Рабочая программа. Литература. 9 класс. Специальные (коррекционные) классы 7 вида

  Рабочая программа составлена на основе федерального государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по литературе и авторской программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательных учреждений под ред. В.Я. Коровиной. Программа определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы. Обучение ведется с использованием учебника: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразоват. учреждений. В 2ч. Ч. 1,2 / авт.-сост. В.Я.Коровина и др. – М.:Просвещение, 2010.   Программа адаптирована для специальных (коррекционных) классов 7 вида.Практическая направленность курса проявляется в том, что теоретический материал постигается учащимися через опыт критического анализа текста, при этом особое внимание уделяется совершенствованию навыков чтения, развитию устной и письменной монологической речи, творческому развитию учащихся. В данной программе пересмотрено количество часов по изучаемым темам с учётом возрастных особенностей детей с ЗПР. Программа построена по модульному принципу. Каждый тематический блок программы относительно самостоятелен, объем изучения материала в нем зависит от уровня подготовки учащихся, их коммуникативных потребностей и интересов. Некоторые из указанных тем могут быть опущены, наоборот, отдельные темы могут выступать в качестве главных. Учитывая, что содержание школьного литературного образования  концентрично и учащихся должно формироваться целостное представление о ходе и развитии литературного процесс...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6 г.Орла

Методическое объединение учителей русского языка и литературы












Рабочая программа

по литературе для специальных (коррекционных) классов VII вида

9 класс
















Орёл

2013


Автор-составитель

Е.С. Аверичева, учитель русского языка и литературы;

Фомичева Л.Н., учитель русского языка и литературы

Рабочая программа по литературе для специальных (коррекционных) классов 7 вида. 9 класс. - Орел: МБОУ - СОШ № 6 г. Орла. - С.25

Обсуждена и одобрена на заседании МО учителей русского языка и литературы (протокол № 1 от « 30» августа 2013г.).







© МБОУ СОШ № 6 г. Орла - 2013г.


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6 г.Орла


Методическое объединение учителей русского языка и литературы


УТВЕРЖДАЮ

Директор муниципального

бюджетного образовательного

учреждения СОШ № 6

Краснова С.А.

«___» _____________ 2013 г.







Рабочая программа

по литературе для специальных (коррекционных) классов VII вида

9 класс









Орёл

2013


Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе федерального государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по литературе и авторской программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательных учреждений под ред. В.Я. Коровиной. Программа определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы. Обучение ведется с использованием учебника: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразоват. учреждений. В 2ч. Ч. 1,2 / авт.-сост. В.Я.Коровина и др. - М.:Просвещение, 2010.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Общая цель литературного образования - приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной культуры, развитие способности к эстетическому восприятию искусства, оценки явлений литературы, формирование гуманных потребностей. Особое значение придается урокам литературы в деле формирования у учащихся опыта общения, основанного на гуманистических принципах.

Практическая направленность курса проявляется в том, что теоретический материал постигается учащимися через опыт критического анализа текста, при этом особое внимание уделяется совершенствованию навыков чтения, развитию устной и письменной монологической речи, творческому развитию учащихся.

Преподавание предмета строится в соответствии с принципами гуманизации, свободного развития личности и обеспечивает адаптивность и вариативность системы образования, а также соотносится с задачами обучения детей с задержкой психического развития и служит для формирования коррекционно-развивающего пространства через активизацию познавательной деятельности учащихся; повышение уровня их умственного развития; нормализацию учебной деятельности; коррекцию недостатков эмоционально-личностного и социального развития; охрану и укрепление физического и нервно-психического здоровья; социально-трудовую адаптацию.

Цели изучения курса «Литература» в специальном (коррекционном) классе аналогичны целям изучения предмета в общеобразовательных классах и изложены в «Сборнике нормативных документов. Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план. Обязательный минимум содержания основных образовательных программ». Изучение литературы направлено на достижение целей:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира учащихся, их жизненного и эстетического опыта;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

  • освоение знаний о литературе, ее духовно- нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве. Об отдельных произведениях зарубежной классики;

  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком;

  • овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте, создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

  • овладение умением формулировать цель своей деятельности, планировать её, находить необходимую информацию из различных источников.

Гуманизация преподавания литературы проявляется в сочетании традиционных и инновационных методов обучения.

К основным обще учебным умениям и навыкам, формируемым на урокам литературы относятся:

  • умение читать и пересказывать художественное произведение;

  • умение формулировать проблемные вопросы, аргументированно отвечать по тексту, цитировать;

  • самостоятельно формулировать тему и идею произведения;

  • анализировать художественное произведение с учетом его жанра, в контексте культуры, эпохи, современности;

  • работать с разными источниками информации, пользоваться словарями и справочниками;

  • владеть грамотной письменной речью, писать сочинения разных жанров.

Задачи изучения литературы представлены тремя категориями: воспитательной, образовательной и коррекционно-развивающей.

