Конспект урока по русскому языку по теме «Определенно-личные предложения. Их структура и смысловые особенности»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по русскому языку по теме «Определенно-личные предложения. Их структура и смысловые особенности».Конспект урока по русскому языку по теме «Определенно-личные предложения. Их структура и смысловые особенности».Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа п.Ключи

Кирово-Чепецкого района















Открытый урок в 8 классе по русскому языку

по теме «Определенно-личные предложения. Их структура и смысловые особенности».









Учитель русского языка и литературы

первой категории, стаж работы 15 лет

Рябчук Наталья Анатольевна.













декабрь 2012г



Технологическая карта урока.

Учитель: Рябчук Наталья Анатольевна

Класс - 8

Предмет - русский язык

Тема :Определенно-личные предложения. Их структура и смысловые особенности.

Тип урока - изучение нового материала и первичногозакрепления.

Номер урока в теме - первый

Дидактическая цель урока:

создать условия для осознания и осмысления блока новой информации.

Цели по содержанию урока:

  1. Образовательная - понять структурно-грамматические особенности определенно-личных предложений, уметь различать односоставные и двусоставные предложения, находить определенно-личные предложения по их значению и структурным особенностям, пользоваться двусоставными и определенно-личными предложениями как синтаксическими синонимами.

  2. Развивающая - способствовать обучению школьников умению применять свои знания в повседневной жизни, совершенствовать речевые, орфографические, пунктуационные навыки; развивать умения понимать текст, умения использовать полученную информацию (формирование информационной, коммуникативной компетентностей).

  3. Воспитательная - способствовать духовно-нравственному воспитанию учащихся, воспитывать представление прекрасного в языке и речи, языковой эстетический вкус, культуру языкового поведения (формирование культурологической компетентности)

Формы организации познавательной деятельности - фронтальная, индивидуальная, парная

Методы обучения - репродуктивный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, наблюдение.

Средства обучения: учебник, доска, тексты, тетради (рабочая, общая), таблица, схема, перфокарты.

Структура урока.

№ п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.

Организационный момент (1 мин)

Настроить учащихся на рабочую атмосферу урока

Сосредотачивают своё внимание на начале урока

2.

Целеполагание и мотивация (3 мин)

Задаёт вопросы ученикам по ранее изученному материалу, мотивируя их к восприятию нового материала.

Дают устные ответы на вопросы учителя.

3.

Актуализация

Предлагает учащимся сделать частичный синтаксический разбор текста с целью показать актуальность данного урока и подвести учащихся к осознанию нового материала.

Выполняют частичный синтаксический разбор на доске и в тетрадях.

4.

Осознание и осмысление учебной информации

Объясняет новый материал с опорой на ранее изученные знания с использованием иллюстративного материала.

Слушают, осознают, обдумывают данный учителем материал.

5.

Первичное закрепление учебного материала

Предлагает работу с текстом.

Записывают самостоятельно предложения, определяют тип предложения.

6.

Контроль

Предлагает работу по перфокартам

Выполняют и меняются. Взаимопроверка.

7.

Рефлексия

Предлагает подвести итоги урока, дать характеристику уроку.

Отвечают на вопросы учителя и составляют ?(синквейн) по уроку.

8.

Информация о домашнем задании

Предлагает дом.задание на выбор в соответствии с интересом и знанием учащихся.

Выбирают домашнее задание и записывают в дневник.





Урок русского языка 8 класс.

Тема :Определенно-личные предложения. Их структура и смысловые особенности.

Ход урока.

Задачи урока

Текст

стихотворение

Число

Классная работа

Тема

Фронтальный опрос (составление схемы)

текст

д/з



алгоритм о-л пред.



Этапы урока

Ход урока

Примечание

Организационный момент

- Доброе утро! Садитесь! Приготовились к уроку. Открываем тетради, записываем число, классная работа.

1мин

Целеполагание и мотивация

- Давайте вспомним, какой раздел науки о языке мы изучаем?

- Что изучает синтаксис? Пунктуация?

- Какие предложения бывают?

