Конспект урока русского языка в 5 классе на тему: Фразеологизмы и их употребление в речи

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка в 5 классе

по теме: «Фразеоло­гизмы и их употребле­ние в речи»


Учитель русского языка и литературы

МОБУ ЛИЦЕЙ № 8 г.Тынды Амурской области

Федяева Татьяна Геннадьевна

Тип урока: урок открытия нового знания

Цель урока:

формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации к предмету на примере темы «Фразеологизмы и их употребление в речи»», организация деятельности обучающихся для достижения результатов обучения.

Задачи

Личностные УУД

- развивать умения формулировать определение понятий;

- находить заимствованные слова в тексте;

- использовать фразеологизмы в речи;

- определять этимологию фразеологизмов;

- обогащать словарный запас учащихся;

- совершенствовать орфографические и умения.

Метапредметные УУД

- развитие критического мышления обучающихся;

- развитие внимания обучающихся ;

- развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

- развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать; развивать умение применять новые знания;

- развитие творческих, речевых способностей учащихся;

- формирование логических умений;

- развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;

- развитие умения формулировать проблему.

Коммуникативные УУД

- воспитание интереса и уважения к родному языку;

- воспитание ценностного отношения к слову;

- создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

- взаимодействие учащихся в групповой и парной работе, уважение друг к другу.

Формы работы учащихся: индивидуальная, парная, групповая.

Методы: словесный, наглядный, практический, игровой, частично-поисковый.

Средства обучения:

ПК; мультимедийный проектор; учебник «Русский язык» для 5 класса общеобразовательных учреждений Изд.17-е. Разумовская М.


Ход занятия

1. Организационный момент ( мотивация к учебной деятельности).

Приветственное слово.

Мы на уроке работаем со звучащим русским словом. Как и всегда, сегодня без фонетической зарядки нам не обойтись. Послушаем звучание русской речи.

1 группа учеников (хором):

«Мимоза»

С мохнатой мимозой зима обнималась,

Мимоза смутилась, сморщилась, смялась.

Махая мантильей морозец смеялся,

И маленький кустик мимозы сломался.

(В. Брюсов.)

2 группа учеников (хором):

«Песенка синичья»

Солнце садится, струится водица,

Птица-синица в воду глядится.

Чистой водицы синица напьётся,

Славно сегодня звенится, поётся.

(М. Бородицкая.)

3 группа учеников (хором):

«Песенка грачиная»

Грачиха говорит грачу:

«Слетай с грачатами к врачу,

Прививки делать нам пора

Для укрепления пера»

( М. Бородицкая.)




2. Актуализация знаний


Конспект урока русского языка в 5 классе на тему:Фразеологизмы и их употребление в речиКонспект урока русского языка в 5 классе на тему:Фразеологизмы и их употребление в речи

Предлагаю поразмышлять над высказыванием: «Много воды утекло», интерпретировать его, подумать, как называются такие слова в языке.

(Обучающиеся высказывают предположения, обсуждают их с одноклассниками и называют тему урока)

- Кто не знал, что в языке есть такие слова.

- Ребята, из начальной школы вы уже имеете представление о таких оборотах речи?

- Гонять лодыря мы на уроке не будем, а вспомним, что же это за слова.

- В таких выражениях слова теряют свою самостоятельность, а смысл имеет только все выражение в целом.


3. Целеполагание

(Предлагаю задание и настраиваю на постановку цели урока).

Игра «Кто быстрее?» (Найти ошибочное толкование фразеологизма)

Тянуть кота за хвост - мучить бедное животное, таская за хвост

Наломать дров - заняться заготовкой дров на зиму

Заморить червячка - держать червячка впроголодь, долго не кормить

Кот наплакал - довести кота до слёз

Подложить свинью - подарить на Новый год мягкую игрушку

Показать, где раки зимуют - пригласить на зимнюю рыбалку

Кот наплакал - много

Спустя рукава - прилежно

Мартышкин труд - бесполезная работа

Знать назубок - наизусть

Во весь дух - очень медленно

От доски до доски - от начала до конца

С гулькин нос - мало

Горе луковое - талантливый человек

При царе Горохе - очень давно.