Воспитательные задачи заключаются в формировании эстетического идеала, развитии эстетического вкуса, который, в свою очередь, служит верному и глубокому постижению прочитанного, содействует появлению прочного, устойчивого интереса к книге, воспитанию доброты, сердечности и сострадания как важнейших качеств развитой личности.

В круг образовательных задач входят:

  • формирование умений творческого углубленного чтения;

  • читательской самостоятельности, умений видеть текст и подтекст;

  • особенности создания художественного образа, освоение предлагаемых произведений как искусства слова;

  • знакомство с понятием характеры героев;

  • формирование речевых умений - умений составить план и пересказать прочитанное;

  • умение составить конспект статьи; записать основы лекции;

  • умение прокомментировать прочитанное;

  • объяснить слово, строку и рассказать об их роли в тексте;

  • умений видеть писателя в контексте общей культуры, истории и мирового искусства.

К коррекционно-развивающим задачам относятся:

  • формирование умений полноценно воспринимать литературное произведение в его эмоциональном, образном и логическом единстве, преодоление недостатков в развитии эмоционально-волевой сферы детей, коррекция личностного развития ребенка;

  • развитие и расширение знаний учащихся об окружающем мире, обогащение чувственного опыта ребенка, развитие его мыслительной деятельности и познавательной активности;

  • совершенствование навыков чтения - сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения вслух и про себя;

  • уточнение и обогащение словарного запаса ребенка обобщающими понятиями, словами, обозначающими действия и признаки, особенно теми, которые называют чувства, переживаемые самим говорящим, другим лицом или литературным героем;

  • развитие мышления: умения наблюдать, анализировать, сравнивать и обобщать;

  • развитие связной речи (формирование и совершенствование целенаправленности и связности высказывания, точности и разнообразия лексики, внятности и выразительности речи).

В данной программе пересмотрено количество часов по изучаемым темам с учётом возрастных особенностей детей с ЗПР.

Программа построена по модульному принципу. Каждый тематический блок программы относительно самостоятелен, объем изучения материала в нем зависит от уровня подготовки учащихся, их коммуникативных потребностей и интересов. Некоторые из указанных тем могут быть опущены, наоборот, отдельные темы могут выступать в качестве главных. Учитывая, что содержание школьного литературного образования концентрично и учащихся должно формироваться целостное представление о ходе и развитии литературного процесса, рекомендуем не изменять последовательность изучения тематических блоков. В программе соблюдена системная направленность: от освоения различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведений писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя; до начальных сведений об историзме литературы, как искусстве слова. Продолжается ознакомление с литературой разных веков (с времен древней Руси до современности).

В формировании грамотного читателя особую роль играют межпредметные и внутрипредметные связи курса литературы, обращение к другим видам искусства.

Чтение произведений зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 9 класс.

Основные теоретико-литературные понятия, знания о которых углубляются или даются впервые: литература как искусство слова; слово как жанр древнерусской литературы; ода как жанр лирической поэзии; романтизм; сентиментализм; баллада, роман в стихах; понятие о герое и антигерое; понятие о литературном типе; трагедия, комедия как жанр драматургии; реализм в художественной литературе; философско-драматическая поэма.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельного чтения.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ


В результате изучения литературы учащиеся должны

знать /понимать:

  • образную природу словесного искусства;

  • общую характеристику развития русской литературы (этапы развития, основные литературные направления);

  • авторов и содержание изученных художественных произведений;

  • основные факты жизни и творческого пути писателей-классиков 19-20 веков;

  • историко-культурный контекст изучаемых произведений;

  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

  • воспринимать и анализировать художественный текст;

  • выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

  • определять род и жанр литературного произведения;

  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

  • выявлять авторскую позицию;

  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

  • прослеживать темы русской литературы в их исторических изменениях;

  • определять индивидуальное и общее в эстетических принципах и стилях поэтов и писателей разных эпох;

  • определять идейную и эстетическую позицию писателя;

  • анализировать произведения с учетом особенностей художественного метода и жанровой специфики, а также преемственности литературных жанров и стилей;

  • различать героя, повествователя и автора в художественном произведении;

  • сопоставлять и критически оценивать идейные искания писателей и поэтов, основываясь на сравнении проблем произведений, путей и способов из разрешения, а также находить в них общее и различное;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • владеть различными видами пересказа; строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни и для создания связного текста (устного или письменного) на необходимую тему с учётом норм русского литературного языка;

  • поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторстве (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).

Виды контроля:

  • - промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, художественный, с изменением лица), выразительное чтение, в том числе и наизусть. Развернутый ответ на вопрос, викторина, анализ эпизода, анализ стихотворения, комментирование художественного текста, характеристика литературного героя, конспектирование (фрагментов критической статьи, лекции учителя, статьи учебника), сочинение на литературную тему, сообщение на литературную и историко-литературную темы, презентации проектов

  • - итоговый: анализ стихотворения, развернутый ответ на проблемный вопрос, выполнение заданий в тестовой форме.

