ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО ПО ТЕМЕ «ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ»

Евгения Фёдоровна разработала конспект урока по теме Повторение изученного по теме «Имя существительное». Определила триединые цели урока: обучающая, развивающая, воспитательная. В начале урока она проводит словарную работу по повторению изученного материала. В начале урока учитель проводит актуализацию с помощью наводящих вопросов. Урок проходит в виде путешествие по острову «Имя существительное». Учащие в ходе урока работают с сигнальными картами, перфокартами. В конце урока учитель подводит и...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка в 6 классе

ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО ПО ТЕМЕ

«ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ»


Учитель: Хабибуллова Евгения Фёдоровна, учитель русского языка и литературы МОУ Чердаклинской средней общеобразовательной школы №2 Ульяновской области


Методическая тема: «Повышение интереса к изучению русского языка»

Тип урока: повторение и совершенствование знаний, полученных в 5 классе

Цели урока:

1. Обучающая

  • закрепление ранее полученных знаний по теме: "Имя существительное";

  • совершенствование умения находить в текстах имена существительные, отличать их от других частей речи.

2. Развивающая

  • формирование и развитие связной речи учащихся, выразительного чтения;

  • развитие внимания, воображения, творческого начала личности ребёнка.

3. Воспитательная

  • формирование интереса к изучению русского языка через расширение знаний о роли существительного в речи;

  • активизирование познавательной деятельности учащихся;

  • обеспечивание благоприятной психологической обстановки;

  • воспитание языкового чутья, эстетического вкуса.

  1. Оборудование:
    Аудиозапись, магнитофон Сигнальные карты. Плакат-карта (план урока)
    Таблицы - схемы правил. Правила в картинках. Перфокарты.

Ход урока

  1. Оргмомент.

II. Словарная работа.

Учитель: Начнём урок со словарной работы. Я буду говорить значение слова, а вы отвечайте, о каком или о чём идёт речь.

(в ходе работы в презентации заполняется кроссворд, а уч-ся записывают слова в тетради в строчку)

1. Основной род занятий, трудовой деятельности.

2. Человек, занимающийся спортом

3. Внутреннее пространство здания, оформление помещения.

4. Глава государства.

5. Первое представление спектакля, фильма.

6. Звание высшего командного состава армии

7.Планки из твёрдых пород дерева для покрытия полов, а также само такое покрытие






1

п

р

о

ф

е

с

с

и

я



2

с

п

о

р

т

с

м

е

н






3

и

н

т

е

р

ь

е

р





4

п

р

е

з

и

д

е

н

т








5

п

р

е

м

ь

е

р

а









6

г

е

н

е

р

а

л




7

п

а

р

к

е

т









III. Актуализация знаний учащихся.

- Какое слово было зашифровано?

(предмет)

- Какая часть речи имеет значение предметности?

(имя существительное)

- Земля, вода, пшеница, класс -

Всё сущее, что окружает нас,

Мы называем, имя им даём:

Берёза, речка, солнце, дом…

Явления природы: буря, дождь…

Без существительных не проживёшь.

Каждое слово русского языка, обозначающее предмет, даже самое маленькое и неприметное, может иногда иметь большое значение и быть незаменимым.


  1. Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие и посетим остров «Имя существительное». Закройте, пожалуйста, глаза, мы отправляемся на таинственный остров. (Слайд)

(звучит музыка, дети закрывают глаза и перемещаются на остров)

А вот и карта острова с заданиями, которые предстоит выполнить.

Посмотрите, стражники нас не пускают, нужно назвать пароль: ответить на вопрос «Что такое имя существительное?». Перед вами два определения имени существительного. Выберите одно верное.

(Слайд)

  • имя существительное - самая представительная, самая существенная часть речи. Почти каждое второе слово в нашей речи - имя существительное. Это наиболее самостоятельная часть речи. Уже от неё образуются прилагательные. Имя существительное - ведущая часть речи и в грамматике (имеет род, число, падеж, склонение)

  • имя существительное - важнейшая часть речи. Ещё первобытные люди, познавая природу, называли окружающие предметы и явления, и эти наименования закреплялись в языке. По наблюдениям ученых, существительное появилось в речи в числе самых первых слов. И это вполне понятно. Человек с рождения жадно смотрит на мир и хочет знать и назвать всё то, что его окружает. Таким образом, имя существительное - самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы «кто?», «что?».

Верно - это второе определение. Давайте прочитаем ещё раз только главную часть определения.

(читают)

Учитель: Какие же предметы называет имя существительное?

  • живые существа (девочка, собака);

  • явления природы (дождь, ветер);

  • явления общественной жизни (митинг, демонстрация);

  • признак как предмет (синь, желтизна);

  • действие как предмет (бег, прыжок).


  1. Молодцы, ребята! Итак, ребята, сформулируйте, пожалуйста, тему нашего сегодняшнего урока.

Верно - имя существительное.

А какую цель урока мы можем себе поставить?

( повторение изученного об имени существительном)


  1. Стражники нас пропускают на остров, открываем тетради, записываем число и тему нашего урока «Повторение изученного по теме «Имя существительное»,

Ребята, давайте с вами вспомним морфологические признаки имени существительного. Сейчас поработаем в парах. На каждом столе перед вами находятся листы, на которых написаны морфологические категории разных частей речи. Выберите только те листы, на которых указаны морфологические категории имени существительного.

Лицо, число, спряжение, склонение, собственн. - нарицат., род, падеж, одушевл.- неодушевл., возвратность, вид, наклонение, переходность.

