Урок Малые жанры фольклора

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок-игра «Малые жанры устного народного творчества».

Оборудование: проигрыватель, пластинка с песнями М.Мордасовой, цветные карточки, раздаточный материал, бублики. В кабинете столы стоят, разделенные на 3-4 команды (в зависимости от количества детей в классе, предпочтительно, чтобы команда была из 6-7 человек, не больше)

На доске записан эпиграф: «Народ, забывший свою историю, умрет. Помни о своем народе и своей истории»

Ход урока.

Звучит русская народная музыка, ребята, заходя в кабинет, на входе берут цветные карточки и садятся за стол, обозначенный определенным цветом.

Учитель: Дорогие ребята, сегодня у нас будет не совсем обычный урок. Я предлагаю вам на время забыть о том, что вы мальчишки и девчонки школы №144, а представить себя молодыми крестьянскими парнями и девчонками, живущими в 19 веке. И мы сейчас с вами находимся не в нашем кабинете, а в просторной светелке деревенского дома, благо наш кабинет нам это позволяет. А собрались мы, чтобы друг на друга посмотреть, себя показать, друга подругу выбрать, загадки загадывать, скороговорки говорить, да песни петь, т.е. собрались мы с вами на деревенские посиделки, которые и помогут нам вспомнить жанры устного народного творчества.

Прошу вас обратить внимание на выражение, записанное на доске. Как вы его понимаете? Почему так важно помнить историю своего народа?

Звучат ответы учеников.

Учитель: Вы все правы, и вот для того, чтобы вы не превратились в «Иванов, не помнящих родства» мы и будем говорить о русском народном творчестве, которое является неотъемлемой частью русской истории.

Для того, чтобы наша работа кипела веселей, мы выберем Совет Мудрейших, в совет которого войдут представители от всех команд. Они должны будут помочь мне оценить ответы ребят и решить, чья команда окажется смекалистей и задорней. За каждый правильный ответ команда получает бублик. А чтобы вам было легче выбрать представителя, предлагаю воспользоваться одним из жанров УНТ - считалкой (могут воспользоваться своей, а можно предложить( вариант. 1).

Ребята выбирают Мудрейших. Совет Мудрейших занимает место за отдельным столом.

Учитель: Ну что, все готовы? Закрыли глаза, мысленно представили себя в 19 веке, расправили плечи, поправили прически. Начинаем.

На завалинке в светелке иль на бревнышках каких

Собирались посиделки пожилых и молодых.

При лучине ли сидели, иль под светлый небосвод -

Говорили, песни пели да водили хоровод.

А играли как! В горелки, ах горелки, хороши.

Словом, эти посиделки были праздником души.

Наш досуг порою мелок, и чего там говорить,

Скучно жить без посиделок, их бы надо возродить

Если вы в своей тарелке, и пришли к нам не на час,

Предлагаем посиделки провести вот здесь, сейчас.

А как вы думаете, в какие месяцы года обычно начинались посиделки и почему?

Ответы учеников.(Осень, зима. Урожай уже собран, и можно было отдохнуть).

.Учитель: Действительно, в середине ноября на селе по народному поверью отмечался день Демьяна и Кузьмы, братьев-кузнецов. После Кузьмы снег выпадал на стылую землю, заметая следы дел человеческих, а в избах запасались работой на долгие зимние вечера. Как вы думаете, а чем могли заниматься девушки и парни, собираясь в уютной светелке?

Ответы учеников.

Учитель: Вы правы, девушки пряли, используя веретено и прялку (показать). Веретено деревянное, тонкое, изящное, у каждой девушки свое, чужим пользоваться нельзя. Для девушки его делал или отец, или возлюбленный. А смастерить его не так легко, недаром в пословице говорится: «Как стал Ваня веретенце мастерить, все сени перестрогал». Как вы понимаете смысл этой пословицы?

Ответы учеников. Мудрейшие все отмечают.

Учитель: Молодые люди также сидели не сложа руки, а кто лапти плел, а кто конской сбруей занимался. Присматривались парни к девушкам, а девушки к парням. Смотрели не только на красу, но и на то, как кто работает. Если нитка у девушки тонкая, ровная, то и характер у нее покладистый, а если вся в узлах, рвется часто, то и девушка непокладиста.

Но сидеть молча было бы неинтересно, и начинался разговор.

Покатилась вечеринка, заглянула ночь во двор,

У зачина есть разминка, как бы нитка-паутинка,

Та, что вяжет разговор.

Как когда-то в век старинный, в те далекие года

Проводились викторины, те «что, где, когда».

Как тогда, друзья, для вас проведем ее сейчас.

А как вы думаете, какой жанр русского фольклора нам поможет в этом?

Ответы учеников.

Учитель: Конечно же, это загадки. А как вы понимаете это слово? Какой корень можно выделить в этом слове?

Ответы учеников.

Учитель: Загадка- это игра в узнавание, отгадывание, разоблачение того, что спрятано в слове. И это нужно не узнать, а догадаться, отгадать. Старинная русская загадка не описывает предмет, не сравнивает его с похожим, а предлагает вместо него другой предмет. Попробуем отгадать загадки.

