Урок по русскому языку на тему Междометие (7 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема. Междометие. Его значение и роль в предложении. Интонационное

выделение междометий. Знаки препинания при междометиях. Дефис в

междометиях. Работа над развитием и культурой речи. «На поле

Куликовом».

Цель:

  • ознакомить учащихся с междометием как частью речи,

  • его назначением в языке и употреблением в роли других частей речи;

  • изучить знаки препинания при междометиях;

  • формировать умение отличать междометия от самостоятельных и служебных частей речи, дефисного написания междометий и постановки знаков препинания в предложениях с междометиями.

Оборудование: учебник, мультимедийная презентация.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний

1. Какие самостоятельные части речи вы знаете?

2. Какие служебные части речи мы изучили?

(слайд 1)

III. Объявление темы и цели урока

1. Междометия представляют собой особую часть речи, не входящую ни в самостоятельные, ни в служебные части речи. Это слова, выражающие чувства, эмоции, побуждения, настроения, но не называющее их.

2. Давайте рассмотрим слайд 2 презентации.

3. Можно сделать выводы, что все междометия распределяются на четыре разряда по значению.

К первому разряду относятся междометия, выражающие чувства и эмоции:

о, ой, эх, увы, ага, фи, батюшки и другие, потому что они обозначают радость, печаль, удивление, сожаление, страх, гнев, возмущение, презрение, отвращение и т. п.

Ко второму разряду относятся междометия, выражающие побуждение (приказ, запрет, зов, оклик, привлечение внимания и т. п.): марш, прочь, брысь, айда, стоп, караул и другие.

К третьему разряду относятся этикетные междометия (приветствие, прощание, извинение, и т. п.): здравствуйте, привет, прощай, спасибо, извини, прости, прошу и другие.

К четвёртому разряду относятся звукоподражательные междометия, которые передают звуки животных, природы, машин и т. п., например: ку-ку, мяу-мяу, бац, бах, брязь, дз-з-з, динь-динь и другие.

4. Самостоятельная работа с учебником.

1. Прочитайте теорию А и Б на страницах 356-357 и ответьте на вопросы:

- Как изменяются и какими членами предложения являются междометия?

- Как выделяются междометия в устной речи и на письме?

(Предполагаемые ответы:

- Междометия не изменяются и не являются членами предложения.

- В устной речи междометия выделяются интонационно, а на письме - запятой или восклицательным знаком. Междометия, стоящие перед личными местоимениями ты, вы, за которыми следует обращение, знаками препинания не выделяются.)

IV. Закрепление изученного материала

1. Творческое задание (слайд 3). Дополните текст междометиями на месте пропусков (устно).

На опушке леса стоит маленький домик, в котором живут междометия. (?), не все ребята знают дорогу к этому дому. (?), попасть бы мне в этот домик, чтобы познакомиться с междометиями и запомнить их! Кто же мне поможет? (?)! Я догадался! Спешу открыть учебник, чтобы выучить междометия.

2. Объяснительный диктант (на каждое предложение вызываю по одному ученику, которые пишут под диктовку предложение, находят междометия, подчёркивают их, расставляют знаки препинания и объясняют орфограммы, а остальные дети пишут в своих тетрадях).

(Текст упражнения 723, страница 357):

  1. Ух, жарко!.. До полдня грибы собирали.

  2. Довольно, Ванюша! Гулял ты немало, пора за работу, родной!

  3. Поймали ежа, заблудились немножко и видели волка… У-у, страшный какой!

  4. «Ну, мёртвая!» - крикнул малюточка басом, рванул под уздцы и быстрей зашагал.

  5. Дорога везде чародею. Чу! Ближе подходит седой.

2. Разграничение частей речи (слайд 4)

- Междометия могут выступать в роли различных членов предложения, употребляться в значении других частей речи. Определить мы это можем при помощи вопроса, который ставим к этому слову.

V. Работа над развитием и культурой речи

1. Чтение учащимися текста «На поле Куликовом», с. 359.

2. Чтение информационного материала, с. 360.

3. Беседа по содержанию текста:

- К какому типу речи (описание, повествование, рассуждение) относится прочитанная вами статья? Почему? По каким признакам вы это определили?

- Определите тему и основную мысль текста.

- Какие междометия вы встретили в тексте? К какому разряду они относятся?

4. Работа в парах.

- Составьте вопросы к тексу и задайте их однокласснику, который должен на них ответить.

- Составьте и разыграйте диалог по тексту этой статьи.

VI. Подведение итогов урока

  1. Какой теме был посвящён сегодняшний урок?

  2. О каких разрядах междометий по значению вы сегодня узнали?

  3. Приведите примеры междометий, относящихся к разным разрядам.

  4. Какова роль междометий в предложении?

  5. Расскажите о правописании междометий.

  6. Выставление оценок за урок в журнал и дневники.

VII. Домашнее задание

  1. Выучить теорию А, Б (занятие 44, с. 356-357).

  2. Для 1-й группы: выполнить письменно упражнение 724, с. 357,

для 2-й группы: написать сочинение-миниатюру «Прогулка в лес» с использованием не менее пяти междометий.

  1. Сделать морфологический разбор одного междометия из упражнения по образцу, с. 358.


© 2010-2022