Программа по литературному краеведению

Край родной…… Отчая сторона…… Богата история нашего края. Принято делить время на прошедшее, настоящее и будущее. Настоящее – это перекресток прошлого с будущим. Можно ли представить во всей полноте завтрашний день родного края, не оглянувшись в его день вчерашний? Нельзя быть «Иванами не помнящими своего родства». Мы, жители города Камышина, должны знать о своем крае, о людях, прославивших наш город трудом, творчеством. Формы и методы работы на уроках литературного краеведения: творческие встречи, выходы в музей, картинную галерею, беседы со старожилами, краеведами, посещение храма, просмотр видеоматериалов и т.д. Экскурсии по родному городу должны быть непременной формой познания и приобщения к родной истории, открытия истории в обыденном и, казалось бы, давно известном. В 5-х – 6-х классах закладывается фундамент будущих представлений и знаний о литературных традициях камышинской земли. Главное – вызвать у ребенка теплое и родственное чувство сопричастности родной земле, её природе, слову, которым писатели откликнулись на взволновавшие их впечатления от общения с камышинской землей. Познакомить учащихся с той атмосферой, которая помогла формированию творческих навыков поэтов и писателей. Школьники 7 – 8 классов с интересом читают и анализируют на доступном им уровне сочинения авторов-камышан, беседуют в классе о сочинениях, прочитанных самостоятельно, открывают для себя «камышинские строки» в книгах великих русских писателей (Шолохова, Шаховского, Рощина, Матушкина ). Они начинают знакомство с литературной картой камышинской земли, получают первые представления о литературных направлениях Камышина. Семиклассники знакомятся с лирикой камышинских поэтов, учатся выразительному чтен... В старших классах ( 9 – 10 кл. ) углубляется представление о литературных традициях Камышина. В центре внимания школьников – творчество великих русских писателей, родившихся и проживших на волжской земле. В 10-м классе, завершая изучение курса литературного краеведения, учащиеся знакомятся с публицистикой и научными исследованиями камышинских краеведов. Хорошим помощником учителю, ведущему литературно-краеведческий курс, является специальный кабинет литературного краеведения и школьный музей. "Программа включает в себя: - перечень произведений литературы родного края; - краткие аннотации к темам, указывающие на направления изучения творчества писателя и на важнейшие аспекты анализа конкретного произведения; - историко-литературные сведения, теоретико-литературные понятия, помогающие освоению духовного богатства художественных произведений.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 18




Рабочая ( модифицированная ) программа


по литературному краеведению


5 - 10 классов



Утверждена педагогическим Составлена в соответствии с

советом МОУ СОШ № 18 государственными требованиями

к минимуму содержания

……………………………..

Председатель Заместитель директора по учебно-

воспитательной работе

…………………. ……………………………………

Авторы: Иванова А.А. …………………..

Рецензенты : …………………………

…………………………


Камышин

2012-2013

П О Я С Н И Т Е Л Ь Н А Я З А П И С К А

Край родной…… Отчая сторона……. Богата история нашего края. Принято делить время на прошедшее, настоящее и будущее. Настоящее - это перекресток прошлого с будущим. Можно ли представить во всей полноте завтрашний день родного края, не оглянувшись в его день

вчерашний? Нельзя быть «Иванами не помнящими своего родства». Мы, жители города Камыши-

на, должны знать о своем крае, о людях, прославивших наш город трудом, творчеством.

Предлагаемый курс отличается от традиционного курса литературы, так как специфика его - двойственная природа, соединение литературы как искусства слова с краеведением.

Цели вводимого курса:

  1. углубить знания учащихся о родном крае, его месте в истории государства Российского через знакомство с художественными произведениями;

  2. формировать познавательную активность школьников в процессе овладения навыками краевед

ческого исследования в сочетании с развитием творческой фантазии, художественного вкуса;

3) пробуждать и углублять чувство любви детей к своей начальной родине, камышинской земле,

чувство своего кровного родства с её прошлым и настоящим.

Для достижения этих целей выдвигаются конкретные задачи: просветительская (приобщение к истории культуры и литературы на камышинской земле, раскрытие удивительных человеческих судеб прозаиков и поэтов, издателей и филологов, краеведов, живших и творивших в нашем крае); агитационная ( увлечь школьников пафосом литературно-краеведческих поисков ); эстетическая ( раскрыть школьникам богатство мира идей и образов, созданного писателями на камышинской земле, непреходящий характер художественных ценностей ); лингво-коммуникатив-

ная ( обогатить устную и письменную речь школьников ); обучающая ( овладение навыками музейно-экскурсионной работы, библиографического описания, классификация печатных и рукописных материалов ).

Среди текстов использовать рассказы, повести, романы, мемуары, очерки, публицистику, пейзажную лирику, поэмы.

Изучение литературных сочинений дополняется обращением к творениям архитектуры, живописи, музыки, театра.

