- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа. Литература. 9 класс. Специальные (коррекционные) классы 7 вида
Рабочая программа. Литература. 9 класс. Специальные (коррекционные) классы 7 вида
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Фомичева Л.Н. |
Дата | 29.04.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6 г.Орла
Методическое объединение учителей русского языка и литературы
Рабочая программа
по литературе для специальных (коррекционных) классов VII вида
9 класс
Орёл
2013
Автор-составитель
Е.С. Аверичева, учитель русского языка и литературы;
Фомичева Л.Н., учитель русского языка и литературы
Рабочая программа по литературе для специальных (коррекционных) классов 7 вида. 9 класс. - Орел: МБОУ - СОШ № 6 г. Орла. - С.25
Обсуждена и одобрена на заседании МО учителей русского языка и литературы (протокол № 1 от « 30» августа 2013г.).
© МБОУ СОШ № 6 г. Орла - 2013г.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6 г.Орла
Методическое объединение учителей русского языка и литературы
УТВЕРЖДАЮ
Директор муниципального
бюджетного образовательного
учреждения СОШ № 6
Краснова С.А.
«___» _____________ 2013 г.
Рабочая программа
по литературе для специальных (коррекционных) классов VII вида
9 класс
Орёл
2013
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе федерального государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по литературе и авторской программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательных учреждений под ред. В.Я. Коровиной. Программа определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы. Обучение ведется с использованием учебника: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразоват. учреждений. В 2ч. Ч. 1,2 / авт.-сост. В.Я.Коровина и др. - М.:Просвещение, 2010.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Общая цель литературного образования - приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной культуры, развитие способности к эстетическому восприятию искусства, оценки явлений литературы, формирование гуманных потребностей. Особое значение придается урокам литературы в деле формирования у учащихся опыта общения, основанного на гуманистических принципах.
Практическая направленность курса проявляется в том, что теоретический материал постигается учащимися через опыт критического анализа текста, при этом особое внимание уделяется совершенствованию навыков чтения, развитию устной и письменной монологической речи, творческому развитию учащихся.
Преподавание предмета строится в соответствии с принципами гуманизации, свободного развития личности и обеспечивает адаптивность и вариативность системы образования, а также соотносится с задачами обучения детей с задержкой психического развития и служит для формирования коррекционно-развивающего пространства через активизацию познавательной деятельности учащихся; повышение уровня их умственного развития; нормализацию учебной деятельности; коррекцию недостатков эмоционально-личностного и социального развития; охрану и укрепление физического и нервно-психического здоровья; социально-трудовую адаптацию.
Цели изучения курса «Литература» в специальном (коррекционном) классе аналогичны целям изучения предмета в общеобразовательных классах и изложены в «Сборнике нормативных документов. Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план. Обязательный минимум содержания основных образовательных программ». Изучение литературы направлено на достижение целей:
-
воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира учащихся, их жизненного и эстетического опыта;
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
-
освоение знаний о литературе, ее духовно- нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве. Об отдельных произведениях зарубежной классики;
-
овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком;
-
овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте, создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
-
овладение умением формулировать цель своей деятельности, планировать её, находить необходимую информацию из различных источников.
Гуманизация преподавания литературы проявляется в сочетании традиционных и инновационных методов обучения.
К основным обще учебным умениям и навыкам, формируемым на урокам литературы относятся:
-
умение читать и пересказывать художественное произведение;
-
умение формулировать проблемные вопросы, аргументированно отвечать по тексту, цитировать;
-
самостоятельно формулировать тему и идею произведения;
-
анализировать художественное произведение с учетом его жанра, в контексте культуры, эпохи, современности;
-
работать с разными источниками информации, пользоваться словарями и справочниками;
-
владеть грамотной письменной речью, писать сочинения разных жанров.
Задачи изучения литературы представлены тремя категориями: воспитательной, образовательной и коррекционно-развивающей.
Воспитательные задачи заключаются в формировании эстетического идеала, развитии эстетического вкуса, который, в свою очередь, служит верному и глубокому постижению прочитанного, содействует появлению прочного, устойчивого интереса к книге, воспитанию доброты, сердечности и сострадания как важнейших качеств развитой личности.
В круг образовательных задач входят:
-
формирование умений творческого углубленного чтения;
-
читательской самостоятельности, умений видеть текст и подтекст;
-
особенности создания художественного образа, освоение предлагаемых произведений как искусства слова;
-
знакомство с понятием характеры героев;
-
формирование речевых умений - умений составить план и пересказать прочитанное;
-
умение составить конспект статьи; записать основы лекции;
-
умение прокомментировать прочитанное;
-
объяснить слово, строку и рассказать об их роли в тексте;
-
умений видеть писателя в контексте общей культуры, истории и мирового искусства.
