Семантическое свертывание как основа развития текстовой компетенции в художественном тексте

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Семантическое свертывание как основа развития текстовой компетенции в художественном тексте

В настоящее время исследования текста, в том числе и художественного, ведутся в рамках целого ряда дисциплин. Основная идея текста выражает авторский замысел и каждый автор стремится, что бы его текст был понятным для читателей. В каждом конкретном случае конечный результат чтения зависит не только от характера и качества художественного текста, но и от сформированных у читателя навыков и умений профессиональной читательской деятельности, ибо содержание текста полифонично, многоаспектно. Тем более, если читателем является младший школьник. Психолингвистика как раз и призвана выявлять и изучать то, что стоит для каждого читателя за текстом.

Во всех психолингвистических исследованиях подчеркивается сложность и многоплановость процессов восприятия и понимания текста. Все ученые указывают на их тесную взаимосвязь, поэтому восприятие и понимание принято рассматривать как две стороны одного явления - сторону процессуальную и сторону результативную. По А.А. Леонтьеву, «понимание текста - это процесс перевода смысла этого текста в любую другую форму его закрепления». В качестве примера можно привести процесс парафразы, пересказа той же мысли другими словами. Согласно С. Цветковой, процесс восприятия речи имеет три взаимодействующих уровня его структурной организации:

1. Сенсомоторный уровень, обеспечивающий собственно восприятие речи.

2. Лингвистический уровень, на котором осуществляется всесторонний языковой анализ речевого высказывания и «семантический» анализ составляющих его компонентов с выходом на установление «фактического» значения речевого высказывания.

3. Психологический уровень, определяет собственное понимание воспринятого речевого сообщения, на основе более глубокого анализа его содержания.

Художественный текст является обязательным при обучении в школе, так как он транслирует духовно-нравственный опыт через коммуникацию системы социальных личностных смыслов, раскрывающих нравственное значение поступков героев литературных произведений. При изучении художественного текста важно выявление его общей художественной идеи, то есть того обобщающего эмоционального смысла, который лежит в основе произведения и доминантой которого является авторская точка зрения по отношению к описываемой действительности. Важно иметь в виду, что объектом анализа является художественный текст, а не художественное произведение «Текст - один из компонентов художественного произведения, конечно, крайне существенный компонент, без которого существование художественного произведения невозможно»[3;24]. Именно чтение художественных произведений в начальных классах - один из важных источников формирования нравственных качеств детей, развития эстетического восприятия. Художественное произведение как образное отражение действительности воздействует на мысли, чувства, воображение детей, оказывает действенное влияние на их поведение. А ведь это очень важно, так как в современном образовании особое внимание уделяют развитию ценностных ориентаций, которые являются одним из центральных личностных новообразований. Мы имеем в виду, что в принятых государством новых федеральных государственных образовательных стандартах основной целью является не предметный, а личностный результат.

Текстовая компетенция является одним из показателей уровня развития языковой способности. Под текстовой компетенцией мы понимаем совокупность языковых способностей, ценностей, способность конструировать, интерпретировать, адекватно воспринимать и оценивать текстовые сообщения. Текстовая компетенция учащихся формируется не уровень за уровнем, а в комплексе, причем некоторые уровни завершают свое формирование несколько раньше других.

В связи с этим, мы заинтересовались, понимают ли учащиеся смысл прочитанных ими художественных произведений и как глубоко воспринимается ими художественный текст на разном уровне компетенции, а так же на разных возрастных этапах. Для этого мы провели эксперимент по методике Л. В. Сахарного.

Эксперимент был проведен на базе 3 «Е» класса 39 гимназии г.Уфы и 4 курса начального образования БГПУ им. М. Акмуллы.

В качестве материала реципиентам был предложен текст в письменной форме, содержание которого они должны были передать одним предложением, использовав не более 10 слов. Дойдя до уровня подтекста учащиеся формулирует смысл, выраженный в подтексте. Результатом поверхностного чтения выступает пересказ сюжета.

