Литературные встречи, посвященные Лермонтову

Двести лет прошло со дня рождения Михаила Юрьевича Лермонтова, а стихи его живут и не стареют. Поэзия поэта находит новых читателей и друзей. Проза и стихи любимы и читаемы не только  старшим поколением, но  и находят отклик в душах молодых людей. Разве можно не вслушаться в бессмертные строки «А он мятежный ищет бури..»  Ребята с удовольствием  учили стихи к мероприятию, рисовали иллюстрации к стихам и прозе. На  встрече любителей поэзии Лермонтова не было равнодушных, каждое произведение встре...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема открытого внеклассного мероприятия:

«Помнит вся Россия…»

Форма проведения: внеклассное мероприятие , посвященное 200-летию со Дня рождения

М.Ю. Лермонтова.


Цель:

- привитие любви к русской классической литературе;

- воспитание чувства гордости за великих людей России;

- воспитание у обучающихся эстетического вкуса и потребности к чтению на примере изучения творчества М.Ю. Лермонтова.

Задачи:

- создавать условия для формирования внутренней потребности обучающихся в совершенствовании, в реализации своих творческих возможностей,

-развивать интеллектуальные и творческие способности обучающихся, необходимые для успешной социализации и самореализации личности.

Оборудование: компьютер, проектор, экран.

Эффективность: обучающиеся активно участвуют в мероприятии, расширяют знания о жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова, выходя за рамки школьной программы, перечитывают его произведения, иллюстрируют некоторые из них, разучивают музыкальные произведения, положенные на стихи поэта.

Место проведения: актовый зал школы.

Ведущий 1: Добрый день, дорогие друзья, мы собрались в этом зале, чтобы поговорить о Великом поэте - М.Ю. Лермонтове - накануне 200-летия со Дня его рождения.

Ведущий 2: Эпиграфом нашего мероприятия станут слова, произнесенные однажды самим поэтом:

Поверь мне - счастье только там,

Где любят нас, где верят нам.

Ведущий 1: Этот эпиграф выбран не случайно: ведь собственная судьба поэта поистине трагична: ранняя гибель матери, детство, проведенное вдали от отца, которого ему запрещено было видеть, политические преследования и жизнь изгнанника в последние годы. Но, несмотря на это, поэт не стал мрачным отрицателем жизни. Он любил ее страстно, вдохновленный мыслью о родине, мечтой о свободе, стремлением к действию, к подвигу.

Ученик 1: Константин Бальмонт. Лермонтов.

Опальный ангел, с небом разлученный,

Унывный демон, разлюбивший ад,

Ветров и бурь бездомных странный брат,

Душой внимавший песне звезд всезвонной.

На празднике - как призрак похоронный,

В затишье дней - тревожащий набат,

Нет, не случайно он среди громад3

Кавказских - миг узнал смертельно-сонный.

Где мог он так красиво умереть,

Как не в горах, где небо в час заката -

Расплавленное золото и медь,

Где ключ, пробившись, должен звонко петь,

Но также должен в плаче пасть со ската,

Чтоб гневно в узкой пропасти греметь…

Ведущий 2: М.Ю. Лермонтов оставил неизгладимый след в русской поэзии. Но прежде чем погрузиться в поэтический мир и насладиться его стихами, мы предлагаем совершить путешествие по страницам жизни поэта. В России много мест, которые связаны с жизнью и творчеством

Лермонтова. И мы предлагаем вам заочно побывать в них, разгадав кроссворд.

По горизонтали: 1. В этом городе Лермонтов лечился на водах. (Пятигорск).

2. Он вошел в сердце поэта еще в раннем детстве и остался

с ним навсегда. (Кавказ).

3. Название ущелья, где произошла дуэль между

Печориным и Грушницким. (Ольховка).

4. Название реки, упомянутое в поэме «Мцыри». (Арагва.)

5. В этом месте произошла встреча Максима Максимыча с

Печориным. (Владикавказ).

По вертикали: 1. Областной центр, где находится государственный музей-

Заповедник М.Ю. Лермонтова. (Пенза).

2. Название имения, где провел детские годы поэт.

(Тарханы).

3. Город, где родился будущий поэт. (Москва).

4. Курорт, где встречаются княжна Мери и Печорин.

(Кисловодск).

5. Название реки, упомянутой в поэме «Мцыри». (Кура).

6. Название реки, где произошло героическое событие, а

также название стихотворения. (Валерик).

7. Подножье горы, место трагической гибели поэта. 5

(Машук).

Ведущий 1: А теперь настало самое время насладиться поэзией М.Ю. Лермонтова. И начать хотелось бы со значимого для поэта стихотворения «Парус», которое было создано в 1832 году. Неизвестно, что ждет поэта впереди. Ясно одно: спокойной и безмятежной его жизнь не будет.

Лермонтову 18 лет. Он приехал из Москвы в Петербург. Отправившись однажды на прогулку, он вышел к побережью и увидел раскинувшуюся пред глазами картину. Стоя на берегу, Лермонтов долго смотрел вдаль. И вдруг он увидел белеющий в синеве парус…

(На фоне включенной записи шума моря ученик читает стихотворение

«Парус»).

