Урок по теме: Поэтика «остывших усадеб» в прозе И. Л. Бунина («Антоновские яблоки»)

Тема урока: Поэтика «остывших усадеб» в прозе И.Л. Бунина («Антоновские яблоки»). Цель урока:  раскрыть  родовые, главные черты бунинского мировосприятия, бунинского стиля. Эпиграф: Это хорошо. Тут Иван Бунин, как молодой бог, спел. Красиво, сочно, задушевно. (М. Горький Цитата: “…вместить в свое сердце весь зримый и незримый мир и вновь отдать его кому-то”. (И. Бунин) Ход урока I. Слово учителя. Для литературы Серебряного века харак­терно ностальгическое чувство по отношению к дворянской усадьб...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок №3.

Тема урока: Поэтика «остывших усадеб» в прозе И.Л. Бунина («Антоновские яблоки»).

Цель урока: раскрыть родовые, главные черты бунинского мировосприятия, бунинского стиля.

Эпиграф: Это хорошо. Тут Иван Бунин, как молодой бог, спел. Красиво, сочно, задушевно. (М. Горький

Цитата: "…вместить в свое сердце весь зримый и незримый мир и вновь отдать его кому-то". (И. Бунин)

Ход урока.

I. Слово учителя. Для литературы Серебряного века харак­терно ностальгическое чувство по отношению к дворянской усадьбе, ее традициям культуре. Мир русской усадьбы И. Бунин воссоздает и в стихах, и в прозе. Именно в нем, по мысли писателя, объединяется прошлое и настоящее, семей­ные традиции и индивидуальная человеческая жизнь. Описа­ния окрашены проникновенным лиризмом.

Сегодня нам предстоит чудесное прикосновение к творчеству И.А. Бунина: мы будем говорить об удивительном по своей красоте рассказе "Антоновские яблоки".

Для начала скажите, какие ощущения вы пережили, читая этот рассказ? (Ответы учащихся).
А вот мнение Твардовского: "Когда он (Бунин) вводит нас в раннее весеннее легкоморозное утро, на подворье захолустной степной усадьбы, где хрустит ледок, натянутый над вчерашними лужицами, или в открытое поле, где из края в край ходит молодая рожь в серебряно-матовых отливах, или в грустный поредевший и почерневший осенний сад, полный запахов мокрой листвы и лежалых яблок…,- все это приобретает для нас натуральность и остроту лично пережитых мгновений, щемящей сладости личного воспоминания".

- Каким же образом Бунину удается так воздействовать на читателя? В чем загадка его стиля и какова главная мысль рассказа? На эти вопросы мы постараемся ответить в ходе урока.

Фигура И. Бунина на грани нового века выглядит достаточно одинокой. Редкие для него попытки откликнуться "на злобу дня" малоудачны. Бунин - человек сугубо аполитичный. Его творчество 1890-х - начала 1900-х гг. сосредоточено на нравственно-духовных, эстетических задачах.

"Я написал и напечатал 2 рассказа,- вспоминал он об этой поре,- но в них все фальшиво и неприятно: один о голодающих, которых я не видел и, в сущности, не жалею, другой на пошлую тему о помещичьем разорении и тоже с выдумкой, между тем как мне хотелось написать только про громадный серебристый тополь, который растет перед домом бедного помещика Р. и еще про неподвижное чучело ястреба, которое стоит у него в кабинете на столе…"

Учитель. Как бы вы определили, что увлекает Бунина как писателя?

- А ведь многие годы учащимся в школе внушалось, что Бунин описывает умирание русского дворянства и его усадеб. Можно ли определить ценность рассказа именно в этом аспекте?

- Итак, у него нет желания бичевать какой-либо порок. Бунина отличает тяга к самовыражению. И хотя он начинает в русле народнической литературы,- самые интересные места связаны у него не с описанием крестьян, а с пейзажными описаниями, в которых Бунин сумел выразить свой величайший талант.

- Именно поэтому у нас не вызывают удивления весьма сдержанные оценки творчества Бунина этой поры. И именно поэтому так важны для него слова Горького-художника, разительно отличающегося от Бунина и художественным талантом, и литературной направленностью. Горький, прочитав "Антоновские яблоки", писал Бунину из Нижнего Новгорода в ноябре 1900 г.: "Это хорошо. Тут Иван Бунин, как молодой бог спел. Красиво, сочно, задушевно". Эти слова и будут эпиграфом нашего урока.

Как видим, Горький оценил талантливость и художественное совершенство этого рассказа. Сделаем это и мы.

II. Работа над вопросами домашнего задания.

Итак,

- Что особенно запомнилось герою рассказа из жизни в деревне?

- Выразительно прочитайте описание сада в начале 1-й главы рассказа и раннего утра в нача­ле 2-й главы. Какое настроение они придают на­чалу рассказа?

- Какой предстает деревенская жизнь в «Ан­тоновских яблоках»? Как вы сами воспринимае­те ее описание?

- Что особенно выделяет И.Бунин в изобра­жении усадьбы тетки, Анны Герасимовны?

- Как вы определите настроение героя расска­за «Антоновские яблоки»? Какова, на его взгляд, уходящая в прошлое эпоха?

- Как автор описывает сцены помещичьей жизни? Сравните описание охоты в «Антоновс­ких яблоках» со стихотворением И.Бунина «Не видно птиц». Как изображена осенняя природа в обоих произведениях? Какие чувства пробужда­ют в читателях два описания - лирическое и про­заическое? Чем похож рассказ писателя на лири­ческое произведение?

