Сочинение по картине как один из видов творческой работы

Наиболее эффективным видом работы по картине является сочинение. Работая над творческими сочинениями по картине, школьники приобретают навыки правильного изложения своих мыслей, у них появляется стремление найти нужные, точные слова, а это развивает речь. Далее предлагаются разработки уроков для 5 класса по учебнику Т.А.Ладыженской, на которых ведется подготовка к сочинениям по следующим картинам: 1.                  «Летом» А.А.Пластова 2.                  «Опять двойка!» Ф.П.Решетникова 3.    ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сочинение по картине как один из видов творческой работы.

Наиболее эффективным видом работы по картине является сочинение.

Работая над творческими сочинениями по картине, школьники приобретают навыки правильного изложения своих мыслей, из них появляется стремление найти нужные, точные слова, а это развивает речь. Далее предлагаются разработки уроков, на которых ведется подготовка к сочинениям по следующим картинам:

  1. «Летом» А.А.Пластова

  2. «Опять двойка!» Ф.П.Решетникова

  3. «Цветы, фрукты, птица» Ф.П.Толстого

  4. «Февральская лазурь» И.Э.Грабаря

  5. «Сирень в корзине» П.П.Кончаловского

Сочинение по картине А.А. Пластова «Летом».

I. Цели урока:

1. Обучить учащихся приемам работы по картине, основным словам и выражениям, используемым в работе над произведением живописи.

2. Обогатить речь учащихся образно-выразительными средствами, помогающими ярко описать картину.

II. Ход урока:

1.Слово о художнике.

А.А.Пластов - сын крестьянина-иконописца. Любовь к рисованию проявилась у него с самого раннего детства. А когда мальчику исполнилось 15 лет, он даже дал себе клятву:

«Быть только живописцем и никем более»

В 1917 году Пластов закончил скульптурное отделение Московского училища живописи,

ваяния и зодчества. Дальнейшие годы были периодом упорного самообразования в области живописи.

Художник Пластов создал множество ярких картин, написанных в бытовом жанре. Сюжеты для них он брал из деревенской жизни, которая была ему так близка и знакома. Выдающимися признаны работы Пластова, созданные им во время Великой Отечественной войны: «Жатва», «Сенокос», «Фашист пролетел» и др.

Деревне Пластов посвятил и послевоенное творчество. В этот период появились его известные картины: «Ужин тракториста», «Первый снег», «Весна». Лирическое звучание

его картинам придает изображение детей. Словно их непосредственными глазами воспринимает этот мир художник .

2. Работа по картине.

- Что мы видим на картине?

- Как называются картины, изображающие природу?

- Что такое «пейзаж»? Посмотрим в словаре художественных терминов.

- Какое настроение создает этот пейзаж у вас?

- Кого изобразил художник?

- Где расположились грибники?

- Как показал художник, что стоит солнечный, тихий день?

- Какими средствами для изображения леса пользуется Пластов?

- Как меняется цветовой фон?

III. Работа с таблицей, составление общего плана сочинения по картине.

Передний план

Описание бабушки

Описание девочки

Описание собачки

Задний план

План:

1. Слово о художнике.

2. Описание картины:

а) люди и собака;
б) корзина, ведро, кувшин;
в) поляна.

3. Мое впечатление от картины

IV. Лексическая работа.

Лес: величественный, утренний, освещенный солнцем.

Березы: старые, стройные, тонкие ветви.

Грибы: свежие.

Ягоды: спелые, душистые.

Грибники: усталые, отдыхающие в тени.

V. Творческое задание.

Сравните настроение, которое передает эта картина с тем, что описано в стихотворении Ф.И. Тютчева.

Смотри, как роща зеленеет,

Палящим солнцем облита,

А в ней какою негой веет

От каждой ветки и листа!

