- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Учебный проект по литературе Художественный мир Сергея Есенина
Учебный проект по литературе Художественный мир Сергея Есенина
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Кошелева Г.М. |
Дата | 11.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Учебный проект "Художественный мир Сергея Есенина"
Одной из современных педагогических технологий является метод проектов. Несмотря на многие положительные качества, он довольно медленно внедряется в активную педагогическую практику, так как перед педагогом встает проблема, как совместить метод проектов с классно-урочной системой. Предлагаю свой опыт изучения темы "Лирика Сергея Есенина" в 11-м классе с использованием варианта метода проектов,
"Визитная карточка" учебного проекта
Тема проекта: "Художественный мир Сергея Есенина"
Типология проекта: информационный
Категория учащихся: учащиеся 11 класса
Продолжительность проекта: 2 учебных недели
Предмет: литература
Учебная тема: "Лирика Сергея Есенина"
Ключевые понятия: художественный мир поэта, основные мотивы лирики поэта, особенности стиля, образ лирического героя, эволюция взглядов поэта, этапы творческого пути.
Образовательные цели:
-
выявить особенности художественного мира Сергея Есенина
-
воссоздать характер лирического героя Сергея Есенина
Развивающие цели: способствовать формированию информационной культуры
Воспитательные цели: способствовать формированию коммуникативной культуры.
Система уроков
Урок 1. "Мозговой штурм".
На уроке проводим обсуждение данной темы проекта. В процессе этого обсуждения учащимся предлагается определить существенную отличительную черту лирики С. Есенина. Сами ребята обращают внимание на то, как много стихов поэта стало песнями, которые воспринимаются как народные, что в его поэзии слышится что-то русское. Слово «Родина» для поэзии Есенина можно назвать ключевым словом. Формулируется основополагающий вопрос проекта (считаю, что в 11-м классе данный этап возможно провести совместно с учащимися, так как в этом возрасте происходит активное формирование мировоззрения и у большинства учащихся есть интерес к философским вопросам). Основополагающим является обширный вопрос, на который нельзя ответить одним предложением без проведенной исследовательской работы.
Итак, основополагающий вопрос нашего проекта:
Почему Сергей Есенин "самый русский" из поэтов серебряного века?
На первом же уроке определяются и проблемные вопросы, на которые учащиеся ищут ответ в результате участия в проекте. Ответ на каждый из проблемных вопросов дает возможность приблизиться к решению основополагающего вопроса. Формулируются с помощью наводящих вопросов темы самостоятельных исследований в рамках каждого проблемного вопроса. К концу урока у каждого учащегося в тетради должна быть составлена таблица (учитель по ходу обсуждения чертит ее на доске).
Проблемные вопросы
Темы исследования
Какие факторы повлияли на формирование русского характера поэта Сергея Есенина?
Истоки русского национального в характере Сергея Есенина.
Каковы черты русского национального в характере лирического героя Сергея Есенина?
Фольклорные мотивы в лирике Сергея Есенина.
Любовь к "братьям меньшим" в лирике Сергея Есенина.
Любовная лирика Сергея Есенина.
Любовь к родной природе.
Каково отношение Сергея Есенина к России?
Есенин и революция.
Изменение отношения к России в послереволюционный период.
Образ Родины в лирике Сергея Есенина.
Урок 2. Управляемая дискуссия, метод наводящих вопросов.
Формирование групп учащихся для проведения исследований. Возможна и индивидуальная работа. Определение формы представления результатов. Выбрана форма презентации. Учитель знакомит с требованиями, предъявляемыми к учебным презентациям, указывает, какова их цель (наглядное представление результата самостоятельной деятельности), что может быть содержанием презентации, разбирает на примерах возможные ошибки.
Обсуждение плана работы учащихся индивидуально или в группе. Учащиеся определяют для себя "цепочку" вопросов и ответов, которые надо доказать в исследовании, продумывают пути проведения своих исследований. Учитель предлагает составить предварительный сценарий презентации, оказывает консультативную помощь.
Обсуждение с учащимися возможных источников информации, вопросов защиты авторских прав, достоверности источников информации.
Домашнее задание: сбор материала по теме исследования.
Урок 3..
Каждая группа представляет собранный материал. В ходе обсуждения нужно выяснить, отвечает ли представленный материал на основополагающий вопрос проекта. Учащиеся класса дают советы, предлагают исключить какую-либо информацию, либо расширить исследование, рассмотреть дополнительные аспекты. Учитель направляет обсуждение с помощью наводящих вопросов. В финале обсуждения рабочих материалов учитель сообщает, что каждое исследование должно иметь свою цель, ее наличие поможет отобрать нужную информацию и выбрать последовательность изложения. На примере ученических проектов прошлых лет проводится тренировка по определению цели исследования и ее формулированию.
Домашнее задание: доработать исследования, внести коррективы с учетом сделанных замечаний, сформулировать цель исследования.
Урок 4. Индивидуальные консультации. Самостоятельная работа в группах.
Роль учителя - консультирование, помощь, направление деятельности учащихся в методически нужное русло.
Домашнее задание: подготовка презентации по отчету о проделанной работе (доклад на 5-6 минут, который должен сопровождаться компьютерной презентацией, чтением и анализом стихотворений по выбору учащихся).
Уроки 5, 6. Защита проектов.
Каждой группе на представление полученных результатов дается до 6 минут. Затем проводится обсуждение. Задача выступающих - воспользоваться вопросами для того, чтобы суметь рассказать то, что осталось за рамками выступления. Кроме этого, учащимся предлагается вести конспект урока используя таблицу, составленную на 2-ом уроке: в левой колонке записывается тема исследования, в правой - тезисы выступления. Таким образом, к концу урока у учащихся в тетради должны быть записаны тезисы темы "Художественный мир Сергея Есенина". Учитель предупреждает, что конспекты будут им оценены.
Уроки, проведенные с использованием метода проектов, вызвали большой интерес у учащихся, которые проявили активность, инициативу. Понравился и урок-защита работ, результат которого - оценка у каждого учащегося (некоторые получили по 2 оценки). Однако главный результат - это осознание, что подготовленные презентации могут быть использованы на других уроках в других классах. Их главное достоинство в том, что они являются самостоятельной творческой и исследовательской работой учащихся.