- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа по русскому языку для обучающихся 9 класса
Рабочая программа по русскому языку для обучающихся 9 класса
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Молоцило Л.Н. |
Дата | 14.02.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа учебного предмета «русский язык» для учащихся 9 класса общеобразовательного учреждения разработана на основе авторской программы «Программы по русскому языку. 5-9 классы (Авторы программы В.В.Бабайцева, А.Ю.Купалова, Е.И.Никитина и др.) (Программы для общеобразовательных учреждений : Русский язык. 5-9 кл. /сост. Е.И.Харитонова./ - М.:Дрофа, 2008,рекомендованной (допущенной) Министерством образования и науки РФ, в соответствии с Федеральными Государственными стандартами образования и основной образовательной программой ОУ.
Отличительной особенностью рабочей программы по сравнению с авторской программой является изменение количества часов на изучение курса в связи с наличием 34 учебных недель, в то время как в авторской программе курс рассчитан на 35 учебных недель.
Образовательная область «филология»,предмет изучения «русский язык», функции данного курса: коммуникативные, языковедческие, культуроведческие.
Цели преподавания русского языка в 9 классе состоят в следующем:
-
формирование у учащихся языковой интуиции;
-
приобретение и систематизация знаний о родном языке;
-
овладение функциональной грамотностью;
-
расширение активного и пассивного словарного запаса учащихся;
-
овладение навыками и умениями понимания и анализа текстов различных видов;
-
овладение орфографией и пунктуацией;
-
формирование через знания о русском языке как науке, о методах этой науки, о выдающихся ученых-лингвистах;
-
формирование знаний об истории языка и его месте среди других языков мира.
Задачи данного курса:
-
дать учащимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении, о месте русского языка в современном мире, о его богатстве и выразительности;
-
обеспечить усвоение определенного круга знаний из области фонетики, графики,
орфоэпии, орфографии, лексики, морфемики, словообразования, морфологии,
синтаксиса, пунктуации, стилистики, а также формирование умений применять эти
знания на практике;
-
развивать речь учащихся: обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи; способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности;
формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки
-
развивать речь учащихся: обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи; способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности;
формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки.
Общая характеристика учебного предмета
Русский язык - государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 5-9 классах формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции
Рабочая программа для 9 класса составлена из расчета 2 часа в неделю. Таким образом, за 34-недельный учебный год согласно рабочей программе- 68 часов.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
Разделы, темы
Всего часов
Формы организации учебной деятельности
По программе
По рабочей программе
1
Введение
1
1
Самостоятельная работа
2
Повторение изученного в 8 классе.
2
2
Лекция, беседа
3
Сложное предложение .
1
1
Беседа самостоятельная, индивидуальная работа.
4
Сложносочиненное предложение
3
3
Самостоятельная работа, работа в парах, индивидуальная работа
5
Сложноподчинённое предложение
13
13
Самостоятельная работа, работа в парах, индивидуальная работа
6
Сложное бессоюзное предложение
4
4
Лекция,беседа, работа с учебником, урок-консультация
7
Сложные предложения (СП) с разными видами связи
3
3
Лекция,беседа, работа с учебником, урок-консультация
8
Способы передачи чужой речи
4
4
Самостоятельная работа, работа в парах, индивидуальная работа
9
Общие сведения о русском языке
4
4
Лекция,беседа, работа с учебником, урок-консультация
10
Обобщение и систематизация изученного в 5-9 классах
18
17
Самостоятельная работа, работа в парах, Индивидуальная работа
11
Развитие речи
17
16
12
Итого
70
68
Содержание программы
Вводный урок о русском языке
Понятие о богатстве, образности, выразительности русского языка как языка художественной литературы. Роль языка в жизни человека и общества. Язык как развивающееся явление. Русский язык в современном мире. Словарь как вид справочной литературы. Основные виды словарей.
Повторение изученного в 5-8 классах .
Синтаксис словосочетания и простого предложения.
Опознавательные признаки словосочетания и предложения, средства синтаксической связи в словосочетаниях, главные и второстепенные члены предложения, односоставные предложения, однородные и обособленные члены предложения, обращения и вводные слова.
Сложное предложение .
Основные виды сложных предложений. Союзные сложные предложения.
Признаки сложных предложений.
Сложносочиненное предложение .
Основные группы сложносочиненных предложений по значению и союзам.
Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Сложносочиненные предложения с общим второстепенным членом. Знаки препинания в ССП.
Сложноподчинённое предложение
Строение сложноподчиненных предложений (СПП). Подчинительные союзы и союзные слова в СПП.