4. Открытие нового знания

Учитель предлагает самостоятельно дать определение , что такое фразеологизмы, затем сопоставить с определением из учебника. Затем предлагает определить, откуда они появились и сверить с информацией из учебника.

(Фразеологизмы -это устойчивые словосочетания, которые можно заменить одним словом или словосочетанием, поэтому в предложении фразеологизм является одним членом предложения.

(Обучающиеся самостоятельно дают определение, затем сравнивают его с материалами учебника, находят в словарных статьях из учебника информацию о происхождении)

5. Первичное закрепление.

Игровой эксперимент в группах «Лови фразеологизм».

(Учитель работает навигатором. Ученики соединяют стрелками фразеологизмы по их значению. В случае затруднения обращаемся к подсказке)

Глаза на мокром месте Сильно что-то захотелось

С глазу на глаз Часто плачет

Глаза разгорелись Узнал истинное положение

Глаза открылись Наедине

Вкладывать душу Думать, решать что-нибудь трудное

Не ударить в грязь лицом Добиваться, достигать полного взаимопонимания

Находить общий язык Отдавать себя целиком

Ломать голову Показать себя с лучшей стороны

Оказать медвежью услугу Не получить того, на что рассчитывал

Комар носа не подточит Подвести кого-либо

Уйти несолоно хлебавши Жить дружно, в согласии

Душа в душу Не к чему придраться

6. Применение нового знания в стандартной ситуации.

(Учитель консультирует в случае необходимости, ученики выполняют самостоятельно)

Выборочный диктант ( выписать только фразеологизмы)

Золотые зубы, медвежья берлога, медвежья услуга, волчий аппетит, дрова разгорелись, глаза разгорелись, приходить в школу, волчий хвост, сбивать с толку, сбивать с дерева, горькая правда, задрать нос, приходить в голову, горькое лекарство.

7. Перенос в новые условия

1.Учитель предлагает определить, толкование приведенных фразеологизмов.

На птичьих правах - временно (незаконно), в один голос - вместе, испокон веку - издавна, тютелька в тютельку - точно, тяп-ляп - кое-как, с гулькин нос - мало, как сонная муха - медленно, засучив рукава - усердно.

2.Лингвистический этюд на тему:

"Моя работа на уроке", используя фразеологизмы:

набрать воды в рот, повесить нос, бить баклуши, держать язык за зубами, хлопать ушами, ловить ворон, как рыба в воде (5-7 предложений).

(Пишем творческую работу, затем читаем её в классе, оценивая и рецензируя друг друга)

8.Домашнее задание (по выбору учащегося):

- подготовить сообщение «История одного фразеологизма»;

Конспект урока русского языка в 5 классе на тему:Фразеологизмы и их употребление в речи

- нарисовать фразеологизм на альбомном листе, составить с ним три предложения;

- выписать из художественной литературы 5 предложений с фразеологизмами.

9. Подведение итогов. Ученики определяют, что они узнали на уроке, какие вопросы им хотелось бы обсудить следующих занятиях.

10. Оценивание. Учитель предлагает оценить свою работу и работу соседа по парте

11. Рефлексия ( осмысление результатов работы).

- Чему научились на уроке?

- С какими трудностями столкнулись?

- С чем это связано?

- Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем?

- Оцените свою работу на уроке (по желанию, т.к. изучался новый материал).

- По каким критериям будете оценивать себя?

УКонспект урока русского языка в 5 классе на тему:Фразеологизмы и их употребление в речиКонспект урока русского языка в 5 классе на тему:Фразеологизмы и их употребление в речировень понимания данной темы и свои впечатления от урока с помощью рисунков:


Литература:

- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - М.: Просвещение, 2011.

- Русский язык. 5 класс. Учебник под редакцией М.М. Разумовской, П.А. Леканта.

- Интернет-ресурсы по ФГОС:

mon.gov.ru - сайт Министерства образования и науки РФ. Раздел Федеральные государственные образовательные стандарты содержит текст ФГОС и нормативные акты, регламентирующие введение ФГОС.

- mcko.ru - сайт Московского центра оценки качества содержит методические рекомендации по реализации основной образовательной програм­ мы, раскрывает специфику деятельностного подхода при реализации ФГОС.





© 2010-2022