизода.

Беседа.

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.


Сочинение-миниатюра.

IV.Итог.

V. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

-Здравствуйте.

-Сегодня мы с вами продолжим работу по рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро». Попытаемся выяснить значение природы в жизни человека, а также то, каким должно быть отношение человека к природе.

-Человек и природа, природа и человек - это тема многих произведений Астафьева. Обратите внимание на слова автора рассказа, которые являются эпиграфом сегодняшнего урока.

«Землю свою люблю и не устаю удивляться

красоте ее, неистощимому терпению и доброте…»

В.П.Астафьев.

-Прочитайте этот эпиграф и подумайте над ним. Имеет ли он отношение к теме урока? Подумали? Но сейчас я попрошу вас ничего не говорить, вы сделаете это в конце урока. Это будет своеобразный итог, который вы сделаете, изучив тему.

-Перед тем, как начать работу по теме нашего урока, давайте вспомним основные события рассказа, а для этого проведем небольшой тест. Я буду говорить номер, затем читать высказывание, а вы, если оно правильное, поставите +, а если нет, то -. Затем поменяетесь листочками с соседом и карандашом будете исправлять неверные ответы. Оценки выставите сами.

Вопросы.

  1. Озеро, найденное мальчиком, назвали Ивашкиным озером?

  2. Река, на которой вели промысел отец и др. рыбаки, называется Енисей?

  3. Васютка ходил в лес, для того,ч тобы собирать грибы для рыбаков?

  4. Васютка заблудился, побежав за вороной?

  5. Васютка провел на природе 2 ночи?

  6. В тайге Васютка нашел озеро?

  7. Выйдя из леса, Васютка увидел пароход, который его подобрал?

  8. Увидев после возвращения отца, Васютка а)испугался и подумал, что его будут ругать; б) начал оправдываться; в) вскочил с топчана, заливаясь счастливым смехом, и закричал : «Вот он я!»

  9. Васютка привел отца и его бригаду к лесному озеру.

- Поменяйтесь листочками, я буду читать, мы вместе решим верно ли высказывание, а затем вы исправите в случае ошибки.

- Ребята, дома вам были даны задания по группам. Давайте послушаем первую группу, которой было дано следующее задание:

1) «Встреча Васютки с миром живой природы (птицы, рыбы). Как и почему относится васютка к окружающей его фауне?»

-Группа сначала даст устный ответ, а затем подтвердит его текстом.

-А теперь задание следующей группы:

«Поведение Васютки в лесу»

-Ребята также жолжны подтвердить свои ответы текстом. А также группа должна была подготовить приметы, советы, которые Васютка вспоминает.

- А теперь у нас будет небольшое исценирование.

Третья группа должна была инсценировать «Встречу Васютки с пнем». Вы все внимательно посмотрите, а потом найдете этот отрывок в тексте.

-А сейчас обратите внимание на доску, где вы видите иллюстрации наших художников из класса. Посмотрите, что на них изображено, зачитайте эти эпизоды в тексте.

-Ребята, посмотрите на доску, где вы видите, репродукции картин, на которых изображена природа, также вы посмотрели иллюстрации ребят. Вы наверняка знаете, что такие картины называются пейзажем. Но также пейзажем называется и описание природы писателем. В реалистической литературе пейзаж изображает реальную обстановку, в которой разворачивается действие. Им подчеркивается или оттеняется душевное состояние персонажей, характер происходящих событий.

- А теперь мы поработаем над пейзажем на стр.___ «Тайга… Тайга». Давайте выразительно зачитаем этот эпизод, а затем поговорим.

Вопросы:

-Почему тайга показалась мальчику «молчаливой, равнодушной2?

-Как автор усиливает мрачность? (слова из текста)

-С чем автор сравнивает тайгу? Какие слова использует? Для чего, с какой целью он это делает?

-скажите, можете ли вы почувствовать состояние мальчика, читая описание тайги, которую видит васютка в данный момент?

Сочинение-миниатюра

«Как и почему человек должен относиться к природе?»

-Давайте послушаем нескольких ребят.

- Скажите, ребята, почему все же природа не подвела мальчика? Дала пищу, тепло, помогла выйти к людям?

-А не объяснит ли нам это наш сегодняшний эпиграф? Зачитайте его еще раз и ответьте.

- Скажите, какие проблемы поднимает автор в своем рассказе? А стоят ли эти проблемы сегодня?

1) Письменно ответить на вопрос «Как вы понимаете смысл названия рассказа «Васюткино озеро»?

2) Прочитать рассказы Астафьева на выбор. Пересказ.

-Послушайте оценки.

-До свидания.


© 2010-2022