Курс рассчитан на 68 часов (2 часа в неделю).



ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЛИТЕРАТУРА»


п/п

Наименование разделов и тем

1

Раздел 1. Введение

Тема № 1. Литература как искусство слова.

2

Раздел 2. Древнерусская литература

Тема № 2. Древнерусская литература, ее самобытный характер.

Тема № 3. «Слово о полку Игореве».

Тема № 4. РР. Подготовленное чтение отрывка из «Слова о полку Игореве».

3

Раздел 3. Русская литература 18 века

Тема № 5.Общая характеристика русской литературы 18 века.

М.В. Ломоносов. Г.Р. Державин.

Тема № 6. А.Н. Радищев.

Тема № 7. Н.М. Карамзин.

4

Раздел 4. Русская литература первой половины 19 века

Тема № 8. Русская литература первой половины 19 века (обзор).

Тема № 9. Романтизм как литературное направление.

В.А. Жуковский.

Тема № 10. А.С. Грибоедов.

Тема № 11. РР. Составление конспекта статьи И.А. Гончарова «Мильон терзаний».

Тема № 12. А.С. Пушкин.

Тема № 13. РР. Конспектирование критического статьи

В.Г. Белинского.

Тема № 14. М.Ю. Лермонтов.

Тема № 15. РР. Выразительное чтение лирических отступлений романа «Герой нашего времени».

Тема № 16. Н.В. Гоголь.

Тема № 17. Анализ эпизода поэмы «мертвые души».

5

Раздел 5. Русская литература второй половины 19 века

Тема № 18. Эмоциональное богатство русской поэзии.

Тема № 19. А.Н. Островский.

Тема № 20. Л.Н. Толстой.

Тема № 21. А.П. Чехов.

6

Раздел 6. Русская литература 20 века

Тема № 22. И.А. Бунин.

Тема № 23. М.А. Булгаков.

Тема № 24. РР. Ответ на проблемный вопрос (на материале повести «Собачье сердце»).

Тема № 25. М.А.Шолохов.

Тема № 26. А.И. Солженицын.

Тема № 27. РР.Работа над личным высказыванием («Можно ли Матрёну назвать праведницей?»).

7

Раздел 7. Поэзия Серебряного века

Тема № 28. Обзор поэзии серебряного века. М.И. Цветаева.

Тема № 29. А.А. Ахматова.

Тема № 30. РР. Анализ одного из стихотворений по выбору учащегося.

8

Раздел 8. Зарубежная литература

Тема № 31. Уильям Шекспир «Гамлет».

Тема № 32. Общечеловеческое значение героев Шекспира.




Содержание

Раздел 1. Введение (1ч.)

Литература как художественное отражение жизни. Литература и её роль в духовной жизни человека.

Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.

Художественное произведение и его автор.

Теория литературы: Литература как искусство слова (углубление представлений).

Раздел 2. Древнерусская литература (3ч.)

Древнерусская литература, ее самобытный характер. Богатство и разнообразие жанров. "Слово о полку Игореве". История открытия памятника, проблема авторства. Патриотический пафос произведения, призыв к единению, гуманизм русского народного сознания. Художественные особенности памятника. Значение «Слова…» для русской литературы последующих веков.

Теория литературы: Слово как жанр древнерусской литературы.

Развитие речи: выразительное чтение

Связь с другими искусствами: иллюстрации В. Серова, гравюры В. Фаворского, живопись В. Васнецова.

Раздел 3. Русская литература 18 века (4ч.)

Идейно-художественное своеобразие литературы эпохи Просвещения. Классицизм как литературное направление. Идея гражданского служения, прославление величества и могущества Российского государства. Античность и классицизм.

Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество (обзор). Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.

Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество (обзор).

Традиции и новаторство в поэзии Державина. «Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские интонации. «Памятник». Традиции Горация. Взгляд Державина на роль поэта и поэзии . Оценка в стихотворении собственного новаторства.

Александр Николаевич Радищев. Слово о поэте.

Сентиментализм как литературное направление. Жанр путешествия как форма панорамного изображения русской жизни. Отражение в «Путешествии из Петербурга в Москву» просветительских взглядов автора. Быт и нравы крепостнической России в книге, её гражданский антикрепостнический и обличительный пафос. Черты классицизма и сентиментализма в произведении.

Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе (писатель и историк). Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Понятие о сентиментализме как литературном направлении. Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героев. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Новые черты русской литературы.

Теория литературы: Ода как жанр лирической поэзии. Жанр путешествия. Сентиментализм (начальное представление).

Развитие речи: обучение конспектированию лекции, сжатый пересказ, характеристика героев по плану.

Связь с другими искусствами: портретная живопись, архитектура 18 века.

Раздел 4. Русская литература первой половины 19 века (42ч.)

Новое понимание человека в его связях и национальной историей. Осмысление ценностей европейской и мировой культуры. Беседа об авторах, определивших лицо литературы первой половины 19 века. Поэзия, проза, драматургия первой половины 19 века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе(обзор).

