Урок Песня о Соколе

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Столкновение противоборствующих взглядов в «Песне о Соколе» М. Горького.

Цель:

  1. Проанализировать произведение «Песня о Соколе»; найти и проанализировать афоризмы, продолжить работу с пейзажным обрамлением (вспомнить термин), проследить, как построена «Песня» (каким художественным средством воспользовался автор), к чему призывал автор, используя таких героев, как Сокол- олицетворение смелости и Уж - носитель равнодушия и трусости.

  2. Развивать речь учащихся, логическое мышление.

  3. Воспитание ценностей человеческой личности.

Оборудование: выставка различных изданий.

Ход урока:

I.Организационный момент.

«Всем хорошим во мне, я обязан книгам»

.(М.Горький)

Ребята, вот эти слова М. Горький сказал, не имея возможности поступить в институт и добиваясь всего самообразованием.

II.Сообщение темы и целей урока.

  1. Беседа по биографии М. Горького:

-Что вы можете рассказать о жизни Алеши Пешкова?

-Родился в Нижнем Новгороде в 1868 году в семье столяра - краснодеревщика. Мать, Варвара Васильевна, была дочерью владельца красильного заведения деда Алеши. После смерти мужа, мать с трехлетним сыном Алешей возвращается в семью своего отца. Вскоре после возвращения к деду, мать умирает. Он становится круглым сиротой. Дед через некоторое время разоряется, мальчик подвергается жестоким и бессмысленным наказаниям со стороны деда и дядьев, единственным светлым человеком является бабушка. Она была нравственной поддержкой для Алексея, была для него нянькой, матерью и другом.

Когда мальчику исполняется 10 лет, дед отправляет его в "люди". Начинаются скитания.

В течение 5 лет Алексей учится выживать в этом суровом мире. Жажда образования приводит в 1884 году его в Казань, где и начинается его политическая учеба. В Казани сошелся с "бывшими людьми", много опять же работал. В 1913 году пишет первую часть своей автобиографии "Детство".

В 1916 году - продолжает ее, описывая уже тяжелую трудовую жизнь в "людях", а в 1922 году заканчивает описание своей жизни повестью "Мои университеты".

Можно сказать что биография писателя - это суровая, но и прекрасная сказка о человеке, вышедшем из народных низов, поднявшимся на высокие вершины человеческой культуры. И ставшим властителем дум, всемирно известным писателем.

(Вспомнить, какие известные произведения знают у М. Горького)

III.Работа над «Песней».

1) Почему, как вы думаете, открывается и завершается пейзажем? Для чего нужны фигуры рассказчика (автора) и старого чабана Фагима?

-Писатель хотел с помощью пейзажного обрамления сначала подготовить читателя к восприятию сказочного сюжета, а затем, после пережитого эмоционального напряжения отдохнуть душой.

-А что же такое обрамление? (Как бы в «рамке» взято главное происходящее (описание пейзажа вначале и в конце произведения)).

Хорошо, т. е. начало и конец произведения это природный пейзаж.

2) Выборочное чтение с комментированием (описание природы - моря).

-Как выглядит море в начале повествования? (Уснуло, спокойное, лениво вздыхающее).

-Что предвещает это море? (Покой, тишину, наслаждение).

-Как выглядит после рассказа Фагима? (Такое же спокойное, но чувствуется, что следующую секунду все встрепенется).

Значит, можно сказать, что природа очеловечена, а человек жаждет слиться с природой. Мир объемлет тишина, полная тайны.

3.)А сейчас разберем центральную часть произведения - песню Рагима. Разберем первую часть, где встречаются, сталкиваются носители противоборствующих взглядов.

1) Чтение с комментарием учителя I главы.

Далее беседа.

-Где происходит действие? (В сыром ущелье).

-А что происходит за пределами ущелья? (Большая, красочная жизнь).

-Как автор соотносит картину огромного, безбрежного мира с образами Ужа и Сокола. (все происходит на основе антитезы, противопоставления).

Верное, все идет как бы на борьбе двух миров, стремлении к свободе: "бились волны внизу о камень", "по ущелью, во тьме и брызгах, поток стремился навстречу морю" и т.д.

На фоне безмерно свободного неба, на фоне гремящего моря является в «Песне» Сокол, сраженный в бою. Не отчаяние, не упадок воли испытывает он, а чувство гнева, жажду борьбы.

Для Ужа теплое и сырое ущелье - обетованная земля. Когда он провозглашает: «Мне здесь прекрасно.. тепло и сыро!» Сокол осматривает ущелье и какая картина возникает?

-Сквозь серый камень вода сочилась и было душно в ущелье темном и пахло гнилью.

-Верно. И вот такая жизнь, в такой обстановке, т.е. без борьбы, эгоистическая, для Сокола хуже смерти.

-Скажите, пожалуйста, в чем вы видите героизм Сокола? (В том, что он трагично вынужден покинуть поле боя).

2) Разберем II часть «Песни». (чтение до слов «Безумство храбрых».

1. Противопоставление образов:

Сокол - любимый герой поэзии, олицетворение смелости, удали, страсти и свободы.

В исторических песнях ясными соколами называли вольных людей. (Вспомним Калмыцкую сказку Пугачева об орле).

Для Сокола небо - символ счастья, борьбы за свободу.

Уж - в русском фольклоре носитель равнодушия, трусости, мелочности интересов.

Уж понимает «небо» - как пустое место, как «пустыню без дна и края».

-Давайте охарактеризуем героев «Песни», что же утверждает гибель птицы и равнодушное существование Ужа?. (Гибель гордой и смелой птицы утверждает победу того взгляда на жизнь, носителе которого был прекрасный Сокол. Земной Уж побежден тем, что не понимает, что такое полет в небо, свобода, уверен, что «там пусто».

-В своей речи уж использует афоризмы, один из них он использовал, когда испытал полет. Какой?

Рожденный ползать, летать не может.

-Какие еще афоризмы встретились вам в тексте, характеризующие героев «Песни»

(Работа с текстом, выборочное чтение)

Сокол

-О, счастье битвы!

-Безумству храбрых

Поем мы славу!

Безумство храбрых -

Вот мудрость жизни!

Уж

-Ну что же - небо?

-Пустое место.

-Летай иль ползай,

Конец известен:

Все в землю лягут,

Все прахом будет.

-Земли творенье -

Землей живу я!

-О смысле жизни в очерке «Парадокс» В. Короленко есть афоризм, который написал феномен, что это за афоризм и кому он был адресован? (Афоризм адресован детям: «Человек создан для счастья, как птица для полета»)

в) Чтение и анализ отрывка из «Песни» - «Безумству храбрых поем мы песню!»

Ответить на вопрос № 2 литературы.

-Гибель Сокола - (призыв к борьбе) продолжение его жизни. Разбившись он как бы сливается с родной стихией, передавая ей свою волю и энергию. Смерть Сокола - призыв к борьбе, начало бессмертия: «Пускай ты умер! Но в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь живым примером».

III. Творческая работа.

  1. Работа с тестом.

  2. Ассоциативный рисунок.

IV.Итог урока.

Какое впечатление произвело на вас произведение М. Горького «Песня о Соколе»?

Оценки за урок.

Домашнее задание: Выучить отрывок от слов «Безумству храбрых поем мы песню» до слов «Безумству храбрых поем мы славу».

Ответить письменно на 3 вопрос хрестоматии.


© 2010-2022