- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа по чтению и развитию речи для обучающихся 9 класса специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида
Рабочая программа по чтению и развитию речи для обучающихся 9 класса специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Синюгина Т.А. |
Дата | 28.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное казенное образовательное учреждение
Базарносызганская средняя общеобразовательная школа №1
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
заместитель директора по КР директор МКОУ Базарносызганская СОШ №1
___________ Н.П.Павлушина ___________________А.В. Исачкин
« ___»____________2015г. Приказ №____ от «……» ………2015 года
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по чтению и развитию речи для 9 класса
коррекционный
срок реализации 2015 - 2016 учебный год
Рабочая программа составлена на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида 5 - 9 классы», под редакцией Воронковой В.В. издательство «Просвещение» Москва, 2013 год, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации
Разработчик программы: Синюгина Татьяна Анатольевна,
учитель начальных классов первой квалификационной категории
РАССМОТРЕНА:
на МО учителей коррекционных классов
протокол № 1 от «…..» августа 2015 г.
Руководитель____________________
Пояснительная записка
Чтение и развитие речи 9 класс 102 часа
Рабочая программа по чтению и развитию речи для учащихся 9 класса, обучающихся по специальной (коррекционной) программе VIII вида составлена на основе:
-
Учебного плана МКОУ Базарносызганской СОШ №1
-
Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида 5 - 9 классы»,( под редакцией Воронковой В.В. издательство «Просвещение» Москва, 2013 год, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации, 6-е издание)
Рабочая программа «Чтение и развитие речи», как неотъемлемая часть учебного процесса в специальном (коррекционном) общеобразовательном учреждении VIII вида, разработана в целях воспитания и обучения с учетом межпредметных связей и личностных результатов обучающихся, логики учебного процесса и возрастных особенностей школьников.
Цель - формирование прочных навыков чтения доступного их пониманию текста вслух и «про себя», осмысленно воспринимать прочитанное.
Задачи:
1.Воспитание интереса и любви к чтению
2.Формирование способности грамотного, беглого, осознанного чтения по доступным пониманию детей произведениями детской литературы..
3.Коррекции речи и мышления учащихся с интеллектуальными нарушениями.
4. Овладеть речевой деятельностью в разных ее видах (чтение, говорение, слушание);
5. Формировать речевые умения, обеспечивающие восприятие, воспроизведение и создание высказываний в устной форме;
6.Обогащать словарный запас;
7. Эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие личности.
Общая характеристика учебного предмета
Данная рабочая программа составлена на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида 5 - 9 классы», под редакцией Воронковой В.В. издательство «Просвещение» Москва, 2013 год, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации. В программе даётся примерная тематика произведений, определяется уровень требований к технике чтения, анализу текстов, совершенствованию навыков устной речи и объёму внеклассного чтения.
Изучение курса «Чтение и развитие речи» обеспечивает функции:
- коррекционного обучения;
- коррекционно - развивающего обучения;
- коррекционно - воспитательного обучения;
- воспитание положительных качеств личности;
- адаптации в обществе
Программа построена с соблюдением следующих принципов:
- коррекционная направленность обучения:
- индивидуализация и дифференциация обучения;
- оптимистическая перспектива обучения и воспитания;
- комплексное обучение на основе передовых психолого - медико - педагогических технологий
Коррекционная работа выражается в формировании умения ориентироваться в задании, планировании контроле работы. В процессе обучения осуществляется устранение недостатков в познавательной деятельности: воображения, наблюдательности, речи, памяти, недостатков физического развития: коррекция эмоционально-волевой сферы. Занятия по программе выявляют актуальные и потенциальные способности учащихся грамотного, беглого осознанного чтения, воспитывают привычки и умения, необходимые для усвоения учебного материала по данному курсу, готовят к успешной адаптации в жизни.
Программа по чтению и развитию речи в 9 классе направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, обеспечивают гражданское, нравственное, эстетическое воспитание. Программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.
При изучении программы у учащихся совершенствование техники чтения осуществляется последовательно на каждом году обучения, соблюдаются при чтении нормы русской орфоэпии, выделение главной мысли произведения; составление характеристик героев; работа над планом; пересказ содержания прочитанного. Постоянное внимание следует уделять формированию навыка правильного чтения, которым учащиеся в силу особенностей психического развития овладевают с большим трудом, что затрудняет понимание содержания прочитанного.
Беглость чтения, т.е. плавное в темпе разговорной речи чтение вслух, формируется постепенно. Одновременно с овладением чтением вслух дети учатся «читать про себя».
Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведений. Особое внимание уделяется работе с иллюстрированным материалом, как одним из эффективных средств формирования познавательной деятельности учащихся и коррекции недостатков чтения. Большое внимание уделяется развитию связной устной речи.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
В данной программе преобладают требования: назвать, показать, определить, описать, приводить примеры.