Романтизм как литературное направление. Воплощение в литературе романтических ценностей. Формирование представлений о национальной самобытности русской изящной словесности. Роль литературы в формировании литературного языка. Проблема личности и общества. Образ героя времени. Тип героя-индивидуалиста.

Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество (обзор).

Черты романтизма в лирике В.А. Жуковского. Тема человека и природы, соотношение мечты и действительности в стихотворении «Море». Романтический образ моря.

«Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.

Баллада «Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» - пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как сосредоточие народного духа и христианской веры. Светлана - пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.

Теория литературы: Баллада (развитие представлений).

Развитие речи: выразительное чтение; повторение лексики: прямое и переносное значение слова.

Связь с другими искусствами: иллюстрации А. Кошкина, картины И. Айвазовского.

Александр Сергеевич Грибоедов. Слово о писателе (обзор). «Горе от ума». История создания комедии. Идейный замысел, композиция. Истоки конфликта Чацкого и московского общества. Чацкий. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Критика о комедии (И.А. Гончаров «Мильон терзаний»).

Теория литературы: юмор, жанр комедии (углубление представлений).

Развитие речи: комментированный пересказ; речевая характеристика героя, составление конспекта статьи/ тезисного плана; выразительное чтение монологов .

Связь с другими искусствами: портреты А.С. Грибоедова художников И.Н. Крамского, П.З. Заболоцкого, Н.И. Уткина.

Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество (обзор).

"… Таков Поэт …" Основные вехи творчества А.С. Пушкина. Детство. Лицей. Пушкин на юге. Романтические мотивы лирики Пушкина. Южные поэмы. В Михайловском. После ссылки. (20-30-е годы). Последние годы жизни.

Основные мотивы лирики А.С. Пушкина. Дружба и друзья - одна из основных тем стихотворений поэта. ( «К товарищам», «Воспоминания …», «К Чаадаеву», «19 октября 1825 года»). Любовная лирика поэта. («Я вас любил», «Я помню…», «На холме Грузии…», «Мадонна»). Эволюция темы свободы в лирике поэта («В Сибирь», «К морю»). "Глаголом жги сердца людей". Тема поэта и поэзии в творчестве А.С. Пушкина. ("Памятник", "Певец", "Муза", "Пророк", "Эхо", "Арион").

Поэма «Цыганы». Романтический колорит поэмы. Цыганы». Контрастность характеров главных героев. Невозможность обретения свободы для себя. Основной конфликт в поэме «Цыганы». Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.

«Маленькие трагедии» Тематика и проблематика. Жанровое своеобразие трагедий. «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Нравственный смысл творчества.

"Евгений Онегин". История создания, сюжет и композиция. "И завтра то же, что вчера". (День Онегина). " Лед и пламя не столь различны меж собой". (Онегин и Ленский). "Души невинной излиянье". Письмо Татьяны - исповедь Онегину. Сон и именины Татьяны. Дуэль. "Но грустно думать, что напрасно была нам молодость дана". Татьяна в доме Онегина и в Москве. Последняя встреча. "Всегда я рад заметить разность между Онегиным и мной". Автор и герой в романе. Пушкинский роман в зеркале критики: В.Г. Белинский, Д.И. Писарев, А.А. Григорьев, Ф.М. Достоевский о романе; философская критика начала 20 века; писательские оценки).

Теория литературы: роман в стихах (начальное представление); реализм (развитие понятия); трагедия как жанр драмы (развитие понятия); романтическая поэма (развитие понятия); роман, композиция; реализм (развитие понятия).

Развитие речи: выразительное чтение.

Связь с другими искусствами: портреты поэта кисти В.А. Тропинина, О.А. Кипренского, картины Н. Ге, И.Е. Репина.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество поэта (обзор).

Основные мотивы лирики. "Из пламя и света рожденное слово". Назначение поэзии и судьба поэта в лирике М.Ю. Лермонтова. ("Пророк", "Поэт", "Кинжал" и др.). Тема одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова. «Парус», «И скучно, и грустно». Трагедия поколения в лирике Лермонтова («Дума», «Как часто пёстрою толпою окружён»). Образ Родины в лирике М.Ю. Лермонтова. «Бородино», «Прощай немытая Россия», «Родина».

"Герой нашего времени". Замысел и композиция романа. "Странный человек". (Повесть "Бэла"). Повесть "Максим Максимыч". Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Кто Печорин - виновник или жертва трагедии? "И какое дело мне до радостей и бедствий человеческих?" ("Тамань")."Зачем я жил? Для какой цели я родился?" ("Фаталист"). Философско-композиционное значение повести «Фаталист». Трагедия Печорина, ее сущность и причины.

Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В.Г. Белинского.

Теория литературы: понятие о романтизме (закрепление понятия); романтический герой (повторение); психологизм художественной литературы (начальные представления); психологический роман (начальные представления).

