Развитие коммуникативных УУД через организацию групповой деятельности на уроках литературы в 6 классе

В разработке приведены два примера использования групповой работы на уроках литературы в 6 классе при изучении А.С.Пушкина и В.Гаршина. В первом примере распределение обучающихся по группам осуществляется на основе ролевого принципа: Художники, Драматурги, Декламаторы. Распределение в этом случае осуществляется по желанию ребят. Второй пример - это авторская разработка. Распределение по группам осуществляется на основе вопросов домашнего задания из рубрики "Решаем читательские задачи". Обучение ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Развитие коммуникативных УУД через организацию групповой деятельности

на уроках литературы.

Опыт - это развивающийся и систематически обогащающийся процесс. Переход от одного этапа поисков - методических, методологических, управленческих, научных - к другому осуществляется в ходе анализа промежуточных результатов. Таким образом, обобщение опыта - это один из важных критериев осмысленности и продуктивности профессиональной деятельности. Особенно быстро приходится реагировать на смену педагогической ситуации современному педагогу, так как в постоянно изменяющемся мире корректируются и цели педагогической деятельности. Сегодня педагог находится в условиях реализации ФГОС. В парадигме деятельностного подхода главная цель - способствовать личностному и социальному развитию обучающихся. Ориентация на развитие - ключевое положение ФГОС. Только двигаясь в этом направлении удастся подготовить к жизни в новом информационном обществе личность успешную, умеющую ориентироваться в окружающей среде.

Выбирая активные методы обучения, приходится ориентироваться на современные учебно-методические комплексы. Современные УМК, выпущенные под грифом ФГОС, качественно отличаются от прежних учебников и содержанием, и предлагаемыми способами формирования предметных компетенций. Авторы УМК заложили разнообразные формы и виды учебной деятельности на уроках русского языка и литературы: письмо и аудирование, чтение и пересказ, работу со словом и работу с текстом, индивидуальную и групповую, проектную и исследовательскую.

Мое особое внимание сегодня направлено на организацию групповой деятельности. При организации работы в парах и группах каждый ученик мыслит, не просто сидит на уроке, предлагает своё мнение, пусть оно и неверное, в группах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения, идёт взаимообучение детей в процессе учебной дискуссии, учебного диалога. Формирование умения работы в группе в среднем звене сегодня позволит к старшим классам сформировать ответственное отношение к результату работы группы, качеству и объему осваиваемого материала, умению самооценки и объективной взаимооценки результата учебной деятельности. А значит миссия учителя через организацию групповой деятельности на уроке научить приобретать знания, научить работать, научить коммуникации.

УМК предлагают разнообразные задания для работы в группе и в паре. Педагогу требуется при организации работы с этими заданиями помнить о технологии, а значит, сформулировать вместе с детьми познавательную задачу на основе проблемной ситуации; сделать инструктаж о последовательности работы; раздать дополнительный дидактический материал и предусмотреть способы презентации ответа, а также способы само и взаимооценки, чтобы никто не оказался в стороне от общей работы.

Приведу два примера групповой работы на уроке литературы в среднем звене.

Первый пример - это иллюстрация широко применяемого метода ролевой игры с элементами учебно-исследовательской деятельности. Тема урока литературы в 5 классе: «А.С. Пушкин. «Руслан и Людмила» - сказочная поэма». Урок проводится на основе ролевой игры. Первой группе даётся название «Художники», дети иллюстрируют произведение. Вторая группа «Лингвисты», используя словари, находит и записывает лексическое значение некоторых устаревших слов. Третья группа «Историки», пользуясь словарями, готовит исторические справки об этимологии устаревших слов. Четвёртая группа «Писатели» пишет небольшое сочинение-рассуждение на тему: «Почему приключения Руслана мы называем сказкой?» Пятая группа «Драматурги» готовит инсценировку. Шестая группа «Декламаторы» готовит художественное чтение отрывка. Через определённое время учащиеся обмениваются своими наработками и обсуждают их. В конце урока проводится рефлексия, лидеры групп оценивают своих одногруппников, учитель выставляет оценки в журнал.

Второй пример - это новый способ организации групповой деятельности, разработанный мною на основе проблемного метода обучения. Технология применяется на втором уроке, когда первичное знакомство с творчеством писателя, с содержанием изучаемого произведения и его героями уже состоялось. Рубрика «Решаем читательские задачи» в УМК по литературе под редакцией Ланина позволяет осуществить совместную деятельность на основе домашнего задания, в котором 5 вопросов. (Вопросы педагог может составить самостоятельно и записать с детьми в тетради). Ребятам предлагается обдумать ответы на любые 3 из них по желанию.

На уроке учитель начинает формировать группы по проверке домашнего задания, называя фамилию ученика и предлагая ему выбрать один из вопросов для ответа по желанию. Как только набирается группа из трех человек, количество выбора возможностей у ребят уменьшается на один вопрос.

Когда пять групп сформированы, выбирается (по желанию) Хранитель времени и определяется время для подготовки и презентации задания. Практика показала, что 4 минуты для подготовки - оптимальное время. Однако время в каждом отдельном случае будет определено, исходя из сложности и содержательности вопроса, на который ребята должны дать ответ. На презентацию ответа отводится 3 минуты. Оставшаяся минута нужна для обсуждения ответа и выставления оценки группе.

Перед началом групповой деятельности ставятся цели, задачи урока,напоминаются критерии оцениванию группового ответа и формируется общий вопрос для осмысления проблематики произведения. Это должен быть проблемный вопрос, в котором можно ответить либо да, либо нет, либо другое (и да, и нет). Например: Можно ли назвать пальму победительницей? (по рассказу Гаршина Всеволода Михайловича. В рассказе Attalea Princeps описывается судьба пальмы, живущей в оранжерее и рвущейся на свободу). Проводим статистику ответов: кто дал ответ ДА, кто дал ответ НЕТ. Наличие разного количества ответов всегда повод напомнить о толерантности. После размышления над статистикой, выясняется, что есть и третья группа. Здесь и предлагается ребятам начать общую работу: первая группа начинет подготовку к ответу, а все оставшиеся записывают в тетради аргументы для защиты собственной позиции по общему вопросу. Для подготовки ответа ребята могут выйти в коридор, стать в кружок около доски или сесть за приготовленную для них парту.

Через 4 минуты первая группа начинает презентацию своего ответа. Ответ оценивается одноклассниками на основе выработанных критериев. Как только первая группа выходит к доске для ответа, вторая группа начинает подготовку.

После выслушивания всех ответов подводим итог индивидуальным размышлениям, выслушиваем аргументы на поставленный общий вопрос. Педагог старается заранее подобрать вопрос для письменного домашнего задания, сязанный с ходом обсуждения. Но обычно в ходе общей работы возникает вопрос, который ребята ставят самостоятельно. В ходе предлагаемого урока по рассказу В.М.Гаршина в 5 классе возник вопрос : Всегда ли смерть означает поражение?

На уроке литературы мы с ребятами разработали следующие критерии оценивания ответа группы:

  1. полнота ответа,

  2. фактическая точность,

  3. логичность и последовательность,

  4. уместное привлечение текста,

  5. слаженность работы группы (учитывается вклад каждого в работе группы).

При такой организации урока каждый ребенок включен в познавательную деятельность.


© 2010-2022