- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок Песня о Соколе
Урок Песня о Соколе
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Приходько Е.Н. |
Дата | 27.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема: Столкновение противоборствующих взглядов в «Песне о Соколе» М. Горького.
Цель:
-
Проанализировать произведение «Песня о Соколе»; найти и проанализировать афоризмы, продолжить работу с пейзажным обрамлением (вспомнить термин), проследить, как построена «Песня» (каким художественным средством воспользовался автор), к чему призывал автор, используя таких героев, как Сокол- олицетворение смелости и Уж - носитель равнодушия и трусости.
-
Развивать речь учащихся, логическое мышление.
-
Воспитание ценностей человеческой личности.
Оборудование: выставка различных изданий.
Ход урока:
I.Организационный момент.
«Всем хорошим во мне, я обязан книгам»
.(М.Горький)
Ребята, вот эти слова М. Горький сказал, не имея возможности поступить в институт и добиваясь всего самообразованием.
II.Сообщение темы и целей урока.
-
Беседа по биографии М. Горького:
-Что вы можете рассказать о жизни Алеши Пешкова?
-Родился в Нижнем Новгороде в 1868 году в семье столяра - краснодеревщика. Мать, Варвара Васильевна, была дочерью владельца красильного заведения деда Алеши. После смерти мужа, мать с трехлетним сыном Алешей возвращается в семью своего отца. Вскоре после возвращения к деду, мать умирает. Он становится круглым сиротой. Дед через некоторое время разоряется, мальчик подвергается жестоким и бессмысленным наказаниям со стороны деда и дядьев, единственным светлым человеком является бабушка. Она была нравственной поддержкой для Алексея, была для него нянькой, матерью и другом.
Когда мальчику исполняется 10 лет, дед отправляет его в "люди". Начинаются скитания.
В течение 5 лет Алексей учится выживать в этом суровом мире. Жажда образования приводит в 1884 году его в Казань, где и начинается его политическая учеба. В Казани сошелся с "бывшими людьми", много опять же работал. В 1913 году пишет первую часть своей автобиографии "Детство".
В 1916 году - продолжает ее, описывая уже тяжелую трудовую жизнь в "людях", а в 1922 году заканчивает описание своей жизни повестью "Мои университеты".
Можно сказать что биография писателя - это суровая, но и прекрасная сказка о человеке, вышедшем из народных низов, поднявшимся на высокие вершины человеческой культуры. И ставшим властителем дум, всемирно известным писателем.
(Вспомнить, какие известные произведения знают у М. Горького)
III.Работа над «Песней».
1) Почему, как вы думаете, открывается и завершается пейзажем? Для чего нужны фигуры рассказчика (автора) и старого чабана Фагима?
-Писатель хотел с помощью пейзажного обрамления сначала подготовить читателя к восприятию сказочного сюжета, а затем, после пережитого эмоционального напряжения отдохнуть душой.
-А что же такое обрамление? (Как бы в «рамке» взято главное происходящее (описание пейзажа вначале и в конце произведения)).
Хорошо, т. е. начало и конец произведения это природный пейзаж.
2) Выборочное чтение с комментированием (описание природы - моря).
-Как выглядит море в начале повествования? (Уснуло, спокойное, лениво вздыхающее).
-Что предвещает это море? (Покой, тишину, наслаждение).
-Как выглядит после рассказа Фагима? (Такое же спокойное, но чувствуется, что следующую секунду все встрепенется).
Значит, можно сказать, что природа очеловечена, а человек жаждет слиться с природой. Мир объемлет тишина, полная тайны.
3.)А сейчас разберем центральную часть произведения - песню Рагима. Разберем первую часть, где встречаются, сталкиваются носители противоборствующих взглядов.
1) Чтение с комментарием учителя I главы.
Далее беседа.
-Где происходит действие? (В сыром ущелье).
-А что происходит за пределами ущелья? (Большая, красочная жизнь).
-Как автор соотносит картину огромного, безбрежного мира с образами Ужа и Сокола. (все происходит на основе антитезы, противопоставления).
Верное, все идет как бы на борьбе двух миров, стремлении к свободе: "бились волны внизу о камень", "по ущелью, во тьме и брызгах, поток стремился навстречу морю" и т.д.
На фоне безмерно свободного неба, на фоне гремящего моря является в «Песне» Сокол, сраженный в бою. Не отчаяние, не упадок воли испытывает он, а чувство гнева, жажду борьбы.
Для Ужа теплое и сырое ущелье - обетованная земля. Когда он провозглашает: «Мне здесь прекрасно.. тепло и сыро!» Сокол осматривает ущелье и какая картина возникает?
-Сквозь серый камень вода сочилась и было душно в ущелье темном и пахло гнилью.
-Верно. И вот такая жизнь, в такой обстановке, т.е. без борьбы, эгоистическая, для Сокола хуже смерти.
-Скажите, пожалуйста, в чем вы видите героизм Сокола? (В том, что он трагично вынужден покинуть поле боя).
2) Разберем II часть «Песни». (чтение до слов «Безумство храбрых».
1. Противопоставление образов:
Сокол - любимый герой поэзии, олицетворение смелости, удали, страсти и свободы.
В исторических песнях ясными соколами называли вольных людей. (Вспомним Калмыцкую сказку Пугачева об орле).
Для Сокола небо - символ счастья, борьбы за свободу.
Уж - в русском фольклоре носитель равнодушия, трусости, мелочности интересов.
Уж понимает «небо» - как пустое место, как «пустыню без дна и края».
-Давайте охарактеризуем героев «Песни», что же утверждает гибель птицы и равнодушное существование Ужа?. (Гибель гордой и смелой птицы утверждает победу того взгляда на жизнь, носителе которого был прекрасный Сокол. Земной Уж побежден тем, что не понимает, что такое полет в небо, свобода, уверен, что «там пусто».
-В своей речи уж использует афоризмы, один из них он использовал, когда испытал полет. Какой?
Рожденный ползать, летать не может.
-Какие еще афоризмы встретились вам в тексте, характеризующие героев «Песни»
(Работа с текстом, выборочное чтение)
Сокол
-О, счастье битвы!
-Безумству храбрых
Поем мы славу!
Безумство храбрых -
Вот мудрость жизни!
Уж
-Ну что же - небо?
-Пустое место.
-Летай иль ползай,
Конец известен:
Все в землю лягут,
Все прахом будет.
-Земли творенье -
Землей живу я!
-О смысле жизни в очерке «Парадокс» В. Короленко есть афоризм, который написал феномен, что это за афоризм и кому он был адресован? (Афоризм адресован детям: «Человек создан для счастья, как птица для полета»)
в) Чтение и анализ отрывка из «Песни» - «Безумству храбрых поем мы песню!»
Ответить на вопрос № 2 литературы.
-Гибель Сокола - (призыв к борьбе) продолжение его жизни. Разбившись он как бы сливается с родной стихией, передавая ей свою волю и энергию. Смерть Сокола - призыв к борьбе, начало бессмертия: «Пускай ты умер! Но в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь живым примером».
III. Творческая работа.
-
Работа с тестом.
-
Ассоциативный рисунок.
IV.Итог урока.
Какое впечатление произвело на вас произведение М. Горького «Песня о Соколе»?
Оценки за урок.
Домашнее задание: Выучить отрывок от слов «Безумству храбрых поем мы песню» до слов «Безумству храбрых поем мы славу».
Ответить письменно на 3 вопрос хрестоматии.