Развитие речи: выразительное чтение лирических отступлений романа

Связь с другими искусствами: автопортрет Лермонтова.

Николай Васильевич Гоголь. «Сквозь видимый миру смех и невидимые ему слезы». Н.В. Гоголь: жизнь, творчество, судьба.

«Мертвые души». Замысел и композиция. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Авторская концепция омервления души. Образы Манилова, Ноздрева: приемы создания сатирического образа персонажа. Чичиков у Коробочки, Собакевича, Плюшкина. Приемы создания образов помещиков; значение образов в поэме. Чичиков как художественное открытие Н.В. Гоголем нового героя эпохи. Чичиков как антигерой. Эволюция образа Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора - от сатирика к пророку и проповеднику. Живая Русь в поэме. Пафос лирических отступлений. Поэма в оценке В.Г. Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.

Теория литературы: понятие о герое и антигерое; понятие о литературном типе; понятие о комическом и его видах.

Развитие речи: анализ эпизодов

Связь с другими искусствами: иллюстрации к поэме художников А. Агина и А. Лаптева, А. Боклевского, В. Бернардского.

Раздел 5. Русская литература второй половины 19 века (6ч.).

Беседы о Н.А. Некрасове, Ф.И. Тютчеве, А.А. Фете и других поэтах (по выбору учителя). Многообразие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии.

Теория литературы: развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений; лирический герой (повторение).

Развитие речи: выразительное чтение.

Александр Николаевич Островский. Страницы жизни и творчества.

«Бедность не порок». Образ патриархального мира в пьесе и угроза его распада. Особенности сюжета. Комедия как жанр драматургии. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна и приказчик Митя - положительные герои пьесы. Победа любви - воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты. Н.А. Добролюбов и Н.Г. Чернышевский о пьесах А.Н. Островского.

Теория литературы: комедия как жанр драматургии (развитие понятия).

Развитие речи: выразительное чтение по ролям.

Связь с другими искусствами: постановки пьес А.Н. Островского в Малом театре.

Лев Николаевич Толстой. Страницы жизни и творчества.

"Юность" как часть автобиографической трилогии. Обзор содержания. Замысел автобиографической трилогии и его воплощение. Формирование личности юного героя повести. Его стремление к нравственному обновлению. Духовный конфликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептицизмом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л.Н. Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внутренний монолог как форма раскрытия психологии героя.

Антон Павлович Чехов. Страницы жизни и творчества. «Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказов. Тема «маленького человека». Чеховское отношение к маленькому человеку. Эволюция образа маленького человека в русской литературе. Тема одиночества человека в многолюдном городе..

Теория литературы: развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.

Развитие речи: совершенствование навыков пересказа.

Раздел 6. Русская литература 20 века (7ч.).

Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы 20 века. Разнообразие видов и жанров прозаических произведений 20 века, прозаики России.

Иван Алексеевич Бунин. Страницы жизни и творчества.

В творческой лаборатории Бунина . «Темные аллеи» - рассказ о несчастной любви. Сюжет и герои рассказа. История любви. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.

Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе.

Повесть "Собачье сердце", ее судьба. «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. Система образов повести «Собачье сердце». Смысл названия. Нравственная оценка операции профессора Преображенского. Шарик превращается в Шарикова. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость - основа живучести «шариковщины», «швондерства». Открытый финал повести. Поэтика Булгакова-сатирика. Приемы гротеска в повести.

Теория литературы: художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий).

Развитие речи: пересказ фрагментов повести.

Связь с другими искусствами: экранизация повести «Собачье сердце» режиссером В. Бортко.

Михаил Александрович Шолохов. Страницы жизни и творчества.

"Судьба человека". Особенности композиции рассказа. Образ Андрея Соколова. Автор и рассказчик в произведении.

Теория литературы: реализм в художественной литературе.

Связь с другими искусствами: экранизация рассказа «Судьба человека»-режиссер С. Бондарчук.

Александр Исаевич Солженицын. Страницы жизни и творчества.

Тема праведничества в рассказе «Матренин двор». Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.

Теория литературы: притча (углубление понятия).


Раздел 7. Поэзия Серебряного века (3ч.).

Обзор поэзии серебряного века. Многообразие направлений, видов, жанров лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии 20 века.

Марина Ивановна Цветаева. Страницы жизни и творчества. «Идешь, на меня похожий…», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной…», «Стихи к Блоку», «Откуда такая нежность?...», «Родина», «Стихи о Москве». Основные мотивы лирики Цветаевой. Особенности поэтики Цветаевой.

Анна Андреевна Ахматова. Страницы жизни и творчества. Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Пушкин», «Подорожник», «Тростник», «Ветер войны», «ANNO DOMINI». Основные мотивы лирики А. А. Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии.

Теория литературы: виды рифм; способы рифмовки.

Развитие речи: выразительное чтение наизусть; способы анализа лирического стихотворения.