К коррекционно-развивающим задачам относятся:
-
формирование умений полноценно воспринимать литературное произведение в его эмоциональном, образном и логическом единстве, преодоление недостатков в развитии эмоционально-волевой сферы детей, коррекция личностного развития ребенка;
-
развитие и расширение знаний учащихся об окружающем мире, обогащение чувственного опыта ребенка, развитие его мыслительной деятельности и познавательной активности;
-
совершенствование навыков чтения - сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения вслух и про себя;
-
уточнение и обогащение словарного запаса ребенка обобщающими понятиями, словами, обозначающими действия и признаки, особенно теми, которые называют чувства, переживаемые самим говорящим, другим лицом или литературным героем;
-
развитие мышления: умения наблюдать, анализировать, сравнивать и обобщать;
-
развитие связной речи (формирование и совершенствование целенаправленности и связности высказывания, точности и разнообразия лексики, внятности и выразительности речи).
В данной программе пересмотрено количество часов по изучаемым темам с учётом возрастных особенностей детей с ЗПР.
Программа построена по модульному принципу. Каждый тематический блок программы относительно самостоятелен, объем изучения материала в нем зависит от уровня подготовки учащихся, их коммуникативных потребностей и интересов. Некоторые из указанных тем могут быть опущены, наоборот, отдельные темы могут выступать в качестве главных. Учитывая, что содержание школьного литературного образования концентрично и учащихся должно формироваться целостное представление о ходе и развитии литературного процесса, рекомендуем не изменять последовательность изучения тематических блоков. В программе соблюдена системная направленность: от освоения различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведений писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя; до начальных сведений об историзме литературы, как искусстве слова. Продолжается ознакомление с литературой разных веков (с времен древней Руси до современности).
В формировании грамотного читателя особую роль играют межпредметные и внутрипредметные связи курса литературы, обращение к другим видам искусства.
Чтение произведений зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 9 класс.
Основные теоретико-литературные понятия, знания о которых углубляются или даются впервые: литература как искусство слова; слово как жанр древнерусской литературы; ода как жанр лирической поэзии; романтизм; сентиментализм; баллада, роман в стихах; понятие о герое и антигерое; понятие о литературном типе; трагедия, комедия как жанр драматургии; реализм в художественной литературе; философско-драматическая поэма.
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельного чтения.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения литературы учащиеся должны
знать /понимать:
-
образную природу словесного искусства;
-
общую характеристику развития русской литературы (этапы развития, основные литературные направления);
-
авторов и содержание изученных художественных произведений;
-
основные факты жизни и творческого пути писателей-классиков 19-20 веков;
-
историко-культурный контекст изучаемых произведений;
-
основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
-
воспринимать и анализировать художественный текст;
-
выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
-
определять род и жанр литературного произведения;
-
выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
-
выявлять авторскую позицию;
-
характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
-
прослеживать темы русской литературы в их исторических изменениях;
-
определять индивидуальное и общее в эстетических принципах и стилях поэтов и писателей разных эпох;
-
определять идейную и эстетическую позицию писателя;
-
анализировать произведения с учетом особенностей художественного метода и жанровой специфики, а также преемственности литературных жанров и стилей;
-
различать героя, повествователя и автора в художественном произведении;
-
сопоставлять и критически оценивать идейные искания писателей и поэтов, основываясь на сравнении проблем произведений, путей и способов из разрешения, а также находить в них общее и различное;
-
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
-
владеть различными видами пересказа; строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
-
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни и для создания связного текста (устного или письменного) на необходимую тему с учётом норм русского литературного языка;
-
поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторстве (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).
Виды контроля:
-
- промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, художественный, с изменением лица), выразительное чтение, в том числе и наизусть. Развернутый ответ на вопрос, викторина, анализ эпизода, анализ стихотворения, комментирование художественного текста, характеристика литературного героя, конспектирование (фрагментов критической статьи, лекции учителя, статьи учебника), сочинение на литературную тему, сообщение на литературную и историко-литературную темы, презентации проектов
-
- итоговый: анализ стихотворения, развернутый ответ на проблемный вопрос, выполнение заданий в тестовой форме.
Курс рассчитан на 68 часов (2 часа в неделю).
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЛИТЕРАТУРА»
№
п/п
Наименование разделов и тем
1
Раздел 1. Введение
Тема № 1. Литература как искусство слова.
2
Раздел 2. Древнерусская литература
Тема № 2. Древнерусская литература, ее самобытный характер.
Тема № 3. «Слово о полку Игореве».
Тема № 4. РР. Подготовленное чтение отрывка из «Слова о полку Игореве».
3
Раздел 3. Русская литература 18 века
Тема № 5.Общая характеристика русской литературы 18 века.
М.В. Ломоносов. Г.Р. Державин.
Тема № 6. А.Н. Радищев.
