Кружок по русскому языку Секреты орфографии

  Успешное овладение знаниями в общеобразовательной школе невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит  курс по внеурочной деятельности “Секреты русской орфографии”, являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением. Программа курса составлена в соответств...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Общеобразовательная организация

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа села Новогромово




«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»

Руководитель МО Директор

ООМКОУ СОШ с.Новогромово ООМКОУ СОШ с.Новогромово

_________/____________/ ____________/М.Г.Липин/

Ф.И.О.

Протокол №1 от 28.08.2014 г. Приказ от _29.08.14 № 278


Рабочая программа педагога

Путиловой О.В, учителя

1квалификационной категории

по внеурочной деятельности

«Секреты русской орфографии»

8 класс


Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол от __28.08.14_______



с. Новогромово


2014-2015 учебный год






СОДЕРЖАНИЕ

1Целевой раздел

1.1Пояснительная записка……………………………………………………3

1.2 Планируемые результаты………………………………………………...6

2Содержательный раздел

2.1Содержание занятий………………………………………………….........7

2.2Календарно-тематическое планирование………………………………...9

2.3Список литературы…………………………………………………… 11

1. Целевой раздел

1.1Пояснительная записка

Успешное овладение знаниями в общеобразовательной школе невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его "тайны". В этом случае на помощь приходит курс по внеурочной деятельности "Секреты русской орфографии", являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением. Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Организация внеурочной деятельности школьников на занятиях основывается на следующих принципах: добровольности участия школьников, научности, сознательности и активности, наглядности, доступности, связи теории с практикой, индивидуального подхода к учащимся и др. Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с пятиклассниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий.

Рабочая программа состоит из 4 разделов.

1 раздел - « Общие правила правописания» включает орфограммы, встречающиеся в любой части слова.

2 раздел - «Правописание корней и приставок» включает такие орфограммы, для правописания которых важно определить состав слова, но не имеет значения, к какой части речи относится слово.

3 раздел - «Правописание окончаний и суффиксов частей речи». Пишущий должен не только определить, в какой части слова находится орфограмма, но и к какой части речи относится слово.

4 раздел включает правила правописания служебных частей речи.

На каждом занятии предусматривается двусторонний подход:

1.Теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания).

2..Практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих закрепить знания орфографических правил, приобрести устойчивые навыки, составление схем-таблиц).

Использование системы упражнений предусматривает различные формы и приемы работы учащихся: упражнения по аналогии, исследования, использование разных каналов поиска информации (энциклопедические и специальные словари, Интернет и др.), решение тестов.

В отборе материала к занятиям учитель должен ориентироваться на связи с программным материалом по русскому языку, учитывая необходимость осуществления преемственности.

Занятия кружка предполагают использование игровых технологий, элементов драматизации, опыт личного творчества учителя, творческие практикумы. Материалом для диагностики могут служить различные анкетирования, тестовые задания, выполнение творческих работ и практикумов, выпуск газет, олимпиады, итоговые презентации и творческие проекты. Знания, полученные на занятиях кружка, помогут учащимся лучше усвоить «трудный» материал, избежать «ошибкоопасные» места. Действующая программа по русскому языку позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе наблюдения за особенностями употребления слова в стихотворных произведениях школьники могут увидеть «волшебство знакомых слов», понять, что обычные слова достойны изучения и внимания «как неизведанные страны». Воспитание интереса к изучению мира слов должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.

Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у школьников этических норм речевого поведения. Работу по воспитанию этики общения целесообразно вести с учащимися, начиная с первых уроков. Работу по воспитанию правильного речевого поведения целесообразно проводить на всех занятиях. Кроме того, кружок позволяет работать не только над орфограммами, но и развитием правильной речи.

Содержание и методы обучения курса содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения. Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки.. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.

Цель курса: расширить, углубить и закрепить у учащихся знания по русскому языку, показать, что орфография не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.

Задачи курса.

Обучающие:

-развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;

-приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;

-пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;

-развитие мотивации к изучению русского языка;

-развитие творчества и обогащение словарного запаса;

-совершенствование общего языкового развития учащихся.

-развитие умения находить и исправлять орфографические ошибки,

правильно писать изученные в 8 классе слова с непроверяемыми орфограммами.