Связь с другими искусствами: портреты поэтессы работы художников Модильяни, Альтмана, Верейского, Анненкова.

Раздел 8. Зарубежная литература (2ч.).

Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристика гуманизма эпохи Возрождения.

«Гамлет» (обзор). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром. Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература.

Теория литературы: трагедия как драматический жанр.

Развитие речи: выразительное чтение драматического произведения.

Связь с другими искусствами: экранизации пьесы Шекспира «Гамлет»- реж. Франко Дзеффирелли, Георгий Козинцев.


ЛИТЕРАТУРА


Программы

Сборник нормативных документов. Литература / сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. - 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2010.

Литература. Программы общеобразовательных учреждений. 5-11 классы (Базовый уровень). 10-11 классы (Профильный уровень). /Под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение, 2009.

Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (базовый уровень) / под ред. В.Я.Коровиной. М.: Просвещение,2010.


Основная литература

Аркин И.И. Уроки литературы в 9 классе: Практическая методика: Книга для учителя, - М.: Просвещение, 2008.

Беломестных О.Б., Корнеева М.С., Золотарева И.В. Поурочное планирование по литературе 9 класс.- М.: ВАКО, 2002

Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного подхода к учащимся: Книга для учителя литературы/ Н.В.Беляева.- М.: Вербум-М., 2004

Вельская Л.Л. Литературные викторины. - М.: Просвещение, 2005.

Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературы 5-9 классы.- М.: Дрофа, 2006

Зинина Е.А., Федоров А.В., Самойлова Е.А. Литература: Сборник заданий для проведения экзамена в 9 классе. - М: Просвещение, 2006.

Золотарёва И.В. и др. Поурочные разработки по литературе. 9 кл. - М.: ВАКО, 2003.

Золотарева И. В., Егорова Н. В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 9 класс. М.: ВАКО, 2011.

Коровина В.Я. Литература: 9 кл.: Методические советы / В.Я.Коровина, И.С.Збарский: под ред. В.И.Коровина. - М.: Просвещение, 2008.

Коровина В. Я., Збарский И. С., Коровин В. И. Читаем, думаем, спорим…: Дидактические материалы по литературе: 9 класс. М.: Просвещение, 2010.

Кучина Т. Г., Леденёв А.В. Контрольные и проверочные работы по литературе. 9-11 кл., - М.: «Дрофа», 1997

Лейфман И.М. Карточки для дифференцированного контроля знаний по литературе. 9 класс, - М.: Материк Альфа, 2004.

Матвеева Е.И. Литература. 9 класс: Тестовые задания к основным учебникам. - М.: Эскимо, 2008

Литература: 9 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на СД- ROM / Сост. Коровина В.Я., В.П.Журавлев, В.И.Коровин.- М.: Просвещение, 2008

Литература. 5 - 11классы : проектная деятельность учащихся\ авт.-сост. Г.В.Цветкова.- Волгоград: Учитель, 2011

Литература: Тесты. 9-11 кл. Автор-сост. И. М. Михайлова.- М.: «Дрофа»,

Оглоблина Н.Н. Тесты по литературе. 5-11 кл. - М.: «Издательство Астрель», 2000

Русский язык. Литература. 5-11 классы: уроки - путешествия, ролевые игры, тематические викторины/авт-сост. Е.М. Мордас. - Волгоград: Учитель, 2011

Фогельсон И.А. Русская литература первой половины 19 века. - М.: Материк Альфа. 2006.

Учебники

Литература. 9 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х ч./Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. - М.: Просвещение, 2008.

Интернет - ресурсы

katalog.iot.ru - каталог образовательных ресурсов сети Интернет.

lexed.ru/standart/01/01/02.html - Федеральный центр -

school - collection.edu.ru - единая коллекция цифровых образовательных образовательных ресурсов.

www/rusedu.ru - архив медиафайлов (уроки и презентации).

www/mapryal/org/ - МАПРЯЛ (сайт Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы)

lit.1 september.ru и rus. 1 september.ru-электронная версия газеты «Первое сентября. Литература» и «Русский язык»

festival.1 september.ru - Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

pedsovet.org - Всероссийский Интернет-педсовет

it-n.ru- сеть творческих учителей


Приложение № 1

к рабочей программе



Календарно-тематическое планирование

уроков литературы


урока

Наименование раздела, темы

Количество часов

Дата

Примечание

Раздел 1. Введение.

1

Литература и ее роль в духовной жизни человека.

1

Раздел 2. Древнерусская литература

2

Древнерусская литература, ее самобытный характер. Богатство и разнообразие жанров. "Слово о полку Игореве" - величайший памятник древнерусской литературы.

1

3

Патриотический пафос произведения, призыв к единению, гуманизм русского народного сознания. Художественные особенности памятника.

1

4

Р.р. Подготовленное выразительное чтение отрывка из «Слова о полку Игореве».