Войдем и сядем над корнями

Дерев, поимых родником,-

Там, где, обвеянный их мглами,

Он шепчет в сумраке немом

Над нами бредят их вершины,

В полдневный зной погружены,

И лишь порою крик огромный

До нас доходит с вышины…

- Выпишите из текста стихотворения слова, с помощью которых можно описать картину А.А.Пластова.

VI Орфографическая и пунктуационная работа.

  1. Словарный диктант.

Солнце, воздух, лесной, березки, корзина, кувшин, платочек, задремала, обирает, собака.

  1. Работа по карточке.

Расставить недостающие знаки препинания.

В картинах А.А.Пластова жизнь и труд человека слиты с природой с дыханием родных лесов и полей.

VII Работа в черновиках.

Сочинение по картине Ф.П.Решетникова «Опять двойка!»

  1. Цели:

1.Продолжить обучать учащихся приемам работы по картине

2. Обогатить речь учащихся образно-выразительными средствами, помогающими ярко описать картину.

II Слово о художнике

Известный советский художник Ф.П.Решетников с юных лет увлекался рисованием. Еще студентом Московского художественного института он ходил на легендарном корабле «Челюскин» и сделал множество зарисовок. Вместе с другими героями-челюскинцами художник был снят с дрейфующей льдины и, возвратившись на Большую землю, написал несколько картин, посвященных Арктике.

В годы Великой Отечественной войны он был на фронте, защищал Севастополь, освобождал от фашистов Крым. После войны художник вернулся к своей профессии. Любимыми героями его полотен стали дети. Наиболее известные картины Решетникова: «Прибыл на каникулы», «За мир», «Переэкзаменовка», «Опять двойка». На всемирной выставке в Брюсселе он был награжден бронзовой медалью.

III История создания картины «Опять двойка!» и ее герои.

Сообщения учащихся.

1 ученик. Сережа шел в классе одним из первых и вдруг получил двойку. И во всем виноват этот незнакомый мужчина, - наверное, из Гороно. Он вошел в класс перед самым уроком, спокойно уселся на последней парте, разложил там свои бумаги. Конечно, учительница стала вызывать к доске учеников получше и вызвала Сережу. А он, как на грех, даже книжки в руки вчера не брал!

- Ну что ж, придется тебе поставить двойку, Сережа, - покачав головой, сказала учительница. А Сережа стоит и не может двинуться с места от огорчения. Ну чем же он виноват: его вызвали вчера, не мог же он думать, что его снова спросят!

-Давай, Сергей, познакомимся. Я - художник, а ты мне очень, очень понравился. Приходи ко мне в мастерскую, я хочу тебя написать.

Так вот в чем дело! Сережа был на седьмом небе. Они проговорили всю перемену. Мальчик узнал, что незнакомца зовут Федор Павлович Решетников. Еще студентом Московского художественного института он плавал на легендарном корабле «Челюскин», сделал там множество зарисовок и вместе с другими героями был спасен отважными советскими летчиками. Теперь он пишет картины из жизни ребят.

На другой же день, после уроков, Сережа с бъющимся сердцем поднимался в мастерскую.

- Молодец, что пришел! - встретил его художник. - Я уж заждался. Ну, становись здесь и слушай, какую я задумал картину. Стань так, как стоял тогда у доски. Опусти голову и смотри в пол. Видишь ли, я хотел написать картину «Экзамены в школе», но увидел тебя и передумал. Моя картина будет называться «Опять двойка!» и действие будет происходить совсем не в школе, а дома. Мальчишка принес двойку. Понимаешь?

Сережа ничего не ответил. Уж он-то отлично знал, что было дома после этой несчастной двойки! Он невольно нахмурился!

Медленно спускался Сережа по лестнице. Нет, он мечтал не о такой картине. Подумаешь, интересно изображать какого-то двоечника! А потом картину повесят на выставку или в музее, и все будут смеяться:

- Вот Сережа! Вот двоечник!

Нет, не придет он к художнику, никогда не придет.