Тема № 7. Н.М. Карамзин.
4
Раздел 4. Русская литература первой половины 19 века
Тема № 8. Русская литература первой половины 19 века (обзор).
Тема № 9. Романтизм как литературное направление.
В.А. Жуковский.
Тема № 10. А.С. Грибоедов.
Тема № 11. РР. Составление конспекта статьи И.А. Гончарова «Мильон терзаний».
Тема № 12. А.С. Пушкин.
Тема № 13. РР. Конспектирование критического статьи
В.Г. Белинского.
Тема № 14. М.Ю. Лермонтов.
Тема № 15. РР. Выразительное чтение лирических отступлений романа «Герой нашего времени».
Тема № 16. Н.В. Гоголь.
Тема № 17. Анализ эпизода поэмы «мертвые души».
5
Раздел 5. Русская литература второй половины 19 века
Тема № 18. Эмоциональное богатство русской поэзии.
Тема № 19. А.Н. Островский.
Тема № 20. Л.Н. Толстой.
Тема № 21. А.П. Чехов.
6
Раздел 6. Русская литература 20 века
Тема № 22. И.А. Бунин.
Тема № 23. М.А. Булгаков.
Тема № 24. РР. Ответ на проблемный вопрос (на материале повести «Собачье сердце»).
Тема № 25. М.А.Шолохов.
Тема № 26. А.И. Солженицын.
Тема № 27. РР.Работа над личным высказыванием («Можно ли Матрёну назвать праведницей?»).
7
Раздел 7. Поэзия Серебряного века
Тема № 28. Обзор поэзии серебряного века. М.И. Цветаева.
Тема № 29. А.А. Ахматова.
Тема № 30. РР. Анализ одного из стихотворений по выбору учащегося.
8
Раздел 8. Зарубежная литература
Тема № 31. Уильям Шекспир «Гамлет».
Тема № 32. Общечеловеческое значение героев Шекспира.
Содержание
Раздел 1. Введение (1ч.)
Литература как художественное отражение жизни. Литература и её роль в духовной жизни человека.
Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.
Художественное произведение и его автор.
Теория литературы: Литература как искусство слова (углубление представлений).
Раздел 2. Древнерусская литература (3ч.)
Древнерусская литература, ее самобытный характер. Богатство и разнообразие жанров. "Слово о полку Игореве". История открытия памятника, проблема авторства. Патриотический пафос произведения, призыв к единению, гуманизм русского народного сознания. Художественные особенности памятника. Значение «Слова…» для русской литературы последующих веков.
Теория литературы: Слово как жанр древнерусской литературы.
Развитие речи: выразительное чтение
Связь с другими искусствами: иллюстрации В. Серова, гравюры В. Фаворского, живопись В. Васнецова.
Раздел 3. Русская литература 18 века (4ч.)
Идейно-художественное своеобразие литературы эпохи Просвещения. Классицизм как литературное направление. Идея гражданского служения, прославление величества и могущества Российского государства. Античность и классицизм.
Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество (обзор). Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.
Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество (обзор).
Традиции и новаторство в поэзии Державина. «Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские интонации. «Памятник». Традиции Горация. Взгляд Державина на роль поэта и поэзии . Оценка в стихотворении собственного новаторства.
Александр Николаевич Радищев. Слово о поэте.
Сентиментализм как литературное направление. Жанр путешествия как форма панорамного изображения русской жизни. Отражение в «Путешествии из Петербурга в Москву» просветительских взглядов автора. Быт и нравы крепостнической России в книге, её гражданский антикрепостнический и обличительный пафос. Черты классицизма и сентиментализма в произведении.
Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе (писатель и историк). Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Понятие о сентиментализме как литературном направлении. Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героев. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Новые черты русской литературы.
Теория литературы: Ода как жанр лирической поэзии. Жанр путешествия. Сентиментализм (начальное представление).
Развитие речи: обучение конспектированию лекции, сжатый пересказ, характеристика героев по плану.
Связь с другими искусствами: портретная живопись, архитектура 18 века.
Раздел 4. Русская литература первой половины 19 века (42ч.)
Новое понимание человека в его связях и национальной историей. Осмысление ценностей европейской и мировой культуры. Беседа об авторах, определивших лицо литературы первой половины 19 века. Поэзия, проза, драматургия первой половины 19 века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе(обзор).
Романтизм как литературное направление. Воплощение в литературе романтических ценностей. Формирование представлений о национальной самобытности русской изящной словесности. Роль литературы в формировании литературного языка. Проблема личности и общества. Образ героя времени. Тип героя-индивидуалиста.
Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество (обзор).
Черты романтизма в лирике В.А. Жуковского. Тема человека и природы, соотношение мечты и действительности в стихотворении «Море». Романтический образ моря.
«Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.
Баллада «Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» - пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как сосредоточие народного духа и христианской веры. Светлана - пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.