1

Раздел 3. Русская литература 18 века

5

Общая характеристика русской литературы 18 века. Гражданский пафос русского классицизма. М.В. Ломоносов - ученый, поэт, реформатор русского литературного языка. Г.Р. Державин. Слово о поэте-философе.

1

6

Подвиг А.Н. Радищева. «Путешествие из Петербурга в Москву» (обзор). Обличительный пафос произведения.

1

7

Н.М Карамзин - писатель и историк. Понятие о сентиментализме. Повесть "Бедная Лиза".

1

8

Утверждение общечеловеческих ценностей в повести "Бедная Лиза".

1

Раздел 4. Русская литература первой половины 19 века

9

Русская литература первой половины 19 века (обзор). Авторы и произведения, определившие лицо литературы этого периода.

1

10

Романтизм как литературное направление.

В.А. Жуковский. Жизнь и творчество. Своеобразие художественного мира писателя («Море», «Невыразимое»).

Жанр баллады в творчестве Жуковского («Светлана»)

Повторение: баллада.

1

11

А.С. Грибоедов. Слово о писателе. «Горе от ума». Идейный замысел, композиция. Истоки конфликта Чацкого и московского общества. Чацкий.

Повторение: речевая характеристика героя.

1

12

«Век нынешний и век минувший». Анализ второго действия.

1

13

«Горе от ума» - «картина нравов, галерея живых типов и острая сатира». Обобщающее значение комедии, смысл названия. Меткий, афористичный язык комедии

1

14

Р.р. Составление конспекта статьи И. А. Гончарова «Мильон терзаний»

1

15

"… Таков Поэт …" Основные вехи творчества А.С. Пушкина. Детство. Лицей.

Пушкин на юге. Романтические мотивы лирики Пушкина. Южные поэмы (Основной конфликт в поэме «Цыганы»)

1

16

В Михайловском. После ссылки. (20-30-е годы). Последние годы жизни.

1

17

Основные мотивы лирики А.С. Пушкина. Дружба и друзья - одна из основных тем стихотворений поэта. ( «К товарищам», «Воспоминания …», «К Чаадаеву», «19 октября 1825 года»).

1

18

Любовная лирика поэта. («Я вас любил», «Я помню…», «На холме Грузии…», «Мадонна»)

1

19

Эволюция темы свободы в лирике поэта («В Сибирь», «К морю»)

1

20

"Глаголом жги сердца людей". Тема поэта и поэзии в творчестве А.С. Пушкина. ("Памятник", "Певец", "Муза", "Пророк", "Эхо", "Арион")

1

21

Поэма «Цыганы». Романтический колорит поэмы. Цыганы». Контрастность характеров главных героев. Невозможность обретения свободы для себя.

Повторение: романтическая поэма.

1

22

«Маленькие трагедии» Тематика и проблематика. Жанровое своеобразие трагедий.

1

23

«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Нравственный смысл творчества.

1

24

"Евгений Онегин". История создания, сюжет и композиция.

"И завтра то же, что вчера". (День Онегина).

Повторение: роман, композиция.

1

25

" Лед и пламя не столь различны меж собой". (Онегин и Ленский).

1

26

"Души невинной излиянье". Письмо Татьяны - исповедь Онегину.

1

27

Сон и именины Татьяны. Дуэль.

1

28

"Но грустно думать, что напрасно была нам молодость дана". Татьяна в доме Онегина и в Москве. Последняя встреча.

1

29

"Всегда я рад заметить разность между Онегиным и мной". Автор и герой в романе.

1

30

Р.р. Конспектирование критической статьи В. Г. Белинского

1

31

"Жизнь моя - я сам". Вехи жизни и творчества М.Ю. Лермонтова. Основные мотивы лирики

1

32

"Из пламя и света рожденное слово". Назначение поэзии и судьба поэта в лирике М.Ю. Лермонтова. ("Пророк", "Поэт", "Кинжал" и др.)

1

33

Тема одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова. «Парус», «И скучно, и грустно».

Трагедия поколения в лирике Лермонтова («Дума», «Как часто пёстрою толпою окружён»)

1

34

Образ Родины в лирике М.Ю. Лермонтова. «Бородино», «Прощай немытая Россия», «Родина».

1

35

"Герой нашего времени". Замысел и композиция романа."

Странный человек". (Повесть "Бэла")

Повторение: романтический герой.

1

36

Повесть "Максим Максимыч". Кто Печорин - виновник или жертва трагедии?

1

37

"И какое дело мне до радостей и бедствий человеческих?" ("Тамань").

1

38

"Неужели зло так привлекательно?" Печорин и "водяное общество".

1

39

"Неужели зло так привлекательно?" Печорин в отношениях с Вернером, Грушницким.

1

40

"Зачем я жил? Для какой цели я родился?" ("Фаталист")

1

41

Обобщающий урок по роману. Трагедия Печорина, ее сущность и причины.

1

42

Р.р. Выразительное чтение лирических отступлений романа

1

43

"Сквозь видимый миру смех и невидимые ему слезы". Н.В. Гоголь: жизнь, творчество, судьба.