Так и кончилось это кратковременное знакомство.

2 ученик Но если художник задумал картину, его не остановят никакие трудности, а Федор Павлович уже «загорелся» новой работой. Сережа не пришел, но с бумагой в руках художник уже обдумывал, разрабатывал замысел картины.

Он уже знал, какая будет обстановка в комнате мальчика, поставил в мастерской стол, накрыл его белой скатертью, раздвинул шторы так, чтобы свет падал как раз на то место, где будет стоять герой. Приготовил даже костюм для героя: видавшее виды зимнее пальто с лисьим воротником и зеленый шарф. Рыжий воротник и яркий шарф будут хорошо оттенять румяное лицо и светлые волосы мальчика. Все было готово, не хватало только самого героя. А время шло. Наступила весна. Скоро ребята разъедутся на каникулы. Где же найти натуру?

Однажды художник шел по двору и вдруг услыхал веселые крики: ребята с увлечением играли в футбол. Он подошел поближе и чуть не вскрикнул от радости: в воротах, растопырив руки и ноги, прыгал бойкий мальчишка. Светлая голова с хохолком на макушке, живые глаза, пухлые губы - самый подходящий типаж для героя! Спустя полчаса вратарь, разгоряченный игрой, уже входил в мастерскую. После школы он не успел еще забежать домой и явился с туго набитым портфелем в руках; порыжелый, весь в трещинах, побывавший в боях, - такой портфель был тоже отличной находкой для картины.

- А портфельчик-то староват, - рассмеялся художник. - Окончим работу, подарю тебе новый! А теперь надевай пальто, шарф - и начнем!

3 ученик. Уже с первого взгляда Федор Павлович заметил, что для героя, для третьеклассника, мальчишка высоковат ростом, к тому же вратарь немного сутулился. И вот, распростившись с ним, художник отправился на поиски новой натуры. На этот раз задача была значительно проще. Он разыскал во дворе подходящего третьеклассника и нарядил его в то же пальто, в тот же зеленый шарф. Теперь он мог вписать в картину всю фигуру, а голову вратаря приписать к третьекласснику по готовому уже эскизу.

Над образом матери и старшей сестры художник работал долго и кропотливо. Мать тоже главное действующее лицо картины. Женщина, которую пригласил художник на роль матери, приходила позировать после работы, усталая. Сестру шестиклассницу художник поставил на заднем плане, на фоне открытой двери, так, чтобы свет падал, освещая фигуру девочки сзади. От этого картина выиграла. Комната стала глубже, а герой-школьник как бы выступил на первый план.

4 ученик. Много пришлось художнику над этим, казалось бы второстепенным образом. Сперва мальчик должен был выглядывать сзади из-за стола, но там его было плохо видно. Тогда художник посадил малыша рядом с матерью, но две сидящие рядом фигуры выглядели очень однообразно.

Хуже всего было то, что мальчик не мог и трех минут усидеть спокойно на месте. Чтобы развлечь малыша, достали детский велосипед, и в перерывах между сеансами он разъезжал по квартире на своей трехколесной машине.

«А что, если написать его вместе с велосипедом?» - подумал художник. Попробовали, и поворот фигуры оказался очень удачным, выразительным. Так и изображен малыш на картине: он подъехал к матери, увидел брата, сразу все понял и задорно смеется.

Слово учителя.

Сейчас картина Ф.П.Решетникова «Опять двойка!» выставлена в Москве, в Государственной Третьяковской Галерее. Зрители, особенно школьники, подолгу останавливаются перед ней и с большим интересом рассматривают полотно художника. И, как всегда, каждый ищет в картине то, что ему ближе, что его больше волнует.

IV Работа по картине.

Беседа.

- Что мы видим на картине?

- Как называются картины, изображающие облик определенных людей?

- Что такое «портрет»?

- Рассмотрите эту картину. Узнали героя?