Теория литературы: Баллада (развитие представлений).
Развитие речи: выразительное чтение; повторение лексики: прямое и переносное значение слова.
Связь с другими искусствами: иллюстрации А. Кошкина, картины И. Айвазовского.
Александр Сергеевич Грибоедов. Слово о писателе (обзор). «Горе от ума». История создания комедии. Идейный замысел, композиция. Истоки конфликта Чацкого и московского общества. Чацкий. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Критика о комедии (И.А. Гончаров «Мильон терзаний»).
Теория литературы: юмор, жанр комедии (углубление представлений).
Развитие речи: комментированный пересказ; речевая характеристика героя, составление конспекта статьи/ тезисного плана; выразительное чтение монологов .
Связь с другими искусствами: портреты А.С. Грибоедова художников И.Н. Крамского, П.З. Заболоцкого, Н.И. Уткина.
Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество (обзор).
"… Таков Поэт …" Основные вехи творчества А.С. Пушкина. Детство. Лицей. Пушкин на юге. Романтические мотивы лирики Пушкина. Южные поэмы. В Михайловском. После ссылки. (20-30-е годы). Последние годы жизни.
Основные мотивы лирики А.С. Пушкина. Дружба и друзья - одна из основных тем стихотворений поэта. ( «К товарищам», «Воспоминания …», «К Чаадаеву», «19 октября 1825 года»). Любовная лирика поэта. («Я вас любил», «Я помню…», «На холме Грузии…», «Мадонна»). Эволюция темы свободы в лирике поэта («В Сибирь», «К морю»). "Глаголом жги сердца людей". Тема поэта и поэзии в творчестве А.С. Пушкина. ("Памятник", "Певец", "Муза", "Пророк", "Эхо", "Арион").
Поэма «Цыганы». Романтический колорит поэмы. Цыганы». Контрастность характеров главных героев. Невозможность обретения свободы для себя. Основной конфликт в поэме «Цыганы». Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.
«Маленькие трагедии» Тематика и проблематика. Жанровое своеобразие трагедий. «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Нравственный смысл творчества.
"Евгений Онегин". История создания, сюжет и композиция. "И завтра то же, что вчера". (День Онегина). " Лед и пламя не столь различны меж собой". (Онегин и Ленский). "Души невинной излиянье". Письмо Татьяны - исповедь Онегину. Сон и именины Татьяны. Дуэль. "Но грустно думать, что напрасно была нам молодость дана". Татьяна в доме Онегина и в Москве. Последняя встреча. "Всегда я рад заметить разность между Онегиным и мной". Автор и герой в романе. Пушкинский роман в зеркале критики: В.Г. Белинский, Д.И. Писарев, А.А. Григорьев, Ф.М. Достоевский о романе; философская критика начала 20 века; писательские оценки).
Теория литературы: роман в стихах (начальное представление); реализм (развитие понятия); трагедия как жанр драмы (развитие понятия); романтическая поэма (развитие понятия); роман, композиция; реализм (развитие понятия).
Развитие речи: выразительное чтение.
Связь с другими искусствами: портреты поэта кисти В.А. Тропинина, О.А. Кипренского, картины Н. Ге, И.Е. Репина.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество поэта (обзор).
Основные мотивы лирики. "Из пламя и света рожденное слово". Назначение поэзии и судьба поэта в лирике М.Ю. Лермонтова. ("Пророк", "Поэт", "Кинжал" и др.). Тема одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова. «Парус», «И скучно, и грустно». Трагедия поколения в лирике Лермонтова («Дума», «Как часто пёстрою толпою окружён»). Образ Родины в лирике М.Ю. Лермонтова. «Бородино», «Прощай немытая Россия», «Родина».
"Герой нашего времени". Замысел и композиция романа. "Странный человек". (Повесть "Бэла"). Повесть "Максим Максимыч". Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Кто Печорин - виновник или жертва трагедии? "И какое дело мне до радостей и бедствий человеческих?" ("Тамань")."Зачем я жил? Для какой цели я родился?" ("Фаталист"). Философско-композиционное значение повести «Фаталист». Трагедия Печорина, ее сущность и причины.
Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В.Г. Белинского.
Теория литературы: понятие о романтизме (закрепление понятия); романтический герой (повторение); психологизм художественной литературы (начальные представления); психологический роман (начальные представления).
Развитие речи: выразительное чтение лирических отступлений романа
Связь с другими искусствами: автопортрет Лермонтова.
Николай Васильевич Гоголь. «Сквозь видимый миру смех и невидимые ему слезы». Н.В. Гоголь: жизнь, творчество, судьба.
