Урок литературы на тему «Урок-путешествие по «весенней сказке» А. Н. Островского «СНЕГУРОЧКА» (5 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТЕМА: «Урок-путешествие по «весенней сказке» А.Н.Островского «СНЕГУРОЧКА»

ЦЕЛИ: обобщать изученный материал по сказке;

развивать навыки разных видов чтения: по ролям, наизусть, хорового и вырази-

тельного;

воспитывать толерантное отношение к близким, любовь к ближнему.

ОБОРУДОВАНИЕ: портрет автора, декорации леса, «уголок» Весны, костюмы актёрам,

магнитофон.

ХОД УРОКА:

1.Оргмомент

-Ребята, сегодня у нас не обычный урок, а урок-путешествие. На протяжении нескольких уроков мы работали по сказке «Снегурочка» Кто её автор?

2.Сообщение темы и целей урока

А сегодня мы попытаемся попасть в сказку и повторить всё, как бы увидеть изнутри.

Мы вспомним лишь наиболее яркие эпизоды.

3.Артикуляционная разминка

Но чтобы попасть в страну берендеев, нам нужно будет сказать волшебные слова:

(артикуляционная разминка со скороговоркой)

Царь Берендей,

Прими поскорей

Нас в страну берендеев, берендейчиков и берендяток.

4.Основная часть

(Звучит музыка)

1) Появляется Весна (Выразительное чтение)

В урочный час обычной чередою

Являюсь я на землю берендеев.

Нерадостно и холодно встречает

Весну свою угрюмая страна.

(Обращается к птицам)

Товарищи: сороки-белобоки,

Весёлые болтушки-щекотуньи,

Угрюмые грачи, и жаворонки,

Певцы полей, глашатаи весны,

И ты, журавль, с своей подругой цаплей,

Красавицы-лебёдушки, и гуси

Крикливые, и утки-хлопотуньи,

И мелкие пичужки, - вы озябли?

Хоть стыдно мне, а надо признаваться

Пред птицами. Сама я виновата.

Что холодно и мне, Весне, и вам.

Шестнадцать лет тому, как я для шутки

И теша свой непостоянный нрав,

Изменчивый и прихотливый, стала

Заигрывать с Морозом, старым дедом,

Проказником седым; и с той поры

В неволе я у старого…

…Оставить бы седого,

Да вот беда, у нас со старым дочка -

Снегурочка. В глухих лесных трущобах,

В нетающих лядинах возращает

Старик своё дитя. Любя Снегурку,

Жалеючи её в несчастной доле,

Со старым я поссориться боюсь…

Дрожите вы, бедняжки? Попляшите,

Согрейтесь! Видала я не раз,

Что пляскою отогревались люди,

Хоть нехотя, хоть с холоду, а пляской

Отпразднуем прилёт на новоселье.

2)(Хоровое чтение) 3-4 человека

Сбирались птицы,

Сбирались певчи

Стадами,стадами.

Садились птицы

Садились певчи

Рядами, рядами.

А кто у вас птицы,

А кто у вас певчи

Большие, большие?

А кто у вас птицы,

А кто у вас певчи,

Меньшие, меньшие?

Орёл воевода,

Перепел подьячий,

Подьячий, подьячий.

Сова воеводша,

Жёлтые сапожки,

Сапожки, сапожки.

Гуси бояре,

Утята дворяне,

Дворяне, дворяне.

Чирята крестьяне,

Воробьи холопы,

Холопы, холопы.

Ворона в рогоже,

Нет её дороже,

Дороже, дороже.

Весна

В кусты скорей, в кусты! Шутить задумал

Старик Мороз…

3)(Чтение по ролям, диалог)

Мороз

Весна-Красна, здорово ли вернулась?

Весна

И ты здоров ли , Дед-Мороз?

Мороз

Спасибо,

Живётся мне не худо. Берендеи

О нынешней зиме не позабудут,

Весёлая была; плясало солнце

От холоду на утренней заре,

А к вечеру вставал с ушами месяц.

Задумаю гулять, возьму дубинку,

Повыясню, повысеребрю ночку,

Уж то-то мне раздолье и простор.

Весна

Не дурно ты попировал, пора бы

И в путь тебе, на север.

Мороз

Не гони,

И сам уйду. Не рада старику,

Про старое скоренько забываешь.

Вот я, старик, всегда один и тот же.

Весна

У всякого свой норов и обычай.

Мороз

Уйду, уйду, на утренней заре,

По ветерку, умчусь к сибирским тундрам.

Владычество моё в Сибири вечно,

Конца ему не будет. Здесь Ярило

Мешает мне…

Весна

На кого же

Снегурочку оставишь?

Мороз

Дочка наша

На возрасте, без нянек обойдётся.

Ни пешему, ни конному дороги

И следу нет в её терём…

Весна

Тоска возьмёт меж филинов и леших

Одной сидеть.

