Урок

Интегрированный урок по литературе и психологии "Величие простых сердец" (По рассказу А.П.Платонова "Юшка") Урок может быть проведен как совместно с психологом школы, так и одним учителем литературы. Главной воспитательной целью урока является - показать детям ценность жизни человеческой; вызвать сочувствие герою рассказа; суметь увидеть собственные внутренние качества; научить умению различать добро и зло, милосердие и жестокость в разных их проявлениях.В ходе урока учитель развивает у учащихся...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Интегрированный урок по литературе и психологии в 7 классе


Тема: «Величие простых сердец»

( По рассказу А.П.Платонова «Юшка»).

(слайд №1)

Цели урока:

Обучающая:

- развивать навыки анализа литературного произведения; способствовать обогащению словаря учащихся путем лексической работы с незнакомыми словами;

  • Осмысление содержания рассказа Платонова «Юшка»;

  • Размышление о природе любви к ближнему, о добре и зле;

  • Выделять основные проблемы, поднятые автором в произведении.

Развивающая:

- развивать толерантность, эмпатию;

помочь ребятам обнаружить противоречие между видимой внешностью и сущностью героя;

развивать мыслительные процессы: выделять главное, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать воображение, используя задания творческого характера.

Воспитательная:

  • показать детям ценность жизни человеческой;

  • вызвать сочувствие к герою рассказа «Юшка»

  • на примере литературного образа суметь увидеть собственные внутренние качества, прочувствовать характер героя.

Коррекционная - корригировать эмоциональную сферу детей; научить умению различать Добро и Зло, милосердие и жестокость в разных их проявлениях.

Ход урока:

Эпиграф к уроку (слайд №2)

«Нет величия там, где нет простоты, добра и правды»

Л.Н. Толстой

  1. Орг. момент.

Учитель:

- Сегодня у нас необычный урок, потому что проведем мы его вместе со школьным психологом. На уроке мы с вами поразмышляем о милосердии, сострадании, любви и уважении ко всему живому, о добре и зле, попытаемся ответить на вопрос: в чем заключается величие простых сердец? В этом нам поможет рассказ А.П. Платонова «Юшка».


  1. Словарная работа.

Психолог:

- Прежде, чем рассуждать об этих жизненно важных нравственных качествах, давайте уточним их значение и обратимся к словарю психологических качеств.

слайд №3 (значение слов милосердие, сострадание и т.д)


- Посмотрите на слайд и скажите, что общего между этими словами, в их написании?

(Дети: одинаковые корни слов, похожие значения, Это нравственные качества человека, положительные характеристики человека).

Психолог:

- Никто в этом мире не рождается преступником, жестоким, бессердечным, эгоистом и т.д. Ребенок рождается с чистой душой, не различает национальностей. Постепенно, глядя на мир, реакции окружающих его людей, он теряет свою непосредственность, доверчивость, наивно добрый взгляд на мир. К подобному своему состоянию человек приходит постепенно, по мере получения им жизненного опыта и под влиянием обстоятельств, воспитания, воздействия окружающей среды.

Слайд № 4 «Портрет Платонова»


Учитель:

А.П.Платонов в большинстве произведений предстает перед нами как писатель, которого волнуют проблемы нравственной чистоты и морального уродства. Именно об этом идет речь в его рассказе «Юшка», где художник слова прикасается к самому острому и чувствительному нерву жизни - взаимоотношению человека с человеком.

Информация об авторе.

- Давайте вспомним, что нам известно о жизни и творчестве А.Платонова?

(Сообщение ученика)


  1. Беседа по вопросам.

Учитель:

- Какова на ваш взгляд проблема рассказа?

Дети: (взаимоотношения между людьми)

- А какова идея рассказа?

Дети: (Побеждай зло добром).

Слайд № 5. «Портрет Юшки»

Учитель:

Одна из несомненных удач Платонова - главный герой рассказа «Юшка».

- Какие чувства вызвал у вас герой рассказа Платонова Юшка?

(Д: жалость, сострадание, удивление, симпатия)

- Платонов-мастер деталей. Найдите в тексте описание внешности Юшки.

С. 1 (старый на вид человек…)

- Какая деталь помогает острее и глубже представить нам внешний облик персонажа. (На что обращает внимание автор? Почему особо выделяет глаза?)

(Д: у Юшки глаза наполнены влагой. Если глаза - зеркало души, то душа Юшки плачет. Разумом мы мыслим, а именно душой мы любим, сострадаем, ненавидим.) С. 1 Глаза у него были белые…

Слепец со зрячим сердцем, есть зрячие со слепыми сердцами.

С.2 Сердце-то у них было слепое…

- Какими чувствами переполнено сердце Юшки?

Слайд № 6. «Сердце Юшки - 1пустое»


- Как проявляются его чувства через речь?

(Д: часто повторяет слова «любовь» и «любить»)

С.1 Родные мои…; С.2 Меня, Даша, народ любит!