«Мертвые души». Замысел и композиция. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Авторская концепция омервления души. Образы Манилова, Ноздрева: приемы создания сатирического образа персонажа. Чичиков у Коробочки, Собакевича, Плюшкина. Приемы создания образов помещиков; значение образов в поэме. Чичиков как художественное открытие Н.В. Гоголем нового героя эпохи. Чичиков как антигерой. Эволюция образа Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора - от сатирика к пророку и проповеднику. Живая Русь в поэме. Пафос лирических отступлений. Поэма в оценке В.Г. Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.
Теория литературы: понятие о герое и антигерое; понятие о литературном типе; понятие о комическом и его видах.
Развитие речи: анализ эпизодов
Связь с другими искусствами: иллюстрации к поэме художников А. Агина и А. Лаптева, А. Боклевского, В. Бернардского.
Раздел 5. Русская литература второй половины 19 века (6ч.).
Беседы о Н.А. Некрасове, Ф.И. Тютчеве, А.А. Фете и других поэтах (по выбору учителя). Многообразие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии.
Теория литературы: развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений; лирический герой (повторение).
Развитие речи: выразительное чтение.
Александр Николаевич Островский. Страницы жизни и творчества.
«Бедность не порок». Образ патриархального мира в пьесе и угроза его распада. Особенности сюжета. Комедия как жанр драматургии. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна и приказчик Митя - положительные герои пьесы. Победа любви - воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты. Н.А. Добролюбов и Н.Г. Чернышевский о пьесах А.Н. Островского.
Теория литературы: комедия как жанр драматургии (развитие понятия).
Развитие речи: выразительное чтение по ролям.
Связь с другими искусствами: постановки пьес А.Н. Островского в Малом театре.
Лев Николаевич Толстой. Страницы жизни и творчества.
"Юность" как часть автобиографической трилогии. Обзор содержания. Замысел автобиографической трилогии и его воплощение. Формирование личности юного героя повести. Его стремление к нравственному обновлению. Духовный конфликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептицизмом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л.Н. Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внутренний монолог как форма раскрытия психологии героя.
Антон Павлович Чехов. Страницы жизни и творчества. «Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказов. Тема «маленького человека». Чеховское отношение к маленькому человеку. Эволюция образа маленького человека в русской литературе. Тема одиночества человека в многолюдном городе..
Теория литературы: развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.
Развитие речи: совершенствование навыков пересказа.
Раздел 6. Русская литература 20 века (7ч.).
Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы 20 века. Разнообразие видов и жанров прозаических произведений 20 века, прозаики России.
Иван Алексеевич Бунин. Страницы жизни и творчества.
В творческой лаборатории Бунина . «Темные аллеи» - рассказ о несчастной любви. Сюжет и герои рассказа. История любви. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.
Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе.
Повесть "Собачье сердце", ее судьба. «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. Система образов повести «Собачье сердце». Смысл названия. Нравственная оценка операции профессора Преображенского. Шарик превращается в Шарикова. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость - основа живучести «шариковщины», «швондерства». Открытый финал повести. Поэтика Булгакова-сатирика. Приемы гротеска в повести.
Теория литературы: художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий).
Развитие речи: пересказ фрагментов повести.
Связь с другими искусствами: экранизация повести «Собачье сердце» режиссером В. Бортко.
Михаил Александрович Шолохов. Страницы жизни и творчества.
"Судьба человека". Особенности композиции рассказа. Образ Андрея Соколова. Автор и рассказчик в произведении.
Теория литературы: реализм в художественной литературе.
Связь с другими искусствами: экранизация рассказа «Судьба человека»-режиссер С. Бондарчук.
Александр Исаевич Солженицын. Страницы жизни и творчества.
Тема праведничества в рассказе «Матренин двор». Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.
Теория литературы: притча (углубление понятия).
Раздел 7. Поэзия Серебряного века (3ч.).
Обзор поэзии серебряного века. Многообразие направлений, видов, жанров лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии 20 века.
Марина Ивановна Цветаева. Страницы жизни и творчества. «Идешь, на меня похожий…», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной…», «Стихи к Блоку», «Откуда такая нежность?...», «Родина», «Стихи о Москве». Основные мотивы лирики Цветаевой. Особенности поэтики Цветаевой.
Анна Андреевна Ахматова. Страницы жизни и творчества. Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Пушкин», «Подорожник», «Тростник», «Ветер войны», «ANNO DOMINI». Основные мотивы лирики А. А. Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии.
Теория литературы: виды рифм; способы рифмовки.
Развитие речи: выразительное чтение наизусть; способы анализа лирического стихотворения.
Связь с другими искусствами: портреты поэтессы работы художников Модильяни, Альтмана, Верейского, Анненкова.
Раздел 8. Зарубежная литература (2ч.).
Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристика гуманизма эпохи Возрождения.
«Гамлет» (обзор). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром. Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература.
Теория литературы: трагедия как драматический жанр.
Развитие речи: выразительное чтение драматического произведения.
