План -конспект по русскому языку на тему Вводные слова, вводные предложения и вставные конструкции

Урок русского языка в 11 классе по теме «Вводные слова, вводные предложения и вставные конструкции» Тип урока:    Урок  формирования новых знаний с использованием технологии критического мышления Цели урока: формирование практических навыковнахождения вводных слов в устной и письменной речи. Образовательная: ·         Продолжить знакомства с вводными словами, вводными предложениями и вставными  конструкциями. Развивающая: ·         Отработать развитие устной и письменной речи, пунктуационных у...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Урок русского языка в 11 классе по теме «Вводные слова, вводные предложения и вставные конструкции»

Тип урока: Урок формирования новых знаний с использованием технологии

критического мышления

Цели урока: формирование практических навыков нахождения вводных слов в устной и письменной речи.

Образовательная:

  • Продолжить знакомства с вводными словами, вводными предложениями и вставными конструкциями.

Развивающая:

  • Отработать развитие устной и письменной речи, пунктуационных умений.

Воспитательная:

  • Привитие интереса к чтению литературы разных жанров.

Учебно-материальное обеспечение урока:

  • таблицы с вводными словами;

  • индивидуальные карточки с практическими заданиями;

  • учебник «Пособие для занятий по русскому языку в старших классах» В.Ф.Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко, Москва «Просвещение» 2007 г.

Стадия вызова

С таким явлением как вводные слова и словосочетания мы с вами познакомились в курсе 8 класса. Давайте вспомним, что это такое. В центре листа напишите словосочетание «вводные слова». А теперь составьте кластер. (каждый учащийся записывает в своей тетради все, что он помнит из курса 8 класса), А теперь объединитесь в группы, обсудите и подготовьте небольшое выступление на тему «Вводные словосочетания и предложенияОбъяснение нового материала

Самостоятельное чтение учащимися теоретической части учебника с использованием инсерта. ( Инсерт - от английского слова insert - «вставка, вклейка», «вставлять, помещать, вносить». Это прием такой маркировки текста, когда учащиеся значками отмечают то, что известно, что противоречит их представлениям, что является интересным и неожиданным, а также то, о чем хочется узнать более подробно.

«V» - знал(а)

«+» - новое

«-» - вызывает сомнения) (с. 296- 298.)

Стадия рефлексии (или размышления)

Учитель. Что из того, что вы прочитали, вам уже было знакомо, что оказалось новым, \с чем вы не согласны (если да, то почему?), что вызвало сомнения? Как вы можете доказать., свою -точку зрения?

Выступления групп. Комментирование и, в случае необходимости, повторное объяснение нового материала учителем.

Работа в группах.


Прочитайте в группах тексты, найдите в них предложения с вводными словосочетаниями и расставьте знаки препинания:

К своему стыду я не читаю серьезной литературы, предпочитая ей детективы и, жду нами говоря любовные романы. Во-первых я; кажется не всегда верно улавливаю замысел автора, зато умею хорошо следить за перипетиями сюжета криминального рассказа. Во-вторых меня решительно не интересуют описания выдуманных переживании героев, поэтому я по обыкновению пропускаю почти половину книги. По-видимому я как раз из тех людей, которым, мягко выражаясь, не следует читать "серьезную"' литературу. Вдобавок эта литература ? на мой взгляд часто пишется людьми не вполне реализовавшими себя в практической деятельности иначе говоря безработными, а детективы создаются бывшими и настоящими сотрудниками компетентных органов, которыеf согласитесь. доказали свое право разбираться в сути описываемого ими. Разумеется с точки зрения стиля эти романы к прискорбию как будто списаны один с другого, но зато сюжеты способны I без всякого сомнения взволновать даже заслуженного филолога.

К примеру, не могут не увлекать романы о буднях сотрудников милиции. По мнению литературоведов эти книги якобы лишены художественных достоинств. Стало быть, чтение такого произведения не развивает в сущности наш интеллект, но поверьте удовольствие от процесса соучастия в расследовании кровавого преступления по существу добавляет столько адреналина, что интеллект повышается как бы сам по себе. Бывает читатель раньше героев романа догадывается, кто по замыслу автора совершает преступление. Может быть именно эта иллюзия твоего превосходства над участвующими в действии милиционерами дает тебе между прочим ощущение причастности к романному сюжету, тогда как к сожалению, никто даже виртуально не может представить себя одним из героев постмодернистского романа.

