- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа элективного курса Эссе как жанр литературного произведения для учащихся 11 класса
Рабочая программа элективного курса Эссе как жанр литературного произведения для учащихся 11 класса
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Рыбникова Н.В. |
Дата | 04.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Тюменцевская средняя
общеобразовательная школа Тюменцевского района Алтайского края
Рассмотрено на заседании Принято на заседании Утверждено
методического объединения педагогического совета директор школы__________( )
«_____»________20 г. «_____»_________20 г. приказ №____ от «____»_________20 г.
Рабочая программа элективного курса
«Эссе как жанр литературного произведения и вид творческой работы»
11 класс
Программа составлена на основе авторской программы
Н. Л. Карнаух (Программы элективных курсов. Литература. 10-11 классы. Профильное обучение. - М.: Дрофа, 2007. - 95 с.)
Составитель: учитель Рыбникова Наталья Викторовна,
первая квалификационная категория
Тюменцево г.
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса «Эссе как жанр литературного произведения и вид творческой работы» для учащихся 11 класса
разработана на основе авторской программы элективного курса «Эссе как жанр литературного произведения и вид творческой работы» Н. Л. Карнаух, включенной в сборник « Программы элективных курсов. Литература. 10-11 классы. Профильное обучение». - М., издательство «Дрофа», 2007 г.
Элективный курс «Эссе как жанр литературного произведения и вид творческой работы» рассчитан на 34 часа в учебный год
Актуальность. Проблема развития письменной речи учащихся, работа над сочинением имеет исключительное значение для школьного преподавания литературы. В школьной практике используется более сорока видов письменных работ, в том числе сочинение-эссе.
Эссе как жанр школьного сочинения по своим признакам ближе всего к творческим, свободно-творческим, свободным и самостоятельным сочинениям, выделяемым в дореволюционном и советском периодах развития школы. Согласно современным жанровым подходам эссе относят к сочинениям, «предполагающим определенную интерпретацию исходного текста», или «текстам, в которых концепция автора в отношении исходного (исходных текстов) дается в оригинальной форме» и виду творческой работы, рассчитанному на авторскую индивидуальность ученика. В них, по мнению ученых-методистов, раскрепощается мышление школьника, раскрывается его творческий потенциал. Не случайно в современных условиях гуманизации и гуманитаризации образования, поиска личностно-ориентированных подходов в обучении возвращается интерес к этому жанру.
Цель курса - развитие коммуникативно-речевой культуры старшеклассников.
Задачи:
- актуализируются личностные качества старшеклассников, что помогает раскрытию их творческих способностей;
- осуществляется знакомство с комплексом близких жанров: очерком, словом, письмом, беседой, стихотворениями в прозе и др.;
- используется конкретный жизненный и читательский опыт развивается ассоциативное мышление старшеклассников;
- формируется коммуникативное умение создавать собственные речевые произведения, используя возможности разных типов и стилей речи;
- формируются представления школьников о разных способах восприятия действительности;
- демонстрируются творческие поиски художников слова, уже известных учащимся, и открываются новые имена писателей русской и зарубежной литературы, что положительно сказывается на общей подготовке по предмету.
Виды деятельности: работа с различными литературными, публицистическими, лингвистическими и литературоведческими текстами, нахождение жанрообразующих компонентов эссе на примерах конкретных текстов, сопоставление эссе разных авторов на одну и ту же тему, работа с композиционными приемами эссеистических текстов (сравнение, аналогия, уподобление, ассоциация), беседа и эссе в форме беседы, анализ сочинений-эссе, анализ тем сочинений, выявление тех из них, которые располагают к эссе, сопоставление стандартного школьного сочинения и отрывка из литературно-критического эссе, анализ литературно-критического эссе, написание рецензий по вопросам и по плану, дополнение комментариев к сочинению, анализ эссе разных авторов на одну тему, анализ отрывка из научно-исследовательской работы, работа с фрагментами текстов путевых заметок, воспоминаний о встрече с различными уголками страны или мира с обоснованием жанра созданной творческой работы, беседа, интервью с человеком интересной судьбы, писателем, ученым или деятелем культуры, развитие ассоциативного мышления на примере сочинения главок по типу японских данов, написание сочинения в различных формах эссе: эссе или сочинение в форме письма, эссе в форме очерка, эссе или сочинение в жанре слова, историческое эссе, эссе в форме беседы; создание текста, основанного на приеме сравнения и сопоставления, художественная зарисовка, этюд, миниатюра (о природе, о человеческих взаимоотношениях и др.), основанные на наблюдении и личных впечатлениях учащихся, размышление на заданную тему
Результаты обучения:
В процессе обучения по программе рассматриваемого элективного курса учащиеся должны:
1 - «Знать/понимать»:
- определение эссе, его основные признаки, формы и разновидности.