Слайд № 7«Сердце Юшки-2». С картинками.


Учитель:

Почему же люди потешаются, обижают его, жестоко мучают его? Чем отвечает он обидчикам? Почему на зло он не отвечает злом? Кто прав? Бывали в трудной жизни Юшки счастливые моменты? Чтобы ответить на этот вопрос, посмотрим, из скольких эпизодов состоит композиция рассказа.

(Д: «Юшка и дети»,

«Юшка и взрослые»,

«Юшка и труд»,

«Юшка и природа»,

«Юшка и девочка»).


  1. Работа в группах.

слайд № 8 «Задания группам»



Психолог:

Задания группам: опираясь на текст, рассказать об отношениях: (3-4 минуты)

  1. Дети и Юшка. (найти в тексте фрагменты, характеризующие чувства и состояния героев. Прочитать эпизод по ролям).

П: (для всего класса): Как себя ведут дети и Юшка в этом психологическом поединке? (Дети отвечают)

слайд № 9

«Психологический этюд чувств и состояний героев»

Дети

Юшка

Переставали играть, бежали, кричали

Ничего не отвечал и не обижался

Поднимали ветки и бросали

Шел тихо и не закрывал лицо

Снова окликали, бросали, трогали и толкали

Шел и молчал

Опять толкали и кидали комьями земли

Не трогал и не отвечал

Сильнее толкали…Кричали вокруг Юшки

Не пугает и не гонится

Делали слишком больно

Не поругает, не возьмет хворостину

Радовались

Радовался

Психолог:

Не злоба, не ненависть к Юшке движут детьми. Дети ждут нормальной, естественной реакции зла в ответ на зло. Зло для детей - проявление нормы и естества жизни человека. Более того, зло- источник радости и веселья. Им хочется, чтобы Юшка «отозвался им злом и развеселил их». Юшка верил, что дети любят его, потому что для Юшки, несомненна добрая природа человека и любовь как источник тяготения людей друг у другу.


  1. Учитель:

Отношение Юшки к работе.

- Найдите в тексте фразы, с помощью которых мы узнаем об отношении к труду Юшки. С.1 Он работал…; С.2 Он брел…

Дети: зачитывают.

Психолог:

Выберите из словаря психологических качеств те, которые характеризуют отношение Юшки к труду.

Дети: трудолюбие, стремление быть полезным людям, непритязательность, неприхотливость

Краткий комментарий учителя: обобщение ответов детей.


  1. Психолог:

Юшка и природа.

- Как Юшка чувствует себя наедине с природой? Найдите в тексте описание чувств и состояний Юшки.

Психолог:

Беседа по вопросам:

  • Как часто бывал Юшка наедине с природой?

Дети: раз в год, когда ходил к девочке - сироте и относил ей деньги на учебу


  • Как Юшка чувствует себя на природе?

Дети: Он видит и ценит красоту окружающего мира, любит все живое: цветы, деревья, птиц, радуется чистому воздуху, теплу. Он жалеет каждую мертвую бабочку, жука. Юшка «всматривался в их лица», - для него и бабочки имели лица. Юшка считал, что в божьем мире каждое существо, каждая тварь рождается, чтобы жить и радоваться жизни.

Комментарий психолог:

Акцент на единстве человека с природой. Юшка воплощает первоначальное единство с человека и природой, является частицей природы. Он как дерево или цветок, над которым человек может сколько угодно издеваться, а он никогда не ответит ударом на удар и всегда останется бессловесным.

- Что случится, если ударить топором по березе или сосне?

Дети: выступает смола, бежит сок.

- А что же у Юшки?

Дети: У него на глазах постоянная влага

Психолог:

- О чем заставляет задуматься автор, когда мы читаем этот эпизод?

Дети: надо любит все живое, беречь, как частицу самого себя

- Бывали в трудной жизни Юшки счастливые моменты?

Дети: Когда он был на природе.

- Почему?

Дети: герой чувствовал единство происхождения человека и природы, единый источник всего доброго родную природу, все живое.

Учитель:

  1. Взрослые и Юшка.

- Расскажите, опираясь на текст, как относились взрослые к Юшке.

С.1 Взрослые, пожилые люди…

Беседа по вопросам.

- Какие чувства вызывают у вас взрослые из рассказа Платонова «Юшка»? Почему?

Дети:

- Как сам Юшка объяснял отношение односельчан к себе? Найдите слова Юшки, процитируйте.

Дети: У них сердца слепые…

- Почему Юшка впервые в жизни «осерчал», а не разгневался на «веселого прохожего»?

Дети: слово «осерчал» больше соответствует его образу, он не мог быть другим. Он - очень добрый человек. Все время терпеть нельзя, ему нужно было осерчать.

Дети: Юшка осерчал потому, что прохожий, как и все остальные. Не хотел понять, что каждый человек, каждое существо «по надобности все равны», и каждый «всему свету нужен».

Учитель:

Прохожий - один из людей. Который потерял веру в бога, потерял человеческий облик.

