Конспект по русской литературе «Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»»

"Описание материала: При проведении урока используются такие методические приемы: выразительное чтение учащимися фрагментов романа, работа в группах, беседа по вопросам, выступления с подготовленными сообщениями, тестирование. Разные источники по-разному устанавливают "хронологическую последовательность повестей в романе. Кто прав, мы с вами установим, прочитав внимательно произведение. Итогом нашей работы по творчеству Лермонтова,будут ваши сочинения. Познакомить учащихся с историей создания романа; развивать умения комментирования, анализа отрывков, выразительного чтения.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Литература, 10 класс

Тема урока: Роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» - первый в русской литературе психологический роман. Смысл названия романа. Роль композиции произведения в раскрытии характера Печорина.

Цели:

познакомить учащихся с историей создания романа, способствовать глубокому пониманию его;

формировать умение определять роль композиции и её отдельных элементов в раскрытии характеров персонажей; развивать умения комментирования, анализа отрывков, выразительного чтения;

воспитывать культуру чтения.

Оборудование: портрет М.Ю.Лермонтова, тексты произведения, учебник, слайдовые презентации, фрагменты к/ф «Бела», «Из пламя и света».

Ход урока.

  1. Оргмомент.

  2. Проверка домашнего задания ( в группах).

- опрос стихотворения «Выхожу один я на дорогу» - в парах;

- литературный диктант;

- индивидуальное задание: выписать ( на доске) примеры изобразительно-выразительных средств из стихотворения «Выхожу один я на дорогу»

  1. Новая тема.

Запись темы урока в тетради.

- Установите, чем мы будем заниматься на уроке.

Сообщение первого учащегося ( опережающее задание).

- Предварительный вопрос классу: Выписать названия литературных жанров, которые прозвучат в сообщении.

Проверка задания: объяснить литературные термины

психологический

Роман «ГНВ» социальный

философский.

Слово учителя.

Современники Лермонтова читали писателя по-другому, ведь для них это была не классика, а просто новая литература.

Николай Первый знал, что его жена увлекается Лермонтовым, и, прочитав первую часть, остался доволен, т.к. решил, что ГНВ - Максим Максимыч. После прочтения второй части он пришёл в дикую ярость, написал возмущённое письмо, которое заканчивалось словами: «Счастливого пути, господин Лермонтов!» Это означало: отправляйтесь на Кавказ.

Современные Лермонтову читатели сопоставляли его роман с книгами, которые выходили в то время. И здесь нельзя не отметить влияние традиций европейской прозы, в первую очередь Альфреда де Мюссе и его романа «Исповедь сына века», а также прозы русской, где в моде были темы: любовь между европейпем и дикаркой ( «Бела»), светская повесть ( «Княжна Мери»), фантастическая повесть ( «Фаталист»).

В ГНВ действительно прослеживается социально-ппсихологический подход к реальности, и М.Ю.Лермонтов является основоположником психологического реализма в русской литературе. Он даёт начало новой литературной традиции, которую в дальнйшем разовьют Тургенев, Толстой.Именно после ГНВ в русской литературе открывается новая эпоха: на первый план выходит проза, жанр романа, а лирика постепенно отходит на второй план.

Сообщение второго учащегося ( опережающее задание) «Композиция романа».

- Продиктуй, пожалуйста, какие особенности надо было записать.

Запись в тетрадь особенностей композиции:

  • 5 повестей, объединенных в единое целое;

  • нарушение хронологической последовательности изложения.

Слово учителя.

В композиции частей романа Лермонтов оригинален. Здесь присутствует особая художественная логика. И только «Фаталиста» можно было разместить в конце романа, потому что именно здесь содержится ключ к разгадке образа Печорина: соединение в нём несоединимого: уверенность, что судьбе нельзя противоречить, - и попытки героя противостоять событиям, зная, что всё бессмысленно.

«Хуже смерти ничего не случится, а смерти не минуешь» - вот позиция героя.

4. Домашнее задание.

Разные источники по-разному устанавливают хронологическую последовательность повестей в романе. Кто прав, мы с вами установим, прочитав внимательно произведение. Запишем д/з:

прочитать учебник, стр.174-175, перечитать повести «Бэла», «Максим Максимыч», «Тамань», отметить цитаты к образу Печорина.

Продолжение работы по теме урока.

  • Есть ещё одна особенность композиции романа. Попробуйте определить её, просмотрев данные фрагменты к/ф «Бела». Обратите внимание на рассказчиков. к/ф «Бэла»

  • Назовите эту особенность. ( В тетрадь дописать - смена рассказчиков, повествователей ). Почему это происходит?

Слово учителя.

Лермонтов в своём произведении создаёт сложную систему, сочетая разных рассказчиков, разных свидетелей, которые описывают события. Это Максим Максимыч, простодушный пожилой военный, который любит Печорина и видит больше, чем Печорин; это проезжий офицер-повествователь: в его рассказе Печорин предстаёт в двойном пересказе, именно он пишет предисловие к «Журналу Печорина», откуда мы узнаём о смерти главного героя; в «Журнале Печорина» сам главный герой описывает себя. Лермонтов, применяя такую композицию, нам как бы говорит, что увидеть главное может только сторонний наблюдатель.

5. Работа над содержанием предисловия. Смысл названия романа.

- Подобрать ассоциации к слову «герой» ( на доске)

- Назвать лексическое значение этого слова ( можно использовать Интернет через мобильные телефоны). Слайд № -лекс.значение

- Как вы думаете, можно ли по названию романа определить, о чём он?

- Прочитайте Предисловие и скажите, в каком значении употреблено слово «герой» в названии романа?

- Просмотрите фрагмент к/ф «Из пламя и света» и прочитайте строчки из Предисловия, которые он иллюстрирует.

Работа в группах.

  • 1группа: выделить основные мысли Предисловия, составить план Предисловия, проиллюстрировать цитатами;

  • 2 группа: восстановить, если нарушена, последовательность изложения Предисловия в предложенном плане;выписать текстуальные синонимы к слову «герой»; подумать.

Проверка работы.

6. Рефлексия.

  • Вопросы от групп по теме урока

7. Итог урока. Оценки, выставленные в группах.

- Все ли согласны с выставленными оценками?

Как воспринимали роман «Герой нашего времени» современники, мы сегодня узнали. Как воспринимаете этот роман вы, покажут ваши сочинения, которые будут итогом работы по изучению творчества М.Ю.Лермонтова.

Дополнительные вопросы:

  • Какой смысл вложил Лермонтов в название романа? ( яркий представитель своего поколения, своего времени со всеми пороками и недостатками).

  • Каковы особенности композиции?

  • Почему Лермонтов именно так расположил повести в романе?

  • Ответить на вопросы учебника, стр.175.




© 2010-2022