Деепричастие. Систематизация и обобщение изученного

Открытый урок на тему: «Деепричастие. Систематизация и обобщение изученного». Цели урока: 1). Обобщить теоретические знания, закрепить практические навыки учащихся, полученные при изучении темы «Деепричастие» 2). Развивать познавательный интерес к урокам русского языка, умение анализировать, классифицировать, обобщать;   3). Воспитывать у учащихся любовь и уважение к русскому языку.        -- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Поприветствуйте их. Они хотят посмотрет...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Районное методическое объединение учителей русского языка и литературы







Районный семинар: «Проблемно-поисковые методы обучения на уроке».











Открытый урок на тему:

«Деепричастие. Систематизация и обобщение изученного».













Марзоева Анна Николаевна

МКОУ СОШ №6 г. Беслана













г. Беслан, 2012 год.

Тема. Деепричастие. Систематизация и обобщение изученного.

Цели урока: 1). Обобщить теоретические знания, закрепить практические навыки учащихся, полученные при изучении темы «Деепричастие»

2). Развивать познавательный интерес к урокам русского языка, умение анализировать, классифицировать, обобщать;

3). Воспитывать у учащихся любовь и уважение к русскому языку.


Ход урока.

  1. Организационный момент.

-- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Поприветствуйте их. Они хотят посмотреть, чему вы научились на уроках русского языка, как вы умеете работать, как умеете общаться друг с другом. Удачи вам, новых знаний!

Деепричастие. Систематизация и обобщение изученного.


  1. Основная часть.

  1. Синтаксическая пятиминутка.

Задание: Составить предложение, выполнив предварительно ряд действий.

Из предложения Дымов был любителем приключений возьмите подлежащее.

Добавьте обстоятельство времени, выраженное наречием, из предложения Фестиваль юных талантов проводится ежегодно.

Возьмите глагол в начальной форме из предложения Он любил ездить по свету, употребив его в форме 3-го лица ед. ч. пр. вр;

Из предложений: Целый день я скитаюсь по пустым полям - выпишите предлог;

Различные и очень интересные насекомые копошились вокруг - возьмите два прилагательных, употребив их в форме мн. ч. д.п.

Добавьте дополнение, выраженное существительным в форме мн. ч. д.п. из предложения Каким-то частям его души не хватало чего-то высокого, светлого.

Из предложения Африка - одно из любопытнейших мест планеты возьмите подлежащее, употребив его в форме р.п. ед. ч.

Выпишите обстоятельство образа действия, выраженное существительным с предлогом с из предложения Алексей с завидным терпением ухаживал за щенками.

Из предложения Он с трудом продвигался вперед, изучая все новые и новые места, - возьмите деепричастие.

Из предложения Ее жизни ничего не угрожало выпишите личное местоимение.

Вопросы для беседы

  • Какое предложение у вас получилось? (Дымов ежегодно ездил по различным интересным частям Африки, с терпением изучая ее.) Заранее на доске!

Деепричастие. Систематизация и обобщение изученного.

  • Чем осложнено это простое предложение?

  • Какие знаки препинания вы поставите? Объясните их постановку.

  • Устно произведите морфологический разбор деепричастия.

  • Теперь из первых букв каждого слова составьте новое слово. (Деепричастие.)

Деепричастие. Систематизация и обобщение изученного.

  1. Слово учителя.

-- Итак, вы наверное, поняли, что говорить мы сегодня будем о деепричастии. Запишите тему урока. Но это еще не всё, нам сегодня нужно будет определит: деепричастие - самостоятельная ли часть речи, особая ли форма глагола или особая форма наречия. Так же мы поговорим о роли деепричастия в речи. Не смотря на то, что мы рассматривали с вами деепричастие как часть речи, однозначного ответа на этот вопрос до сих пор нет. Ученые склонялись к разным точкам зрения (Пример: можно показать учебник русского языка за 1999, где рассматривается как особая форма глагола, и 2004 - уже как самостоятельная часть речи). Вашим домашним заданием было найти историю возникновения термина и рассмотреть разные точки зрения на проблему занимаемого места деепричастия среди других частей речи.

Деепричастие. Систематизация и обобщение изученного.

(Ответы учащихся).

-- Термин был введен в грамматику М. Смотрицким в начале 17 века. Образовано слово путем сращения частицы дъе (от «дъяти» - делать) и существительного «причастие». Объяснить его можно, как причастность к действию. До 17 века деепричастия не было, а была форма действительного причастия настоящего времени. Теперь формы нет,, вот её место и заняли деепричастия.

-- Существует несколько основных точек зрения на проблему грамматического статуса деепричастия. Они сводятся к следующему:

1). Деепричастие включается в систему форм глагола на правах особой формы(Щерба). По его мнению, деепричастия сходны с личными формами глагола. То что эти формы не имеют ни личных, ни числовых примет, не может иметь никакого значения, т.к. лицо, число, а иногда и род обозначены всегда глаголом, к которому они примыкают…

2). Деепричастия - это смешанные, гибридные части речи(Пешковский, Виноградов). По их мнению, деепричастие - гибридная наречно-глагольная категория. На схеме частей речи Виноградов указывает их строго посередине между формирующими их классами слов. Эти формы не являются, по мнению ученого, самостоятельными частями речи, а есть обособленные категории.

