Статья Творческое взаимодействие учителя и учащегося при обучении русскому языку

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Коршунова Наталья Петровна,

учитель русского языка и литературы

МКОУ Новоярковская СОШ

Барабинского района Новосибирской области


Творческое взаимодействие учителя и учащегося при обучении русскому языку

Русский язык является важнейшей частью национальной культуры русского народа, поэтому как учебный предмет он имеет первостепенное значение, так как является не только предметом изучения системы знаний, на основе которых формируются практически важные умения и навыки, но и важнейшим средством познания других наук, средством развития мышления и воспитания учащихся. Современная школа находится в постоянном творческом поиске. Как справиться с ситуацией тотальной речевой безграмотности наших учеников? Безграмотности не только орфографической и пунктуационной, но и общекультурной, от которой зависит воспитание, гражданская позиция, развитие их мыслительных способностей. К сожалению, многие ученики не могут не только грамотно оформить свою мысль, но зачастую испытывают трудности при самом процессе мышления, поэтому важно творческое начало. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано. Оно предполагает наличие у учащихся способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Однако, важнейшим фактором, влияющим на творческое развитие, столь важное для учащегося на любом этапе, является творческий подход самого преподавателя, в том числе и к процессу общения, контакту с учащимися, для чего педагог должен иметь немалые знания и обладать приёмами общения.

Все начинается с учителя, с его умения организовать со школьниками педагогически целесообразные отношения как основу творческого общения. Учитель - это тот, кто делится знаниями, мудростью и опытом, а ученик их перенимает. Профессионализм учителя состоит в том, чтобы преодолеть естественные трудности общения из-за различий в уровне подготовки, способности помочь ученикам обрести уверенность в общении в качестве полноправных партнеров учителя. Устная речь является основным средством педагогического общения. Слово учителя должно воздействовать на чувства и сознание, должно стимулировать мышление и воображение, создавать потребность поисковой деятельности. Творческое взаимодействие учителя и учащегося строится на основе проблемно-поисковых форм работы на уроке. Педагогическое речевое мастерство учителя реализуется при создании высказывания, особенно актуального на уроках русского языка по следующим причинам: школьники, знающие формулировки правил орфографии и пунктуации, зачастую не умеют опираться на них в процессе письма; они не всегда обнаруживают в тексте места, чреватые ошибками. Наиболее часто это происходит при множестве исключений и взаимопротиворечащих факторов; обучение русскому языку во многом остаётся абстрактно - логистичным: от правила - к языковым фактам, от схемы - к предполагаемым речевым ситуациям её применения. Творческое взаимодействие осуществляется при помощи мотивационной последовательности, позволяющей школьнику заинтересованно и грамотно решить проблему, риторически точно организованную учителем. Эта последовательность обеспечивает, во- первых, активизацию внимания учащихся привлекательностью самого обращения к ним ; во - вторых, возникновение и поддержание интереса к теме урока как непременного условия творческого обучения; в - третьих, зримое, конкретное восприятие учебных положений. Значительное повышение грамотности учащихся достигается благодаря интересу к заданию, его проблемно- творческому характеру.

Это предполагает поиск аналогий, грамматических моделей. Текст, исправляемый учителем, ученик составляет сам, объединяя ставшие известными ему факты и отыскивая внутренние аналогии. Учитель при этом координирует получаемые результаты так, чтобы они оказались: объяснимыми и обоснованными, охватывающими большое число лингвистических фактов, краткими и выразительными. Возможность открытия, обнаружения какой- то закономерности, возможность творческой деятельности - это стимул и смысл учебного процесса, востребованный личностью обучающегося, его интересами и потребностями. Постановка проблемной задачи, её анализ, поиск принципа решения и самого решения - этапы работы в творческом ключе. Интерес учащихся можно привлечь с помощью эвристической задачи. Например, предлагается вставить буквы в текст упражнения. Возникает творческий интерес учащихся, их внимание сосредоточено на предложенном тексте. Они самостоятельно приучаются видеть «ошибкоопасные» места, а значит, законы орфографии становятся достоянием их творческого опыта. Получившиеся тексты предъявляются другому классу как упражнение. В ряде случаев уместны корректирование и редактирование текста, который содержит опечатки. Подобные упражнения обеспечивают концентрацию внимания, а также самопроверку при непременном контроле со стороны учителя. Например, ученики выписывают слова, в которых есть сомнения или которые « ты написал бы иначе». Подобные задания развивают языковую интуицию, заставляют школьников более пристально всматриваться в слово в единстве его структуры, в том числе исторически обусловленной, влияющей на современное написание. В. М. Бехтерев писал: « У детей школьного возраста зрительный способ даёт лучшие результаты в отношении оживления, нежели слуховой». Чтобы закрепить языковую закономерность и окончательно освоить её, учащийся должен « увидеть» правило в системе небольшого количества ярких и выразительных знаков, запоминающихся примеров и схем.

Этому служит приём составления опорных сигналов - вначале учителем, затем самими школьниками. Такая работа вариативна. Лучше, если сам учитель предлагает иллюстрации к теоретическим сведениям, даёт примеры, которые учащимся предстоит отразить в самостоятельно составляемых картах- схемах. Например, учитель предлагает написать корни бир-, стил-, мир-, пир-, блист -, после которых изображена объединяющая их буква а. Учащиеся могут объяснить почему она нарисована. Затем школьники самостоятельно изображают букву, выделяя её другим цветом. Когда ошибка сделана, учитель требует её прокомментировать. При этом ведётся проблемно-поисковый диалог, в ходе которого ликвидируются ошибки, но и формируются нестандартные решения, приводящие процесс мышления к оптимальным формам и речевым структурам.

Таким образом, чтобы проводить подобную работу, реально формирующую орфографические и пунктуационные навыки на уровне грамотности, учитель обращается к творческому взаимодействию с учащимися, организуя его в риторической мотивационной последовательности. Никогда не научится писать без ошибок тот, кто только идеально выучил правило, но ученик, проявивший интерес к закономерности языка, увидевший её в системе конкретных и ярких структур, готов ответить на призыв учителя интересом и активностью, так как учебная мотивация сформирована. Учительское мастерство требуется для обеспечения внутренних связей в разных видах деятельности и внутренней закономерности связей обучения и воспитания.



© 2010-2022