В преподавании предмета целесообразно использовать такие формы и методы обучения как: словесный, наглядный, практический.
Программа предусматривает различные формы и способы проверки и контроля знаний: открытые и закрытые тесты, задания на установление соответствия, ответы на вопросы.
Половина детей, обучающихся на 2-й ступени , как правило, плохо читают, а около 25% учащихся читают с трудом. Поэтому программа предполагает систематическое чтение текстов художественных произведений на уроках, их осмысление, пересказ, различные виды работ по развитию устной и письменной речи:
- составление планов;
- краткие и подробные пересказы текста;
- устные сочинения-характеристики героев;
- развитие художественной фантазии у детей;
- придумывание финала, опираясь на развитие событий.
Измерители, по сравнению с общеобразовательной школой, другие. Применяется более щадящая проверка и оценка знаний и умений учащихся.
Программа включает в себя художественные произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро и зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя пр.).
Учителю важно предусмотреть весь процесс чтения (восприятие, понимание, осмысление, анализ, оценка прочитанного), направленный на развитие речи учащихся. Только в этом случае школьники могут стать полноценно развитой личностью, адаптированной к условиям реальной жизни.
Обучение построено на принципах: принцип коррекционной направленности в обучении, принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения, принцип научности и доступности обучения, принцип систематичности и последовательности в обучении, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.
Известно, что развитие техники чтения осуществляется поэтапно. От класса к классу предъявляются все более высокие требования к способу чтения: от чтения целым словом к чтению словосочетанием и коротким предложением. Меняются и формы организации чтения: наряду с коллективной работой над выразительностью чтения школьников обучают приемам, способствующим выделению фразового ударения, установлению семантических пауз, интонационной окрашенности чтения. Становятся более разнообразными формы работы с текстом, методы и приёмы обучения, применяются ТСО: фрагменты кино (презентация, DVD) мультфильмов, мультимедиа, музыкальные фрагменты.
Типы урока:
-
Урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала) Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний.
-
Урок формирования и закрепления знаний и умений (практический урок) Имеет целью выработку умений по применению знаний.
-
Урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок) Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.
-
Урок контроля, оценки и коррекции знаний - контрольная, проверочная работа. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками
-
Комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок развития речи
Методы и приёмы обучения:
Словесный (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой) наглядный (наблюдение, демонстрация) , практический, методы контроля.
Формы работы:
Рассказ, беседа, выборочное объяснительное чтение текста, работа с картиной, планом, просмотр и разбор отдельных фрагментов кино, мультфильмов, сказок, заслушивание отрывков произведений в авторском исполнении..
Виды деятельности учащихся основаны на переработке устного и письменного текста:
составление плана текста;
пересказ текста по плану;
пересказ текста по предполагаемым вопросам;
продолжение текста;
выразительное чтение;
чтение наизусть;
чтение по ролям;
Контроль за знаниями, умениями и навыками осуществляется в ходе устных опросов, проведения открытых и закрытых тестов, заданий на установление соответствия, ответов на вопросы. Тексты контрольно-измерительные материалы создает учитель в соответствии с психофизическим особенностями каждого ученика 5, 7, 9 классов. Контроль осуществляется по завершению изучения творчества писателя (промежуточный контроль). Время, отводимое на уроке для контроля - 5-15 минут.
Занятия проводятся в классно-урочной форме.
Место учебного предмета в учебном плане
Согласно Федеральному базисному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации и Учебному плану МКОУ Базарносызганской СОШ №1 на изучение чтения и развития речи в 9 специальном (коррекционном) классе VIII вида отводится 4 час в неделю (136 часов).
Рабочая программа по чтению и развитию речи для учащихся 9 класса, обучающихся по специальной (коррекционной) программе VIII вида составлена на основе:
-
Учебного плана МКОУ Базарносызганской СОШ №1,
-
Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида 5 - 9 классы»,( под редакцией Воронковой В.В. издательство «Просвещение» Москва, 2013 год, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации, 6-е издание).
Планируемые результаты
В результате уроков чтения и развития речи учащиеся 9 класса должны уметь:
Читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух; читать «про себя»; выделять главную мысль произведения; давать характеристику главным героям, оценивать их поступки, обосновывая своё отношение к ним;
пересказывать содержание произведения, рассказывать по предложенной теме в связи спрочитанным.
учащиеся должны знать:
Наизусть 10 стихотворений, 2 прозаических отрывка.
Содержание учебного предмета
В программу включены следующие разделы:
Содержание
Устное народное творчество
Русские народные песни. Былины. Сказки.
Произведения русской литературы XIX века
Произведения В.А.Жуковского,И.А.Крылова, А.С.Пушкина,М.Ю.Лермонтова,Н.В.Гоголя,Н.А.Некрасова,А.А.Фета, А.П.Чехова.