Формы и методы работы на уроках литературного краеведения: творческие встречи, выходы в музей, картинную галерею, беседы со старожилами, краеведами, посещение храма, просмотр видеоматериалов и т.д.

Экскурсии по родному городу должны быть непременной формой познания и приобщения к родной истории, открытия истории в обыденном и, казалось бы, давно известном.

В 5-х - 6-х классах закладывается фундамент будущих представлений и знаний о литературных традициях камышинской земли. Главное - вызвать у ребенка теплое и родственное чувство сопричастности родной земле, её природе, слову, которым писатели откликнулись на взволновавшие их впечатления от общения с камышинской землей. Познакомить учащихся с той атмосферой, которая помогла формированию творческих навыков поэтов и писателей.

В центре учебных занятий находится, как правило, лирическое и прозаическое сочинение малой формы, и знакомство с ним побуждает к ответному творчеству ( выразительное чтение, заучивание наизусть, устное сочинение, рассказ о своей семье, роде), любованию родными пейзажами.

Школьники 7 - 8 классов с интересом читают и анализируют на доступном им уровне сочинения авторов-камышан, беседуют в классе о сочинениях, прочитанных самостоятельно, открывают для себя «камышинские строки» в книгах великих русских писателей ( Шолохова, Шаховского, Рощина, Матушкина ). Они начинают знакомство с литературной картой камышинской земли, получают первые представления о литературных направлениях Камышина.

Семиклассники знакомятся с лирикой камышинских поэтов, учатся выразительному чтению, анализу лирических произведений.

Восьмиклассники изучают рассказы местных прозаиков.

В старших классах ( 9 - 10 кл. ) углубляется представление о литературных традициях Камышина. В центре внимания школьников - творчество великих русских писателей, родившихся и проживших на волжской земле.

В 10-м классе, завершая изучение курса литературного краеведения, учащиеся знакомят-

ся с публицистикой и научными исследованиями камышинских краеведов.

Проведение уроков краеведения предполагает сочетание различных видов деятельности

школьника и учителя.

  1. Учебная:

  1. классная работа ( уроки различных типов, в том числе лекции; проведение литературно-краеведческих викторин; заочные путешествия по улицам города с использованием карты города и видеоматериалов ).

  2. внеклассная работа с книгой ( конспектирование изучаемых текстов; отыскивание справок в словарях, энциклопедиях, справочниках; вырезание нужных материалов из периодических изданий, их классификация ).

  3. Развитие устной и письменной речи ( классное и внеклассное ).

  1. Эвристическая ( проведение экскурсий по достопримечательным местам своего города).

  2. Творческая ( проведение вечеров поэзии; встреча с писателями, краеведами; подготовка заметок и статей в стенные газеты, в местные и областные газеты; подготовкам докладов).

  3. Собирательская ( опросы старожилов об истории населенного пункта; сбор экспонатов для школьного музея; помощь в работе городскому краеведческому музею ).

Хорошим помощником учителю, ведущему литературно-краеведческий курс, является специальный кабинет литературного краеведения и школьный музей.

Воспитываясь в течение всех школьных лет в атмосфере литературно-краеведческого кабинета, в атмосфере исторической памяти и любви к культурному наследию, молодые люди смогут проникнуться сознанием, что «тут-то именно и заключается сущность народной исторической жизни», о чем писал наш камышинский поэт Н.Орлов.

Для нас, филологов, занимающихся литературным краеведением, это было бы самым большим утешением и оправданием.

Программа литературного краеведения рассчитана на 6 лет. Проводится один раз в неделю по 1 часу. Каждый курс - 34 часа.

Организация и содержание предполагаемой программы обеспечат учителю условия для гибкого её использования, реализации практической направленности обучения, развития индивидуальных способностей учащихся.

Программа включает в себя:

  • перечень произведений литературы родного края;

  • краткие аннотации к темам, указывающие на направления изучения творчества писателя и на важнейшие аспекты анализа конкретного произведения;

историко-литературные сведения, теоретико-литературные понятия, помогающие освоению духовного богатства художественных произведений.

Требования к уровню подготовки учащихся.

Изучение литературы родного края должно представлять учащимся возможность:

- читать и глубоко понимать художественные произведения, предназначенные для текстуального и обзорного изучения; воспринимать произведение с учетом специфики языка художественной литературы, а также его конкретное содержание: знать главных героев, основные сюжетные линии, проблематику, смысл названия;

- познакомиться с фактами жизни и творчества изучаемых произведений, с творческой историей текстуально изучаемых произведений; научиться связывать литературный материал со временем написания и современностью;

- использовать сведения про истории и теории литературы при истолковании и оценке изученного художественного произведения; воспринимать художественное произведение с учетом авторской позиции, понимать проблематику и систему образов-персонажей; определять принадлежность произведения к литературному роду и жанру;

- писать рецензию на самостоятельно прочитанное произведение.











© 2010-2022