3). Деепричастие - отдельная часть речи. (Овсянико-Куликовский, Богородицкий, Шахматов, Милославский). Они считают, что деепричастия - полнозначные слова, но с меньшей степенью самостоятельности. К глагольным формам их относить нельзя, т.к. они неизменяемые части речи, к наречиям их нельзя относить, т.к. они обладают общей категорией - видом. Значит это самостоятельная часть речи.

4). Деепричастия входят в разряд наречий. Таково мнение Греча, Потебни, Аксакова, Ушакова. Они считали деепричастия наречиями, имеющими общее с глаголом основы. При этом не учитывались грамматические особенности деепричастий.

3). Слово учителя.

-- Сегодня нам нужно будет подробнее разобрать деепричастие, подтвердить или опровергнуть точки зрения учены, придти к одному, на наш взгляд, правильному мнению. Давайте прослушаем сказку «Отцы и дети»

Все дети в той или иной мере повторяют своих родителей. Деепричастие не исключение. Самая близкая его родня - Глагол и Наречие. От Глагола Деепричастие унаследовало основу. Как и Глагол, Деепричастие управляет падежом существительного, имеет ряд общих с ним грамматических категорий (вид и возвратность), а также сходный с глагольным вопрос (что делая? что сделав?).
С Наречием Деепричастие роднит его способность оставаться неизменяемым, что бы ни происходило вокруг. Кроме того, Деепричастие откликается на вопросы Наречия (как? каким образом?), а в предложении является, как и Наречие, обстоятельством и обозначает цель, причину, место, время, образ действия.
Но все дети, вырастая, стремятся к самостоятельности. Вот и Деепричастие туда же.
- Я вполне самостоятельная часть речи! Требую соответствующего отношения и места в системе знаменательных частей речи! - громогласно заявляет Деепричастие, шокируя общественность.
- Что ты, что ты! Ты всего лишь одна из моих форм наряду с Причастием! - настаивает Глагол. - Наречие, ну скажи же хоть что-нибудь!
Но Наречие молчит. Оно не вмешивается в дела языковые, оно всегда неизменно и постоянно. И свою неизменяемость оно ценит превыше всего...
Извечный спор отцов и детей. Вечная проблема самостоятельности и независимости...

  • На чьей стороне мы в этом споре?

3). Давайте выберем общие черты деепричастия.

Деепричастие - самостоятельная часть речи или форма глагола?
Сравним глагол и деепричастие:

Деепричастие. Систематизация и обобщение изученного. Деепричастие. Систематизация и обобщение изученного.



Деепричастие. Систематизация и обобщение изученного.

-- Ребята, давайте сделаем вывод. Как вам кажется, какая точка зрения ближе к истине и почему?

Деепричастие. Систематизация и обобщение изученного.



  1. Закрепление изученного.

4). Задание «Узнай меня». Из данных на доске слов ребята выписывают только деепричастия.

Деепричастие. Систематизация и обобщение изученного.

5). У деепричастия есть свои опознавательные приметы - это опознавательные морфемы. Найдите эти морфемы в выписанных словах. Дополните таблицу.

Деепричастие. Систематизация и обобщение изученного.

-- Итак, мы с вами определились с местом деепричастия среди других частей речи. Давайте теперь ответим на второй вопрос, поставленный в начале урока. Нужны ли на деепричастия? Мне кажется, убедительно, красиво ответил на этот вопрос английский поэт Р. Саути своим необычным стихотворением «Лодорский водопад».

Деепричастие. Систематизация и обобщение изученного.

Это стихотворение любопытно не только обилием деепричастий, но и количеством слогов в строке, расположением слов в строке.

Деепричастие. Систематизация и обобщение изученного.

Учитель: Перед вами стихотворение. Как поэт передаёт дополнительные действия падающей воды?

Учащиеся: Обилием деепричастий.

Учитель: Благодаря чему мы слышим шум воды?

Учащиеся: Много свистящих, шипящих согласных.

Учитель: В чём необычность расположения слов в тексте, строк?

Учащиеся: Внешний вид напоминает срывающийся с высоты и всё более нарастающий поток воды.

Учитель: Таким образом, для чего деепричастия нужны в речи? Правильно, для того, чтобы сделать ее более красочно и выразительной.

6). Выпишите 5 деепричастий и определите их вид.

7). Компьютерное тестирование для закрепления. Если мы будем ошибаться, то компьютер обязательно нам укажет на ошибку.

Деепричастие. Систематизация и обобщение изученного. Деепричастие. Систематизация и обобщение изученного.

Деепричастие. Систематизация и обобщение изученного. Деепричастие. Систематизация и обобщение изученного.

Деепричастие. Систематизация и обобщение изученного. Деепричастие. Систематизация и обобщение изученного.

Деепричастие. Систематизация и обобщение изученного. Деепричастие. Систематизация и обобщение изученного.

(Ответы: 1- а,б,е; 2 - б; 3- а; 4 - в1,а2, б3; 5-1,2,3; 6- в)

(Если останется время, то дать работу по тексту)


  1. Подведение итогов

? Что мы сегодня изучали?

? Что нового узнали?


  1. Домашнее задание.

Написать сочинение-рассуждение на тему: «Деепричастие - это самостоятельная часть речи или ….»

Деепричастие. Систематизация и обобщение изученного.

10


© 2010-2022