Ученик 2: М.Ю. Лермонтов. Парус.

Белеет парус одинокой

В тумане моря голубом!..

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном?..

Играют волны - ветер свищет,

И мачта гнется и скрыпит…

Увы! он счастия не ищет

И не от счастия бежит!6

Под ним струя светлей лазури,

Над ним луч солнца золотой…

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой!

Ведущий 1: Хотя Михаил Юрьевич Лермонтов говорит в прозвучавшем стихотворении о своем одиночестве, но, когда мы посмотрим на карту личных связей М.Ю. Лермонтова, мы убедимся в обратном. Среди его знакомых великие писатели, педагоги, боевые офицеры, журналисты,

философы. Но более подробно нам хочется остановиться на личности Джорджа Гордона Байрона.

(А мы знаем, что Лермонтов и Байрон были родственниками. И это является историческим фактом).

Ученик 3: Так, во время учебы в пансионе Мишель зачитывался Байроном и сравнивал себя с ним. В юности он написал стихи «Подражания Байрону», переводил поэмы мятежного лорда. Знакомые Лермонтова отмечали, что и внешне он старался держаться «байронически». Предлагаем вашему вниманию стихотворение «Подражание Байрону»:

Ученик 4:

Не смейся, друг, над жертвою страстей,

Венец терновый я сужден влачить;

Не быть ей вечно у груди моей,

И что ж, я не могу другой любить.

Как цепь гремит за узником, за мной

Так мысль о будущем, и нет иной.

Я вижу длинный ряд тяжелых лет,

А там людьми презренный гроб, он ждет.

И до него надежды нет, и нет

За ним того, что ожидает тот,

Кто жил одной любовью, погубил

Все в жизни для нее, а все любил.

И вынесть мог сей взор ледяный я

И мог тогда ей тем же отвечать.

Увижу на руках ее дитя

И стану я при ней его ласкать,

И в каждой ласке мать узнает вновь.

Что время не могло унесть любовь!..

Ученик 5: Но время шло, и Михаил Юрьевич понял, что он должен найти свой собственный стиль, и для него наступила пора прощания с «байронизмом». Так появляется стихотворение «Нет, я не Байрон…»

Ведущий 2: Но душа поэта стремится дойти до совершенства, будучи от природы слабым и дурно сложенным, он сумел сделать себя сам: научился джигитовать так, что однополчане завидовали, развил в себе фантастическую силу (мог руками гнуть подковы) и демонстрировал в боях бесшабашную, даже убийственную храбрость. Невероятная мощь угадывалась не только в

его характере, но и в дарованиях, прославивших М. Ю. Лермонтова. А как чудесно и талантливо он писал акварелью!

Ведущий 1: Отрадно отметить, что среди присутствующих в этом зале ребят также находятся талантливые личности: одни из них подготовили иллюстрации и поделки к некоторым произведениям поэта, а вокальная группа девушек предоставит вашему вниманию романс на стихи М. Ю. Лермонтова «И скучно, и грустно, и некому руку подать».

Ведущий 2: О Великом поэте можно говорить бесконечно: ведь эта личность многогранная, яркая. Читая его произведения, можно извлечь много уроков, предостеречь себя от ряда ошибок. Поэтому мы можем с уверенностью сказать: «У каждого есть свой Лермонтов». Мы охватили лишь некоторые страницы творческой судьбы поэта. И завершая наш разговор, нам хотелось бы, чтобы все присутствующие в этом зале на мгновенье перенеслись в Тарханы и совершили мысленно экскурсию. В этом нам поможет отрывок из стихотворения «Тарханы» Таисии Пономаревой.

Ученик 6:

Волнуясь, дальше мы идём
По комнатам поэта
И на стене мы узнаём
Фамильные портреты.
В гостиной у окна рояль,
Здесь мать младая пела.
Всей жизни горькую печаль
Вложить в ту песнь сумела.
С собою сына посадив,
Мать пела и грустила.
И этот горестный мотив
Сын помнил до могилы.
Вот спальня бабушки. Она
Оплотом стала внуку.
Любила так, что не могла
С ним вынести разлуку:
Куда Мишель - туда она,
Об этом знает каждый.
Спасала всюду и всегда,
Лишь не спасла однажды…
За барским домом - дивный сад,
Там всё стихи рождает:
И «спящий пруд», «роз аромат».
И церковь в дымке тает…
В конце села - фамильный склеп
И церковь, где крестили.
Там мать покоится и дед,
Скорбя о Михаиле.
Здесь вечность дышит и покой,
Прах близких охраняя,
И даже дуб здесь вековой
Шумит, главу склоняя…

Ведущий 1: Мы надеемся, что наше мероприятие оставит след в душе каждого присутствующего и вам наверняка захочется еще раз перелистать томик стихов поэта, прослушать романсы, положенные на его стихи, насладиться акварелью Лермонтова-художника, потому что

Меняют русла и теченья реки,

Меняются названья городов,

А Лермонтов есть Лермонтов навеки -

Ровесник новых и былых годов.

Ведущий 2: Мы благодарим всех за внимание и говорим вам до новых встреч.

© 2010-2022