Произведения русской литературы XX века
Произведения Максима Горького, В.В.Маяковского, М.И.Цветаевой,К.Г.Паустовского,С.А.Есенина,М.А.Шолохова,Е.И.Носова,Н.М.Рубцова,ЮИ.Коваля.
Произведения зарубежной литературы
Произведения Р.Л. Стивенсона, Э.Томпсона, Д.Даррелла.
Информационно - методический материал для чтения и развития речи
Программа:
Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида:5-9 кл.:В 2 сб. /Под ред. В.В.Воронковой
Литература для обучающихся:
Чтение. 9 класс. Учеб. для спец.(коррекц.) образоват.учреждений VIIIвида/ А.К.Аксёнова, М.И.Шишкова.- 6 -е изд.-М.: Просвещение, 2014.-270с.:ил.
Тематическое планирование чтения и развития речи
№
п/п
Тема
Всего: 102 часа
1-2
Устное народное творчество
2
3
Русские народные песни
1
4-5
Былины
2
6-7
Сказка про Василису Премудрую
2
8
Сказка «Лиса и тетерев»
1
9
Живопись В.М. Васнецова на темы былин и русских сказок.
1
10-11
В. А. Жуковский. Биография Сказка «Три пояса»
2
12
Внеклассное чтение по сказкам и былинам
1
13
Проверка техники чтения
1
14
И.А.Крылов Биография
1
15
И.А.Крылов «Кот и повар»
1
16
А.С. Пушкин Биография
1
17-21
А.С. Пушкин «Руслан и Людмила»
5
22-25
А.С.Пушкин «Барышня крестьянка»
4
26
Внеклассное чтение по сказкам А.С.Пушкина
1
27
М.Ю.Лермонтов Биография
1
28
М.Ю.Лермонтов «Тучи»
1
29
М.Ю.Лермонтов «Баллада»
1
30
М.Ю.Лермонтов «Морская царевна»
1
31
Н.В.Гоголь. Биография
1
32-36
Н.В.Гоголь «Майская ночь, или утопленница»
5
37
Н.А.Некрасов. Биография
1
38
Н.А.Некрасов
«Рыцарь на час»
1
39
Н.А.Некрасов
Саша»
1
40
Повторение.
Вспомним прочитанное
1
41
А.А.Фет
Биография
1
42
А.А.Фет
«На заре ты её не буди»
1
43
А.А.Фет «Старушка няня»
1
44
А.А.Фет «Это утро»
1
45
А.П.Чехов. Биография
1
46-47
А.П.Чехов «Злоумышленник»
2
48
А.П.Чехов
Внеклассное чтение
1
49
Максим Горький
Биография
1
50
Максим Горький
«Песня о соколе»
1
51
В.В.Маяковский
Биография
1
52
В.В.Маяковский
«Необычайное приключение, бывшее с…»
1
53
В.В.Маяковский
Внеклассное чтение
1
54
Проверка техники чтения
1
55
М. И. Цветаева
Биография
1
56
М. И. Цветаева
«Рябина»
1
57
М. И. Цветаева
«Вчера»
1
58
К.Г.Паустовский
Биография
1
59-60
К.Г.Паустовский
«Стекольный мастер»
2
61
Повторение
Вспомним прочитанное
1
62
С.А.Есенин
Биография
1
63
С.А.Есенин
«Нивы сжаты, рощи голы»
1
64
С.А.Есенин
«Собаке Качалова»
1
65
С.А.Есенин
Внеклассное чтение
1
66
Сочинение по картине
1
67
М.А.Шолохов
Биография
1
68-71
М.А.Шолохов
«Судьба человека»
2
72
Е.И.Носов
Биография
1
73-74
Е.И.Носов
«Трудный хлеб»
2
75
Н. М. Рубцов
Биография
1
76
Н. М. Рубцов
«Тихая моя родина»
1
77
Н. М. Рубцов
«Русский огонёк»
1
78
Н. М. Рубцов
«Зимняя песня»
1
79
Н. М. Рубцов
Внеклассное чтение
1
80
Ю.И.Коваль
Биография
1
81-85
Ю.И.Коваль
«Приключения Васи Куролесова»
2
86
Роберт Луис Стивенсон
Биография
1
87-88
Роберт Луис Стивенсон
«Вересковый мёд»
2
89
Эрнест Сетон Томпсон
Биография
1
90-93
Эрнест Сетон Томпсон
Снап»
2
94
Эрнест Сетон Томпсон
Внеклассное чтение
1
95
Джеральд Даррелл
Биография
1
96-99
Джеральд Даррелл
«Живописный жираф»
2
100
Экскурсия в лес
1
101
Контрольные вопросы и задания
1
102
Техника чтения
1
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения учебного процесса
Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида 5 - 9 классы»,( под редакцией Воронковой В.В. издательство «Просвещение» Москва, 2013 год, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации, 6-е издание)
Методическая литература для учителя, использующаяся на уроках 9 класса.