Связь с другими искусствами: экранизации пьесы Шекспира «Гамлет»- реж. Франко Дзеффирелли, Георгий Козинцев.
ЛИТЕРАТУРА
Программы
Сборник нормативных документов. Литература / сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. - 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2010.
Литература. Программы общеобразовательных учреждений. 5-11 классы (Базовый уровень). 10-11 классы (Профильный уровень). /Под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение, 2009.
Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (базовый уровень) / под ред. В.Я.Коровиной. М.: Просвещение,2010.
Основная литература
Аркин И.И. Уроки литературы в 9 классе: Практическая методика: Книга для учителя, - М.: Просвещение, 2008.
Беломестных О.Б., Корнеева М.С., Золотарева И.В. Поурочное планирование по литературе 9 класс.- М.: ВАКО, 2002
Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного подхода к учащимся: Книга для учителя литературы/ Н.В.Беляева.- М.: Вербум-М., 2004
Вельская Л.Л. Литературные викторины. - М.: Просвещение, 2005.
Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературы 5-9 классы.- М.: Дрофа, 2006
Зинина Е.А., Федоров А.В., Самойлова Е.А. Литература: Сборник заданий для проведения экзамена в 9 классе. - М: Просвещение, 2006.
Золотарёва И.В. и др. Поурочные разработки по литературе. 9 кл. - М.: ВАКО, 2003.
Золотарева И. В., Егорова Н. В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 9 класс. М.: ВАКО, 2011.
Коровина В.Я. Литература: 9 кл.: Методические советы / В.Я.Коровина, И.С.Збарский: под ред. В.И.Коровина. - М.: Просвещение, 2008.
Коровина В. Я., Збарский И. С., Коровин В. И. Читаем, думаем, спорим…: Дидактические материалы по литературе: 9 класс. М.: Просвещение, 2010.
Кучина Т. Г., Леденёв А.В. Контрольные и проверочные работы по литературе. 9-11 кл., - М.: «Дрофа», 1997
Лейфман И.М. Карточки для дифференцированного контроля знаний по литературе. 9 класс, - М.: Материк Альфа, 2004.
Матвеева Е.И. Литература. 9 класс: Тестовые задания к основным учебникам. - М.: Эскимо, 2008
Литература: 9 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на СД- ROM / Сост. Коровина В.Я., В.П.Журавлев, В.И.Коровин.- М.: Просвещение, 2008
Литература. 5 - 11классы : проектная деятельность учащихся\ авт.-сост. Г.В.Цветкова.- Волгоград: Учитель, 2011
Литература: Тесты. 9-11 кл. Автор-сост. И. М. Михайлова.- М.: «Дрофа»,
Оглоблина Н.Н. Тесты по литературе. 5-11 кл. - М.: «Издательство Астрель», 2000
Русский язык. Литература. 5-11 классы: уроки - путешествия, ролевые игры, тематические викторины/авт-сост. Е.М. Мордас. - Волгоград: Учитель, 2011
Фогельсон И.А. Русская литература первой половины 19 века. - М.: Материк Альфа. 2006.
Учебники
Литература. 9 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х ч./Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. - М.: Просвещение, 2008.
Интернет - ресурсы
katalog.iot.ru - каталог образовательных ресурсов сети Интернет.
lexed.ru/standart/01/01/02.html - Федеральный центр -
school - collection.edu.ru - единая коллекция цифровых образовательных образовательных ресурсов.
www/rusedu.ru - архив медиафайлов (уроки и презентации).
www/mapryal/org/ - МАПРЯЛ (сайт Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы)
lit.1 september.ru и rus. 1 september.ru-электронная версия газеты «Первое сентября. Литература» и «Русский язык»
festival.1 september.ru - Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
pedsovet.org - Всероссийский Интернет-педсовет
it-n.ru- сеть творческих учителей
Приложение № 1
к рабочей программе
Календарно-тематическое планирование
уроков литературы
№ урока
Наименование раздела, темы
Количество часов
Дата
Примечание
Раздел 1. Введение.
1
Литература и ее роль в духовной жизни человека.
1
Раздел 2. Древнерусская литература
2
Древнерусская литература, ее самобытный характер. Богатство и разнообразие жанров. "Слово о полку Игореве" - величайший памятник древнерусской литературы.
1
3
Патриотический пафос произведения, призыв к единению, гуманизм русского народного сознания. Художественные особенности памятника.
1
4
Р.р. Подготовленное выразительное чтение отрывка из «Слова о полку Игореве».
1
Раздел 3. Русская литература 18 века
5
Общая характеристика русской литературы 18 века. Гражданский пафос русского классицизма. М.В. Ломоносов - ученый, поэт, реформатор русского литературного языка. Г.Р. Державин. Слово о поэте-философе.
1
6
Подвиг А.Н. Радищева. «Путешествие из Петербурга в Москву» (обзор). Обличительный пафос произведения.