- Чувствуем ли мы подлинное веселье в опи­сании жизни мелкопоместного барина?

- В чем же своеобразие сюжета рассказа?

- Что связывает отдельные главы рассказа?

- Какую роль в рассказе выполняет запах антоновских яблок? В каких главах и почему Бунин говорит об этом запахе?

Учитель. Итак, ранняя проза Бунина бессюжетна, и рассказ "Антоновские яблоки" - пример этому: сменяющие друг друга впечатления, цепь коротких воспоминаний, спаянных единым поэтическим дыханием.

В раннем творчестве Бунина ведущим началом является лирика, поэзия. Сам Бунин считал себя прежде всего поэтом. Именно поэзия ведет прозу за собой, прокладывает ей дорогу. Отсюда музыкальность прозы Бунина, ее особый ритм. Бунин стремился, говоря словами Флобера, "придать прозе ритм стиха, оставляя прозу прозой".

Учитель. В ваших сборниках помещена поздняя редакция рассказа Бунина. Я же сейчас прочту вам раннюю редакцию, а вы ответите на вопрос: какую роль выполняет запах антоновских яблок в этой главе. "Начинается осень, идут беспрерывные дожди…, а ящики моего письменного стола полны антоновскими яблоками, и здоровый аромат их - запах меда и осенней свежести - переносит меня в помещичьи усадьбы, в тот мир, который скудел, дробился, а теперь гибнет, о котором через 50 лет будут знать только по нашим рассказам".

Вы наверняка обратили внимание на обилие запахов, цветовых оттенков, используемых Буниным.

Ответы учащихся по индивидуальным заданиям:

1) многообразие оттенков цвета (коралловые рябины, голубоватый дым, багровое пламя, черное небо и т.д.);

2) запахи (тонкий аромат опавшей листвы, запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести; запах дегтя; ржаной аромат и т.д.);

3) примеры звукописи ("с сочным треском"; "шурша по сухой листве"; приближающийся поезд и т.д.).

Учитель. Итак, по части красок, звуков и запахов, всего того, выражаясь словами Бунина, чувственного, вещественного, из чего создан мир, в предшествующей и современной литературе ему не было равных.

- Как вы думаете, с каким периодом жизни связаны воспоминания, описанные в 1 главе? Только ли в этой главе автор использует народные приметы? Для чего?

Индивидуальное задание: перечисление народных примет, ответ на вопрос о роли в рассказе народных примет.

Учитель. Какие два уклада жизни сравнивает во 2 главе Бунин? (уклад средней дворянской жизни и уклад богатой мужицкой жизни). Что является результатом этого сравнения? Ответьте цитатой из текста (...).

- Сельское старосветское благополучие. О нем вспоминает Бунин во 2-й главе. Куда же благодаря этим воспоминаниям мы переносимся вместе с автором? (В усадьбу Анны Герасимовны.)
"Крепостного права я не знал и не видел, но, помню, у тетки Анны Герасимовны чувствовал его". После такой фразы у писателя этой поры, резко реагировавшего на злобу дня, могли бы появиться картины суровой жизни крепостных. А у Бунина?

- Единственная деталь, которая может быть отмечена в этом плане - старики - бывшие крепостные, "когда выезжаешь во двор, подтягиваются и низко-низко кланяются". Но это не вызывает у нас никакого чувства сострадания.

- Итак, идеализация есть, но не столько социальных порядков, сколько особенного состояния души тех, кто крепко связан с чернеющими или зеленеющими полями, долинами, оврагами.

- А сейчас мы перейдем к эпизоду, который, может быть, является для Бунина самым главным.
- Изображая быт помещиков, охоту, писатель любуется некогда будто бы неколебимым единением людей, их неразрывными узами с землей, нехитрыми естественными утехами, нравами. По убеждению автора, на этой почве возник неповторимый пласт отечественной культуры, прославленный в старых книгах и старых портретах, в творениях классицизма, в журнале романтических времен "с именами Жуковского, Батюшкова, лицеиста Пушкина".

А вот и 4 глава. В первом предложении прослеживается лейтмотив антоновских яблок. Что вносит это предложение в повествование? (Усиливается мотив грусти, приближающегося ухода последних помещиков.)

На какой же ноте заканчивается рассказ? Чтение последнего абзаца.

Акцентируем внимание на фразе: "С грустной, безнадежной удалью". Посмотрите, какие противоречивые по значению оттенки сочетает в этой фразе автор. Удаль - безнадежная, грустная. Такое сочетание слов, которые противоречат друг другу, называется оксюмороном.

- Именно оксюморон использует обычно Бунин, когда хочет с особой психологической точностью передать сложные состояния: предельно сильное ощущение красоты и одновременно трагизма земного бытия.

- Использование оксюморона в данном случае подчеркивает особенность русского характера. Подумайте, ведь тоже самое настроение мы встречаем в русских народных песнях. Особенно метким в этом смысле мне кажется эпитет "безнадежная".

- Вот на такой грустно-удальской ноте и завершает свой рассказ И. Бунин.

Подведем итоги.

Что помогло нам в разгадке бунинского стиля? (Наблюдение над настроением героя, над особыми бунинскими образными средствами, анализ названия и т.д.).

Задание на дом: стр. 31-39, прочитать рассказ «Господин из Сан-Франциско» (на уроке - опрос по содержанию); вопросы на стр.54-55-№№ 3, 4, 9, 10.


© 2010-2022