составлять схемы-таблицы, помогающие решать орфографические задачи.

Воспитывающие:

-воспитание культуры обращения с книгой;

формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.

Развивающие:

-развивать смекалку и сообразительность;

-приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;

-развивать умение пользоваться разнообразными словарями;

-учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

Организация деятельности школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

-занимательность;

-научность;

-сознательность и активность;

-наглядность;

-доступность;

-связь теории с практикой;

-индивидуальный подход к учащимся.

Курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.

Формы проведения занятий:

-лекции;

-практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.

-анализ и просмотр текстов;

-самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями.

Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.

В каждом занятии прослеживаются три части:

игровая; теоретическая; практическая.

Основные методы и технологии.

  1. Технология разноуровневого обучения.

  2. Развивающее обучение.

  3. Технология обучения в сотрудничестве.

  4. Коммуникативная технология.

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.

Описание места курса в учебном плане.

Программа рассчитана на учащихся 8 класса. 34 часа (1 раз в неделю).

1.2 Планируемые результаты

Расширение знаний и представлений о современном русском языке.

Учащиеся научаться:

- распознавать языковые явления, орфографические и пунктуационные правила, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры;

- пользоваться орфографическим и толковым словарями;

-употреблять слова в соответствии с лексическим значением;

-выделять морфемы;

-замечать орфограммы;

- самостоятельно исследовать языковой материал.







2.Содержательный раздел

2.1Содержание тем учебного курса


1 раздел - « Общие правила правописания» включает орфограммы, встречающиеся в любой части слова. Принципы русской орфографии. Безударные гласные корня, проверяемые и непроверяемые ударением. Чередование в корнях. Правописание согласных в корне слова. Правописание Ъ и Ь. О-E после шипящих и "Ц" в различных частях слова. (10ч.)

2 раздел - «Правописание корней и приставок» включает такие орфограммы, для правописания которых важно определить состав слова, но не имеет значения, к какой части речи относится слово. Правописание приставок.

Правописание суффиксов и окончаний различных частей речи.

Буквы "Н" и "НН" в словах различных частей речи.(13 ч.)

3 раздел - «Правописание окончаний и суффиксов частей речи». Пишущий должен не только определить, в какой части слова находится орфограмма, но и к какой части речи относится слово. Небуквенные орфограммы. Слитное и раздельное написание слов. Основные случаи дефисных написаний

Написание "НЕ" с разными частями речи. Разграничение частиц НЕ и НИ. (4ч.)

4 раздел включает правила правописания служебных частей речи.

.Правописание служебных частей речи.

Тренировочные задания по разделу "Орфография ".(7 ч.)

.







2.2 Календарно-тематическое планирование

содержание

умения и навыки

всего

теор

прак

дата

1

Принципы русской орфографии

Формирование интереса к изучению языка, ответственности за произнесённое и написанное слово.

1

1

2

«Выходим на гласные»

Правописание гласных в корне. Непроизносимые согласные.

Работа с тестами.

Устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждение.

1

1

1

3

«Опасные согласные»

Согласные корня перед суффиксами. Двойные согласные в корне слова

Перерабатывать и преобразовывать информацию

1

1

4

Творческий практикум.

Двойные согласные на стыке приставки и корня. Правописание согласных в приставках.

Использовать речевые средства для решения коммуникативных задач

1

1

5

«Ошибкоопасные места»

Н и НН в прилагательных, образованных от существительных и прилагательных.

Высказывать и обосновывать свою точку зрения

1

1

6

КВН «Что? Где? Когда?»

Осуществлять анализ и синтез, задавать вопросы.

1

1

7

Правописание Н и НН в отглагольных прилагательных. Работа с тестами.

Умения оценивать правильность выполнения задачи, собственные возможности её решения

1

1

8

Правописание Н и НН в причастиях. Работа со справочной литературой.

Пользоваться словарями и справочниками

1

1

9

«Смотр знаний». Правописание Н и НН в разных частях речи.

Слушать и слышать других

1

1

1

10

« Смотри в корень»

Безударные гласные в корнях. Особые случаи написания гласных в корнях.

Договариваться и приходить к общему решению в самостоятельной деятельности

1

1

11

«Выведи правило». Правописание безударных гласных в приставках.