Далее любой читающий детектив знает, что зло в конечном счете будет наказано и само собой разумеется справедливость восторжествует. Таким образом, эти книги дают возможность надеяться на торжество добра и по-моему уже одно это достаточно веское основание для публикации таких в сущности дикому не мешающих произведений. Может быть, многие со мной и не согласятся, но согласитесь все мы знаем людей, не осиливших ни разу "Войны и мира"' и вряд ли помнящих содержание романа "Обломов", но естно говоря даже мои знакомые профессора и академики частенько проводят свой досуг, листая новенький детективчик.

Закрепление материала

  • Тренировочная работа с карточками (Карточки прилагаются)

Подведение итогов


Беседа по вопросам:

  • Какие слова и словосочетания называются вводными?

  • Какие группы вводных слов по значению вы можете назвать?

  • Какие пунктуационные правила мы должны использовать при наличии в предложении вводных слов?

  • Какие слова не являются вводными и не обособляются?

Домашнее задание (на усмотрение учителя) у. 419-421 - в зависимости от уровня знаний учащихся

Вариант 1

Задание № 1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Медведь-камень на реке Тагил представляет собой (1) без сомнения (2)одну из самых высоких скал Среднего Урала. Здесь (3) по преданию (4) зимовал со своим войском Ермак.

1) 1,2,3,4 2) 1,2 3)3,4 4) 1,3

Задание № 2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Черновики Пушкина (1) конечно (2) отражают не только техническую работу над стилем, но и психологическое состояние поэта в момент творчества. Каждый поворот, каждый изгиб творческой мысли (3) по мнению специалистов (4) запечатлевается в ру­кописи.

1)1,2 2) 1,2,3,4 v 3)3,4 4)1,3

Задание № 3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Понаблюдайте за своими товарищами во время диспута. Одни (1) например (2) держатся достойно, уважительно по отношению друг к другу, другие (3) напротив (4) на­чинают себя вести как на войне.

1) 1,2 2)3,4 3) 1,3,4 4) 1,2,3,4

Задание № 4. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Третьяковская галерея (1) как известно (2) названа в честь Павла Михайловича Третьякова - купца, своё богатство употребившего на пользу общества. Увлечённый жи­вописью, он положил начало (3) поистине (4) замечательному собранию картин.

1) 1,2,3,4 2) 1,2 3)2,3 4) 1,3

Задание № 5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

В картинах Поленова нет (1) как говорится (2) сухого академизма: они ласкают глаз зрителя прелестью освещения, живым расположением сцены, интересными под­робностями. Эти картины красивы и интересны (3) даже (4) для тех, кто не захочет най­ти в них внутреннего содержания.

1) 1,2,3,4 2)3 3) 1,2 4) 1,3

Вариант 2 •

Задание № 1. В каком варианте ответа"'правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Это высказывание (1) вероятно (2) можно отнести ко всей лирике поэта. С самолёта хорошо было (3) видно (4) всё озеро, окружённое лесом.

1) 1 2) 1,2 3) 1,3,4 4)2,4

Задание № 2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Космическая эра началась (1) может быть (2) тогда, когда скромный учитель ма­тематики из Калуги первым доказал, что человек может полететь в космос. Первым сделал чертежи ракеты, которая способна отправиться в космос, и вывел формулу её полета (3) именно (4) К.Э. Циолковский.

1) 1,2,3,4 2) 1,3 3)3/4 4) 1,2

Задание № 3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

В жаркий июльский полдень (1) словно (2) всё замерло в городе. Даже деревья (3) казалось (4) стояли понурые и неподвижные, точно изнемогающие от нестерпимого жа­ра.

1) 1,2,3,4 2)2 3)3,4 4) 1,3

Задание № 4. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Процесс формирования древнерусского литературного языка (1) по мнению акаде­мика В.В. Виноградова (2) определялся взаимодействием и объединением нескольких составляющих: во-первых (3) старославянского языка и деловой речи, а во-вторых (4) языка фольклора и диалектов.

1) 1,2,3,4 2) 1,2 -3)3,4 4) 1,3,4

Задание № 5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте кото­рых в предложении должны стоять запятые?

Роман Лермонтова (1) несомненно (2) проникнут единством мысли, и потому его части нельзя читать не в том порядке, в каком расположил их сам автор: иначе вы про­читаете две превосходные (3) на мой взгляд (4) повести и несколько рассказов, но не ро­ман.

1) 1,2 2)3,4 3) 1,2,3 4) 1,2,3,4



© 2010-2022