-
Коррекция звукопроизношения у детей. Речевой материал для школьников.
-
Поурочные разработки по чтениюБайкова М.И., Гостимская Е.С.
Интернет ресурсы:
1. proshkolu.ru
2. nsportal.ru
-
pedsovet.su
4. zavuch.ru
Дополнительные средства обучения для учащихся
-
Наглядные пособия.
Дополнительные средства обучения для учащихся
Чтение 9 класс: учеб. для спец.(коррекц.) образоват.учреждений VIIIвида А.К.Аксёнова, М.И.Шишкова.-М.: Просвещение, 2014.- 270с.:ил.
Учебно-тематическое и календарное планирование по чтению и развитию речи 9 класс
Количество часов: 102
Планирование составлено на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида 5 - 9 классы», под редакцией Воронковой В.В. издательство «Просвещение» Москва, 2013 год, допущенной Министерством образования и науки РФ.
№
Тема урока
Кол-во часов
Тип
урока
Содержание
Виды
деят-ти
Коррекционная работа
Планируемые
результаты
Дата
Д/з
план
факт
1-2
Устное народное творчество
2
Урок сообщения новых знаний
Чтение статьи об УНТ.
Чтение, беседа по вопросам
Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально - волевой сферы
Знать жанры УНТ, умение объяснять смысл пословиц.
1.09
3.09
С.6-7
С.8-9
3
Русские народные песни
1
Урок сообщения новых знаний
1. Работа с иллюстрацией. 2.Словарь: колыбельная, угомон. Диалоги.
Чтение, беседа по вопросам
Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально - волевой сферы
Умение рассказать о колыбельной песне.
5.09
С.10-12
4-5
Былины
2
Урок сообщения новых знаний
Иллюстрация, план пересказа.
Чтение, беседа по вопросам
Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально - волевой сферы
Умение рассказать былины
8.09
10.09
С.13-14
С.15-16
6-7
Сказка про Василису Премудрую
2
Урок сообщения новых знаний
1.Работа с иллюстрациями, подстрочным словарём.
2.Пересказ сказки по плану.
Чтение и пересказ текста
Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально - волевой сферы
Знать что такое зачин, концовка, к какому виду сказок относится «Сказка про Василису Премудрую».
12.09
15.09
С.19-22
С.23-29
8
Сказка «Лиса и тетерев»
1
Урок сообщения новых знаний
1.Работа с иллюстрацией. 2.Анализ пословицы: Речи, как мёд, а дела, как полынь. Не рой яму другому, сам в неё попадёшь.
3. Чтение сказки по ролям.
Чтение, беседа по вопросам, пересказ текста
Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально - волевой сферы
Знать характерные особенности скозок о животных, уметь приводить примеры сказок.
17.09
С.30-32
9
Живопись В.М. Васнецова на темы былин и русских сказок.
1
Урок сообщения новых знаний
Репродукции картин В.М. Васнецова на темы русских народных сказок.
Чтение, беседа по вопросам, пересказ текста
Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально - волевой сферы
Умение составлять связный текст.
19.09
С.35.
10-11
В. А. Жуковский. Биография Сказка «Три пояса»
2
Урок сообщения новых знаний
Портрет автора.
Чтение, беседа по вопросам
Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально - волевой сферы
Умение рассказать о творчестве писателя. 1.Умение объяснять смысл слов Людмилы, с каким жанром можно их сравнить.
2. Умение рассуждать на тему: «Что важнее для семейной жизни: физическая
22.09
24.09
С.36-39
С.40-45
12
Внеклассное чтение по сказкам и былинам
1
Урок формирования и закрепления знаний и умений
1.Работа с подстрочным словарём.
2.Чтение сказки по ролям.
Чтение, беседа по вопросам
Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально - волевой сферы
красота и богатство невесты или её душевная красота?»
26.09
Читать сказки и былины
13
Проверка техники чтения
1
Урок контроля, оценки и коррекции знаний
Произведения
Чтение
Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально - волевой сферы
Проверка ЗУН.
29.09
14
И.А.Крылов Биография
1
Урок сообщения новых знаний
Портрет, папка «архитектурные памятники, текст пятиминутки.
Чтение, беседа по вопросам
Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально - волевой сферы
Умение рассказать об интересных страницах жизни И.А. Крылова.
С.48-50
15
И.А.Крылов «Кот и повар»
1
Урок сообщения новых знаний
Банк рисунков, иллюстрация, подстрочный словарь.
Чтение, беседа по вопросам, пересказ текста
Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально - волевой сферы
Умение рассуждать над жизненностью басен И.А. Крылова.