Указательные слова. Особенности присоединения придаточных предложений к главному.
СПП с несколькими придаточными. Виды придаточных предложений.
Сложное бессоюзное предложение
Понятие о бессоюзном сложном предложении (БСП). Запятая и точка с запятой в БСП. Двоеточие в БСП. Тире в БСП.
Сложные предложения (СП) с разными видами связи
Отличительные особенности сложных предложений с разными видами связей, отличительные особенности стилей речи, их основные жанры.
Предложения с чужой речью .
Способы передачи чужой речи. Предложения с прямой речью. Предложения с косвенной речью. Цитаты и способы цитирования.
Общие сведения о русском языке.
Русский язык -государственный язык Российской федерации и язык межнационального общения. Русский язык в современном мире. Русский язык среди других славянских языков. Русский язык как развивающееся явление.
Обобщение и систематизация изученного в 5-9 классах
Фонетика. Графика. Орфография. Морфология и орфография.
Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса.
В результате изучения русского языка в основной школе ученик должен
знать:
-
роль русского языка как национального языка русского народа, средства межнационального общения;
-
разделы науки о языке;
-
смысл понятий речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды;
-
функциональные разновидности языка, их основные признаки;
-
текст, его функционально-смысловые типы;
-
основные единицы языка, их признаки;
-
основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета
уметь:
-
определять тему, основную мысль текста, его принадлежность к определенной функциональной разновидности языка, функционально-смысловому типу и стилю; анализировать структуру и языковые особенности текста;
-
опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
-
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
-
адекватно понимать информацию устного сообщения;
-
читать тексты разных стилей, используя разные виды чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
-
воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (пересказ, изложение, конспект, план);
-
осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения в собственной речевой практике;
-
владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение, смешанный вид монолога) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
-
свободно, точно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);
-
соблюдать этические нормы речевого общения (нормы речевого этикета);
-
соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
-
соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
-
владеть навыками речевого самоконтроля: оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки и недочеты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты;
-
извлекать информацию из различных источников; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой, средствами массовой информации, в том числе представленными в электронном виде на различных информационных носителях (компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета).
Форма контроля уровней достижений обучающихся и критерии оценки.
Виды и формы контроля:
-входной( диктант с грамматическим заданием)
-тематический( диктанты:объяснительный, предупредительный, графический, выборочный; тест)
- итоговый(комплексный анализ текста конрольный диктант, изложение,сочинение, тесты в формате ГИА)
Критерии оценивания ( см. Приложение)
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
1. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория 5-9 класс- М.: Дрофа, 2005
2. Русский язык. Практика. 9 класс/ Под ред. Пичугова Ю.С. - М.: Дрофа, 2007
3. Никитина Е.И. Русская речь. Развитие речи. 9 класс. - М.: Дрофа, 2007
4. Русский язык 9 класс: Поурочные планы по учебному комплексу под ред. В.В Бабайцевой/ Авт-сост. Т.И.Ермоленко.- Волгоград: Учитель, 2005
5. Львова С.И., Замураева Т.И. ГИА: тренировочные задания.- М.: Эксмо,2008
6. Русский язык. 9 коасс: рабочая тетрадь к учебнику В.В.Бабайцевой» Русскийя зык. Теория.5-9 классы». Предпрофильное обучение/ В.В.Бабайцева, Л.Д. Бернадская.-7-е изд.,стереотип. -М.:Дрофа, 2011
Календарно-тематическое планирование
№
п\п
Тема урока.
Кол-во часов
Календарные сроки
Базовые понятия
Вид
контроля
план
факт
1
Богатство, образность, точность русского языка
1
Основные разделы русского языка, синтаксис, пунктуация, цитатный план, мировые языки, место русого языка среди языков мира, языковые явления ( от смысла к поискам средств его выражения и к устной и письменной речи), единицы языка
Устное высказывание
2-3
Повторение синтаксиса и пунктуации. Лексико - орфографическая работа
2
Повторить основные вопросы орфографии, пунктуации ( тире между подлежащим и сказуемым, запятая в сложном предложении), морфемного разбора, образование частей речи
Словарный диктант
4-5
Р./р. Стили речи. Обобщение изученного. Научный и официально-деловой стили.
2
Повторить основные сведения о стилях речи; углубить знания о синонимах, продолжить размышлять над тем, что такое язык, что значит владеть русским языком
Сочинение.
Сложное предложение.
