Мастер-класс «Символизм и футуризм как основные модернистские направления в литературе»

Мастер-класс «Футуризм и символизм как основные модернистские направления в литературе»   Все, кто учился в школе «чему-нибудь и как-нибудь», наверное, помнят о таком явлении литературной жизни рубежа веков, как  модернизм, который включал 3 основных течения: символизм, акмеизм и футуризм. Мы с вами сегодня остановимся на двух  и познакомимся с основными эстетическими принципами символизма и футуризма. Практическая часть мастер-класса преполагает применение данных принципов на материале отрывка из сказки «Красная Шапочка».
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мастер-класс

«Футуризм и символизм как основные модернистские направления в литературе»

Все, кто учился в школе «чему-нибудь и как-нибудь», наверное, помнят о таком явлении литературной жизни рубежа веков, как модернизм, который включал 3 основных течения: символизм, акмеизм и футуризм. Мы с вами сегодня остановимся на двух и познакомимся с основными эстетическими принципами символизма и футуризма.

Итак, символизм.

Основные эстетические принципы символизма:

- двоемирие (стремились существовать в двух планах - реальном и мистическом: символизм видит духовную действительность за этой видимой действительностью);

Милый друг, иль ты не слышишь,

Что житейский шум трескучий -

Только отклик искажений

Торжествующих созвучий?

- выражение идей посредством символов (символ есть связь между двумя мирами, знак иного мира в этом мире; символ всегда многозначен: «Символ - окно в бесконечность»), в нём всегда есть смысловая глубина, он не поддаётся рациональному истолкованию);

- мистическое содержание (метафизический взгляд на историю как на вечную борьбу двух начал: Христа и Антихриста, светлого с тёмным, доброго со злым);

- расширение художественной впечатлительности (импрессионизм, большое значение приобретает субъективное начало; возникает культ «впечатления», который замыкал человека в самом себе; ценным и реальным было то, что мимолётно, неуловимо, недосказано, загадочно);

- вера в спасительную миссию Красоты (мотив пророчества, предвестия).

В качестве примера - строки Бальмонта:

Я ненавижу человечество,

Я от него бегу спеша.

Моё единое отечество -

Моя пустынная душа.

А теперь - футуризм:

- нигилизм (отказ от старой культуры: «бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч., и проч. с Парохода Современности»);

- антиэстетизм (самолюбование, желание эпатировать публику; претензия на единственное и окончательное слово в искусстве: «С высоты небоскребов мы взираем на их ничтожество!»; снижение высоких образов: «звёзды - черви, пьяные туманом»);

- поиск новых форм выразительности (звукоподражания, «свободный синтаксис», словотворчество, то есть создание новых слов: «Пинь, пинь, пинь! - тарарахнул зинзивер. О, лебедиво! О, озари!», ритмические изыски);

- урбанизм (отдавали предпочтение городской культуре перед деревенской);

- агрессия, пусть и смягчённая юмором и иронией.

В качестве примера - Маяковский:

Я сразу смазал карту будня,

плеснувши краску из стакана;

я показал на блюде студня

косые скулы океана.

На чешуе жестяной рыбы

Прочёл я зовы новых губ.

А вы

ноктюрн сыграть

могли бы

на флейте водосточных труб?

А теперь прослушайте задание (они лежат у вас на столах - карточки розового цвета): Разыграть эпизод из сказки «Красная Шапочка» так, как это сделали бы символисты и футуристы, и ответить на вопрос: «На какие эстетические принципы опирались участники противоположной группы при постановке эпизода?».

В качестве опорного материала вам предлагаются тексты эпизода (жёлтые листы), эстетические принципы (оранжевые листы) и тексты стихотворений символистов и футуристов (белые листы) и реквизит. Время на подготовку - 5 минут.

Текст эпизода:

Собралась Красная Шапочка и пошла к бабушке в другую деревню. Идет она лесом, а навстречу ей - серый Волк. Очень захотелось ему съесть Красную Шапочку, да только он не посмел - где-то близко стучали топорами дровосеки. Облизнулся Волк и спрашивает девочку:

- Куда ты идешь, Красная Шапочка?

А Красная Шапочка еще не знала, как это опасно останавливаться в лесу и разговаривать с волками. Поздоровалась она с Волком и говорит:

- Иду к бабушке и несу ей вот этот пирожок и горшочек масла.

- А далеко ли живет твоя бабушка? - спрашивает Волк.

- Довольно далеко, - отвечает Красная Шапочка. - Вон в той деревне, за мельницей, в первом домике с краю.

- Ладно, - говорит Волк, - я тоже хочу проведать твою бабушку. Я по этой дороге пойду, а ты ступай по той. Посмотрим, кто из нас раньше придет.

Сказал это Волк и побежал, что было духу по самой короткой дорожке. А Красная Шапочка пошла по самой длинной дороге.

- выступления;

- ответ на вопрос.

Вернёмся к цели. Получили вы представление о символизме и футуризме?

© 2010-2022