1
7
Н.М Карамзин - писатель и историк. Понятие о сентиментализме. Повесть "Бедная Лиза".
1
8
Утверждение общечеловеческих ценностей в повести "Бедная Лиза".
1
Раздел 4. Русская литература первой половины 19 века
9
Русская литература первой половины 19 века (обзор). Авторы и произведения, определившие лицо литературы этого периода.
1
10
Романтизм как литературное направление.
В.А. Жуковский. Жизнь и творчество. Своеобразие художественного мира писателя («Море», «Невыразимое»).
Жанр баллады в творчестве Жуковского («Светлана»)
Повторение: баллада.
1
11
А.С. Грибоедов. Слово о писателе. «Горе от ума». Идейный замысел, композиция. Истоки конфликта Чацкого и московского общества. Чацкий.
Повторение: речевая характеристика героя.
1
12
«Век нынешний и век минувший». Анализ второго действия.
1
13
«Горе от ума» - «картина нравов, галерея живых типов и острая сатира». Обобщающее значение комедии, смысл названия. Меткий, афористичный язык комедии
1
14
Р.р. Составление конспекта статьи И. А. Гончарова «Мильон терзаний»
1
15
"… Таков Поэт …" Основные вехи творчества А.С. Пушкина. Детство. Лицей.
Пушкин на юге. Романтические мотивы лирики Пушкина. Южные поэмы (Основной конфликт в поэме «Цыганы»)
1
16
В Михайловском. После ссылки. (20-30-е годы). Последние годы жизни.
1
17
Основные мотивы лирики А.С. Пушкина. Дружба и друзья - одна из основных тем стихотворений поэта. ( «К товарищам», «Воспоминания …», «К Чаадаеву», «19 октября 1825 года»).
1
18
Любовная лирика поэта. («Я вас любил», «Я помню…», «На холме Грузии…», «Мадонна»)
1
19
Эволюция темы свободы в лирике поэта («В Сибирь», «К морю»)
1
20
"Глаголом жги сердца людей". Тема поэта и поэзии в творчестве А.С. Пушкина. ("Памятник", "Певец", "Муза", "Пророк", "Эхо", "Арион")
1
21
Поэма «Цыганы». Романтический колорит поэмы. Цыганы». Контрастность характеров главных героев. Невозможность обретения свободы для себя.
Повторение: романтическая поэма.
1
22
«Маленькие трагедии» Тематика и проблематика. Жанровое своеобразие трагедий.
1
23
«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Нравственный смысл творчества.
1
24
"Евгений Онегин". История создания, сюжет и композиция.
"И завтра то же, что вчера". (День Онегина).
Повторение: роман, композиция.
1
25
" Лед и пламя не столь различны меж собой". (Онегин и Ленский).
1
26
"Души невинной излиянье". Письмо Татьяны - исповедь Онегину.
1
27
Сон и именины Татьяны. Дуэль.
1
28
"Но грустно думать, что напрасно была нам молодость дана". Татьяна в доме Онегина и в Москве. Последняя встреча.
1
29
"Всегда я рад заметить разность между Онегиным и мной". Автор и герой в романе.
1
30
Р.р. Конспектирование критической статьи В. Г. Белинского
1
31
"Жизнь моя - я сам". Вехи жизни и творчества М.Ю. Лермонтова. Основные мотивы лирики
1
32
"Из пламя и света рожденное слово". Назначение поэзии и судьба поэта в лирике М.Ю. Лермонтова. ("Пророк", "Поэт", "Кинжал" и др.)
1
33
Тема одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова. «Парус», «И скучно, и грустно».
Трагедия поколения в лирике Лермонтова («Дума», «Как часто пёстрою толпою окружён»)
1
34
Образ Родины в лирике М.Ю. Лермонтова. «Бородино», «Прощай немытая Россия», «Родина».
1
35
"Герой нашего времени". Замысел и композиция романа."
Странный человек". (Повесть "Бэла")
Повторение: романтический герой.
1
36
Повесть "Максим Максимыч". Кто Печорин - виновник или жертва трагедии?
1
37
"И какое дело мне до радостей и бедствий человеческих?" ("Тамань").
1
38
"Неужели зло так привлекательно?" Печорин и "водяное общество".
1
39
"Неужели зло так привлекательно?" Печорин в отношениях с Вернером, Грушницким.
1
40
"Зачем я жил? Для какой цели я родился?" ("Фаталист")
1
41
Обобщающий урок по роману. Трагедия Печорина, ее сущность и причины.
1
42
Р.р. Выразительное чтение лирических отступлений романа
1
43
"Сквозь видимый миру смех и невидимые ему слезы". Н.В. Гоголь: жизнь, творчество, судьба.