Проделав работу, мы получили результаты, которые позволяют нам проследить динамику формирования текстовой компетенции, получающей своё выражение, в так называемом «распредмечивающем понимании». То есть на более высоком уровне собственного ценностно-смыслового понимания, который, в свою очередь, связан с восстановлением ситуации, с производством процессов смыслообразования силой рефлексии учащихся с привлечением наличного собственного опыта мыследействования.

В качестве материала реципиентам был предложен отрывок из рассказа Нины Артюховой «Большая береза»[6]. Текст характеризуется простотой языка, очевидностью сюжетной линии для учащихся всех возрастов, а также глубиной подтекста.

Основным критерием отнесения работ к разряду отражающих успешное понимание служило отсутствие пересказа сюжета, поскольку пересказ интерпретировался как непонимание.

Результаты компрессии текста в 3 «Е» классе:

35 % учащихся пересказывают текст: «О маленьком мальчике Алеше, который залез на дерево, которому слезть помогла мама».

11 % говорят о дружбе мальчиков: «Глеб и Володя не смогли снять с дерева Алешу и позвали на помощь маму».

35 % - о спокойствии: «Никогда нельзя паниковать».

21 % - о наказах: «Нельзя лазить по деревьям»; «Нужно слушать родителей, иначе можно попасть в плохую ситуацию».

20 % - борьба за жизнь: «Как смерть чуть не забрала жизнь Алеши»; «Мальчик бы упал, дачник пришел раньше мамы».

14 % - о семье: «Этот рассказ про то, как мама сильно любит Алешу».

15% - о березе: «Береза была такая большая, что если бы не мама, Алеша мог бы и упасть».

40 % испытуемых ответили на вопрос, о чем этот текст. Как положительный результат понимания текста считались те работы, в которых испытуемые писали, что текст о любви, о борьбе за жизнь, о добре. Эта часть работ отличается достаточно высокой степенью компрессии (5-6 слов).

Результаты компрессии студентов 4 курса:

54 % пишут о стремлении выжить: «Борьба за жизнь»; «Рассказ о встречи жизни и смерти (дачник/мама)»; «Мать не отдала сына в руки смерти»;

9 % - пересказ: «Мальчик залез на дерево, друзья рассказали маме, и она спасла его».

8 % - добро и зло: «Мама спасла сына, проигнорировав сердитого дачника»

10 % - о доброй маме: «Благодаря доброте матери мальчик выжил».

5 % - о воспитании: «Лишняя ругань со стороны родителей не приводит к добру».

14% - о преданности: «Не доверяйте чужим людям, мама плохого не посоветует (чужой-дачник)».

Студенты 4 курса употребляют в своих ответах не только абстрактные существительные, но и множество субстантивированных прилагательных, также имеющих абстрактное значение. Результаты компрессии охарактеризованы как достаточно развернутые, однако, в отличие от ответов младших школьников, предложения студентов изобилуют оценочными определениями и в целом более эмоциональны.

Обобщение результатов эксперимента показало, что далеко не все реципиенты упоминают в своих работах главное действующее лицо: 19% младших школьников, 47% старших участников эксперимента обошлись без главного героя, что говорит о выходе на высокий уровень абстракции, все соответствующие работы рассматривались нами как успешные.

По результатам проведенного эксперимента сделаны следующие выводы:

1. Для определения уровня текстовой компетенции можно использовать метод семантического свертывания, так как он отражает умение реципиентов выходить на уровень «распредмечивающего понимания», что выражается в перифразе или сентенцией.

2. Через метод семантического свертывания можно выявить возрастные особенности восприятия текста. Младшие школьники не смогли абстрагироваться от сюжета рассказа: ограниченное количество слов (10) они в большинстве своем «истратили» на пересказ сюжета. Большинство студентов продемонстрировали достаточно высокий уровень глубины понимания текста, восприняли произведение Н. Артюховой более эмоционально.


© 2010-2022