Методическая разработка урока на тему Глагол 5 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: "Глагол"

Цель: дать понятие о глаголе как части речи, формировать умение ставить вопрос к глаголам и отличать от других частей речи, выяснить роль глаголов в речи. развивать умение правильно употреблять глаголы в речи, подбирать подходящие по смыслу глаголы, развивать навыки формулирования вопросов, , развитие внимания, памяти, эмоции, мышления и его операций: анализ, синтез, сравнение; развивать творческое и критическое мышление, развитие и обогащение речи, стимулировать интеллектуальное развитие. воспитывать ценностное отношение к своему здоровью, уважительное отношение к окружающим, наблюдательность, прививать интерес к предмету.

1.Оганизационный момент. Положительный настрой. Круг радости

2. Вызов имеющихся у учащихся знаний.

Слайд: смородина, оранжевый, мы, десять, этот, костюм, аккуратный, бумага, белый, мой, десятый- На какие группы можно разделить эти слова, по какому признаку? Назовите знакомые части речи.

Слайд : ПХГЛСШАГКОТЛ

- Если убрать буквы, которые обозначают согласные глухие звуки, то вы сможете назвать новую часть речи. (глагол)

- Какая тема урока? Что хотели бы узнать? (почему так названа, какую роль играет в нашей речи, как отличить от других частей речи, …)- Как думаете, почему эта часть речи получила такое название?

  • Устами младенца глаголет истина. Каждому слову в этой фразе подберите синоним

  • Уста- рот,младенец-ребенок, глаголет-говорит,истина-правда

- Что обозначает слово глаголить? (говорить)

На доске: ГЛАГОЛ Слово учителя.

«Глагол- самая огнепышущая часть речи, самая живая и яркая. В глаголе струится самая алая, самая свежая артериальная кровь языка. Да и ведь назначение глагола- выражать само действие!»- такую яркую характеристику глаголу дал писатель.

-Как вы понимаете смысл? (глагол обозначает движение, без него невозможно передать события, представить будущее, узнать прошлое)

Глагол- необыкновенная часть речи. Необыкновенна она тем, что обозначает действие, и поэтому глагол обладает огромным потенциалом для выражения бесчисленных действий, сопровождающих человека, различные явления природы.

А знаете ли вы,что..по частоте употребления глагол занимает второе место после имён существительных. На 9 тысяч слов приходится 2,5 тысячи глаголов. Самыми частыми из них являются мочь, сказать, говорить, знать, стать, видеть, хотеть, пойти, дать, есть, стоять, жить, иметь, понимать, делать.Глагол считается самой необходимой частью речи
К этой необходимой части речи мы сегодня и отправимся в гости.
- Ребята, а разве принято ходить в гости к незнакомым? Поэтому, давайте запасёмся необходимыми сведениями о Глаголе.

(Составление кластера)

2. Осмысление новой информации Учитель: Давайте прочитаем текст без глаголов.

Все ли нам понятно? Да, без глаголов мы не можем описать происходящие события. Глаголы «оживляют» нашу жизнь. А теперь запишите текст, подчеркните глаголы. Определите время, лицо и число ваших глаголов (из текста).

. Учитель: У вас на партах лежат карточки с предложениями.

Прочитайте их. Сформулируйте правило.

Не пишите ничего в книге

Не загибайте углы у страниц

Не перегибайте книгу пополам

Не закладывайте между страницами карандаши и другие предметы.

Не читайте лежа. Это вредно для глаз

Не читайте за едой. Это тоже вредно.

Не с глаголами пишется раздельно. Кроме слов ,которые без не не употребляются.

Учитель: Все уже обзавелись мобильными телефонами. А все ли умеют с ними обращаться? Сейчас проверим. Как сказать правильно звонит или звонит? Говорите правильно: «Телефон звонит». Измените этот глагол по лицам и числам.Учитель: Запишите и запомните.