- Объясните, простое предложение - одна грамматическая основа. Является единицей общения.(Приятно пахнет черёмухой)

Сложное предложение - это предложения, состоящие из нескольких простых предложений, двух и более грамматических основ.(И жизнь хороша, и жить хорошо! В.Маяковский).

Предложение

простое

сложное

двусос односос ссп спп бсп

о-л н-л о-л н



- двусоставные предложения мы изучили. На прошлом уроке мы начали знакомиться с односоставными предложениями.

Что такое односоставное предложение?

(односоставными предложениями называются такие предложения, в которых грамматическая основа состоит только из одного главного члена и отсутствие второго не вызывает смысловой незавершённости).

- о чём сегодня на уроке мы будем говорить? (об односоставных предложениях)

5мин

Актуализация

- на доске стихотворение И Бунина «Рассвет».

Высоко поднялся и белеет

Полумесяц в бледных небесах.(двус)

Сумрак ночи прячется в лесах.(двус)

Из долин зелёных утром веет.(однос)

Веет юной радостью с полей.(однос)

Льется, как серебряное пенье,

Звон костела, славя воскресенье…(двус)

Разгорайся, новый день, светлей! (однос)

Выйди в небо, солнце, без ненастья, (однос)

Возродися в блеске и тепле,(однос)

Возвести опять по всей земле, (однос)

Что вся жизнь - день радости и счастья! (двус)

- записать стихотворение в тетрадь

- Посмотрите, какое красивое поэтическое произведение.

- ребята, давайте рассмотрим его с синтаксической точки зрения. Найдем и выделим грамматическую основу каждого предложения. ( каждый выходит к доске и выделяет грамматическую основу)

- каких предложений в тексте больше односоставных или двусоставных?

- какой член предложения чаще встречается?

- чем выражены главные члены предложения? (глаголами, сущ)

8мин

Осознание и осмысление учебной информации

- сегодня на уроке мы изучаем односоставные предложения с главным членом предложения (сказуемым).

- Ребята, в них есть только сказуемое, но можно ли определить лицо? (оказывается можно).

- подумайте, какая же тема нашего урока? (определённо-личные)

Поставьте цель и задачи урока.(цель урока научиться эти предложения находить по их значению и особенностям. Находить и определять, чем выражено сказуемое в односоставных определённо-личных предложениях; понять определение определённо-личного предложения; уметь различать односоставные и двусоставные предложения; находить определенно-личные предложения по их значению и структурным особенностям.

Подумайте и запишите свою цель урока.).

- на доске предложение. ЖУРНАЛ ПРОЧИТАЮ ЗАВТРА.

Что стоишь, качаясь, тонкая рябина?

- найдём грамматическую основу.(прочитаю)

- на каком месте стоит сказуемое?

На первом месте стоит сказуемое, а подлежащего нет, но мы можем по форме сказуемого определить личность говорящего, местоимений нет, но они подразумеваются (их можно подставить). - это строение опред-личных предложений

В таких предложениях на первый план выдвигается действие, деятель не назван, но форма глагола указывает, что действие производит сам говорящий. Лицо говорящего мы определить можем.

- какое лицо? Число?

Вывод: о-л пр. - это односоставные предложения с сказуемым глаголом в форме (какого лица, обращаемся к предложениям) 1 и 2 лица ед.ч. и мн. ч.

Записываем в общую тетрадь схему . ( опр-лич)

Конспект урока по русскому языку по теме «Определенно-личные предложения. Их структура и смысловые особенности».

Как вы думаете, где чаще всего используются данные предложения?

Этот вид предложений часто используется в поэтических и художественных произведениях, помогая передать душевное состояние поэта. В русском языке предложения с обращениями не имеют подлежащего, являются опр-личными. (Что стоишь, качаясь, тонкая рябина?). Сфера использования таких предложений обширна. Разговорная речь, публицистический, научный, официально-деловой стили речи.

Алгоритм определения предложений на доске. Конспект урока по русскому языку по теме «Определенно-личные предложения. Их структура и смысловые особенности».

10мин

Первичное закрепление учебного материала

Мы сейчас переходим к тексту художественного произведения Сладкова.