2 - «Уметь»:
- определять «решающую идею» эссе;
- анализировать предложенный пример по вопросам и заданиям;
- находить средства художественной выразительности, используемые автором;
- видеть эстетическую функцию языка;
- рецензировать и анализировать сочинения разных жанров;
- создавать творческую работу в одной из жанровых форм: письма, страницы из дневника, путевого очерка, слова, беседы, художественной зарисовки, этюда, эссе (по выбору учащихся).
3 - «Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни» для:
-
создания связного текста на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
-
участия в диалоге или дискуссии;
-
самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
-
определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.
Учебно-тематический план
№
занятия
Наименование темы занятия
количество часов
1 -2.
Введение теоретического понятия и закрепление
2
3, 4, 5.
Анализ текстов эссе
3
6.
Эссе разных авторов на одну тему
1
7-8.
Эссе и очерк
2
9, 10, 11.
Слово и эссе в форме слова
3
12-13.
Письмо и эссе в форме письма
2
14.
Форма эссе и его языковое воплощение
1
15.
Эссе и беседа
1
16, 17, 18.
Воплощение одной темы в эссеистической и стихотворной форме
3
19-20.
Стихотворение в прозе и эссе
2
21.
Японские даны - древнейшая форма эссе
1
22
Текст, построенный на сравнении
1
23.
Зарисовка
1
24 - 25.
Литературно-критическое эссе и школьное сочинение
2
26.
Анализ литературно-критического эссе
1
27.
Анализ тем сочинений
1
28-29.
Анализ сочинений-эссе
2
30-31.
Анализ сочинений-эссе на одну тему
2
32.
Анализ сочинения-эссе
1
33.
Анализ исторического эссе
1
34.
Тематика творческих заданий
1
ИТОГО:
34 ч.
Учебно- методическое обеспечение:
-
Александров В.Н. Знаю, понимаю, могу: пособие-тетрадь по литературному моделированию. М., 1999.
-
Алексеева Т.В.Как научиться писать сочинение на «отлично». СПб., 2000.
-
Антонова Л. Г., Ухова Л. В. Жанровые опыты (Урок по стилистике в 11 классе) // Русский язык в школе. 2000. №3.
-
Калганова Т. А. Сочинения разных жанров в старших классах. М., 1997.
-
Карнаух Н. Л. Школьное сочинение: Вопросы и ответы// Русская словесность. 2002. № 8.
-
Карнаух Н.Л. Учимся писать эссе. К.Г.Паустовский. Предательская осень // Русский язык в школе. 2001. № 2.
-
Карнаух Н.Л. Учимся писать эссе: пособие для учащихся и абитуриентов. М., 2004.
-
Карнаух Н.Л., Щербина И. В. Письменные работы по литературе. 9-11 классы. М., 2002.
-
Карнаух Н.Л.На пути к эссе // Русская словесность. 2001. №3.
-
Котельникова С. А. Аннотация - отзыв - рецензия - эссе // Русский язык в школе. 1998. № 1.
-
Мешеряков В. Н. Жанры школьных сочинений. Теория и практика написания: учебное пособие для студентов и учителей-словесников. М., 1999.
-
Никитина Е. И. Эссе-воспоминание // Русский язык в школе. 1999. № 3.
-
Озеров Ю. А. Раздумья над сочинением. М., 1990.
-
Романичева Е.С. Сочинение в нетрадиционном жанре // Богданова О. Ю. и др. Экзамен по литературе. М.. 1997.
-
Черноземова Е. Н. Словесность: пособие по развитию навыков письменной речи. М., 1998.
-
Эпштейн М. Н. Эссе об эссе // Опыты Ed. СПб.; Париж, 1994. №1.
4