Физминутка Слайд.

Поскачите, попляшите

Сядьте тихо, полежите,

Поднимитесь, распрямитесь,

Потянитесь и согнитесь.

Встаньте прямо, улыбнитесь,

Быть хорошими старайтесь,

Вы рифмовку прочитали …..

А глаголы вы узнали?

6.Учитель: А сейчас я приглашаю вас в театр действий. (На карточках я предлагаю вам глаголы, ваша задача показать их с помощью действий. А вторая группа должна отгадать).

БЕГАТЬ,гладить, звонить,читать,писать,танцевать,петь,резать,смеяться, расчесываться,одеваться,чертить,стирать, РАЗГОВАРИВАТЬ,плавать

7. Работа над развитием речи и внимания На доске: Жить на краю света ,спилить дерево, съесть помидор, спешить на работу, прикусить язык

- Что записано? (словосочетания)

- Есть ли среди них особые словосочетания? (фразеологизмы: жить на краю света, прикусить язык)

8.Групповая работа- Что обозначает? Назовите другие фразеологизмы 1 группа работает с фразеологизмом «Жить на краю света», 2 группа- «Прикусить язык»

(у черта на куличках, куда Макар телят не гонял, за тридевять земель, в тридевятом царстве; держать рот на замке, держать язык за зубами, обойти молчанием)

- Значение остальных словосочетаний понятно?

- Какие части речи используются в них?

9.Групповая работа. Загадки.1 гр-Маленький ,удаленький сквозь землю прошел,красную шапку нашел(Гриб). 2гр-Крашеное коромысло через реку повисло (Радуга)

Рефлексия «Лестница успеха»

Д/з Упр 373 стр.

Упр 5стр.






Самоанализ урока по теме "Глагол" в 7 «А» классе

Цель урока:

  • дать понятие о глаголе как части речи, формировать умение ставить вопрос к глаголам и отличать от других частей речи, выяснить роль глаголов в речи.

  • развивать умение правильно употреблять глаголы в речи, подбирать подходящие по смыслу глаголы, развивать навыки формулирования вопросов, , развитие внимания, памяти, эмоции, мышления и его операций: анализ, синтез, сравнение; развивать творческое и критическое мышление, развитие и обогащение речи, стимулировать интеллектуальное развитие.

  • воспитывать ценностное отношение к своему здоровью, уважительное отношение к окружающим, наблюдательность, прививать интерес к предмету.

I фаза Вызов

(пробуждение имеющихся знаний интереса к получению новой информации)

На уроке применялся проективный метод, когда учащиеся сами определяют тему урока, строят его схему. При этом уч-ся опирались на уже имеющийся личный опыт (проводятся аналогии с уже изученными частями речи). Уже на этом этапе ожидала активных осознанных мыслительных действий, повышения мотивации, инициативы. Для этого использовала приемы, стимулирующие интеллектуальное развитие, элементы технологии развития критического мышления (кластеры).

II фаза Осмысление содержания

(получение новой информации)

Для знакомства с новой информацией использовала метод - наблюдение. Учащиеся делали вывод по теме урока и о роли глаголов в речи. Отмечается новая информация о происхождении названия глаголов. Для поддержания интереса и активности уч-ся наряду с практическими методами, направленных на развитие практических умений по теме, использовала игровые, творческие, приемы на развития памяти, внимания, на развитие умения формулировать вопросы ,обогащение речи (включая работу с фразеологизмами)

III фаза Рефлексия

(осмысление, рождение нового знания)

Произошло суммирование и систематизация новой информации, ее оценка, ответы на поставленные ранее вопросы. Использовала прием «Лестница успеха».





КГУ «Средняя общеобразовательная школа №11» ГУ «Отдел образования г.Семей ВКО»



Разработка открытого урока по теме «Глагол»

Класс: 7 «А»

Учитель: Мухамадиева К.Т





Семей 2014

© 2010-2022