С. 51-53
16
А.С. Пушкин Биография
1
Урок сообщения новых знаний
Портрет А.С. Пушкина, книги автора, репродукция картины Н.Н. Ге «И. Пущин в селе Михайловском».
Чтение, беседа по вопросам
Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально - волевой сферы
Знать основные этапы творчества А.С.Пушкина, произведения поэта.
С.54-58
17-21
А.С. Пушкин «Руслан и Людмила»
5
Урок сообщения новых знаний
1. Работа с иллюстрацией, подстрочным словарём.
2. Просмотр видеофильма по поэме А.С.Пушкина «Руслан и Людмила»
Чтение, беседа по вопросам, пересказ текста
Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально - волевой сферы
1.Умение описать каждого из претендентов на руку Людмилы, подтвердив словами из текста.
2. Уметь рассказывать о встрече Руслана с головой.
3. О Руслане и Людмиле.
С.58-64
С.65-71
С.72-79
С.54-79
С.80-81
22-25
А.С.Пушкин «Барышня крестьянка»
4
Урок сообщения новых знаний
1.Чтение отрывков по ролям.
2. Пересказ отрывка текста к иллюстрации.
3. Работа с подстрочным словарём, план ответа.
Чтение по ролям, беседа по вопросам, пересказ текста
Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально - волевой сферы
1.Умение рассказать о воспитании Лизы.
2. Об отношениях Лизы и Насти.
3.Встреча Лизы с сыном и отцов Берестовыми.
4. Умение объяснить смысл повести в названии произведения.
23.10
С.82-86
С.87-92
С.93-103
26
Внеклассное чтение по сказкам А.С.Пушкина
1
Урок формирования и закрепления знаний и умений
Выставка книг
Чтение, беседа по вопросам
Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально - волевой сферы
Умение коллективно составлять отзыв по прочитанному произведению.
Читать сказки
27
М.Ю.Лермонтов Биография
1
Урок сообщения новых знаний
Портрет М.Ю. Лермонтова, книги автора, текст пятиминутки.
Чтение, беседа по вопросам
Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально - волевой сферы
Знать основные этапы творчества поэта.
С.105-108
28
М.Ю.Лермонтов «Тучи»
1
Урок сообщения новых знаний
1.Иллюстрации, подстрочный словарь.
2. Выразительное чтение стих-я
Чтение, беседа по вопросам, выразительное чтение наизусть
Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально - волевой сферы
Умение рассказать о взаимоотношениях девушки и юноши; можно ли добиться любви, выполнив любое желание возлюбленной?
С.109 наизусть
29
М.Ю.Лермонтов «Баллада»
1
Урок сообщения новых знаний
1.Иллюстрации, подстрочный словарь.
2. Выразительное чтение баллады.
Беседа по вопросам, выразительное чтение наизусть
Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально - волевой сферы
Умение оценить поступок царевича, подкрепляя словами из текста.
С.110-112
30
М.Ю.Лермонтов «Морская царевна»
1
Урок сообщения новых знаний
1.Работа с иллюстрациями.
2. Работа с устаревшими словами.
3. Текст пятиминутки.
Беседа по вопросам, выразительное чтение наизусть
Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально - волевой сферы
Умение оценить поступок царевича, подкрепляя словами из текста.
С.113-115
31
Н.В.Гоголь. Биография
1
Урок сообщения новых знаний
1.Портрет Н.В. Гоголя.
2. Текст пятиминутки. 3.Выставка произведений автора.
Беседа по вопросам, чтение
Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально - волевой сферы
Умение рассказывать, как Н.В. Гоголь работал над книгой «Вечера на хуторе близ Диканьки»
С. 117-118
32-36
Н.В.Гоголь «Майская ночь, или утопленница»
5
Урок сообщения новых знаний
Иллюстрации, подстрочный словарь, репродукция с картины И.Н. Крамского «Русалки»
Беседа по вопросам, выразительное чтение по ролям, пересказ
Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально - волевой сферы
1.Умение передать чувства Левко и Ганны друг к другу.
2. Умение высказывать своё мнение по поводу несогласия отца Левко женить его на Ганне, подкрепляя словами из текста.
С.119-121
С.121-123
С125-129
С.129-132
37
Н.А.Некрасов. Биография
1
Урок сообщения новых знаний
портрет Н.А. Некрасова, книги автора, текст для пятиминутки.
Беседа по вопросам,
Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально - волевой сферы
Знать основные этапы творчества поэта.
С. 134-135
38
Н.А.Некрасов
«Рыцарь на час»
1
Урок сообщения новых знаний
1. Работа в тетрадях.
2. Выразительное чтение стихов.