1

44

"Мертвые души". Замысел и композиция. Знакомство с героем. (1 глава)

1

45

«Портретные» главы поэмы. Встреча с Маниловым, Ноздрёвым. Приёмы создания сатирического образа персонажа.

Повторение: сатира и юмор.

1

46

Встреча с Коробочкой, Собакевичем, Плюшкиным. Значение образов в поэме.

1

47

«В городе NN». Губернаторское общество.

1

48

Чичиков как художественное открытие Н.В. Гоголем нового героя эпохи.

«Кто же он? Стало быть подлец?» Образ Чичикова в поэме.

1

49

Живая Русь в поэме. Пафос лирических отступлений. Образ автора в поэме. Обобщающее значение поэмы

1

50

Р.р. Анализ эпизода поэмы «Мертвые души»

1

Раздел 5. Русская литература второй половины 19 века

51

Эмоциональное богатство русской поэзии. Н. А. Некрасов, Ф. И. Тютчев, А. А. Фет и др. Обзор с включением ряда произведений.

Повторение: лирический герой.

1

52

А.Н. Островский: страницы жизни и творчества.

А.Н. Островский "Бедность не порок". Образ патриархального мира в пьесе. Любовь в патриархальном мире и ее влияние на героев пьесы.

1

53

А.Н. Островский "Бедность не порок". Победа любви и красоты. Своеобразие языка комедии.

1

54

Л.Н. Толстой: страницы жизни и творчества. "Юность" как часть автобиографической трилогии. Обзор содержания . Замысел автобиографической трилогии и его воплощение.

1

55

Формирование личности юного героя повести. Его стремление к нравственному обновлению. Духовный конфликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками.

1

56

А.П. Чехов: страницы жизни и творчества. «Тоска», «Смерть чиновника». Тема «маленького человека». Истинные и ложные ценности героев рассказов. Тема одиночества человека.

1

Раздел 6. Русская литература 20 века.

57

Русская литература 20 века. Богатство, разнообразие жанров и направлений.

И.А. Бунин. Страницы жизни и творчества. В творческой лаборатории Бунина . «Темные аллеи» - рассказ о несчастной любви. Сюжет и герои рассказа. История любви.

1

58

М.А. Булгаков. Слово о писателе. Повесть "Собачье сердце", ее судьба. «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. Анализ 1-3 глав

1

59

Система образов повести «Собачье сердце». Нравственная оценка операции профессора Преображенского. Шарик превращается в Шарикова. Открытый финал повести.

1

60

Р.р. Ответ на проблемный вопрос на материале повести.

1

61

М.А. Шолохов: страницы жизни и творчества. "Судьба человека". Особенности композиции рассказа. Образ Андрея Соколова. Автор и рассказчик в произведении

1

62

А.И. Солженицын: страницы жизни и творчества. Тема праведничества в рассказе «Матренин двор». Трагизм судьбы героини.

Повторение: притча.

1

63

Р.р. Работа над личным высказыванием «Можно ли Матрену назвать праведницей?»

1

Раздел 7. Поэзия Серебряного века.

64

Обзор поэзии серебряного века. Многообразие направлений, видов, жанров лирической поэзии.

М. И. Цветаева: страницы жизни и творчества. Основные мотивы лирики Цветаевой.

1

65

А. А. Ахматова: страницы жизни и творчества. Основные мотивы лирики А. А. Ахматовой.

Повторение: виды рифм, способы рифмовки.

1

66

Р.р. Анализ одного из стихотворений по выбору учащегося.

1

Раздел 8. Зарубежная литература.

67

У. Шекспир «Гамлет». Обзорное изучение с анализом фрагментов

1

68

Общечеловеческое значение героев Шекспира.

1



Приложение № 2

к рабочей программе

Произведения для заучивания наизусть


  • Слово о полку Игореве (Вступление или «Плач Ярославны»)

  • М. В. Ломоносов. Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния (отрывок по выбору учащихся)

  • Г. Р. Державин. Властителям и судиям. Памятник. (на выбор)

  • А. С. Грибоедов. Горе от ума (один из монологов Чацкого)

  • А. С. Пушкин. К Чадаеву. Анчар. Мадонна. Пророк. Я вас любил… (АО выбору учащихся)

  • Евгений Онегин (отрывок по выбору учащихся, например «Письмо Татьяне «Письмо Онегина»)

  • М. Ю. Лермонтов. Смерть поэта. И скучно и грустно. Родина. Пророк. Молитва.

  • А. Блок. Ветер принес издалека. О, я хочу безумно жить.

  • С. Есенин. Край ты мой заброшенный, Не жалею, не зову, не плачу.

  • В. Маяковский. Люблю.

  • М. Цветаева. Идешь, на меня похожий. Мне нравится, что вы больны не мной. Стихи о Москве.

  • А. Твардовский. Весенние строчки. Я убит подо Ржевом.



© 2010-2022