- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока по русскому языку Устаревшие слова (5класс)
Конспект урока по русскому языку Устаревшие слова (5класс)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Рудич Н.В. |
Дата | 18.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Урок русского языка в5 классе.
Тема: «Устаревшие слова»
Цели: 1.Познакомить учащихся с понятием «устаревшие слова», учить подбирать к ним синонимы.2.Развивать речь учащихся, обогащать словарный запас фразеологизмами, пословицами.3Воспитывать бережное отношение к культурным ценностям русского языка, желание знать историю своей страны, ее прошлое.
Оборудование: учебники, словари, карточки, презентация.
Ход урока.
I Организационный момент.
1Актуализация знаний.
-Какой раздел русского языка мы с вами сейчас изучаем?
- Раздел «Лексика» (наука о словах)
-А что вы уже знаете о словах? ( имеют прямое и переносное значении, могут быть однозначными и многозначными, синонимы, омонимы, антонимы и т. д )
-А хотите сегодня на уроке совершить путешествие в прошлое, вернуться на сто, двести лет назад?
-У меня , конечно, нет машины времени, но я вам предложу на уроке такую работу, которая позволит узнать, какие были в обиходе людей слова много- много лет назад.
-Итак, тема нашего урока «Устаревшие слова»
-Цель урока - познакомиться с устаревшими словами, грамотно их писать и употреблять в речи, уметь находить в словаре
II .Объяснение нового материала
-Как вы думаете, а почему слова называются устаревшими, как могут состариться слова,
по каким причинам?
-Предметы, одежда, понятия исчезают из жизни людей, а вместе с ними и слова, которые их называют.
1)-Слова, которые устаревают потому, что исчезают обозначаемые ими явления действительности, называются историзмами.
(Слайд 1)-историзмы
Пищаль - найти значение в словаре
Кафтан - найти значение в словаре
2)Архаизмы- слова, которые устарели потому, что их заменили синонимами.
Ланиты - щеки, око- глаз, чело- лоб.
III Закрепление .
-Распределите по группам слова
1) Еда: кулебяка, коврига, ботвинья
2) Посуда: лохань, ушат, ступа, квашня
3) Одежда: кафтан, армяк,зипун, душегрейка
4) Женские головные уборы: кокошник, повойник
(Иллюстации к словам - на доске)
Работа по карточкам.
Найди пару
Изгородь- армия
Войско- дом
Хата- еда
Кушанье-иностранец
Чужеземец-забор
Челядь-слуги
4) Физминутка
-Мы немного отдохнули, про здоровье не забыли.
-В народе говорят: «Здоровье надо беречь как зеницу ока». Какие слова здесь вам не -понятны? (зеница ока- зрачок глаза)
5) Работа с предложениями из сказок
6) Итог .(слайд со стихотворением)
Уходят из обихода слова.
Исчезают как пестери, как пряслицы и веретена.
Нас к этим словам привадила мать.
Милы они с самого детства,
И я ничего не хочу уступать
Из вверенного наследства.
Но как отстоять его, не растерять?
И есть ли такие средства?
7)Рефлексия)
8) Домашнее задание
Выписать из словаря значение слов- пестерь, пряслица, веретено
9)Объявление оценок