Беседа по вопросам, выразительное чтение
Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально - волевой сферы
Умение приводить описания из текста, характеризующие отношение к матери: её силу воли, стойкость, смирение, любовь к детям.
С. 137-138
39
Н.А.Некрасов
Саша»
1
Урок сообщения новых знаний
1. Работа в тетрадях.
2. Выразительное чтение стихов.
Беседа по вопросам, выразительное чтение
Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально - волевой сферы
Умение выразить отношение Саши к природе.
С. 138-140
40
Повторение.
Вспомним прочитанное
1
Урок обобщения и систематизации знаний
Портрет и стихи поэта.
Беседа по вопросам, выразительное чтение наизусть
Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально - волевой сферы
Знать основные этапы творчества поэта.
С. 142
41
А.А.Фет
Биография
1
Урок сообщения новых знаний
Портрет
Беседа по вопросам, выразительное чтение
Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально - волевой сферы
Умение находить в тексте художественные определения, сравнения.
С.143-144
42
А.А.Фет
«На заре ты её не буди»
1
Урок сообщения новых знаний
Романс А.Е. Варламова «На заре ты её не буди».
Беседа по вопросам, выразительное чтение наизусть
Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально - волевой сферы
Умение находить в тексте художественные определения, сравнения.
С. 144-145
43
А.А.Фет «Старушка няня»
1
Урок сообщения новых знаний
1. Работа со словарём. 2. Репродукция с картины Н.М. Ромадина «Разлив на Керженце».
Беседа по вопросам, выразительное чтение
Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально - волевой сферы
Умение объяснить о каком гадании идёт речь в стихотворении.
С. 145-146
44
А.А.Фет «Это утро»
1
Урок сообщения новых знаний
1.Выразительное чтение стихотворения.
2. Описание весеннего пейзажа.
Беседа по вопросам, выразительное чтение наизусть
Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально - волевой сферы
Знать признаки весны, уметь приводить примеры весенних примет из стихотворения
С. 146-147
45
А.П.Чехов. Биография
1
Урок сообщения новых знаний
1.Портрет автора.
2.Текст пятиминутки.
Беседа по вопросам, чтение и пересказ
Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально - волевой сферы
Знать основные этапы творчества поэта, рассказы А.П.Чехова.
С. 148-149
46-47
А.П.Чехов «Злоумышленник»
2
Урок сообщения новых знаний
1.Подстрочный словарь
2.Работа с иллюстрацией.
3.Чтение по ролям.
Беседа по вопросам, выразительное чтение по ролям
Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально - волевой сферы
Уметь соотносить события в рассказе с действительностью наших дней (воровство металла)
С. 150-155
С.156-161
48
А.П.Чехов
Внеклассное чтение
1
Урок формирования и закрепления знаний и умений
Выставка книг
Беседа по вопросам, выразительное чтение
Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально - волевой сферы
Уметь объяснить смысл названия рассказа.
Чтение произведений
49
Максим Горький
Биография
1
Урок сообщения новых знаний
Портрет автора, книги Горького.
Беседа по вопросам, выразительное чтение наизусть
Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально - волевой сферы
Уметь рассказывать о поучительных страницах из жизни А.М. Горького.
С.164-165
50
Максим Горький
«Песня о соколе»
1
Урок сообщения новых знаний
1.Описание иллюстрации.
2. Работа с подстрочным словарём.
Беседа по вопросам, выразительное чтение, пересказ
Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально - волевой сферы
Умение находить определения из текста, характеризующие сокола, умение работать с текстом.
С.166-169
51
В.В.Маяковский
Биография
1
Урок сообщения новых знаний
Портрет
Беседа по вопросам, выразительное чтение
Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально - волевой сферы
Знать основные этапы творчества поэта.
С. 171-172
52
В.В.Маяковский
«Необычайное приключение, бывшее с…»
1
Урок сообщения новых знаний
Портрет В.В. Маяковского, стихи поэта.
Беседа по вопросам, выразительное чтение по ролям
Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально - волевой сферы
Знать образные средства, используемые автором, умение пересказывать содержание стихотворения.
С. 172-176
53
В.В.Маяковский
Внеклассное чтение
1
Урок формирования и закрепления знаний и умений
1.Выразительное чтение стихотворения.
2.Чтение по ролям.
3. Работа в тетради.
Беседа по вопросам, чтение и пересказ
Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально - волевой сферы
Развитие связной речи учащихся.
Чтение произведений
54
Проверка техники чтения
1
Урок сообщения новых знаний
Чтение произведений
Чтение
Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально - волевой сферы
Проверка ЗУН.
55
М. И. Цветаева
Биография
1
Урок сообщения новых знаний
Портрет М. И. Цветаевой, стихи, тетради.
Беседа по вопросам, чтение
Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально - волевой сферы
Познакомить с основными сведениями из жизни писателя.