Читаю текст. Дети слушают.

Работа с текстом.

-докажите, что это текст?(предложения связаны по смыслу и грамматически)

-записываем текст с выделением грамматических основ, с объяснением орфограмм и определением типа предложений.

На опушке обнажённой рощи я отыскиваю большую кучу сухих листьев, набиваю ими полный мешок и отправлюсь назад домой. Иду, не торопясь, любуясь хорошей погодой, дышу свежим воздухом, вспоминаю забавные охотничьи случаи. Вдруг слышу: листья в мешке шевелятся. Беру мешок, развязываю, а из него выскакивает и удирает ёж.

- от какого лица ведётся повествование в рассказе? ( от 1-го)

- сказуемые обозначают действия одного и того же героя или разных лиц? (одного)

- какие типы предложений помогают писателю указать на рассказчика, избежать повторения подлежащего? (односоставные).

-подберите синоним к слову обнажённая (голая)

-что такое синоним? (слова разные по написанию, одинаковые по значению).

Синтаксические синонимы - это синтаксические конструкции, имеющее разное строение, но совпадающие по своему значению.

Определённо-личные предложения синонимичны двусоставным, но первые более лаконичны, в них больше подчёркивается действие, чем деятель.

Работаем по алгоритму, проверяем.



10мин











































Контроль

Проверим, как вы поняли данную тему? Работа по перфокартам. Взаимопроверка.

Перфокарты.

А) люблю берёзку русскую. Красуйся и стой. Начну.

Б)люблю грозу в начале мая. Мы спешим на поезд. На небе гаснут облака.

В) быстро умываемся и едем в лес. Берегите наш прекрасный русский язык. Люблю дымок спалённой жнивы.

Г)каждый звук и шорох слышу я. Весенняя ночь стояла над горами. Что стоишь, качаясь, тонкая рябина?

Д)люблю летние вечера. Выглядываю в окно и не узнаю леса. Не люблю снег с дождём.

Обменяйтесь перфокартами,соедините ответы с опред-личн. предлож., что получилось («5»)

5 мин

Рефлексия

- Урок подходит к концу, о чём заставил задуматься урок?

Получили ли вы ответ на поставленную задачу перед собой?

Что вы узнали с урока новое, а что повторили, ведь повторение - мать учения.

- Попробуем охарактеризовать наш урок, а в этом нам поможет синквейн. (выдать листочки)

1 строчка - ключевое слово опред-личные предл.

Название

2строчка - 2 прил.+ 2 прич. Думающий, полезный

Глубокий, воспитывающий

3 строчка - 3 глагола изучали, строили, познавали

Разбирали, повторяли

4 строчка - одно сущ. Наш великий и могучий русский

изречение язык

- Зачитали. Берегите наш язык

4мин

Информация о домашнем задании

На выбор

1)Параграф - 181. Упражнение № 197

2)В повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» найти и записать 5 опред-личных предложений, найти грамматическую основу.

3) ? напишите небольшое письмо (родным, другу, знакомым), употребив в нём определённо-личные предложения, с описанием своего дня.

Урок окончен, всем спасибо.

2мин


Конспект урока по русскому языку по теме «Определенно-личные предложения. Их структура и смысловые особенности».



Конспект урока по русскому языку по теме «Определенно-личные предложения. Их структура и смысловые особенности».

Определенно-личным предложением называется односоставное предложение, в котором действие, выраженное сказуемым, относится к единственно возможному лицу. Сказуемое в нем выражается глаголами в форме 1-го или 2-го лица или формами повелительного наклонения.

Выделите определенно-личные предложения.

Тр_па - единствен_ый путь через тайгу. Так (из)дали по м_телочкам злаков я узнал тр_пу человеческую и был спасен.

По сухой ли тр_пе на п_сочк_, по замшелым ли бревнам на б_лот_ иду в полном радос_ном согласи_ с тем, кто прош_л раньше меня. В каждой избушк_ на пути своем пользуюсь др_вишками. Часто сам г_товлюдр_ва для идущих за мною. Оставляю и свою коробочку спичек.



© 2010-2022