Сижу верхом не знаю на ком, знакомого встречу, соскочу, привечу. (Шапка)

Не бык, а бодает, не ест, а хватает, что схватит - отдает, снова в угол отойдет. (Ухват)

Серый маленький Денис на веревочке повис. (Паук).

Утром ползает, в полдень недвижимо, а вечером летает. (Бабочка).

И т.д. (смотри дидактику 2).

А теперь команды могут загадать друг другу загадки.

Скажите, пожалуйста, а почему на некоторые загадки мы не можем дать ответ?

Ответы учеников.

Учитель: Действительно, многие предметы, орудия труда, вещи ушли из жизни, и мы не всегда можем провести аналогию.

Но посмотрите, на первый взгляд все очень сложно, но стоит нам только узнать ответ, как мы понимаем, как все просто. Обратите внимание на ухват, разве он не напоминает быка?

А о каком качестве русского народа мы можем говорить, разгадывая загадки?

Ответы учеников. (народ мудр, зорок, замечает неприметное и т.д.)

Учитель: Но русский народ мудр не только в составлении загадок. Нам достаточно будет посмотреть на народные названия месяцев года, чтобы убедиться в справедливости этих слов.

Каждой команде раздается листок-таблица с современными и народными названиями месяцев. Необходимо найти соответствие. (дидактика 3).

Ребятам дается 5-6 минут.

Затем сравниваем с доской.

Учитель: Кто сможет объяснить?

Ответы учеников.

Учитель: Загадки - это очень тяжелая работа для ума, а после тяжелой работы не мешало бы отдохнуть. Дадим такую возможность уму, а вот язык заставим поработать. А как вы считаете, какой жанр фольклора может заставить потрудиться наш язык?

Скороговорки.

Учитель: Конечно, скороговорки. А почему именно такое название этого жанра?

ответы

Учитель: Хочу вам сказать, что исследователи русского фольклора называют скороговорки «Молекулами поэзии». Как бы вы объяснили это?

А теперь давайте посоревнуемся в произношении скороговорок. Представители команд вытягивают 2-3 скороговорки. (дидактика 4). На подготовку дается полминуты.

Конкурс «Скороговорки».

Учитель: У кого-то из вас может возникнуть вопрос, для чего нужны скороговорки, какой от них толк. Попробуйте дать ответ на эти вопросы.

Ответы.

Учитель: В скороговорках, как вы заметили, нет абсурда, чепухи, они представляют картину знакомых реалий повседневного быта и при этом развивают речь.

Так проходит час за часом, работа за разговором спорится, но устают сидеть молодые без движения, хочется им немного размяться. И тут на помощь приходят частушки и забавы.

Частушек пелось очень много, они откликались на многие события личной жизни.

Для примера предлагаю послушать частушки в исполнении великой исполнительницы русских песен М.Мордасовой.

Звучат частушки

Учитель: А теперь предлагаю девочкам почувствовать себя исполнительницами и пропеть частушки Можно и под аккомпанемент. (дидактика 5).

Представительницы команд исполняют предложенные им частушки, можно и те, которые они знают.

Учитель: Ну а юноши не всегда были согласны петь, им бы силушкой померяться.

Проводится народная игра «Вытолкни из круга» (дидактика 6)

Учитель: Отдохнули, душеньку потешили, пора и дальше работой заняться. На посиделках велись и серьезные разговоры о житье-бытье, о погоде и урожае, родителях и родственниках, да еще и о приметах различных. Возможно, именно в эти минуты и рождался кладезь народной мудрости - пословицы.

Как вы понимаете высказывание «Кладезь народной мудрости». Что собой представляет кладезь?

Кладезь - вместилище. Пословица не просто изречение, это мнение народа, народная оценка жизни.

Учитель: Пословицы не спорят, не доказывают, они просто утверждают.

Я уверена, что вы знаете много пословиц, часто употребляете их в своей речи, поэтому задание для вас не будет трудным.

Я буду читать изречение, а ваша задача найти к нему пословицу. Кто ответит первым получит бублик.

Дидактика 7.

Учитель: А теперь задание посложнее. Представьте, что вы купили книгу, которую выпустил нерадивый наборщик, не знающий русских пословиц, он все перепутал. Ваша задача - вернуть пословицы на свои места.

Дидактика 8.

Учитель: А теперь еще одно задание, которым очень увлекалась молодежь на посиделках. Это рассказывание небылиц, потешек, перевертышей.

Как вы понимаете эти названия?

Ответы учеников.

Учитель: Ребята, я вам предлагаю разыграть небылицы в лицах. Проявите свой артистический талант.

Обыгрывние небылиц. (дидактика9.)

Учитель: Молодцы, я думаю, что в этом конкурсе нет проигравших и победителей, все справились отлично.

Подходит к концу наш урок, конечно, мы не смогли с вами рассмотреть все малые жанры фольклора. Нам не удалось поговорить о закличках, прибаутках, докучных сказках, поэтому я предлагаю вам познакомиться с ними самостоятельно и на следующем уроке представить нам примеры таких произведений.

А сейчас я хочу предоставить слово Совету Мудрейших для подведения итогов.

Подведение итогов. Награждение победителей. Победители получают по две пятерки.

Учитель: Заключительное слово


© 2010-2022