- Кто встречает мальчика с радостью?

- Как относятся к его появлению с двойкой сестра и мать?

- Какое настроение создает эта картина?

- Какие краски использует автор?

V Работа с таблицей, план сочинения.

1.Вступление.

2. Основная часть.

Композиция картины

А) на переднем плане

Главный герой картины

Б) образы героев

Описание матери, сестры, братишки.

В)общий вид комнаты

Описание предметов

Г) колорит картины

Скромные, неяркие краски. Стены, пол, скатерть

3.Заключение.

VI Материал к сочинению.

Комната: большая, просторная, светлая, шторы раздвинуты, чисто и уютно.

Стены: высокие, голубовато-серые, географическая карта.

Стол: круглый, покрытый, белой льняной скатертью.

VII 1.Словарно-стилистическая работа.

Подберите синонимы к слову огорчить (опечалить, расстроить); герой (мальчик, сын, ученик, третьеклассник).

VIII Орфографическая работа

Вставьте пропущенные буквы:

Пи..онерский галстук, запл..тенные к..сы, красный ф..ртук, уст..лая жен..щина, смотр..т с упреком, шест..летний братик, детский велос..пед.

IX. Написание черновиков.

Сочинение по картине «Февральская лазурь» И.Э.Грабаря.

I. Цели урока:

  1. Закрепить навыки написания сочинения-описания по картине

  2. Обогатить речь учащихся образно-выразительными средствами.

  3. Учить соотносить произведение живописи и поэтический текст.

II. Слово о художнике. «Февральская лазурь» - полотно, отличающееся особой звучностью, мажорностью цветового решения. (Л.М.Зельманова)

И.Э.Грабарь - известный художник -пейзажист, тонкий знаток русской природы. Он родился 13 марта 1871 года в Будапеште. В 1876 году его семья переезжает в Россию.

В Петербургскую академию художеств талантливый художник поступил в 1894 году, а уже в 1896 году Грабарь едет знакомиться с западноевропейским искусством в Европу. В 1901 году, вернувшись в Россию, он пишет картину «Сентябрьский снег». Зрители встретили ее восторженно, увидев в ней поиски новых возможностей в изобразительном искусстве. Грабарь умел найти в будничных мотивах настоящее богатство красок.

Одно из его лучших полотен - «Февральская лазурь». Путь Грабаря-художника переплетался с деятельностью ученого, исследователя искусства. В 1910-1914 годах вышли в свет несколько томов «Истории русского искусства». В 1920 году Грабарь организовал экспедицию по Северной Двине и вдоль побережья Белого моря. Художника покорила природа этих мест, ее торжественное спокойствие. На берегах Северной Двины он написал картину «Сийский монастырь».

Талант Грабаря-портретиста наиболее ярко проявился в картине «Автопортрет в шляпе».

III. Работа по картине

Беседа

- Рассмотрите картину И.Э.Грабаря «Февральская лазурь». Почему она так названа?

- Какой февральский день изобразил художник?

- Рассмотрите небо: есть ли на нем облака, какого цвета вверху и на горизонте?

- Рассмотрите снег: много ли его, какого он цвета на солнце и в тени?

- Какова береза на переднем плане картины: что можно сказать о цвете ее ствола, ветвей?

- Что можно сказать о других березках?

- Что виднеется на горизонте?

- Что хотел выразить художник на горизонте?

IV. Творческое задание.

Сравните картину Грабаря со стихотворением русского поэта С.Есенина «Береза».

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво

Обходя кругом

Обсыпает ветки

Новым серебром.

- Выберите из текста стихотворения слова, с помощью которых можно описать картину И.Э.Грабаря.

V. Заполнение таблицы

Комментарии

План

Немного о художнике. И.Э.Грабарь-тонкий знаток русской природы.

Вступление.

На переднем плане видим высокую, раскидистую березу. Молодую рощу отодвинул на задний план, чтобы она не мешала видеть нам березу

Основная часть.