С.178
56
М. И. Цветаева
«Рябина»
1
Урок сообщения новых знаний
Беседа, выраз-е чтеиие
Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально - волевой сферы
Развитие связной речи учащихся.
С. 179
57
М. И. Цветаева
«Вчера»
1
Урок сообщения новых знаний
Беседа, выраз-е чтеиие
Беседа по вопросам, выразительное чтение наизусть
Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально - волевой сферы
Развитие связной речи учащихся.
С.179-180
58
К.Г.Паустовский
Биография
1
Урок сообщения новых знаний
Портрет и книги писателя.
Беседа по вопросам, выразительное чтение, пересказ
Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально - волевой сферы
Познакомить с основными сведениями из жизни писателя.
С.182-182
59-60
К.Г.Паустовский
«Стекольный мастер»
2
Урок сообщения новых знаний
Иллюстрация, подстрочный словарь.
Беседа по вопросам, выразительное чтение, пересказ
Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально - волевой сферы
1.Формирование читательской самостоятельности
2. Учить работе с новыми словами.
3. Учить выделять главную мысль произведения.
4. Учить выражать своё отношение к событиям в произведении.
С.182-185
С.186-198
61
Повторение
Вспомним прочитанное
1
Урок обобщения и систематизации знаний
Беседа
Беседа по вопросам
Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально - волевой сферы
Развитие связной речи учащихся.
С.190-191
62
С.А.Есенин
Биография
1
Урок сообщения новых знаний
Портрет поэта и его стихи.
Беседа по вопросам, выразительное чтение
Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально - волевой сферы
Познакомить с основными сведениями из жизни писателя.
С.192-193
63
С.А.Есенин
«Нивы сжаты, рощи голы»
1
Урок сообщения новых знаний
1.Обсуждение репродукции с картины Н.М. Ромадина «Село Хмелёвка»
Беседа по вопросам, выразительное чтение наизусть
Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально - волевой сферы
Выучить стихотворение наизусть.
С. 193-194
64
С.А.Есенин
«Собаке Качалова»
1
Урок сообщения новых знаний
Репродукция с картины В.Д. Поленова «Ранний снег».
Беседа по вопросам, выразительное чтение
Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально - волевой сферы
1.Учить работе над планом. Развитие речи учащихся.
С.194-195
65
С.А.Есенин
Внеклассное чтение
1
Урок сообщения новых знаний
1.Выразительное чтение стихотворения
2.Рассуждение над прочитанным
Беседа по вопросам, выразительное чтение
Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально - волевой сферы
Развитие связной речи учащихся.
Чтение произведений
66
Сочинение по картине
Урок контроля, оценки и коррекции знаний
Картина
Сочинение
Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально - волевой сферы
Развитие связной речи учащихся
67
М.А.Шолохов
Биография
Урок сообщения новых знаний
Портрет, книги автора.
Беседа по вопросам, выразительное чтение
Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально - волевой сферы
Знать основные этапы творчества поэта.
С. 196-197
68-71
М.А.Шолохов
«Судьба человека»
4
Урок сообщения новых знаний
1. Чтение по ролям диалог Андрея Соколова и лагерфюрера.
2.Пересказ отрывка к иллюстрации.
3. Работа с подстрочным словарём, план письменного. изложения.
Беседа по вопросам, выразительное чтение по ролям
Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально - волевой сферы
Умение описать мужественный характер Андрея Соколова.
С. 197-199
С. 200-202
С. 203-204
72
Е.И.Носов
Биография
1
Урок сообщения новых знаний
Портрет и книги писателя, текст пятиминутки.
Беседа по вопросам, выразительное чтение
Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально - волевой сферы
Знать основные этапы творчества поэта.
С. 206
73-74
Е.И.Носов
«Трудный хлеб»
2
Урок сообщения новых знаний
1.Пересказ отрывка к иллюстрации.
2. Работа с подстрочным словарём.
Беседа по вопросам, выразительное чтение
Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально - волевой сферы
Умение объяснить смысл названия произведения.
С.207-209
С.210-212
75
Н. М. Рубцов
Биография
1
Урок сообщения новых знаний
Портрет поэта, репродукция с картины И. Левитана «Озеро».
Беседа по вопросам, выразительное чтение
Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально - волевой сферы
Знать основные этапы творчества поэта.
С. 214
76
Н. М. Рубцов
«Тихая моя родина»
1
Урок сообщения новых знаний
1. Работа с иллюстрацией.
2. Словарь
Беседа по вопросам, выразительное чтение наизусть
Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально - волевой сферы
Умение описать то чувство, которое преобладает в стихотворении, подкрепив словами из текста.
С. 215-216
77
Н. М. Рубцов
«Русский огонёк»
1
Урок сообщения новых знаний
1.Текст пятиминутки, 2. Работа в тетради.