…Девке воля

Милей всего. Ни терем твой точёный,

Ни соболи, бобры, ни рукавички

Строчёные не дороги; на мысли

У девушки Снегурочки другое:

С людьми пожить; подружки нужны ей

Весёлые да игры до полночи,

Весенние гулянки да горелки

С ребятами, покуда…

Мороз

Что покуда?

Весна

Покуда ей забавно, что ребята

Наперебой за ней до драки рвутся.

Мороз

А там?

Весна

А там полюбится один.

Мороз

Вот то-то мне не любо.

Весна

Безумный

И злой старик! На свете всё живое

Должно любить. Снегурочку в неволе

Не даст тебе томить родная мать.

Отдай Снегурочку!

Мороз

Не дам.

С чего взяла, чтоб я такой вертушке

Поверил дочь?

Весна

Да что ж ты, красноносый,

Ругаешься!

Мороз

Послушай, помиримся!

Для девушки присмотр всего нужнее

И строгий глаз, да не один, а десять.

И некогда тебе и неохота

За дочерью приглядывать, так лучше

Отдать её в слободку, Бобылю

Бездетному, на место дочки. Будет

Заботы ей по горло, да парням

Корысти нет на бобылёву дочку

Закидывать глаза. Согласна ты?

Весна

Согласна, пусть живёт в семье бобыльской;

Лишь только бы на воле.

4) (Пересказ дальнейших событий)

Так и стала Снегурочка жить у Бобыля с Бобылихой. Они сначала радовались ей, но потом стали принуждать, чтобы девушка вышла замуж за богатого жениха.

Снегурочка подружилась с Купавой, которая собиралась выйти замуж за Мизгиря, но он влюбился в Снегурочку и бросил свою невесту. А Снегурочка хоть и не могла полюбить, дала согласие приёмным родителям выйти замуж за Мизгиря. Купава была в отчаянии, но подружки её утешили и посоветовали сходить к царю Берендею за правдой.

Царь был мудрым и, выслушав рассказ девушки, решил, что вместе со Снегурочкой к ним пришла беда. Берендеи стали хуже относиться друг к другу, стали равнодушнее и наслали на себя гнев Ярило. Чтобы всё стало как прежде, нужно научить Снегурочку любить.

За это дело берутся Лель и Мизгирь, но у них ничего не получается.

Снегурочка видит, что вокруг царит любовь, и ей тоже хочется любви…

5) (Чтение наизусть, диалог)

Снегурочка

Родимая, в слезах тоски и горя

Зовёт тебя покинутая дочь

Из тихих вод явись - услышать стоны

И жалобы Снегурочки твоей.

Весна

Снегурочка, дитя моё, о чём

Мольбы твои? Великими дарами

Могу тебя утешить на прощанье.

Чего тебе недостаёт?

Снегурочка

Любви!

Кругом меня все любят, все счастливы

И радостны; а я одна тоскую;

Завидно мне чужое счастье, мама.

…мучительную ревность

Узнала я, любви ещё не зная.

… О мама, дай любви!

Любви прошу, любви девичьей!

Весна

Дочка,

Забыла ты отцовы опасенья.

Любовь тебе погибель будет.

Снегурочка

Мама,

Пусть гибну я, любви одно мгновенье

Дороже мне годов тоски и слёз.

(Весна надевает её венок)

Снегурочка

Ах, мама, что со мной? Какой красою

Зелёный лес оделся! Берегами

И озером нельзя налюбоваться.

Вода манит, кусты зовут меня

Под сень свою; а небо, мама, небо!

Разлив зари зыбучими волнами

Колышется.

Весна

Снегурочка, прощай,

Дитя моё!

…С первой встречи

Счастливца ты даришь любовью, кто бы

Ни встретился тебе. Но, радость-дочка,

Таи любовь от глаз Ярила-Солнца…

6) (Беседа по содержанию)

- Что произошло со Снегурочкой, когда Ярило вышел из-за туч?

- Как повёл себя Мизгирь? Почему?

- Как отреагировали жители на гибель Снегурочки и Мизгиря? Почему?

7) (Чтение монолога)

Царь Берендей

Снегурочки печальная кончина

И страшная погибель Мизгиря

Тревожить нас не могут; Солнце знает,

Кого карать и миловать. Свершился

Правдивый суд! Мороза порожденье -

Холодная Снегурочка погибла.

Пятнадцать лет она жила меж нами,

Пятнадцать лет на нас сердилось Солнце.

Теперь, с её чудесною кончиной,

Вмешательство Мороза прекратилось.

Изгоним же последний стужи след

Из наших душ и обратимся к Солнцу.

8) (Звучит музыка)

Если остаётся время, ученикам предлагается работа (по выбору учителя)

- Письменный ответ на вопрос «Чему меня научила сказка А.Н.Островского «Снегурочка»

- Рисование понравившихся эпизодов сказки.

5. Обобщение, итоги

Вот и закончилось наше путешествие в сказку. Я думаю, что сказка о Снегурочке оставит след в душе каждого из нас, и в вашей жизни не будет места холодности, равнодушию и безразличию.

6. Домашнее задание

Закончить работу (рисунок или ответ на вопрос)



© 2010-2022