О композиции картины:

А) тема картины,

Б) на переднем плане; на заднем плане.

Основной цветовой фон составляют белые, сиреневый снег и синее небо.

Живописец восхищается красотой русской березы. Картина поражает чистотой света.

В)колорит картины;

Г) основная мысль, замысел автора.

Личные впечатления о картине.

Заключение

VI. Материал к сочинению.

Небо: сине-лазоревое, голубоватое, чистое; на горизонте ни облачке.

День: ясный, лучезарный, солнечный, яркий, чудесный.

Роща: залита солнцем, озарена солнечным светом, косые лучи зимнего солнца освещают рощу.

Березы: величественны, устремлены ввысь, стволы сверкают, коралловые ветки, стволы с желтыми, красноватыми, оранжево-коричневыми оттенками; искривленная, огромная береза.

VII. Орфографическая и пунктуационная работа.

Объясните знаки препинания.

  1. И.Э.Грабарь - известный художник-пейзажист.

  2. Одно из лучших его полотен - «Февральская лазурь»

VIII. Словарный диктант.

Лазоревое небо, февральский день, величавая красота, таинственные тени, белоствольные березы, сиреневый снег.

IX. Написание черновиков.

Сочинение по картине «Сирень в корзине» П.П.Кончаловского

I. Цели

1) раскрыть основную мысль картины;
2) подготовить учащихся к описанию изображённого на картине, активизировать лексику ребят, пополнять их словарный запас;

  1. Слово о художнике

В русской живописи XX века место Петра Петровича Кончаловского (1876 - 1956) - одно из центральных. Он был создан для живописи, ощущал мир живописно - как пиршество красок - и едва ли не олицетворял собой само это искусство. Учился он в Харьковской рисовальной школе, затем на вечерних курсах Строгановского художественно-промышленное училища (СХПУ), в академии Р. Жюлиана в Париже (1897-98), наконец, в Высшем художественном училище при Петербургской Академии художеств (1898-1905).

III. Работа по картине.

Беседа.

-Что мы видим на картине?

- Как называются картины, изображающие различные предметы обихода, а также овощи, фрукты, цветы, дичь и т.п.

- Что такое «натюрморт»? Посмотрим в словаре художественных терминов.

- Рассмотрите картину внимательно. Сумел ли он показать, что сирень свежая, как будто ее только срезали и принесли в комнату?

- Какого цвета, каких оттенков эта пышная, великолепная сирень?

- Тщательно ли выписывает художник лепестки, листочки, веточки сирени?

- Что поэтичного вы увидели в натюрморте Кончаловского? (Цветы будто подсвечиваются изнутри, зрители ощущают душистый запах цветов).

IV. Творческое задание.

Сравните картину Кончаловского со стихотворением И.А.Бунина.

Есть на полях моей родины скромные

Сестры и братья заморских цветов:

Их возрастила весна благовонная

В зелени майской лесов и лугов.


Видят они теплицы зеркальные,

А небосклона простор голубой,

Видят они не огни, а таинственный

Вечных созвездий узор золотой.


Веет от них красотою стыдливою,

Сердцу и взору родные они

И говорят про давно позабытые

Светлые дни.

V. План к сочинению

  1. П.П.Кончаловский - художник русского натюрморта.

  2. Описание сирени.

  3. Цветовое решение картины.

  4. Основная мысль, замысел картины.

  5. Настроение, которое вызывает картина.

VI. Лексическая работа.

Цветы: красивые, нарядные, свежие, великолепные, пышные, белые, сиреневые, синие.

Корзина: плетеная, ручная работа, коричневая.

Листья: большие, зеленые, душистые.

VII. Орфографическая работа.

Запомните правописание слов: сирень, русский натюрморт, старинная плетеная корзина, как яркие пятна, душистый запах.

VIII. Работа в черновиках



© 2010-2022