Составлять план решения проблемы вместе с учителем

1

1

1

12

Выходим на «главное правило» Правописание безударных гласных в суффиксах существительных и прилагательных.

Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность

1

1

13

Правописание безударных гласных в суффиксах глаголов и причастий. Работа со схемами и таблицами.

Осознанно выбирать способы решения познавательных задач

1

1

14

«Наши старые знакомые».

Безударные гласные в суффиксах деепричастий и наречий. Составление тестов.

Умения оценивать правильность выполнения задачи, собственные возможности её решения

1

1

15

«Орфографический турнир». Правописание безударных гласных в окончаниях существительных и прилагательных

Устанавливать причинно-следственные связи

1

1

16

Лингвистическая игра «Умники и умницы».

Осуществлять анализ и синтез, задавать вопросы

1

1

17

«Как оседлать правило»

Безударные гласные в окончаниях глагола, числительных. Работа со схемами.

Осуществлять анализ и синтез, строить рассуждение

1

1

18

Волшебное средство «самоинструкция».

Правописание безударных гласных и чередующихся гласных в корнях. Тренировочные задания на разграничение орфограмм.

Владения основами самоконтроля, самооценки, принятие решений и осознанного выбора в познавательной деятельности

1

1

19

Олимпиада по русскому языку.

Умение классифицировать, самостоятельно выбирать основания для и критерии для классификации

1

1

20

Правописание О и Е после шипящих и Ц.

Умение создавать модели и схемы для решения задач

1

1

21

Ы - И после Ц. Составление таблицы.

Владения основами самоконтроля, самооценки, принятие решений и осознанного выбора в познавательной деятельности

1

1

22

Выпуск газеты «Говори правильно».

Формирование учебно-исследовательской деятельности

1

1

23

« Поговорим о всех приставках сразу «Правописание приставок ПРИ- и ПРЕ-.

Строить логическое рассуждение. Умозаключение и делать выводы.

1

1

24

«С прописной или строчной буквы?» Составление словаря. Работа со справочной литературой.

Умения работать индивидуально и в группе

1

1

25

«Нарушители главного правила» Слитное и дефисное написание существительных.

Умение самостоятельно планировать пути достижения цели, осознанно выбирать наиболее эффективные способы достижения цели.

1

1

26

Слитное и дефисное написание прилагательных. Составление опорного конспекта.

Осуществлять анализ и синтез, строить рассуждение

1

1

27

«Тренируемся вместе»

Слитное, дефисное и раздельное написание наречий.

Перерабатывать и преобразовывать информацию в другую форму

( таблицу, схему, план)

1

1

28

«Тренируемся вместе»

Правописание предлогов. Производные предлоги.

Определять степень успешности своей работы и работы других

1

1

29

Защита проектов.

Правописание союзов.

Формирование учебно-исследовательской деятельности

1

1

30

Частицы - «родственники» Правописание частиц. Частицы НЕ и НИ, их смысловое значение.

Устанавливать причинно-следственные связи

1

1

31

«Кто командует частицами?» Различение НЕ и НИ по положению в ударном или безударном слоге.

Договариваться и приходить к общему решению

1

1

1

32

Семинар «Правописание служебных частей речи».

Владеть монологической и диалогической формами речи, быть готовым корректировать свою точку зрения

1

1

33

«Музей русского языка»

Защита проектов.

Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к языку

1

1

34

Итоговое тестирование

Урок контроля знаний

1

1



2.3 Список литературы.

  1. Л.А. Ахременкова «К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором». Русский язык. 8 класс», Москва «Просвещение» 2008.

  2. Г.К. Лидман-Орлова «Хочу быть грамотным». Краткий орфографический справочник по русскому языку. Москва . Издательство «Вахазар». 2009 год.

  3. Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевая «Секреты орфографии» Москва. «Просвещение», 2010 год.

  4. Д.Э. Розенталь «Пишите, пожалуйста, грамотно. Москва. «Астра» 2009 год.

  5. В.А. Иванова, З.А. Потиха, Д.Э.Розенталь «Занимательно о русском языке». Санкт-Петербург «Просвещение». 2008 год.


  1. М.М. Бушуева «Русский язык. Орфография». Издательский центр учебной литературы «Марк», 2009 год.


11


© 2010-2022