6
Основные виды сложных предложений
1
Основные виды сложных предложений. Смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного предложения. Основные средства связи между частями сложного предложения
Закончить составление таблицы
7 -8
Р./р. Подготовка к написанию изложения с элементами сочинения
2
Обучать сжатому и подробному пересказу текста, написанию изложения с элементами сочинения, высказыванию своего отношения к проблемам, затронутым в тексте
Изложение
9
Понятие о сложносочиненных предложениях.
1
Основные группы сложносочиненных предложений по союзам и значениям; замена бессоюзных предложений сложносочиненными, а сложносочиненные - простыми предложениями с однородными членами постановка запятых между частями ССП
Диктант « Проверяю себя»
10
Смысловые отношения в ССП и расстановка знаков препинания в нем
1
Определение смысловых отношений в сложносочинённых предложений (одновременность, последовательность, причина и следствие
Графический диктант.
11
Знаки препинания в ССП с общим второстепенным членом.
1
Обобщить знания, умения и навыки по теме «ССП» (определять значения, выраженные в ССП, указывать, какие смысловые оттенки вносят в предложение союзы, объяснять постановку знаков препинания).
Самостоятельная работа
12
Контрольная работа
1
Синтаксический и пунктуационный разбор ССП. Знаки препинания в ССП.
Контрольный диктант с грамматическим заданием
13
Анализ контрольной работы
1
Работа над ошибками
Сложноподчиненное предложение
14
Понятие о сложноподчинённом предложении. Строение СПП, подчинительные союзы и союзные слова в СПП
1
Различать главные и придаточные предложения, определяя их границы (с одним и несколькими придаточными).
Составить план параграфа 205
15-16
Р./р. Стили речи (обобщение изученного). Аннотация
2
Повторить некоторые особенности научного и публицистического стиля речи, познакомиться с примерами справочных аннотаций, обязательные и факультативные компоненты аннотации.
Написать аннотацию
17 - 18
Роль указательных слов в подчинении предложений. Особенности присоединения придаточных предложений к главному
2
Познакомить с основным значением придаточного предложения, научить определять границы придаточного предложения. Роль указательных слов. Особенности присоединения придаточных предложений к главному.
Тест
19
Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными.
1
Сложноподчиненными предложениями с несколькими придаточными; строение предложений в схемах, составлении схем, по образцам, данным в учебнике, синтаксический разбор предложений
Графический диктант
20
Виды придаточных предложений
1
Виды придаточных предложений по значению и строению, способы их различения. Однозначные и многозначные придаточные
Предупредительный диктант
21- 22
Р./р. Портретный очерк
2
Портретный очерк; композиция очерка главная мысль, «открытое» идейно - проблемное сопоставление и противопоставление, описательные элементы ( портрет, пейзаж, интерьер).
Портретный очерк.
23
Придаточные подлежащные и сказуемные
1
Строение и особенности придаточных подлежащных и придаточных сказуемных. Уметь находить их в тексте, определять строение и особенности.
Конструирование по схемам
24 - 25
Придаточные определительные
2
Придаточные определительные, союзные слова, смысловые оттенки, которые вносят союзные слова, отличие простых предложений с обособленными определениями от сложных с придаточными определительными, место придаточного
Графический диктант, словарный диктант
26
Придаточные дополнительные
1
Определять значение придаточных по сумме признаков: вопросу, союзу или союзному слову; средства передачи косвенной речи, слова, имеющие значение речи
Составить предложения с придаточными дополнительными
27 - 28
Придаточные обстоятельственные
2
Значение придаточных по сумме признаков: вопросу, союзу или союзному слову, стилистические особенности союзов, связывающих придаточные обстоятельственные с главным
Графический диктант, самостоятельная работа
29
СПП с несколькими придаточными
1
СПП с несколькими придаточными, знаки препинания в них
Осложнённое списывание.
30-31
Обобщение изученного по разделу «Сложноподчинённые предложения»
2
Обобщить и систематизировать знания по теме «Сложноподчиненные предложения»
Проверочная работа
32- 33
Р./р. Подготовка к написанию изложения с элементами сочинения
2
Микротемы и микротекст. Соотношение смысловых частей текста и пунктов плана, элементы сочинения.
Изложение.
34
Контрольная работа.
1
Строение СПП. Средства связи, виды придаточных. Знаки препинания СПП
Комплексный анализ текста.
Сложные бессоюзные предложения
35
Понятие о сложном бессоюзном предложении. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.
1
Основные признаки сложных бессоюзных предложений, знаки препинания в них, приём сопоставления, сравнения с синонимичными сложносочинёнными и сложноподчинёнными предложениями.
Комментированное письмо.