- Почему человек, убивший Юшку, назван «веселый прохожий»?

Дети: видимо потому, что этот человек, как и дети, ждал, чтоб Юшка «отозвался им злом и развеселил их». Прав ли Юшка, когда говорит: «Мы все равны…»? Может ли кто-то распоряжаться чужой жизнью? (Да, Юшка прав. Все люди рождены для жизни, поэтому они равны. Никто не имеет права лишать другого жизни, так как она дана свыше.

- Хотел ли веселый прохожий смерти Юшки?

Дети: Нет, не хотел. В данный момент Юшка был единственным, на ком он мог сорвать свою злобу.

- Какая заповедь нарушается в этом эпизоде?

Дети: Не убий.

Психолог:

Ребята. А в своей жизни вы сталкивались с проявлениями жестокости и насилия по отношению к людям? Очень часто с экранов телевизоров и в реальной жизни мы встречаем похожие ситуации. Человек, попадающий в такие ситуации или являющийся свидетелем их, стоит перед нравственным выбором. ….

Краткий комментарий учителя:

Все понимали, что он лучше их, и этого они не могли ему простить.

- Когда же Господь открыл глаза людям? Почему только после смерти Юшка стал Ефимом Дмитриевичем?

Дети: Господь открыл глаза только после смерти Юшки. Люди впервые попросили у него, уже мертвого, прощения: «пришли проститься с ним все люди, старые и малые, весь народ, который знал Юшку, и потешался над ним, и мучал его при жизни».

Дети: Он стал Ефимом Дмитриевичем после смерти, потому что появилась его приемная дочь, которая продолжила его дело, дело добра.

Психолог:

ученые считают, что имя влияет на судьбу человека.

слайд № 10 «Значение имени»


Ефим - «благочестивый, благожелательный, священный».

Дмитрий - восходит к имени греческой богини плодородия Деметры. Благие зерна, взращенные на плодородной почве родительской любви, приносят щедрые плоды добра.

А почему Юшка? Какие ассоциации вызывает у вас это слово?

Дети:

У Платонова это - «кровь, животворящая жидкость, значительная потеря которой грозит организму смертью. Юшка - воплощенное добро, его утрата губительна для людей.

Учитель:

  1. Юшка и приемная дочь.

- Как мы узнаем о том, что у Юшки есть приемная дочь? Подтвердите цитатами из текста С.3 Снова…

Дети: экономит, откладывает весь год заработанные деньги, пьет чай без сахара, раз в году он уходит на месяц из села, после смерти она вернулась в его село и продолжила доброе дело.

- Что общего между Юшкой и его приемной дочерью?

Дети: сеять добро, бескорыстно помогать людям, нуждающимся в помощи, смысл жизни в одном - любить людей и все живое и помогать им.

Краткий комментарий учителя:

Народная мудрость гласит: «Добрые умирают, а дела их живут».

- Как вы понимаете смысл этой пословицы?

Дети:

Учитель:

Мы рассмотрели жизнь Юшки с разных сторон. Это помогло нам лучше узнать его, понять его мировоззрение.

Психолог


  1. Творческая работа в группах - проект «Сердце Юшки глазами детей»

Слайд №11 «Сердце Юшки»


Давайте пофантазируем.

Подумайте и скажите, как будет выглядеть сердце Юшки, каким бы его вы изобразили? Подберите ассоциации.

Дети: ответы детей

Учитель:

Давайте вернемся к эпиграфу, с которого мы начали урок.

слайд № 12 «Эпиграф»

- Как вы понимаете его?

Психолог: Перед вами на столах маленькие сердечки - частицы сердца Юшки. Напишите слова, которые характеризуют сердце Юшки, его чувства, сущность?

Дети пишут, прикрепляют сердечки на доску.

- Пусть Ваши маленькие сердечки с добрыми чувствами сольются в одно большое сердце, наполненное любовью и добром к людям.

- В чем заключается величие простого сердца Юшки? Почему его можно назвать великим?

Дети: оно вмещает в себя много качеств, украшающих человека.

Вывод сделает каждая группа.

Учитель:

Оно велико еще и потому, что вмещает в себя любовь ко всему живому, ко всей планете, к людям, окружающим его.

- Что вы взяли в свою душу и сердце из этого рассказа?

Учитель:

Какие нравственные заповеди оставил Платонов человечеству? Изменилось ли ваше отношение к людям после прочтения рассказа?

Дети: Конечно. Нужно всегда помнить о других и не причинять никому зла. Нужно быть добрым

Психолог:

Мы сегодня много размышляли о составляющих души Юшки и других персонажей рассказа Платонова. Давайте проведем ревизию своих моральных качеств души, представим, как бы мы повели себя в подобных ситуациях? Поразмышляйте над этими вопросами.

Учитель русского языка и литературы МКОУ «СОШ № 4» г.Михайловска

Калиниченко О.Ю. 9

© 2010-2022