(1 уч-ся выбирает нужные листики и комментирует свой выбор. Получается шесть листиков: число, склонение, собственн. - нарицат., род, падеж, одушевл.- неодушевл.)

  1. Молодцы! А вот и второе задание.

  1. Слова заблудились. (работа в группах)

Перед вами находятся 3 домика (3 рода имени существительного), надо распределить существительные (каждой группе) даются карточки со словом) по домикам. Чтобы правильно расселить слова, давайте вспомним правило: как не ошибиться в определении рода существительного? (подставить местоимение)

Род мужской, конечно, мой: мой сад, мой брат, стул мой.

Женский род, помню я, то, про что скажу - моя:

Моя ручка, моя тучка и тетрадь моя.

Средний род - оно, моё: моё окно, село моё.

(дети работают в группах, а затем 1 из группы выходит к своему домику и «расселяют» слова по домикам)

м.р. картофель, кофе, рояль, пульс, табель;

ж.р. галоша, мозоль, фамилия, коленка;

ср.р. яблоко, повидло, чучело, пианино, домино, ведёрко, полотенце.

Молодцы, справились, а вот и второе задание.

  1. Сигнальные карты. Нам с вами надо определить: какие существительные одушевленные, а какие неодушевленные. Вспомните правило! ( одушевлённые отвечают на вопрос «кто?», неодушевлённые - «что?» Для этой работы нам понадобятся сигнальные карточки: если существительное одушевленное - поднимаем красную карточку, если нет - синюю.

Одушевлённые

Неодушевлённые

Медведь, человек, птицы, шофёр, жук, тренер, учитель

Кукла, робот, краски, карандаши, тарелки, журнал, стакан

Хорошо, а вот и третье задание.

  1. Вспоминаем падежи. Учащиеся называют падежи и вопросы к ним. На доске записано стихотворение, один ученик у доски определяет падежи существительных, другие работают в тетрадях. Во время проверки обучающиеся меняются тетрадями для взаимопроверки.


Зимняя бахрома(им.п).

На сосне и на березе(пр.п.) - бахрома: (им.п)

Белой пряжей(тв.п.) их запутала зима (им.п).

И оставила распутывать весне(дат.п)

Эту пряжу(вин.п.) на березе и сосне(предл.п.).

Ребята, какой падеж отсутствует в данном стихотворении? (родительный)

Правильно, вот следующее задание.

4. Перфокарта. Нужно буквы Е и И «расселить» на этаже в нужную квартиру, в этом нам поможет правило : « Е и И в окончаниях существительных.» Кто нам поможет его вспомнить? (таблица)

БУКВЫ Е - И В ОКОНЧАНИЯХ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

И ПИШЕТСЯ

3 СКЛОНЕНИЕ

-ИЕ -ИЯ -ИЙ

1 СКЛ. РОД.П.

НА ПЛОЩАДИ (ПЛОЩАДЬ)

В ЗДАНИИ (ЗДАНИЕ)

ОТ ТРОПИНКИ (ОТ ЧЕГО? Р.п.)

Во всех остальных случаях пишется Е.

Возьмите перфокарты и давайте их заполнять.

  1. на рябине о девочке на тополе

  2. в брошюре о профессии на заседании

  3. в тетрадке в деревне об юбилее

  4. в ожидании на лекции по аллее

  5. в альбоме по пустыне в деревне.

Давайте поменяемся перфокартами и проверим , соедините все буквы Е одной линией, и если вы нигде не ошиблись, то у вас получится цифра «5»

.1 е е е

2 е и и

3 е е е

4 и и е

5 е е е

(нет ошибок- «5»; 1-2- «4»; 3-5 - «3»; 6- «2», если есть ошибки , то делается работа над ошибками).

Все мы немножечко устали и нам надо отдохнуть. А вот и игра для отдыха.

  1. «Ь знак».Давайте вспомним правило! (Ь знак пиши в ж.р. 3 скл.)

Учитель читает слова, есть Ь знак - ребята встают, нет - сидят.

Мышь, дач, карандаш, тишь, задач, дрожь, камыш, сокровищ, дочь, тень, уж.

Кто не ошибся - молодец, а кто ошибался - стоит подучить правило. Следующее задание.

  1. Назовите одним словом и определите его склонение. Но сначала давайте вспомним правило «Склонение имен существительных». Задание один обучающийся выполняет у доски, а все остальные в тетради.

Сильная метель (вьюга 1-е скл.),

Сильный дождь (ливень 2-е скл.),

Сильная тоска (грусть 3-е скл.),

Дождевое облако (туча 1-е скл.),

Лесная дорожка (тропинка 1-е скл.),

Горячий напиток из какао-бобов (шоколад 2-е скл.).

  1. Вот мы и подошли к последнему заданию. Какими членами предложения чаще всего может быть имя существительное? (подлежащее, дополнение, обстоятельство.) Давайте найдем в предложениях имена существительные и определим их синтаксическую роль.

  1. Выдумывание названий - особый талант.

  2. Поздней осенью выпадает первый снег.

  3. Веточки покрыты хлопьями, но от любого прикосновения снежинки осыпаются.

  1. Ребята, мы вспомнили то, что изучали ранее; грамматические признаки существительного (род, падеж, склонение), одушевленность/ неодушевленность, правописание Е-И в окончаниях существительных, правописание Ь и синтаксическую роль в предложении, но на острове осталось много тайн, которые нам предстоит разгадать на следующих уроках и узнать много нового об имени существительном.

10 Рефлексия.


© 2010-2022