36
Тире в бессоюзном сложном предложении
1
Границы частей сложного бессоюзного предложения, смысловые отношения между ними (значения), интонация перечисления, пояснения, противопоставления, замена бессоюзных предложений союзными и наоборот.
Тезисный план параграфа 216.
37
Двоеточие в бессоюзном сложном предложении.
1
Постановка двоеточия в бессоюзном сложном предложении, смысловые отношения причины, пояснение, дополнения.
Конструирование предложений по схемам.
38 -39
Р./р. Стили речи. Обобщение изученного. Разговорный стиль
2
Повторить изученное о разговорном стиле;
Обратить внимание на использование характерных особенностей стиля
Сочинение
40
Обобщение по разделу «Бессоюзное сложное предложение»
1
Обобщить и систематизировать знания по теме «Сложные бессоюзные предложения».
Творческий диктант
41
Контрольная работа по теме «Бессоюзное сложное предложение»
1
БСП, знаки препинания.
Тест
42
Понятие о сложных предложениях с разными видами связи
1
Структурные особенности сложных предложений с разными видами связи
Тест
43
Запятая при стечении сочинительных и подчинительных союзов
1
Запятая при стечении сочинительных и подчинительных союзов
Творческое списывание
44
Контрольная работа
1
Комплексный анализ текста
Комплексный анализ текста
45 - 46
Способы передачи чужой речи. Предложения с прямой речью
2
.
Способы передачи чужой речи; предложения с прямой и косвенной речью; использовать в речи предложения с прямой и косвенной речью с учетом содержания, стиля высказывания
Словарный диктант, самостоятельная работа
47
Предложения с косвенной речью
1
Предложения с косвенной речью, замена прямой речи косвенной, сложноподчинённые предложения, предложения по цели высказывания, диалог, монолог.
Конструирование предложений
48
Цитаты и способы цитирования
1
Дать понятие «цитата», основные способы цитирования (прямая речь, косвенная речь, предложения с вводными словами, отдельные слова или словосочетания).
Словарный диктант.
49
Контрольный диктант по разделу «Предложения с чужой речью»
1
Проверить знания и умения учащихся по теме «Предложения с чужой речью».
Диктант
50
Русский язык- государственный язык РФ и язык межнационального общения.
1
Обобщить уже известный материал, связанный с основными функциями русского языка, его особенностями как языка межнационального общения
Анализ текстов Д.Лихачёва о языке.
51 - 52
Язык как развивающееся явление. Русский язык в современном мире
2
Обобщить уже известный материал, связанный с основными функциями языка, его особенностями как развивающего явления.
Словарный диктант.
53
Русский язык среди других славянских языков. Русский язык как первоэлемент великой русской культуры
1
Знать семью славянских языков, факты, которые свидетельствуют о родстве языков. Уметь строить связное монологическое высказывание по теме
Устное сообщение
54 - 55
Р./р. Стили речи. Обобщение изученного. Научный и официально-деловой стили
2
Повторить основные сведения о стилях речи; углубить знания о синонимах, продолжить размышлять над тем, что такое язык, что значит владеть русским языком.
Сочинение.
56 - 57
Повторение изученного в 5-9 классах.
Систематизация знаний по фонетике. Правописание гласных в корнях. Правописание согласных в корнях и приставках
2
Гласные и согласные звуки, сильная и слабая позиция. безударные гласные в корне
( проверяемые, чередующиеся, непроверяемые), буквы ё - о, а, у, и после шипящих, и - ы после ц, правописание неизменяемых приставок, разделительные ь и ъ знаки.
Самостоятельная работа
58-59
РР. Описание по воображению и памяти.
60 - 61
Систематизация и обобщение изученного по морфемике.
2
Систематизировать и обобщить материал по морфемике, правописание гласных и согласных в приставках, способы образования слов в русском языке, разбор по составу
Словарный диктант.
62- 63- 64
Систематизация и обобщение по морфологии
3
Систематизировать и обобщить материал по морфологии, морфологический разбор слова, три группы частей речи, неизменяемые и изменяемые части речи.
Распределительный диктант. Комментированное письмо. Объяснительный диктант.
65 - 66
Систематизация и обобщение знаний по синтаксису простого предложения.
2
Синтаксис и пунктуация простого предложения. Способы выражения главных членов; виды предложений по наличию главных членов; предложения с однородными членами, знаки препинания при них.
Объяснительный диктант.
67
Предложения с обособленными членами. Предложения с вводными словами и обращениями.
1
Знаки препинания в предложениях с обособленными членами, вводными словами и обращениями.
Объяснительный диктант.
68
Урок-зачёт.
1
Обобщение знаний по русскому языку за курс 5-9 кл.
Тест.