Беседа по вопросам, выразительное чтение наизусть
Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально - волевой сферы
Умение аргументировать свою точку зрения по поводу неуверенного ответа автора на вопрос : «Будет ли война?»
С.216-218
78
Н. М. Рубцов
«Зимняя песня»
1
Урок сообщения новых знаний
1.Текст пятиминутки, 2. Работа в тетради.
Беседа по вопросам, выразительное чтение наизусть
Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально - волевой сферы
Умение объяснить словами из стихотворения, что позволяет поэту забыть о нелёгкой жизни.
С.219-220
79
Н. М. Рубцов
Внеклассное чтение
1
Урок формирования и закрепления знаний и умений
Выставка книг
Беседа по вопросам, выразительное чтение
Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально - волевой сферы
Развитие связной речи учащихся
Чтение произведений
80
Ю.И.Коваль
Биография
1
Урок сообщения новых знаний
Портрет, беседа
Беседа по вопросам, выразительное чтение
Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально - волевой сферы
Знать основные этапы творчества поэта.
С.221
81-85
Ю.И.Коваль
«Приключения Васи Куролесова»
5
Урок сообщения новых знаний
1.Пересказ отрывка к иллюстрации.
2. Работа со словарём.
3. Чтение по ролям.
Беседа по вопросам, выразительное чтение, пересказ
Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально - волевой сферы
1.Умение описать главного героя и историю, произошедшую с ним.
2. Уметь пересказывать историю, опираясь на название глав.
С.222-226
С.227-230
С.231234
86
Роберт Луис Стивенсон
Биография
1
Урок сообщения новых знаний
1.Портрет Стивенсона, иллюстрация.
2. Выразительное чтение баллады.
Беседа по вопросам, выразительное чтение
Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально - волевой сферы
Знать основные этапы творчества писателя
С.236
87-88
Роберт Луис Стивенсон
«Вересковый мёд»
2
Урок сообщения новых знаний
1.Пересказ отрывка к иллюстрации.
2. Портрет автора, иллюстрации, подстрочный словарь.
3.Составитьь план рассказа, озаглавив каждую его часть.
Беседа по вопросам, выразительное чтение
Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально - волевой сферы
Умение рассуждать на тему жестокости.
С. 236
89
Эрнест Сетон Томпсон
Биография
1
Урок сообщения новых знаний
1.Портрет,
иллюстрация.
2. Выразительное чтение баллады.
Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально - волевой сферы
1.Умение описывать первое знакомство автора со щенком.
2. Описание поведение щенка на ферме.
С. 236-240
90-93
Эрнест Сетон Томпсон
Снап»
4
Урок сообщения новых знаний
1.Пересказ отрывка к иллюстрации.
2. Портрет автора, иллюстрации, подстрочный словарь.
3.Составитьь план рассказа, озаглавив каждую его часть.
Беседа по вопросам, чтение
Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально - волевой сферы
Умение описывать взаимоотношения животных.
С. 243-246
С.246-248
С.250-254
94
Эрнест Сетон Томпсон
Внеклассное чтение
1
Урок обобщения и систематизации знаний
1.Пересказ отрывка к иллюстрации.
2. Портрет автора, иллюстрации, подстрочный словарь.
3.Составитьь план рассказа, озаглавив каждую его часть.
Беседа по вопросам, выразительное чтение, пересказ
Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально - волевой сферы
Умение ориентироваться в тексте.
Чтение произведений
95
Джеральд Даррелл
Биография
1
Урок сообщения новых знаний
1.Портрет автора, иллюстрации, подстрочный словарь.
2. Сравнительная характеристика Питера и Билли по плану.
Беседа по вопросам, выразительное чтение
Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально - волевой сферы
Уметь пересказывать прочитанный отрывок.
С.255-256
96-99
Джеральд Даррелл
«Живописный жираф»
4
Урок сообщения новых знаний
1.Портрет автора, иллюстрации, подстрочный словарь.
2. Сравнительная характеристика Питера и Билли по плану.
Беседа по вопросам, выразительное чтение
Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально - волевой сферы
Уметь пересказывать прочитанный отрывок.
С. 256-260
С.261264
С. 265
100
Экскурсия в лес
1
Урок сообщения новых знаний
Наблюдение, беседа
Наблюдение, беседа по вопросам
Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально - волевой сферы
Уметь наблюдать за окружающей природой
101
Контрольные вопросы и задания
1
Урок контроля, оценки и коррекции знаний
Самостоятельная работа
Беседа по вопросам
Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально - волевой сферы
Проверка ЗУНов
Чтение доп. литературы
102
Техника чтения
1
Урок контроля, оценки и коррекции знаний
Рекомендательный список литературы на лето.
Чтение
Коррекция внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально - волевой сферы
Проверка ЗУНов
Чтение доп. литературы