1
44
"Мертвые души". Замысел и композиция. Знакомство с героем. (1 глава)
1
45
«Портретные» главы поэмы. Встреча с Маниловым, Ноздрёвым. Приёмы создания сатирического образа персонажа.
Повторение: сатира и юмор.
1
46
Встреча с Коробочкой, Собакевичем, Плюшкиным. Значение образов в поэме.
1
47
«В городе NN». Губернаторское общество.
1
48
Чичиков как художественное открытие Н.В. Гоголем нового героя эпохи.
«Кто же он? Стало быть подлец?» Образ Чичикова в поэме.
1
49
Живая Русь в поэме. Пафос лирических отступлений. Образ автора в поэме. Обобщающее значение поэмы
1
50
Р.р. Анализ эпизода поэмы «Мертвые души»
1
Раздел 5. Русская литература второй половины 19 века
51
Эмоциональное богатство русской поэзии. Н. А. Некрасов, Ф. И. Тютчев, А. А. Фет и др. Обзор с включением ряда произведений.
Повторение: лирический герой.
1
52
А.Н. Островский: страницы жизни и творчества.
А.Н. Островский "Бедность не порок". Образ патриархального мира в пьесе. Любовь в патриархальном мире и ее влияние на героев пьесы.
1
53
А.Н. Островский "Бедность не порок". Победа любви и красоты. Своеобразие языка комедии.
1
54
Л.Н. Толстой: страницы жизни и творчества. "Юность" как часть автобиографической трилогии. Обзор содержания . Замысел автобиографической трилогии и его воплощение.
1
55
Формирование личности юного героя повести. Его стремление к нравственному обновлению. Духовный конфликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками.
1
56
А.П. Чехов: страницы жизни и творчества. «Тоска», «Смерть чиновника». Тема «маленького человека». Истинные и ложные ценности героев рассказов. Тема одиночества человека.
1
Раздел 6. Русская литература 20 века.
57
Русская литература 20 века. Богатство, разнообразие жанров и направлений.
И.А. Бунин. Страницы жизни и творчества. В творческой лаборатории Бунина . «Темные аллеи» - рассказ о несчастной любви. Сюжет и герои рассказа. История любви.
1
58
М.А. Булгаков. Слово о писателе. Повесть "Собачье сердце", ее судьба. «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. Анализ 1-3 глав
1
59
Система образов повести «Собачье сердце». Нравственная оценка операции профессора Преображенского. Шарик превращается в Шарикова. Открытый финал повести.
1
60
Р.р. Ответ на проблемный вопрос на материале повести.
1
61
М.А. Шолохов: страницы жизни и творчества. "Судьба человека". Особенности композиции рассказа. Образ Андрея Соколова. Автор и рассказчик в произведении
1
62
А.И. Солженицын: страницы жизни и творчества. Тема праведничества в рассказе «Матренин двор». Трагизм судьбы героини.
Повторение: притча.
1
63
Р.р. Работа над личным высказыванием «Можно ли Матрену назвать праведницей?»
1
Раздел 7. Поэзия Серебряного века.
64
Обзор поэзии серебряного века. Многообразие направлений, видов, жанров лирической поэзии.
М. И. Цветаева: страницы жизни и творчества. Основные мотивы лирики Цветаевой.
1
65
А. А. Ахматова: страницы жизни и творчества. Основные мотивы лирики А. А. Ахматовой.
Повторение: виды рифм, способы рифмовки.
1
66
Р.р. Анализ одного из стихотворений по выбору учащегося.
1
Раздел 8. Зарубежная литература.
67
У. Шекспир «Гамлет». Обзорное изучение с анализом фрагментов
1
68
Общечеловеческое значение героев Шекспира.
1
Приложение № 2
к рабочей программе
Произведения для заучивания наизусть
-
Слово о полку Игореве (Вступление или «Плач Ярославны»)
-
М. В. Ломоносов. Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния (отрывок по выбору учащихся)
-
Г. Р. Державин. Властителям и судиям. Памятник. (на выбор)
-
А. С. Грибоедов. Горе от ума (один из монологов Чацкого)
-
А. С. Пушкин. К Чадаеву. Анчар. Мадонна. Пророк. Я вас любил… (АО выбору учащихся)
-
Евгений Онегин (отрывок по выбору учащихся, например «Письмо Татьяне «Письмо Онегина»)
-
М. Ю. Лермонтов. Смерть поэта. И скучно и грустно. Родина. Пророк. Молитва.
-
А. Блок. Ветер принес издалека. О, я хочу безумно жить.
-
С. Есенин. Край ты мой заброшенный, Не жалею, не зову, не плачу.
-
В. Маяковский. Люблю.
-
М. Цветаева. Идешь, на меня похожий. Мне нравится, что вы больны не мной. Стихи о Москве.
-
А. Твардовский. Весенние строчки. Я убит подо Ржевом.